Возможности домашней учебной самостоятельной работы по чтению в развитии творчества

Возможности домашней учебной самостоятельной работы по чтению в развитии творчества. Опытно-экспериментальная работа проводилась на основе уроков чтения.

В связи с этим невозможно не обратить внимание на некоторые особенности методики проведения уроков чтения в начальных классах.

Нас интересовал методический подход к задаванию и проверке домашних заданий по чтению, к тому, каковы их особенности и характер, насколько они влияют на развитие творчества учащихся. Изучение и анализ методической литературы показали, что данным вопросам уделяется недостаточное внимание. В Методике обучения русскому языку в начальных классах Т.Г. Рамзаева и М.Р. Львов рассматривают некоторые общие положения и приемы, применяемые на уроках классного чтения.

Рамзаева Т.Г Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах М 1979 С.94. Как нам кажется, они несомненно должны использоваться и при задавании учителем домашних заданий, так как огромное воспитательное, образовательное и развивающее значение имеют не только сами уроки чтения, но и соответствующая им домашняя работа.

Т.Г. Рамзаева отмечает, что воспитательное и образовательное значение уроков классного чтения взаимообусловливают друг друга и взаимодействуют между собой. Данное обстоятельство позволяет рассматривать их во взаимосвязи и говорить об едином воспитательно-образовательном процессе. При этом необходимо специально подчеркнуть, что воспитательно-образовательное значение уроков чтения включает в себя не только содержательную сторону, но и операционную. Важно не только то, какими знаниями об окружающей действительности овладевают учащиеся, какие качества личности у них формируются, но и как это осуществляется на уроках, Диаграмма 2. Экспериментальный класс 4мА . Контрольный срез 2. Уровни творчества Э Высокий 0 Средний 0 Низкий Диаграмма 3. Контрольный класс 4мЖ . Контрольный срез 1. Уровни творчества Высокий и Средний И Низкий Но стоит учитывать и специфику задания, которое давалось в качестве второго контрольного среза сочинить стихотворение довольно сложно и дается не каждому, так же сложно его оценить.

Однако мы можем отметить, что в экспериментальном классе работ, которые мы отнесли к высокому уровню развития творчества гораздо больше, чем в контрольном классе. Учитывая также, что первоначальный уровень развития творческих способностей у ребят этого класса был выше, чем в контрольном классе, можно считать, что уровень развития творческих способностей у ребят экспериментального класса выше среднего, эксперимент дал свои положительные результаты.

Чтобы более наглядно проследить динамику ростр, творческих способностей учащихся обоих классов, предлагаем следующие диаграммы.

Диаграмма 1. Экспериментальный класс 4 А . Контрольный срез 1. Уровни творчества и Высокий Ы Средний В Низкий - оригинальность, то есть насколько стихотворения ребят будут неподражательными, насколько будут отличаться от образца - фантазия - то, насколько необычными будут стихи, как ребята проявят свою индивидуальность. Результаты работы ребят можно представить следующим образом.

Таблица 5. Уровни творчества Экспериментальный класс 4 А Контрольный Ж класс 4 Высокий 42 33 Средний 58 67 Низкий Большая часть стихов ребят контрольного класса 67 была отнесена к среднему уровню развития творчества. На этот раз ребята были достаточно оригинальны, неплохо фантазировали, но стихам не хватало некоторой стройности, отточенности, красоты языка. Однако дети справились с заданием. К среднему уровню развития творчества мы отнесли стихотворение Юсубовой Кати. Жил-был крот. Ему один год. Сделает крот В земле переворот И дождевые черви Попадут ему прямо в рот! К высокому уровню развития творчества было отнесено 33 работ.

Ребята хорошо справились с заданием, их работы можно высоко оценить по всем критериям. Примером таких работ может служить стихотворение Таничевой Оли. Желтое солнце - Луч золотой. Сравнивая сочинения ребят обоих классов, можно отметить, что первоначальный уровень творчества, выше у ребят экспериментального класса.

Можно предположить, что дети, занимающиеся по учебнику Н.А. Чураковой больше привыкли к заданиям подобного рода, они готовы к проявлению творчества в различных формах, готовы учиться ему, воспринимать то, что предлагает учитель. Они не ограничивают свою фантазию, не боятся высказывать самые смелые оригинальные идеи. Вся система Л.В. Занкова и, в частности учебник по чтению Н.А. Чураковой, нацеливают их на это с первого класса. Ребята контрольного класса, по нашему мнению, вполне способны проявить свои творческие способности в подобных видах деятельности, но им не хватает оригинальности, свободы мысли, они больше привыкли к репродуктивным заданиям, привыкли действовать по образцу.

Контрольный срез 2. На завершающем этапе нашего эксперимента был проведен еще один контрольный срез. В качестве заданий экспериментальному классу предлагалось написать хокку на одну тему в трех разных стилях, контрольному классу - стихотворение о природе. Стихи ребят того и другого класса получились достаточно интересными. Их не так просто сравнивать, так как хокку имеет свои отличительные особенности японское трехстишье о природе, без рифмы, но с четким ритмом, рисунком, философского содержания. Однако по уровню развития творчества, работы ребят двух классов все-таки можно сопоставить.

Работы ребят оценивались нами по тем же критериям, но с некоторой поправкой на новое задание. За время эксперимента учащиеся того и другого класса изучали достаточное количество стихов, поэтому в наши критерии оценки уровня творчества мы внесли следующие коррективы - точность воспроизведения, то есть стихотворение на заданную тему, с соблюдением тех правил, по которым оно должно строиться 1. уровень высокий - работу можно высоко оценить по всем трем показателям. 2. уровень средний - работа достаточно хорошая, но какой-либо из критериев не учтен. 3. уровень низкий - работа практически не отвечает критериям оценки. Итак, оценив работы ребят по приведенным критериям, мы можем представить их количественный анализ в следующей таблице.

Таблица 4. Уровни творчества , Экспериментальный класс 4 А Контрольный Ж класс 4 Высокий 23 - Средний 68 56 Низкий 9 44 Как видим, сочинения ребят контрольного 4 Ж класса в большинстве своем 56 можно отнести к 2 уровню развития творчества. Можно отметить, что все сочинения учащихся этого класса отвечали требованию о точности воспроизведения материала, то есть дети хорошо знают текст, действующих лиц и т.д. Возможно, это даже в чем-то мешало ребятам проявить фантазию, некоторые сочинения были больше похожи на пересказы.

Сочинения этих ребят были довольно оригинальны.

Учащиеся по-своему развили сюжет сказа, вышли за рамки прочитанного, высказали свое мнение по поводу действий героев сказа, согласились или не согласились с ними. Однако, по нашему мнению, практически никто из ребят не проявил в достаточной мере свою фантазию. Даже те сочинения, которые удовлетворяли первым двум критериям, не показались нам достаточно необычными.

Ребята фантазировали в рамках реальной жизни, не позволяя своему воображению I перенести себя в мир сказки, хотя бы ненадолго поверить в ее чудеса. 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы В начале и в конце экспериментальной работы проводились контрольные срезы в экспериментальном 4 А и контрольном 4 Ж классе СПОШ 26. Их целью было подтвердить или опровергнуть наше предположение о том, что учащиеся экспериментального класса действительно должны быть более подготовлены к творческим заданиям, показывать более высокий уровень творчества, чем учащиеся контрольного класса. А также доказать, что применяемая нами система творческих домашних заданий по чтению влияет на развитие творчества младших школьников, повышает их творческий потенциал.

Контрольный срез 1. Чтобы выявить первоначальный уровень развития творчества учащихся обоих классов, им было предложено написать дома сочинение по пройденному произведению 4 А класс - Я - житель кукольного царства по сказке Э Т А. Гофмана Щелкунчик и Мышиный король , 4 Ж класс - Что бы я сделал, если бы поймал Серебряное копытце по сказу П.П. Бажова Серебряное копытце. Работы ребят оценивались по следующим критериям - точность воспроизведения, то есть насколько точно ребенок ориентируется в оригинальном сюжете произведения, знает имена героев, взаимоотношения между ними - оригинальность, то есть оценивается умение ребенка выйти из рамок прочитанного произведения, опираясь на сюжет сказки, создать что-то свое, а не пересказать ее - фантазия, оценивается уровень воображения ребенка если его, конечно, можно оценить, то есть насколько необычно то, что придумал ребенок.

Данные критерии оценки позволили нам выделить следующие уровни творчества красного листа, красного осеннего куста, осеннего леса. прикрепляют свои рисунок к соответствующему изображению на доске или подписывают свое сравнение, зачитывают свои рассказы и т.д. Затем вместе с учителем подводят итог, находят сходства и различия в сравнениях разных ребят, отмечают особенности каждой работы.

Это задание использовалось в основной части эксперимента.

Оно отличается от заданий начального этапа и имеет уже значительную степень трудности. Ребятам дается не просто творческое задание, а предоставляется значительная свобода выбора, что очень важно для нашего эксперимента. Ребята должны чувствовать, что их не ограничивают в проявлении их творчества. Хотя им даются некие образцы выполнения подобного задания, их задача состоит в том, чтобы, проанализировав всю исходную информацию, создать что-то свое, новое, оригинальное.

Со стороны учителя необходим контроль, но не жесткая оценка. Творческое задание нельзя оценивать с позиции плохо или хорошо. Это проявление индивидуальности каждого ребенка, часть его души, которую нельзя оценить с помощью школьной отметки. Учитель и дети могут лишь высказать некоторые пожелания, задать какие-то вопросы. Задание переводит детей на более высокий уровень абстракции, дает им возможность проявить себя в новых условиях, выявить новые творческие способности. назвать картиной тысячи полуоткрытых уст, красный лес как праздник в своем спокойном благородстве.

Так что мы действительно можем живо представить картину осеннего леса. Какие еще изученные произведения литературы мы можем назвать картинами, а поэтов - художниками М. Волошин Зеленый вал Домашнее задание - Представьте, что это вы приходите в осенний лес на прогулку. С чем бы вы сравнили первый красный лист, покрасневший куст, багряный лес? Какие чувства вызывают они в вашей душе? Станьте ненадолго писателем, поэтом, художником, а может быть фотографом или сказочником, кем захотите, и опишите так, как сможете, на что же по-вашему больше похожи осенние пейзажи из стихотворения Д. Самойлова.

Проверка домашнего задания - Сегодня мы увидим, как же вы представляете свою красную осень На доске изображение Ребята выходят к доске со своими работами рисунками, сочинениями, стихами, сравнениями и т.д. и которые проиллюстрировали стихотворение М. Волошина Зеленый вал . иллюстрация.

Зрители на местах могут высказывать свое мнение, пожелания автору. Данное задание предлагается детям на начальном этапе эксперимента, оно отвечает требованиям принципа возрастающей сложности. То есть задание довольно конкретное, не требующее особых размышлений при выборе форм и средств его выполнения. По нашему мнению, это необходимо на начальном этапе эксперимента, так как давать сразу сложные задания, требующие значительного творческого потенциала нецелесообразно.

Дети должны привыкнуть к подобным заданиям, к требованиям учителя. Такая работа не должна быть навязана детям, они должны выполнять ее с желанием и самостоятельно, только тогда подобные задания достигнут цели. Это задание, бесспорно, носит творческий характер и предоставляет учащимся некоторую свободу выбора дети сами выбирают эпизод стихотворения, могут высказать свое мнение по поводу работ друг друга и т.д На данном этапе это необходимое условие, чтобы развивать творческий потенциал детей, их интерес к подобным заданиям, желание работать, творить, создавать что-то новое, свое, а не действовать по образцу, лишь повторяя заданное. Фрагмент 2 Тема урока Д. Самойлов Красная осень Таблица 2. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Итог урока Итак, сегодня мы познакомимся еще с одним поэтом-художником.

А почему стихотворение Красная осень Д. Самойлова можно - Поэт находит очень яркие сравнения первый красный лист сравнивает с обнаженным сердцем леса, на красном кусте как будто расположилось две Домашнее задание - Давайте теперь и мы, как настоящие художники, а может быть и поэты, постараемся на бумаге с помощью кисти, красок, карандашей и нашей фантазии передать то, что описал М. Волошин в своем стихотворении.

Не забывайте, что в стихотворении описывается не только затишье после бури, но и тревожное преддверие нового шторма. А какой момент вы выберите, решать вам. нем его лучшие качества и полюбить его. В Третьяковской галерее мы видели картину Ф. Васильева Мокрый луг. Там тоже запечатлена природа в момент перехода из одного прекрасно- умиротворенного состояния в другое пугающе-буйное, неистовое.

Проверка домашнего задания. Сегодня мы можем организовать свою выставку в Третьяковской галерее. На нее приглашаются все желающие художники, Ребята выставляют свои рисунки у доски и рассказывают, к какому именно отрывку стихотворения относится их Итог урока - Можно ли утверждать, что М. Волошин, создавая в стихах пейзаж, пользуется средствами живописца? Давайте отправимся в Русский музей и найдем картину И. Айвазовского Девятый вал. Можно ли сравнить картину, нарисованную словами в стихотворении М. Волошина, и картину И. Айвазовского Девятый вал А чем похожи два этих произведения? В каких-то еще произведениях литературы и живописи мы встречали такой контраст Да, он прибегает к очень образным сравнениям, описывает цвета находят это в тексте Картина И. Айвазовского может служить своеобразной иллюстрацией к стихотворению М. Волошина.

Дети сравнивают стихотворение и картину.

И поэт, и художник запечатлели очень интересное пограничное состояние природы. Они показали как раз тот момент, когда она одновременно прекрасная и пугающая, завораживающая и зловещая, притягивающая и отталкивающая В сказке Э Т А. Гофмана Щелкунчик и Мышиный король у Щелкунчика было доброе сердце, смелый, честный, благородный нрав и отталкивающая, непривлекательная внешность, но Мари смогла заметить в этих домашних заданий, на это необходимо обращать внимание учителя и родителей.

Так же 18 человек из класса утверждают, что имеют достаточно времени для занятий по интересам. Пяти учащимся не всегда хватает свободного времени и двое считают, что времени для занятий по интересам им не хватает. Отсюда следует вывод, что домашние задания вообще и в частности по чтению в основном не перегружают детей, и большинство из них имеют достаточно времени для других занятий.

Вторая группа вопросов была направлена на выяснение мнения детей о том, как учитель руководит домашней работой по чтению. На вопрос всегда ли учитель поясняет домашнее задание по чтению, 19 человек ответили - да , 1 ребенок не всегда замечает пояснения учителя, трое только иногда отмечают его и двое учащихся утверждают, что учитель не поясняет домашнее задание по чтению. Следовательно, большая часть детей адекватно реагируют на пояснения учителя по поводу домашнего задания, замечают их. Но в классе так же есть дети которые не воспринимают эти пояснения.

Следующим был вопрос о проверке домашних заданий по чтению учителем на уроке. Приблизительно половина класса 15 человек утверждает, что учитель всегда проверяет устные и письменные задания по чтению. Остальные дети считают, что задания проверяются не всегда. Можно предположить, что учитель не всегда четко контролирует выполнение детьми их домашних заданий по чтению, дети не всегда видят проверку их работы, узнают о результатах.

Остальные вопросы были направлены на выяснение отношения детей к характеру домашнего задания. Самостоятельно выполняют домашнее задание по чтению 15 человек из класса. Остальные более или менее часто прибегают к помощи взрослых. 11. Ты всегда выполняешь их сам? Да Не всегда Иногда Нет 12. Ты хотел бы, чтобы таких заданий было больше? Да Не всегда Иногда Нет 13. Как ты считаешь, такие задания полезны для тебя, помогают в учебе? Да Не всегда Иногда Нет Первый, второй, третий вопросы ставили своей задачей выяснить объем домашних заданий по чтению.

Большинство учащихся человека тратили на подготовку домашнего задания по чтению меньше одного часа. Однако два человека из класса ответили, что тратят на него до 2 часов и более. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что время, отведенное на выполнение домашнего задания по чтению сугубо индивидуально для каждого ребенка. Большая часть класса тратили на эти задания достаточное количество времени.

При этом отмечает, что всегда устает после выполнения домашних заданий по чтению. Из этого следует, что большинство детей не устают после выполнения домашней работы по чтению. Это соответствует тому, что большая часть класса выполняет эти задания менее 1 часа. Но семь человек отметили, что все-таки устают при выполнении Иногда Нет 6. Всегда самостоятельно выполняешь свое домашнее задание по чтению без помощи родителей, других взрослых ? Да Не всегда Иногда Нет 7. Тебе нравится домашнее задание по чтению, они тебе интересны? Да Не всегда Иногда Нет 8. Ты с удовольствием выполняешь домашнее задание по чтению? Да Не всегда Иногда Нет 9. Часто ли учитель дает домашнее задание по чтению, где нужно было бы что-нибудь придумать нарисовать, сочинить стихотворение, сказку, написать сочинение и т.д Да Не всегда Иногда Нет 10. Нравятся ли тебе такие задания? Да Не всегда Иногда Нет положительного влияния творческих домашних заданий по чтению на развитие Л творчества детей, их активности. ф В анкетировании принимали участие дети 4 класса человек. Анкета содержала следующие вопросы. 1. Сколько времени ты тратишь на подготовку домашнего задания по чтению менее 1 часа да - до 1 часа не всегда - до 2 часов иногда - более 2 часов. нет 2. Устаешь ли ты после выполнений домашних заданий по чтению? Да Не всегда Иногда Нет 3. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам чтение, секция, кружки и т.д Да Не всегда Иногда Нет 4. Учитель всегда поясняет устные и письменные задания по чтению? Да Не всегда Иногда Нет 5. Учитель всегда проверяет устные и письменные домашние задания по чтению? Да Не всегда качестве домашней работы.

Но даже, казалось бы, творческое задание -составить рассказ о своем любимце приобретает несколько ограниченный характер детям даются строго определенные темы, в четвертом классе ребята могут уже проявить гораздо больше самостоятельности и фантазии.

Также нужно отметить, что каждое произведение в учебнике Родная речь представлено как бы отдельно от всех остальных.

Произведения одной главы связываются лишь очень общей темой например, Классика , Мир детства , Родина и т.д В то время как в учебнике Н.А. Чураковой, произведения одной главы связаны более тесно, все они дополняют друг друга, раскрывают одно явление с разных сторон, также как и все главы учебника объединены общей целью.

При таком построении учебника, как нам кажется, учителю намного легче самому ориентироваться в материале и направить работу детей, а также подбирать задания для классной и домашней, в том числе и творческой, работы.

Сравнительный анализ учебников позволил предположить, что ребята из экспериментального класса, занимающиеся в системе Л.В. Занкова по учебнику Н.А. Чураковой, действительно должны быть более подготовлены к творческим заданиям, показывать более высокий уровень творчества, чем учащиеся контрольного класса. 2.2.