рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Работа сделанна в 2006 году

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста - Дипломная Работа, раздел Педагогика, - 2006 год - Федеральное Агентство По Образованию Российской Федерации Государственное Обр...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждениеВысшего профессионального образования ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Педагогический факультет Кафедра Дошкольной педагогики и психологии Дипломная работа на тему Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста К защите допущена Выполнила студентка 43 группы ОЗО Защита состоялась Храповицкая Эльвира Владимировна Научный руководитель канд. пед. наук, доц. В.Д.Пурин Члены комиссии Отметка Тверь 2006 Содержание Введение 3 Тезаурус 6 Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ 1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 2. Возрастные психологические особенности ребёнка шести- семи лет .21 Глава II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 1. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации 2. Психологические аспекты средств массовой информации на примере телеинформации 33 Глава III. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников 1. Ход выполнения экспериментальной работы 2. Анализ результатов исследования .51 Заключение .63 Рекомендации для родителей .65 Список литературы 68 Приложения ВВЕДЕНИЕ Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно.

Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает.

Или - почему именно то, а не другое.

Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ средства массовой информации. Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране.

Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п. оказываются как бы незначительными на фоне его побед и признания окружающих.

В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана в нашем случае это ребёнок-дошкольник стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять. Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации.

Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.

Как сделать так, чтобы в этой непростой ситуации не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы нашего исследования, интегративного по своей сути, актуальность которого бесспорна. Цель исследования выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников. Объект исследования средства массовой информации как фактор развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния различных средств массовой информации на примере телеинформации. Задачи исследования 1 Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности 2 Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ 3 Подобрать диагностический инструментарий 4 Провести экспериментальные исследования по теме исследования 5 Проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации 6 Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ. Гипотеза исследования мы предполагаем, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации в частности, телеинформации. Методы исследования теоретический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование и др. Практическая новизна исследования.

Впервые в рамках дипломных курсовых проектов на кафедре дошкольной педагогики и психологии ТвГУ поднимается проблема телезависимости дошкольников. Настоящее исследование может стать основанием для дальнейших научных разработках особенно в плане диагностики уровня агрессивности дошкольников. Структура работы дипломный проект состоит из введения, тезауруса, трёх глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложений.

База исследования подготовительная группа ДОУ 11 г. Твери. ТЕЗАУРУС Агрессия - это мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание Современный словарь по психологии.

Под ред. В.В. Юрчука В.В.Юрчук 34 Агрессивность - это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Немов Р. С. Психология.

В 3-х кн М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. Адекватность восприятия лат. adequaticus - приравненный, соответствующий - Это идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры В.В.Медушевский.

О содержании понятия адекватное восприятие Восприятие музыки М 1980 С142 . Адекватный от лат. adequatos - приравненный, равный - соответствующий, верное, точное в теории познания - верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира Большой энциклопедический словарь Гл. ред. А.М.Прохоров М. БРЭ , 1998 С.18 Воспитание - это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Немов Р. С. Психология. В 3-х кн М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. Восприятие - это психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов. В.С. Мухина, Гипотеза - греч основание, предположение - в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен.

Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко, Диагностирование от греч. diagnosis - распознавание - это деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушения нормального режима их работы Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителй общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.А.Мижериков - Ростов н Д. изд-во Феникс , 1995, С.119 . Духовная потребность - культурная потребность, свойственная только человеку.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры. При разном экономическом и общественном строе в зависимости от воспитания и усвоения свойственных данному строю форм поведения человека приобретает различные культурные потребности. В.С. Мухина, Жанр - фр. род, исторически складывающийся тип художественного произведения, объединяющий достаточно обширную группу явлений того или иного вида искусства на основании устойчивых общих черт. А.А. Мелик - Пашаев, Информация - от лат. information - разъяснение, изложение - 1 сообщение, сведение о чём-либо 2 сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи Музрукова Т.Г Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов М. Русская мысль , 1995 С133-134 . Классификация - различные формы способы логического группирования.

Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко, Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения Ф.А.Кузин Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Немов Р. С. Психология. В 3-х кн М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004 Массовая культура - один из видов деятельности, по созданию произведений, зрелищных представлений, предметов, пользующихся массовым, главным образом, коммерческим, спросом, а также сами такие произведения, представления, предметы.

Музрукова Т.Г Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов ок. 5000 слов М. Рус.яз 1995.395 с. Методика - 1 совокупность, методов, приёмов, целесообразного проведения какой-либо работы 2 отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения какому-либо учебному предмету Т.Г.Музрукова Норма - предписание, образец поведения или действия, маре заключения о чём-либо и мера оценки Норма выражает то, что существует или должно существовать во всех без исключения случаях 8, с.307 П.С.Гуревич. Выделяют три основных вида нормы 1 статистические, характеризующие статистическое большинство описываемых объектов 2 физиологические, характеризующие по избираемым параметрам процессы и состояния здорового организма 3 индивидуальные.

Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко, Норма моральная - одна из наиболее простых форм нравственного требования выступает в двояком виде - как элемент моральных отношений и как форма морального сознания Словарь по этике Под ред. И.С.Кона М 1981 С.211 . Онтогенез - процесс индивидуального развития организма или личности Немов Р. С. Психология.

В 3-х кн М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004 Норма социальная - правило, в соответствии с которым в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей Немов Р.С. Психология Словарь-справочник В 2 ч Ч.2 М 2003 С.70 . Патологическое состояние - устойчивое отклонение от нормы, имеющее отрицательное для организма биологическое значение нарушение гомеостаза и проявляющееся клинико- психопатологической симптоматикой и социальной дезадаптацией Блейхер В.М Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов М 1995 С.294 . Проблема - крупное обобщённое множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований Ф.А.Кузин Развитие - естественное становление духовных, физических, нравственных и других качеств личности под воздействием самых различных факторов А.С.Белкин Семья - основанная на браке, кровном или ином родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственности и взаимопомощью В.В.Давыдов Телевидение - от греч. вдаль, далеко и видение , 1 собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей изображения и звука на расстоянии 2 средства массовой аудиовизуальной коммуникации 3 вид искусства А.А. Мелик - Пашаев, Тест от англ. test - испытание, проба - это стандартизированное задание, предназначенное для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также ЗУНов один из методов психодиагностики В.В.Давыдов Тревога - эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности Фрейд З. Введение в психоанализ Лекции М. Наука, 1991 . Тревожность - 1 Переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.

Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределённости В.В.Давыдов 2 Склонность к внешнему немотивированному беспокойству С.А.Козлова, Т.А.Куликова Дошкольная педагогика. Уровень тревожности - характер, качественное состояние, степень выраженности тревожности, переживаемые личностью в данный момент времени в данном возрасте, в данных условиях и т.п. Феномен - от греч. являющееся 1 необычный, исключительный факт, явление 2 философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании в противоположность ноумену, постигаемому разумом. В.М. Кареев, Эксперимент - исследование в специально созданных и управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственных связях В.П.Анисимов

Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ

Б. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточн... Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном де... Не верно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где гер... М.

Ход выполнения экспериментальной работы

9. 20 Приложение 4 . Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов. 4. Инструкция Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе н...

Анализ результатов исследования

Коля Л. 10 8. Феликс П. 5 12. 7.

Заключение

Заключение Проведенное нами теоретическое и опытно-экспериментальное исследование, посвященное проблеме агрессивного воздействия средств массовой информации на личность ребёнка-дошкольника, позволяет констатировать следующее. 1. Теоретический анализ феномена детской агрессивности, проведённый нами в главе I, показал, что в понимании категории агрессивность, агрессия в науке ещё нет единого подхода, так же, как и нет единой классификации относительно агрессивности.

Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков.

На наш взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает внимания точка зрения Н.Д. Левитова, согласно которой состояние агрессивности представляет собой переживание гнева с потерей самоконтроля . 2. Анализ классификации средств массовой информации и её характерологический анализ показали, что разные научные сферы по-разному рассматривают этот феномен.

В частности, такие науки, как эстетика Киященко Н.И психология Овчарова Р.В педагогика Давыдов В.В , и социология Фохт - Бабушкин Ю.Г. весьма существенно расходятся по этому вопросу.

Мы отмечаем точку зрения Ю.Г.Фохт-Бабушкина в своём исследовании на телевидение как средства массовой аудиовизуальной коммуникации, как наиболее достоверную. 3. Теоретический анализ, проведенный нами в рамках второй главы, говорит о том, что в науке в частности, педагогике и психологии существует весьма ограниченное количество диагностик, методик, глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию СМИ на личность и психику ребёнка-дошкольника.

Поэтому мы взяли на себя определённую смелость в разработке собственного диагностического инструментария в связи с этим, нами разработан авторский опросник детей-дошкольников, который предваряет собой дальнейшие компоненты экспериментальной работы наблюдение за детьми и анкетирование родителей по методике Лаврентьевой Г.П проективные методики известных авторов. Подобранный инструментарий позволил нам в исследовании, на его опытно-экспериментальном уровне добиться большей доли достоверности. 4. Судя по конкретным результатам исследования, проведённого среди детей подготовительной к школе группы ДОУ 11 г. Твери, наша первоначальная гипотеза о том, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации в частности, телеинформации получила своё экспериментальное подтверждение.

Проанализировав результаты исследования которое отражает только в некоторой степени реальную картину проникновения в сознание и самосознание малышей виртуальной агрессивности, провоцируя, тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение, наконец, через, образ мыслей, мы считаем своим долгом дать соответствующие рекомендации для родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИМЕЧАНИЕ знакомство с данными рекомендациями наиболее целесообразно делать на тематическом родительском собрании, в форме беседы или занятия родительского лектория Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране которую многие интерпретируют как вседозволенность, на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять следующие ТРЕБОВАНИЯ. 1. В отсутствии цензуры как таковой как политико-нравственной системы каждый человек, тем не менее, а в особенности родители, должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина. 1.1. Согласно социальным нормам правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей любые социальные явления, воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма справедливости, долгу, чести, добродетели и пр. 1.2. К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору.

В связи с этим вступают в силу нормы моральные одна из наиболее простых форм нравственного требования выступает в двояком виде - как элемент моральных отношений и как форма морального сознания, которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.

Социальный опыт в т.ч. научные исследования, посвящённые телезависимости детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр. подсказывает, что а Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных медики, педагоги, психологи определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному а порой и необратимому! развитию.

Поэтому нужно ограничивать телепросмотр для малышей под разными предлогами этического или же физиологического свойства . б Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть - беседы с воспитателями ДОУ и детскими психологами о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр личные и общественные примеры с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр игры желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера - образовательные программы в т.ч. и телевизионные, и компьютерные . 2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно. В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень.

Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном.

Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации преображению. Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация.

Например, в случае передозировки программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер.

Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы. 3. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть между отдельными членами Вашей семьи чтобы не получилась, образно говоря, схема лебедь, рак и щука. Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения мама, папа. В любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми подражание. Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной продукции, к положительным эмоциям и образам, а в итоге - и смыслу жизни. 4. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы.

В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области консультации, родительские собрания, презентации и пр а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций и лекториев, проводимых ДОУ.

Список литературы

Список литературы 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб. Изд-во Михайлова В.А 1998 520 с. 2. Агрессия у детей и подростков Учебное пособие под ред. Н.М. Платоновой СПб. Речь, 2004 - 336 с. 3. Айхорн А. Трудный подросток М. Академия, 2001 336 с. 4. Бандура А. Подростковая агрессия.

Изучение влияния и семейных отношений М. Просвещение, 1999 202 с. 5. Берковиц Л. Агрессия.

Причины, последствия, контроль М. Владос, 2001 512 с. 6. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном М. SVR-Аргус, 1994 96 с. 7. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана.

Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста М. SVR-Аргус, 1994 64 с. 8. Бориснев С.В. Социология коммуникации М 2003. 9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации М 1995. 10. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия СПб. Питер, 1997 336 с. 11. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми М. Просвещение, 1997 122 с. 12. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей М. Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989 116 с. 13. Воспитательные функции средств массовой коммуникации Сб.научн.тр. Отв.ред. В.С. Хелемендик, Л.С. Школьник М. изд. АПНСССР, 1990 90 с. 14. Детская практическая психология Учебник Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской М. Гардарики, 2004 255 с. 15. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение социально - психологический анализ феномена СоцИс 8 2001 62-68 с. 16. Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения Вестник Харьковского университета.

Серия Психология . 483 2000 с.51 17. Детская психология В.С. Мухина 2 изд М. Апрель Пресс ЭКСМО ПРЕСС, 2000 352с. 18. Интернет в гуманитарном образовании Под. ред. Е.С.Полат М. Владос, 2001 272 с. 19. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания М. ИФРАН, 1998 204 с. 20. Колосова С.Л. Детская агрессия СПб. Питер, 2004 224 с. 21. Лалаянц И. Энергия агрессивности.

Семья и школа 6 1995 С.20-21. 22. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии Вопросы психологии - 6 1967 с.18-21 23. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми М. Педагогика 1991 С. 25-37. 24. Лоренц К. Агрессия так называемое зло М. Арко, 1994. -269 с. 25. Майерс Д. Социальная психология.

СПб. Питер, 1997, 617с. 26. Медиаобразование Под ред. Л.С. Зазнобиной М. МИПКРО, 1996 80 с. 27. Мелик - ПашаевА.А. Как развивать художественное восприятие у школьников - М. Просвещение, 1988 202 с 28. Можгинский Ю.Б. Агрессия эмоциональный и кризисный механизм СПб. Питер, 1999 204 с. 29. Мудрик А.В. Социальная педагогика Учеб.для студ.пед.вузов Под ред. В.А. Сластенина М. Издательский центр Академия , 1999 184 с. 30. Музрукова Т.Г Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов М. Рус.яз 1995.395с. 31. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество М. Аванти плюс, 2004 428 с. 32. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации СПб. Питер, 2005 288 с. 33. НовиковаА.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации Таганрог Изд-во Кучма, 2004 168 с. 34. Немов Р. С. Психология.

В 3-х кн М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004 687 с. 35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога.

Учебное пособие для студентов Вузов и практических работников М. ТЦ Сфера при участии Юрайт-М , 2001 448 с. 36. Паренс Г. Агрессия наших детей М. Юнити, 1997 125 с. 37. Паренти М. Media М. Юнити, 1992 120 с. 38. Проблемы медиапсихологии Сост. Е.Е.Пронина М 2002. 39. Психология человеческой агрессивности.

Под ред. К.В. Сельченок М 1999 656 с. 40. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.

Вопросы психологии 5 6 1992 С.35-40. 41. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии 1 1991 С. 81-88. 42. Сила телевидения.

Обзор семинара ПОЛИС 6 1994 - с. 20-26 43. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология М. Академия, 2001 336 с. 44. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры М. Новая школа, 1993 90 с. 45. Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе SvR - Аргус, 1995 223 с. 46. Федотова Л.Н. Массовая информация стратегия производства и тактика потребления М 1996. 47. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации М. Аспект Пресс, 2002 238 с. 48. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации СПб. Питер. 2004 397 с. 49. Фрейд З. Введение в психоанализ Лекции М. Наука, 1991 455 с. 50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. Республика, 1990 446 с. 51. Фурманов И.А. Детская агрессивность психодиагностика и коррекция Минск. Литера 1996 296 с. 52. Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества М. Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004 96 с. 53. Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга Психология. 2 2006 с.27-28 54. Шариков А.В. Медиаобразование мировой и отечественный опыт М. Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990 66 с. 55. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации.

М. Социальные отношения.

Перспектива, 2003 248 с. 56. Шарков Ф.И Родионов А.А. Социология массовой коммуникации М. Социальные отношения, 2003. 57. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов М. Мысль, 1973 213 с. 58. Шкондин М.В. Средства массовой информации системные характеристики М 1995. П Р И Л О Ж Е Н И Я Приложение 1 Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г. 2 ИНСТРУКЦИЯ Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка! 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. Да Нет 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Да Нет 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. Да Нет 4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

Да Нет 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да Нет 6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. Да Нет 7. Он не прочь подразнить животных.

Да Нет 8. Переспорить его трудно.

Да Нет 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Да Нет 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да Нет 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. Да Нет 12. Часто не по возрасту ворчлив. Да Нет 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Да Нет 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. Да Нет 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. Да Нет 16. Легко ссорится, вступает в драку. Да Нет 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. Да Нет 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. Да Нет 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. Да Нет 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Да Нет Приложение 2 Беседа с детьми на тему Я и телевизор авторская разработка В.Д. Пурина УТВЕРЖДЕНИЯ 1 Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору а Мультфильм Вини Пух в гостях у кролика б Мультфильм Человек - Паук в Мультфильм Дикая семейка Торнберри г свой вариант. 2 Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием а В мире животных б Пусть говорят в Криминальная хроника г свой вариант. 3 В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться а Приключения Электроника б Менты в Мортал Комбат смертельная битва г свой вариант. 4 Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу а про дружбу между людьми б про драки между людьми в детский боевик г свой вариант.

Приложение 3 Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П. 2 Фрагменты 1. Рассерженный впадает в бешенство . 2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается. 3. Ведет себя подобно настороженному животному . 4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога. 5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия. 6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность. 7. Портит общественную и личную собственность. 8. Негативно относится к замечаниям. 9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов. 10. Дикий взгляд. Смотрит исподлобья. 11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины. 12. Кричит, угрожает, оскорбляет. 13. Ведет себя непристойно. 14. Играет героя, особенно когда ему делают замечание. 15. Подражает хулиганским проделкам других. 16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям. 17. Пристает к более слабым. 18. Дерется не соответствующим образом Приложение 4 Методика Рисунок несуществующего животного автор Колосова С.Л. 20 Интерпретация методики Положение рисунка на листе норма - рисунок расположен по центру листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры - голова голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности.

Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение анфас, т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Деталь уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность болтливость, в сочетании с прорисовкой губ - чувственность иногда и то, и другое вместе.

Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание. Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы боязливость, тревожность. Глаза это символ присущего человеку переживания страха подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно - демонстративные манеры поведения для мужчин женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный относительно фигуры в целом размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало возможно, и эрудицию в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль. Несущая, опорная часть фигуры ноги, лапы, иногда - постамент рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме а основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию б поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения особенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность иногда даже творческое начало соответственно необычности формы или инакомыслие ближе к патологии. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев. Хвосты выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо на листе или влево.

Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх уверенно, положительно, бодро или падающим движением вниз недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов типа щитов, панцирей, игл, прорисовки и затемнения линии контура.

Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, запачкивание контурной линии с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, заслоны, линия удвоена.

Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях то же самое - элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.

Справа - больше в процессе деятельности реальной, слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия оценивается количество изображенных деталей -только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п. с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей.

Соответственно, чем больше составных частей и элементов помимо самых необходимых, тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, возит карандашом по бумаге, не нажимая на него. Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки - резкая тревожность.

Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом т.е. к чему привязана тревога. Оценка характера линии дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, островки из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, запачкивание, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы.

То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки. Это отношение к собственной персоне и к своему Я , представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду штаны, юбки, банты, пояса, платье, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности очеловечивания животного.

Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Фигура круга особенно - ничем не заполненного символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа. Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело животного - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник прикрепление к голове пропеллера, винта вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн.

Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы, к которому лишь приделывается готовая существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей летающий заяц, бегекот, мухожер и т.п Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ратолетиус и т.п Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления лялие, лиошана, гратекер и т.п знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия риночурка, пузыренд и т.п при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы тру- тру, лю-лю, кус-кус и т.п Склонность к фантазированию чаще защитного порядка выражена обычно удлиненными названиями аберосинотиклирон, гулобарниклета-миешиния и т.п.

– Конец работы –

Используемые теги: Влияние, средств, массовой, информации, уровень, агрессивности, детей, старш, дошкольного, возраста0.107

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста
В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.) Адекватность восприятия (лат. adequaticus – приравненный, соответствующий) -… В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.)… Автор-составитель: В.А.Мижериков – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1995, С.119). Духовная потребность – культурная…

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
По мнению авторов Л.И. Божович, А.А. Бодалв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других ребнок как самая чувствительная часть социума подвержен… В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные… Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалв, А.И. Захаров,…

Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников
И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психолого-педагогического сообщества на… Пока трудно сказать, состоялся ли уже переход накопленного количества… Агрессия изучается далеко не только в психологии и педагогике ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы,…

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Однако, кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее успешное освоение школьной программы или… То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но зачастую… Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или черт…

Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста
Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлеккла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. … Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и…

Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 . Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число… Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалан6сированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение…

Способности и одаренность детей старшего дошкольного возраста
Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.В последнее время термин «одаренность»… Современные дошкольные учреждения оказываются не очень хорошо приспособленными… Целью курсовой работы будет являться выявление одаренных детей старшего дошкольного возраста, используя наиболее…

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И.… Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду… Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и…

Использования дидактических игр для ознакомления с окружающим детей старшего дошкольного возраста
Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре… Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них… Е.И.Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей… Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский,…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Без них невозможно сознательное овладение сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. За словарь ответственны височные доли вначале обоих полушарий, а затем все… Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ…
  • Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми комнатными растениями В поле мы радуемся красоте цветов и разнообразию трав, лес дарит нам тень и прохладу деревьев и кустарников, в огороде собираем урожай овощей, а в… А где же у растения находятся семена В плоде. Выслушиваю ответы детей, обобщаю Правильно, в плоде, но не у всех. У овощей, которые растут на грядке, плод находится…
  • Влияние средств массовой информации и церкви на общество Увеличивается скорость информационного обмена, в распоряжении человечества оказываются все более совершенные технологии - спутниковое телевидение,… Логично предположить, что такая возможность будет использована для получения… В большей степени, конечно, это относится к России. Люди забывают про церковь, истины, проверенные веками, теряют свою…
  • Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых Б. А. Сухомлинский Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие.Формируя это важнейшее качество характера, не следует… Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду- это значит… Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях…
  • Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная… Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее… К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным…