рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социо-культурная среда современной сельской местности

Социо-культурная среда современной сельской местности - раздел Педагогика, Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры) Социо-Культурная Среда Современной Сельской Местности. Сельская Жизненная Сре...

Социо-культурная среда современной сельской местности. Сельская жизненная среда включает в себя все, что создано человеком пространство деревень, усадьбы и другие застройки, архитектуру, дороги, поля, леса, возделанные и обработанные человеком.

В 70-е годы идея укрупнения хозяйств привела к объединению колхозов, совхозов, районов, объектов социально - культурного назначения, в результате чего расширялись центральные усадьбы и разрушались многие деревни, лишившись школ, больниц, магазинов, клубов.

Отсутствие строительства дорог привело к ограничению связей между деревнями, появилась скрытая безработица, обусловленная концентрацией производства в крупных поселениях и его ликвидацией в так называемых неперспективных, мелких деревнях. Сейчас сократилась миграция жителей деревни в город, случаются переселения из города в деревню. Но это не может разрешить проблему деревни 25 с.106 . Идея распространения городского образа жизни породила новую архитектуру и застройки городского типа - многоэтажные дома с удобствами.

Но оказалось, что сельский житель не хочет жить в таких домах. Причина в том, что главная ценность жизни в условиях села - это земля, которая должна быть при усадьбе, чего лишен человек, живущий в многоэтажном доме. Происходящие в стране реформы внесли много нового в жизненную среду, в производственные процессы, социальную и культурную сферу. Жизненная среда села стала объектом купли - продажи - это жилой фонд государственной и колхозно - совхозной собственности, объекты сферы услуг, учреждения культуры.

Произошло падение объемов производства, ухудшение экономического положения коллективных хозяйств, снижение инвестиций. Неустойчиво функционируют новые хозяйственные субъекты, в том числе фермерские хозяйства, снизился уровень жизни сельского населения. Перестроечные процессы показали неразвитость, отсталость материально - технической базы социальной сферы, недоучет специфики села. Тревогу вызывают здравоохранение, образование, товарооборот, общественное питание, обеспеченность предметами культурно - бытового и хозяйственного назначения.

Социальная сфера оказалась не подготовленной к реформам, которые высветили множество проблем. Развитие фермерских хозяйств привело к повышению роли семьи, которая стала замкнутой, обособленной. Совместный труд укрепляет внутрисемейные отношения, но в то же время ограничивает возможности отдыха. Не поддается контролю и регламентации использование детского труда. А большая доля физического труда сокращает не только возможности, но и потребности повышения культурно - образовательного уровня подрастающего поколения.

Важной становится проблема увеличения свободного времени через облегчение труда и создание соответствующих условий для его использования. Необходимо расширение сети культурно - оздоровительных объектов, создание нормальных условий труда и отдыха, улучшение всей социальной среды, которая включает в себя материальные и духовные факторы жизнедеятельности людей.

Культурная среда - это часть социальной среды, та часть, которая характеризует содержательную, качественную, ценностную сторону социальных процессов воздействующих на личность. Имеется несколько определений культурной среды, и почти все они едины в том, что это вещественные и личностные элементы культуры, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность, формируют потребности, интересы и ценностные ориентации 4 с.5 .Некоторые ученые выделяют в культурной среде три слоя материальный вещественный, социальный и духовный личностный. К вещественным элементам относятся предметы культуры общественного пользования - учреждения социокультурного назначения, материально - технические средства, а также предметы личного пользования - домашние технические средства, музыкальные инструменты. Социальный слой представляет собой совокупность норм, правил, установленных человеком и регулирующих поведение, деятельность людей.

Эти нормы и правила могут быть формально закреплены в законодательствах и иметь предметную форму.

Но они могут существовать и неформально, негласно, например, народные традиции, обычаи, ритуалы, которые определяют жизнедеятельность, устойчивость трудовых, семейных и других взаимоотношений. Личностные, или духовные, элементы культурной среды выделяются как специфически духовное начало. Они включают в себя ценности присущие как отдельной личности, так и группе людей, той или иной общности. Вещественные элементы сельской культурной среды во всем их многообразии непосредственно воздействуют на духовный мир сельского жителя.

В широком смысле слова сюда можно отнести и окружающую природу с ее широкими просторами полей, лесов и лугов, особенности сельских построек в виде отдельных усадеб в составе деревни. Все это, в том числе близость культурных учреждений, и многое другое определяет спокойный, размеренный ритм жизни, формирует особое мироощущение, отношение ко всей окружающей действительности, к другим людям и себе. Существенное воздействие оказывают на человека сами социокультурные учреждения, технические средства и предметы культуры.

В условиях села многое сделано для их развития. За весь предыдущий период были построены клубы, библиотеки, школы и различного рода внешкольные учреждения, созданы парки культуры и отдыха. В село пришло электричество, радио, телевидение и другие технические средства, население получило возможность приобретать книги, музыкальные инструменты и другие предметы культуры.

Улучшились материально - техническое оснащение и условия деятельности. Но этого было крайне недостаточно, к тому же в 70-е годы в результате политики на укрупнение хозяйств оказались разрушенными многие образовательные и культурные учреждения. В связи с переходом к рыночным отношениям на фоне экономического спада, разрушения коллективных форм деятельности и обнищания населения высветились и усугубились проблемы развития вещественных элементов культуры. Ситуация еще больше ухудшилась здания в аварийном состоянии, многие и вовсе закрыты из-за отсутствия финансовых ресурсов или специалистов, их материально-техническая оснащенность не соответствует запросам населения.

Низкий уровень материального благосостояния семьи не позволяет ей приобретать предметы культурного назначения - телевизоры и другую аппаратуру, подписываться на газеты, журналы, покупать книги, кассеты, произведения искусства. Однако справедливости ради следует сказать, что не во всех хозяйствах дело обстоит так уж плохо.

Там, где действительно проводятся реформы, уделяется внимание и улучшению вещественных элементов культурной среды. Развиваются культурные, спортивно-оздоровительные подразделения, укрепляется их материальная база. Социальный слой культурной среды села - это тесное взаимодействие традиционных, дошедших из глубины веков, и современных, рационально созданных человеком, элементов. В условиях сельской общины испокон веков складывались и передавались из поколения в поколение нормы и правила, определяющие жизнедеятельность.

Они существовали в виде народных обычаев, традиций, образцов поведения, которые жестко, но негласно регулировали действия и поступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уровне обыденного сознания. Они сохранились до наших дней в разной степени в различных регионах страны и продолжают функционировать в сельской культурной среде, воздействуя на ее личностные элементы через подсознательные структуры.

К личностным элементам культурной среды относятся отдельные люди, различные группы и общности. Их духовный мир зависит от социально - профессиональных, возрастных и других особенностей. Сегодня довольно сложная социальная структура сельского населения. Кроме крестьянства, в селах проживают сельскохозяйственные рабочие, интеллигенция, служащие сферы бытового обслуживания, инженерно - технические работники, фермеры, арендаторы, коммерсанты и другие.

Все они в совокупности образуют социокультурную общность, объединенную в пределах небольшой территории. Именно социально - территориальная общность является для жителя села ближайшей культурной средой. Она определяет особенности жизнедеятельности, мотивы действий и поступков, влияет на мировоззрение и поведение, формирует потребности и интересы, ценностные ориентации, весь духовный мир личности. Чем более сплочена эта общность, тем сильнее совпадают мнения и оценки, крепче нравственные позиции людей, что, в свою очередь, способствует соответственному отношению к труду, побуждает к повышению образования и культуры.

В воздействии культурной среды на личность особое место в селе принадлежит молодежи, интеллигенции, квалифицированным специалистам. Это наиболее динамичные группы сельского населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Они более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности.

В последние годы все ярче проявляется тенденция обособления социальных групп по возрасту, уровню образования, характеру деятельности. Выделяется молодежь, ориентирующаяся на городскую культуру, и старшее поколение, являющееся носителем культурных традиций. Между ними все больше теряется преемственность. Молодежь обособляется в кругу своих сверстников, недооценивает советы старших, их знания, ценности, нормы и образцы жизни.

А старшее поколение уже не решается учить молодых от растущего осознания собственного несовершенства, что приводит к постепенной утрате традиций народной культуры. Ориентация на те или иные ценности во многом зависит от типа поселения. В крупном селе выше образовательный уровень и в целом культурный потенциал, больше интеллигенции и молодежи - носителей новых культурных ценностей, связанных с процессами преобразования. Кроме того, учреждения культуры создают возможности для проникновения сюда городской культуры.

Но в то же время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура и ее место занимает массовая. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где особенно много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом. Михайловой Л.И. были проведены исследования потребностей и интересов жителей сел Пермской области, а так же их отношений к народному художественному творчеству, к классическому и современному искусству.

Как выяснилось, в селах сохранились и продолжают бытовать различные празднично - обрядовые формы народной художественной культуры. Это Масленица, что отмечают 84 респондентов свадебные - 85 похоронные и поминальные обряды - 77 Пасха - 71 Троица - 70 рождение и крестины - 66 рождественские праздники - 61 и другие. Известно, что праздники и обряды являются формой бытования народных песен, танцев, игры на музыкальных инструментах, фольклорного театра и многих видов декоративно - прикладного искусства.

Именно сохранившиеся праздники и обряды во многом определяют бытование народных песен, частушек -81 танцев и плясок - 64 инструментальной игры - 63 . Из декоративно - прикладного творчества развиваются кройка и шитье - 76 вышивка - 69 узорное вязание на спицах - 68 крючком - 54 , а также строительство домов - 67 резьба по дереву - 64 изготовление мебели и предметов быта - 48 . Народная художественная культура сохранилась в жизни и быту, что отмечают 53 . Однако большинство жителей видит изделия или слышит произведения по телевидению - 83 по радио - 64 на сценах учреждения культуры - 54 на улицах и площадях - 46 . Эти данные свидетельствуют о приобщении респондентов в основном к вторичным формам народного творчества через их исполнение на сценических площадках, что трудно отнести к собственно фольклору, связанному с трудом и бытом.

Интересные данные получены о музыкальных предпочтениях жителей села. Среди слушателей музыки 54 предпочитают современную эстрадную, то есть массовую, песню и лишь потом народную - 46 . А вот поют прежде всего народные - 65 популярные лирические песни прошлых лет - 49 частушки - 45 и лишь 41 - современные эстрадные песни.

Это обусловлено недостаточной доступностью прослушиваемых песен для исполнения, отсутствием певучести, что более характерно для народных и лирических песен. Другая картина наблюдается в отношении к танцам. Население смотрит самые различные танцевальные программы народные, современные, бальные, танцы на льду. Процент ответивших колеблется от 42 до 44. Молодежь больше исполняет современные эстрадные, люди зрелого возраста - народные танцы и пляски.

Данные исследования свидетельствуют о распространении в условиях села наряду с народной культурой современных видов жанров искусства, однако их возможности ограничены. Культурные процессы в условиях села имеют свои особенности. В сельской местности осуществляется главным образом непрофессиональное производство культурных ценностей в рамках кружков, студий или в домашних условиях.

Культурная среда включает в себя вещественные, социальные и духовные элементы, тесно взаимосвязанные друг с другом. Вещественные элементы общественного и личного пользования создают условия для культурной деятельности сельского жителя социальные включают в себя традиционные и рациональные нормы и правила, регулирующие жизнедеятельность людей духовные, или личностные, связаны с социальной структурой села. Особенность проявления всех элементов культурной среды в существовании самых разных социальных групп и общностей, находящихся в тесных и непосредственных контактах друг с другом.

В рамках одной территории функционируют профессиональные, образовательные, возрастные, а порой и национальные общности. Их взаимодействия создают определенные трудности, проявляющиеся в культуре поведения, деятельности и общения. Таким образом, регулирование культуры села в современных условиях предполагает приведение в соответствие всех ее элементов между собой.

Повышение культуры личности возможно при совершенствовании условий производства, жизни и быта, пространственной среды, материальной основы духовной культуры. Формирование духовного мира личности способствует повышению потребностей, запросов, стимулирующих развитие вещественной среды культуры. Важно привести в соответствие нормы и правила традиционного и рационального характера, снять противоречия, ведущие к дисгармонии внутреннего мира человека. Необходимо регулирование процессов производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей, создание материальных, организационных, идеологических и методических условий для их развития. 3.2. Приоритетные направления работы РОМЦ отдела культуры администрации Алнашского района УР Районный организационно-методический центр отдела культуры администрации Алнашского района образован в феврале 1997 года и расположен в с. Алнаши в здании РДК по улице Комсомольской.

При РОМЦ работают 5 специалистов, из них 3 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре и 2 со специальным профессиональным образованием по культуре.

Приоритетными направлениями деятельности районного организационно-методического центра отдела культуры администрации Алнашского района в 2007 году явились 1 Повышение специальности квалификации специалистов сельских культурно-досуговых учреждений, руководителей любительских коллективов. 24 специалиста сельских клубов имеют только среднее образование, 13 специалистов - среднее специальное не по культуре, что составляет 52 , поэтому проблема специалистов, способных решать сложные задачи культурно - досуговых учреждений в новых условиях, а значит и проблема повышения квалификации этих специалистов - одна из главных.

Решается она согласно плана повышения квалификации специалистов сельских культурно - досуговых учреждений. 2 Содействие возрождению и развитию национальных культур народов, компактно проживающих на территории района, развитию традиционных видов народного творчества.

В районе активно работают 4 национальных общественных объединения - общества русской, удмуртской, марийской, татарской культуры. Базируются они в Варзино - Алексеевском Доме татарской культуры, Варалинском Доме марийской культуры, В РДК - клуб Русский самовар, общество удмуртской культуры - в Асановском СКЦ, Лялинском СДД, Н-Сырьезком СДД, РДК - ансамбль Вуюись. Работа ведется в рамках районной целевой программы Развитие и сохранение национальных культур на территории Алнашского района . 3 Оказание методической и практической помощи культурно - досуговым учреждениям района.

У сельских клубов почти нет возможности приобрести методическую литературу. У РОМЦ ее тоже мало, но все же накопленный методический материал активно используется в работе, пользуется спросом. В практической помощи нуждаются малые клубы, в которых работают не специалисты по организации и проведению мероприятий, по организации любительских коллективов и их документации.

Руководители же коллективов любительского творчества нуждаются в практической помощи специалистов по различным видам народного творчества, по подбору репертуара. Ведь взгляд со стороны и замечания специалистов дают большой толчок для дальнейшего развития коллектива. 4 Включение культурно - досуговых учреждений района социально - значимую проектировочную деятельность, нацеленную на становление активной гражданской позиции населения.

Новое время диктует новые условия. На первый план в области культуры выходят целевые программы и проекты. Только через них можно добиться дополнительного финансирования. Это понимают многие. Два сельских клуба - Писеевский СДД и Байтеряковский СКЦ защитили в республике и получили финансирование на свои проекты по созданию дополнительных роабочих мест для подростков, во время летних каникул. Был объявлен конкурс по разработке и реализации творческих проектов, направленных на модернизацию деятельности культурно - досуговых учреждений.

В ритме времени, на который были представлены более 10 проектов и 12 программ по патриотическому воспитанию, традиционной культуре, направленные на благоустройство деревни, по развитию творческих коллективов и любительских объединений. 5 Направление организации работы сельских культурно - досуговых учреждений на выполнение планов подготовки к 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства.

В предъюбилейный год в основном все мероприятия посвящены этой дате. Каждым муниципальным образованием, клубом был составлен план мероприятий, посвященных этой дате, самая крупная дата последних лет требует серьезного отношения к ней, подготовки. Ей были посвящены большинство районных смотров - конкурсов. На фестивале народного творчества Элькунэнымы данъяськом были объявлены конкурсы стендов, посвященных 450-летию Я люблю тебя,Россия тематических подборок, отражающих мероприятия посвященные этой дате. Основными направлениями в работе с молодежью являются мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы - смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха.

Ежегодно в районе совместно с отделом молодежи проводится КВН среди молодежных команд. В этом году он прошел под названием Мы молодые. Идеей было выявление и развитие способностей и талантов молодежи общение и взаимоотношение молодежи в процессе творческой деятельности. КВН состоял из 4 конкурсов 1 приветствие Вам молодежь посвящается 2 разминка Что бы это значило? команды готовят по три оригинальных вопроса 3 СТЭМ театр эстрадных миниатюр Три заветных желания 4 музыкальный конкурс Вместе и навсегда Очень оригинальными были посвящения - приветствия молодежи, от имени молодежи, в которых поднимались острые проблемы молодежи - рабочие места, образование.

А в трех заветных желаниях отразили проблемы низкооплачиваемых рабочих мест, их недостаток. Команды были более сплоченными и в них присутствовал дух авантюризма. Всего приняло участие 10 команд, число участников составило более 90 человек. Важно отметить, что уровень подготовки команд значительно возрос.

Члены жюри отметили, что это был по истине командный дух КВН. Участники финальной встречи достойно показали себя на Алнашской сцене. Юмор, искрометные шутки, находчивость участников вызывали бурную реакцию зала - поддержку, смех, аплодисменты. Лучшие команды представили свое мастерство на районном празднике молодежи. Число зрителей на кустовых встречах составило около 400 человек. В заключительном туре приняло участие 5 команд 1 место - 18 нам уже - Варзи-Ятчинского СДД 2 место - Ассорти - Техникумовского СКЦ Добры молодцы - Муважинского СКЦ 3 место - Самсон и компания - Байтеряковского СКЦ XXX - Трикс - МО Староутчанское. С января 2007 года по июнь 2008 года в районе проводится конкурс национальных игровых шоу-программ для молодежи Национальная мозаика. Каждое клубное учреждение представляет любую молодежную игровую программу с национальным уклоном.

Хочется отметить, что на территории района проживают удмурты, русские, марийцы, татары. Во время проведения дискотек, танцевальных вечеров в течение 20-30 минут специалисты КДУ проводят с молодежью национальные игры, танцы в сопровождении гармошек, баяна, фонограмм соответствующих тематике.

Цели и задачи конкурса - повышение качественного уровня организации и проведения дискотек и танцевальных вечеров - укрепление сотрудничества организаторов досуга, молодежи, молодежных лидеров - знакомство с национальными играми элементами традиционной культуры, укрепление национального самосознания молодежи.

В результате проведения конкурса возрастает национальное самосознание удмуртской молодежи, приобщаются к традиционной культуре, перестают стесняться, активно участвуют в национальных играх и используют их не только на танцевальных вечерах, но и при общении в бытовых условиях. В целях активизации последовательной работы учреждений социокультурной сферы по профилактике социально - опасных заболеваний, приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни отделом культуры и Управлением народного образования администрации Алнашского района проводился районный конкурс волонтерских отрядов и агитбригад Сохрани себе жизнь. В конкурсе приняло участие 26 учреждений культуры, 8 средних школ, 6 основных школ. Всего участников 400 человек.

Команды предоставили программы различных театрализованных представлений, тематических уроков, агитационно-художественных бригад. Отрадно отметить, что в ходе конкурса выявились творчески работающие коллективы Муважинский СКЦ, Дятлевский СДД, Ново-утчанский СКЦ, Кузебаевский СДД, Нижне-Асановский СКЦ, Старо-Шудьинский СДД . Лучшие волонтерские отряды показали свои выступления в Алнашском ЦКиИ на фестивале молодежного движения Сохрани себе жизнь. Организаторами и спонсорами этого фестиваля стали РУНО, отдел культуры, отдел молодежи, отдел семьи.

Подростковый творческий коллектив Дятлевскго СДД приняло участие в зональном туре Республиканского фестивального движения Сохрани себе жизнь в г. Можга. Они выступили с программой Суд над пороками общества, приняли участие в конкурсе наглядной агитации.

Так же отряд выступил на районной научно-практической конференции учителей, показал свою программу перед односельчанами. Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют. Таким образом, проблема удовлетворенности молодежью своим досугом является актуальной на сегодняшний день. В этой проблеме есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны, пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой - ограничения финансового характера.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, … Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социо-культурная среда современной сельской местности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные формы организации досуга
Основные формы организации досуга. Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что массовое искус

Опыт организации молодежного досуга в России
Опыт организации молодежного досуга в России. Экономические и социальные изменения в 90-е годы затронули практически все сферы жизни российского общества в целом и каждую их его социальных страт. Д

Организация молодежного досуга в УР
Организация молодежного досуга в УР. По данным мониторинга наиболее популярным способом свободного времяпровождения среди молодежи Удмуртии являются встречи с друзьями 10,С.110 . Желание общаться,

Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной субкультуры
Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной субкультуры. В современной России проблемам такой многочисленной группы как молодежь уделяется с каждым годом все большее внимание. В

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги