рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Некоторые практические советы по привлечению детского внимания к книге

Работа сделанна в 2005 году

Некоторые практические советы по привлечению детского внимания к книге - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 2005 год - Воспитание читательского интереса Некоторые Практические Советы По Привлечению Детского Внимания К Книге. Неуже...

Некоторые практические советы по привлечению детского внимания к книге. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку часто удивляются и негодуют родители. Кажется, для того, чтобы ребенок начел самостоятельно читать и писать, сделано все возможное выучены буквы, освоено слияние звуков в слоги, много часов потрачено на игровые занятия. И что же? Родители требуют чтения без принуждения, а ребенок лишь неохотно уступает просьбам и условиям взрослых прочитай еще хоть строчку, пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть. Как же сделать, чтобы процесс чтения, пока еще трудный, стал для ребенка личной необходимостью? Вспомните, при каких обстоятельствах чтение и письмо стали необходимы человечеству, как письменность вошла в культуру.

Это всегда было связано, с потребностью передать какие-то жизненно важные сообщения, когда передать их устно не было возможности.

В аналогичных ситуациях потребность в письме естественно и неминуемо рождается у каждого человека, с той только разницей, что современному ребенку не надо изобретать средства письменной речи буквы он уже знает, принципом перехода от звуков к буквам уже овладел. Простейший путь создания у ребенка потребности в письменной речи - это жизненно важная переписка.

Ее содержание прямо зависит от личных особенностей ребенка, от его жизненного опыта. Переписка должна задеть ребенка лично, она должна апеллировать не к ситуативным интересам, а к самым главным и сильным. Вот несколько примеров того, как может завязаться такая переписка, из которой рождается потребность ребенка в письме. Данилка мечтает о настоящем друге. Он болен, сидит дома в окружении любящих взрослых, любимых игрушек, но вдали от приятелей. По телевизору, Данилка видел фильм про мальчика.

Главный герой так понравился Данилке, что ему захотелось с ним подружиться. Попробуй написать ему письмо - посоветовала мама Я думаю, он тебе ответит. Данилка, старательно и увлеченно работал целый час, и вот письмо будущему другу готово. Вскоре приходит ответ конечно, он написал крупными печатными буквами, слова выбраны простые, короткие, фразы несложные. Маме как реальному автору письма не сложно рассказать от имени мальчика то, что наверняка заинтересует Данилку, вызовет у него желание продолжить переписку. Это письмо Данилка прочитывает вместе с мамой, но потом, и не раз, перечитывает его сам. Он тут же по собственному желанию, а не для того, чтобы угодить маме, садится писать ответ.

И читает их сам. Саша и Лиза - очень заняты люди. Они в принципе не против того, чтобы научиться читать, но им вечно не когда столько вокруг разных событий, в которых надо поучаствовать, так манят к себе краски и пластилин, каток и лыжи! Но однажды мама приносит им книжки, на обложке которой напечатано Необыкновенные приключения Саши и Лизы. Наверное, автор не знал, как вы выглядите. Девочки мигом рисуют на обложке автопортреты и перелистывают страницу юным любительницам необыкновенных приключений срочно надо знать, что их ждет. Ясно, что первые приключения очень короткие и связаны с реальным опытом и характером героинь.

На странице должно быть одно - два предложения и место для картинок если ребенок любит рисовать. Повествование надо оборвать на интересном месте так, чтобы ребенок сам захотел продолжить, досочинить и дописать.

Книжка сразу заняла достойное место среди прочих событий, наполнявших жизнь сестер. Узнать, что с ними было дальше, вмешаться в ход событий - написать и нарисовать очередное необыкновенное приключение, было так же важно, как сделать кукольный театр или исследовать соседний двор. Чтение и письмо вошли в быт. Ане, Юле и Максиму гораздо интересней играть и даже драться друг с другом, чем сидеть врозь за книжками может быть, книжки и замечательные, но ведь нет, никаких сил прочесть больше абзаца, а тогда не стоит и начинать! Однажды, возвращаясь с веселой прогулки, они находят в почтовом ящике письмо.

На конверте их имена. Втроем, помогая и подсказывая, друг другу, они прочитывают страницу текста. Выясняется что это письмо от Феи, которая часто встречает их во дворе описана даже вчерашняя ссора и примирение Юли и Максима, полюбила их, хотела бы приходить к ним в гости, но боится, так как ей непонятны многие обычаи детей.

Например, почему Максим нагрубил любимому папе? Почему Юля часто плачет по дороге в детский сад? После короткого совещания на тему настоящая ли это Фея? дети решают в любом случае позвать ее в гости и помочь ей разобраться в людских делах. Так начинается бурная переписка с Феей. С помощью этой переписки, кстати, можно не только стимулировать чтение, но и регулировать детское поведение ведь Фея все видит и, будучи существом, абсолютно добрым, кое от чего приходит в недоумение. Фея становится, несколько месяцев главным персонажем игр, соучастницей жизни детей, а письмо - единственный способ общения с этим привлекательным существом.

Хроника семейной жизни также может стать основой для включения письма и чтения в быт и выработки у ребенка потребности в письменной речи. Сюжет мультфильма или план домашней еженедельной газеты обсуждается сообща всеми членами семьи. Обязанности распределяются поровну мама, папа и прочие домочадцы делают крохотные подписи под картинками, которые рисует ребенок и все, кто пожелает. При монтаже мультфильма про поход в цирк, про царя Султана, про что угодно ребенок читает и наклеивает в нужные места короткие подписи к кадрам.

Он же показывает кино всем гостям листает кадры и озвучивает немой рисованный фильм. Американские психологи предложили дошкольникам, только что овладевшим грамотой, вести своеобразный дневник само наблюдений, который полезен не только для выработки потребности и привычки в записи, но и для развития самосознания ребенка.

Дневник самонаблюдений называется Книга, которая растет вмести со мной. На первой странице ребенок описывает свою внешность. Взрослый заготавливает примерно такой трафарет словесного портрета, куда ребенок вставляет нужные слова Меня зовут Мне лет Мой рост Волосы у меня Глаза у меня и т.е. По тому же принципу незаконченных предложений строится описание семьи, друзей ребенка, его любимых, занятий, привычек, умений, желаний, опасений.

Ясно, что, вырастая и меняясь, ребенок не раз вернется к вопросам типа Я больше всего хочу , Я лучше всего умею , Я хочу научиться , Я не боюсь, дополнит и изменит свои предыдущие ответы, а главное - перечитывая написанное, лучше познакомится сам с собой. Письменное общения с родными или с самим собой не может не принести желанных плодов ребенок приохотится к записи, чтение станет подлинно добровольным, а значит, неминуемо усовершенствуется и его техника. Видь письменное общение с автором книги гораздо труднее, чем письменное общение с мамой.

Общение с автором художественного произведения ребенка надо специально учить, и на это уйдут годы совместного чтения, а главное - обсуждения книг. Ребенок уже научиться читать бегло, но долго еще будет нуждаться в том, чтобы ему читали. Вслух читая отвечали на его вопросы, выслушивали его взволнованные замечания, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном, ненавязчиво приоткрывая маленькому читателю тайны большой литературы.

Мы описали такую систему занятий чтением, при которой ребенок одновременно учится играть и фантазировать, быть внимательным и критичным, контролировать себя и других. Описанные игры могут разбудить в ребенке интерес к слову, к языку, способствуют развитию детской любознательности, особенно если строить занятия, сообразуясь с интересами ребенка. Специальное внимание в играх уделяется развитию речи детей. Едва ли не основной причиной серьезных неудач детей на занятиях письма и чтения является недоразвитие устной речи. Не стоит сосредоточивать свои усилия на чтении, пренебрегая другими сторонами психического развития ребенка.

К примеру, быстро приближающееся и тревожащее вас школьное будущее не должно заставить вас отказаться от игровых форм обучения грамоте. И вообще, не спешите изгонять игру из жизни ребенка недоигравший школьник - это будущий неуспевающий школьник. ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ДЕТСКОМ САДУ В Программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства.

Литературный материал, напрямую не связан ни с одним из программных разделав, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Программные произведения отбирались особенно тщательно, с учетом, прежде всего их художественных достоинств. При выборе стихов, сказок, рассказов учитывались особенности возраста и доступность их содержания для детей, напоминаем, что программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их. Детям по возможности следует читать каждый день и новые, и уже знакомые им произведения. Рассмотрим, что и как надо делать, чтобы привить дошкольникам интерес к художественной литературе. 3.1. Старшая группа Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения.

Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Способны восхищать описанием природы в стихах И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других великих русских поэтов.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста внушителен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки. Русские волшебные народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния зла и добра, не только развлекают, радуют детей, но и уму - разуму учат, основы нравственности закладывают.

В программу, включены авторские сказки А. Пушкин, Д. Мамин - Сибиряк, Н. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и многие другие, признанные ведущим жанром в мировой детской литературе. В подборку разных прозаических произведений включены рассказы о детях, их поступках и переживаниях, вызывающие живейший отклик у слушателей Малыш и Жучка В. Дмитриевой, Чук и Гек А. Байдара, Косточка Л. Толстого рассказы о взаимоотношениях в мире людей, животных Лев и Собачка Л. Толстого, Отважный пингвиненок Г. Снегирева и др. Напоминаем читать детям надо ежедневно. Это правильно не должны нарушать и родители в выходные и праздничные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад. Уже в средней группе, ближе к лету, вводится чтение толстой книжки по главам чтение с продолжением. У старших дошкольников интерес к толстой книжке устойчивее.

Читая главу за главой, интересуйтесь, что детям запомнилось и есть ли у них желание поступать, что еще ждет героев книги Волшебник Изумрудного города А. Волкова, Домовенок Кузька Т. Александровой, Рассказы о Белочке и Тамарочке Л. Пантелеев, и т.п. Воспитателю следует готовиться к общению с детьми посредством художественного произведения.

Аспекты анализа текста изложены выше. Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или же накануне при этом используются самые разные приемы. 1. В книжный уголок помещают новую книгу.

Дети сами рассказывают иллюстрации, пробуют определить, к какому жанру относится это произведение сказки, рассказ, стихотворение, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение. 2. Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается, в произведении и которые дети не знают, называют их, объясняет назначение. 3. Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, выказать предположения относительно содержания книги.

Например Сказка Б. Заходера называется Серая звездочка, как вы думаете, про кого она начинает разговор педагог А вообще - то эта с сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали? Непосредственно после чтения или через некоторое время необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют следующие приемы. Вопросы воспитателя. Рассматривание иллюстраций к произведению. Демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои сказки, различные эпизоды.

Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки Серебряное Копытце П. Бажова. Показывает рисунок. Это не он говорят дети у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток. Воспитатель еще раз предлагает детям закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни. Словесные зарисовки.

Детям предлагают вообразить себе художниками - иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке. Заслушивая высказывания, задают уточняющие вопросы. Чтение отрывков из текста по заявкам детей, чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, язык произведения, можно использовать следующие приемы. По просьбе воспитателя дети вспоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном и т.п. после ответов детей зачитываются соответствующие отрывки. Воспитатель напоминает один из эпизодов, просит рассказать о нем подробнее, затем зачитывает текст, а дети договаривают концовку предложений.

Марьюшка была хороша - Красавица писаная, и от доброты Краса ее прибавлялась . 1. Драматизация отрывков, наиболее интересных с точки зрения обогащения и словарного запаса. Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено.

Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Излишне подробный анализ принесет больше вреда, чем пользы. Перед чтением русских народных сказок полезно предложить детям присказку Начинают наши сказки, заплетаются наши сказки. На море - океане, на острове Буяне. В качестве присказки можно использовать уже знакомые детям и новые для них народные песенки Леса по Лесу ходила , Как Кот в печи пироги печет , Глупый Иван ни Людям, ни нам и т.п Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями русского народа, прибаутками, докучными сказками, небылицами народными и авторскими. Предлагают им и стихи для заучивания, чтения в лицах.

Напоминаем структуру занятия по заучиванию стихотворения чтение без установки на заучивание, чтение с установкой на заучивание последовательный анализ текста по логически завершенным отрывкам подведение детей к тому, как правильнее прочесть определенную часть стихотворения сделать упражнение трех - пяти в декламации отрывка, завершающее чтение стихотворения воспитателем.

Прежде чем прочесть очередной отрывок, педагогу следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не призывайте детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении обращайте внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Чтобы дети не забывали пройденный материал, каждое очередное занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы следует начинать с повторения.

Сегодня я познакомлю вас стихотворениям С.Я. Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете? Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. Интересуйтесь, какие из прочитанных сказок, рассказов нравятся детям. Предлагаете прочесть любимое стихотворение.

Читаете им свои любимые стихотворения. 3.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Воспитание читательского интереса

Актуальность исследования данной проблемы определяется тем, что появление у детей читательского интереса является одной из важнейших задач… Теоретической базой исследования послужило комплексное применение положений… В соответствии с выделенной целью ставятся следующие задачи исследования 1. Рассмотрение и отбор литературы по…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Некоторые практические советы по привлечению детского внимания к книге

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Роль и функции художественной литературы в жизни ребенка
Роль и функции художественной литературы в жизни ребенка. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает

Условия вхождения книги в жизнь детей
Условия вхождения книги в жизнь детей. Цель современной педагогики - учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги, чтобы, в школьные годы, а главное, затем в дальнейшей ж

Подготовительная к школе группа
Подготовительная к школе группа. Старший дошкольной возраст специалисты называют библиотечным за интерес детей к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство в поиске понравившей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги