рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Виды обработки бересты

Работа сделанна в 2004 году

Виды обработки бересты - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 2004 год - Методика преподавания декоративно-прикладного искусства Виды Обработки Бересты. Тиснение, Гравировка И Выскабливание Бересты. ...

Виды обработки бересты. Тиснение, гравировка и выскабливание бересты.

Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Их сообщает Андрей Болотов Незаурядный человек, принадлежавший к числу просвещенных людей своего времени, Болотов почти всю свою жизнь прожил в деревне. Двадцать семь лет он вел дневник, который был опубликован под названием Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков. Для современных историков эта книга является своеобразной энциклопедией жизни 18 века. Болотов писал обо всем - об обычаях, нравах, быте, о хозяйственной жизни, политических событиях того времени в своем дневнике Никакая работа и мастерство мне так не полюбилась, как одна особливая - производить из простой бересты табакерки, стаканчики, кружечки. Болотов научился украшать их резьбой и тиснением, которое еще называется чеканкой.

Он подробно объясняет, как это делается Сия чеканная работа производится маленькими палочками, у коих на концах вырезаны разные фигуры и расположенные так, чтобы при наставлении палочки на бересту и при ударении в другой конец ее молотком выпечатывалась на бересте довольно возвышенная фигурка. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением.

Ударяя молотком по канфарнику чекан в виде трубочки, мастер выбирает фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. В 19 веке она применяется и в берестяных изделиях.

Тиснение по бересте делают специальными кренами своего рода штампиками или чеканками. Штампики изготавливают из палочек стержней, брусков круглой, прямоугольной или квадратной формы. Древесина для штампиков выбирается твердая дуб, вяз, береза, клен. Можно изготовить их также из металла, пустотелых трубочек или кости. Длина палочек выбирается такая, чтобы в процесс6е работы их было удобно держать это примерно 80-100 мм. Заготовив необходимое число палочек, тщательно зачищают их от шероховатостей. Затем одному из торцов, который будет рабочий, придают какой-нибудь элемент будущего орнамента круг, квадрат, ромб, розочка, полоска и т.д. Чем больше штампиков, тем выразительней будет композиция узора.

Более сложные по форме штампики с элементами, например растительного орнамента вырезаются небольшими стамесками, которые используются в резьбе по дереву. Перед нанесением тиснения бересту размечают шилом на полоски или квадраты, в которых штампиками будет оттиснут рисунок.

Для того чтобы сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем наружу. В объемные изделия необходимо вложить деревянные брусочки. Приложив необходимый по рисунку штампик к бересте, по нему сильно ударяют молотком. В результате не бересте получается отпечаток. Таким образом делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка, его глубина и четкость зависят о силы удара точного прикладывания к месту узора. Выскабливание выполняется следующим образом.

Составив эскиз или шаблон будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов циркуля и линейки. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний, тонкий слой бересты. Можно и использовать плоскую стамеску, если ширина линий узора в его элементах одинаковая. В украшениях берестянного изделия можно использовать и гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов узора поддевают ножом. Благодаря слоистому строению бересты, элементы легко расслаиваются.

Получаются слои различные по цвету. Изложенными выше видами обработки бересты можно украсить полоску бересты и использовать ее в качестве закладки для книг или изготовить из бересты обложку для записной книжки. 2.6.2 Роспись. Распиная береста- один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестянных изделий. Сегодня чаще всего расписываются берестянные туески и посуда.

Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета. Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы- цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи. Перед тем, как расписывать поверхность берестянного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать.

Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют не большой шпатель. Затем берестянное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидким, потом более густыми, и сушка, после чего берестянное изделие расписывается и лакируется.

Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи- масляные лаки. Для окраски и лакировки нужны две беличьи кисточки 10-16. А для росписи три- четыре беличьи или колонковые 1-3. 2.6.3 Резьба. Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей.

Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом. Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется нож-резак, шильце притупленное и ошлифованное, линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу. Изготовление берестянных изделий с резьбой состоит из - изготовление заготовок - изготовление орнамента - монтажа, в процессе которого берестянная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.

Изготовление заготовок включает - расслоение бересты - нарезка полосок - разметка рисунка под орнамент. Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течении 3-4 часов и лишь потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом в местах прилипания одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить.

Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок.

Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка. Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга.

Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики ит.д, далее постепенно усложняя рисунок. Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется 6 она должна сохранять свой естественный цвет. 2.6 .4 Аппликация. Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто- медовых, приглушенных красноватокоричневых тонов великолепно гармонируют между собой.

Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой. Интарсия- это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте. Слово интарсия и инкрустация часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. И это не является ошибкой, хотя понятие инкрустация2 более широкое, так как кроме дерева или бересты могут использоваться и другие материалы- металл, бесер и т.д. При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты.

Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне- мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка.

Взаимовлияние цветов снижается, если границы между различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок. 2.6.5 Плетение. Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия, необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент. Красота изделия от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно определить цвет будущего изделия.

Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят исключительно от точности нарезки лент. Если одно из десяти лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму. Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются ленты длиной 400мм, то неследует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет качественного материала.

Для того, чтобы нарезать берестянные ленты, необходимо рулоны раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, равно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на доске. Затем плотно прижимают берестянной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом.

При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину лент тщательно выверяют, а затем ножницами заостряют с обеих сторон. Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты они высохнут и будут не пригодны в работе. Один из самых простых способов плетения из бересты - это изготовление плашек. Такие плашки выплетаются, как правило, из обрезков и отходов.

Применение подвески, украшения, шторы. Для плетения плашки нужно две полосы одинаковой ширины. Последовательно выплести полосы согласно указанным стрелкам схема 1,прил.2 . На схеме 2 прил.3 показано несколько вариантов композиции из берестяных плашек, соединенных между собой тонкой нитью. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методика преподавания декоративно-прикладного искусства

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, … Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Виды обработки бересты

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Воображение и его развитие в детском возрасте
Воображение и его развитие в детском возрасте. Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение н

Творческие возможности
Творческие возможности. Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение открытие новых закономерностей в науке, изобрете

Творческий процесс
Творческий процесс. По иронии - и в укор современной когнитивной науке - за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории как это было с памятью или восприятием, которая смогла бы объ

Движущие силы творческого процесса
Движущие силы творческого процесса. Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же

Психология детского творчества
Психология детского творчества. Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей, психологические закономерности детского творчес

Береста и быт
Береста и быт. В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири иДальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт кре

Холмогорский промысел
Холмогорский промысел. На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери легко перенеслись на берестяные шкат

Олонецкий промысел
Олонецкий промысел. Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса поселились старообрядцы, скрывающиеся от царско

Рязанский промысел
Рязанский промысел. Рязань расположена на правом живописном берегу Оки. Это красивый старинный русский город. Он упоминается еще в летописи 1095 года под именем Переславля Рязанского. В ряза

Берестяной промысел Нижнего Тагила
Берестяной промысел Нижнего Тагила. На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые при

Якутский берестяной промысел
Якутский берестяной промысел. Береста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали посуду и утварь ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для жира, ведра для сбора

Заготовка бересты
Заготовка бересты. Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимать умело, не повреждая следующий слой к

Хранение бересты
Хранение бересты. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях чердак, подвал, сарай, кладовка. Берестяное после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента прол

Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты
Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты. Методические основы работы кружка по художественной обработке бересты. Основным принципом педагогики является

Пояснения
Пояснения. За основу методической программы по художественной обработке бересты, взята программа студии Матрица город Санк-Петербург. Затем данная программа проработана, дополнена и частично

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги