рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Движущие силы творческого процесса

Работа сделанна в 2004 году

Движущие силы творческого процесса - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 2004 год - Методика преподавания декоративно-прикладного искусства Движущие Силы Творческого Процесса. Можно Прекрасно Знать Технологию Эффектив...

Движущие силы творческого процесса. Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии.

Однако что-то же должно заставить пробудиться эту самую фантазию к жизни.

Из чего-то же должна она возникнуть, потому что ни движение, ни течение, ни полет, ни падение, ни огонь, ни даже холод не бывают без своего источника, без движущей силы. Итак, движущие силы. К ним относится все, что может стать первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для начала творческого процесса. Что же побуждает человека к свершению перемен? Наверное, каждому человеку, особенно человеку творческому, присущи свои индивидуальные побудительные мотивы, новместе с тем должны же быть и общие.

Общие, потому что все мы человеки и ничто человеческое всем нам не чуждо, а свои, потому что все, что не чуждо, проявляется для каждого сугубо конкретно. Что же это общее, но конкретное, которое не чуждо? Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот потребности и эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции - в зависимости от успешного удовлетворения потребностей или хотя бы от перспективы удовлетворения - вторичны.

Поэтому можно сказать, что творческий человек - это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет и, притом, хочет много. Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать - это поставить себя в состязательные условия, в условия близкие к условиям борьбы за выживание, в условия войны, как говорится, не на жизнь, а на смерть.

Вывод из этого простой большинству людей для начала творческой деятельности обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением, то есть наносить себе маленькую психическую травму иногда плавно переходящую в необратимое увечье. Для этого могут применяться внешние возбудители стрессоры, связанные со специфическими социальными факторами - страх, тщеславие, престиж, конкуренция, жажда самоутверждения и т. д и индивидуальные психологические приемы аутотренинг. Главное в этом деле - научиться максимально использовать эти специфические психические силы, вызываемые к жизни вдохновением, по прямому назначению, т. е. на производство новых идей. Смысл в том, чтобы не заниматься в периоды творческого подъема аналитической работой, например, обоснованием выдвинутой идеи или ее критическим анализом.

Лучше, пока что называется, несет, набрать максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом, уже в спокойной обстановке, заняться обстоятельным их разбором.

Если человека вдруг случайно посещает более или менее удачная идея, его охватывает эмоциональный подъем, радостное возбуждение. Он готов придумывать еще и еще, так как ему нравятся приятные ощущения, духовный восторг, доходящий до экстаза, сопровождающие удачный творческий акт. Проблема в том, чтобы эта первая идея была не случайной, а закономерной. То есть, нужен своеобразный запал многоразового действия. Такое запальное действие оказывает привычка к прогнозированию.

Прогнозировать можно все грядущие глобальные и мелкие изменения в политике внешней и внутренней в социокультурной среде человека в структуре основных потребностей человека в науке и технике в собственной бытовой жизни и жизни ближайшего окружения в интимных отношениях в качествах своих детей и родителей в отношениях с окружающими людьми в карьерных перспективах собственных и ближайшего окружения и т. д. Разумеется, оценку перспектив развития объектов, ситуаций, явлений, событий и отношений следует производить не на любой произвольной случайной основе, а на базе экстраполяции внутренних закономерностей процесса, лежащего в основе деятельности прогнозируемого объекта.

Для этого можно воспользоваться методической схемой, положенной в основу принципа управления проявлением творческих качеств личности. То есть нужно выделить движущие силы, идеальное состояние и регуляторы тормоза и ускорители процесса. Идеальных состояний может быть несколько, если существует несколько активных участников действия.

Занимаясь таким прогнозированием, придется проэкстраполировать характер изменения существующего состояния выбранных объектов в будущее. Для этого понадобится хорошо изучить их настоящее. Вот, где пригодятся системный анализ и методы преодоления привычных стереотипов мышления. Только в процессе системного анализа объектов появится масса обстоятельств, возбуждающих желание все изменить, а значит, стимулирующих фантазию. Попытки прогнозировать будущее значимых для человека явлений возбудят желание активно влиять на результаты развития этих явлений, а значит, подвигнут на поиски средств, воздействия на процессы, способные привести к желанному результату. Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей.

С детства нас учат сдерживать эмоции, обуздывать желания, подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам, не допускать проявления сильных чувств. Спору нет, цивилизованный культурный человек именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять хотя бы отчасти проявлениями своей биологической природы - рефлекторными и эмоциональными реакциями.

Но управлять не значит подавлять, а то под флагом борьбы с распущенностью недолго превратиться в роботов. Психология же подчинения, как известно, губит творческую инициативу.

Следовательно, вполне разумно не искать специально какие-то искусственные способы высекать из себя запальные искры эмоций, а направленно пользоваться тем огнем внутри нас, который постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального поведения к требуемому обществом социальному стандарту. Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий людей к самой сильной форме активности, к активности на грани и часто даже за гранью самопожертвования.

Такую степень творческой активности мотивирует неудержимое стремление прославиться, войти навеки в память людскую, обрести духовное бессмертие за счет новизны, уникальности и особой общественной значимости и объективной полезности результатов своей деятельности. Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого процесса и пройти мимо возможности влиять на творческую мотивацию через воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством.

Ощущение, которое испытывает человек, охваченный любопытством, похоже чем-то на чувство голода или жажды в том смысле, что как из-за стола надо выходить с легким чувством голода, так и познавая что-либо, не надо спешить ставить мажорный аккорд, провозглашающий очередную победу разума.

Заключительной фазой любого познавательного акта должен быть не триумф духа по поводу обретения нового уровня могущества, даруемого большим и истинным знанием, а скорее скорбь, порождаемая одновременным открытием новых, более широких горизонтов непознанного. Иными словами, речь идет о том, что для поддержания чувства любопытства на постоянно высоком уровне остроты его нужно регулярно подпитывать, а для этого есть простое и действенное правило.

Смысл его в том, что любую разработку - научно-исследовательскую, конструкторскую, просто постижение чего-то нового на обиходно-бытовом уровне - следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и определением того, что может лежать за пределами познанного. 1.5 Можно ли обучить творчеству ? Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество.

Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более творчески решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить гения. Гайес Hayes, 1978 полагал, что творчество можно расширить следующими средствами а Развитие базы знаний.

Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант. Все творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро Anne Roe, 1946, 1953 обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно. а Создание правильной атмосферы для творчества.

Какое-то время назад в моду вошел прием мозгового штурма. Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность. в Поиск аналогий.

Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают. Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались. Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают творческими . 1.6

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методика преподавания декоративно-прикладного искусства

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, … Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Движущие силы творческого процесса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Воображение и его развитие в детском возрасте
Воображение и его развитие в детском возрасте. Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение н

Творческие возможности
Творческие возможности. Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение открытие новых закономерностей в науке, изобрете

Творческий процесс
Творческий процесс. По иронии - и в укор современной когнитивной науке - за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории как это было с памятью или восприятием, которая смогла бы объ

Психология детского творчества
Психология детского творчества. Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей, психологические закономерности детского творчес

Береста и быт
Береста и быт. В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири иДальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт кре

Холмогорский промысел
Холмогорский промысел. На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери легко перенеслись на берестяные шкат

Олонецкий промысел
Олонецкий промысел. Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса поселились старообрядцы, скрывающиеся от царско

Рязанский промысел
Рязанский промысел. Рязань расположена на правом живописном берегу Оки. Это красивый старинный русский город. Он упоминается еще в летописи 1095 года под именем Переславля Рязанского. В ряза

Берестяной промысел Нижнего Тагила
Берестяной промысел Нижнего Тагила. На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые при

Якутский берестяной промысел
Якутский берестяной промысел. Береста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали посуду и утварь ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для жира, ведра для сбора

Заготовка бересты
Заготовка бересты. Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимать умело, не повреждая следующий слой к

Хранение бересты
Хранение бересты. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях чердак, подвал, сарай, кладовка. Берестяное после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента прол

Виды обработки бересты
Виды обработки бересты. Тиснение, гравировка и выскабливание бересты. Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Их сообщает Андрей Болотов Незауряд

Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты
Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты. Методические основы работы кружка по художественной обработке бересты. Основным принципом педагогики является

Пояснения
Пояснения. За основу методической программы по художественной обработке бересты, взята программа студии Матрица город Санк-Петербург. Затем данная программа проработана, дополнена и частично

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги