Влияние особенностей педагогических коммуникаций

Содержание Введение Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе 1. Коммуникации понятие и основные подходы в психологии 2. Виды педагогических коммуникаций 3. Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе Глава 2. Младший школьник индивидуальность и ее развитие 1. Возрастные особенности младших школьников 2. Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия 3. Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла музыки Глава 3. Организация и методики исследования. Глава 4. Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе результаты и анализ исследования Глава 5. Психолого-педагогические рекомендации. Выводы Литература Приложения Введение Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения.

Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Педагогическое общение состоит из 2-х компонентов вербального и невербального.

С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой - противоречат. В музыкально-педагогическом процессе доля так называемой невербалики значительно увеличивается. В таких учебных предметах, как математика, физика, литература и другие, в учебном взаимодействии преобладает вербальное общение. На уроках музыки, учитывая их специфику пение, слушание музыки, исполнение на музыкальном инструменте, дирижирование, несомненно, преобладает невербальное взаимодействие.

Искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей. ТАКИМ ОБРАЗОМ, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогическом процессе.

Исходя из этого, мы избрали темой ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ С РАЗВИТИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ. ЦЕЛЬ. Выявить влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.

ГИПОТЕЗА. Особенности видов педагогических коммуникаций будут 1 взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом младших школьников 2 влиять на ценностно-мотивационную сферу младшего школьника по отношению к урокам музыки в школе. ЗАДАЧИ. 1 Изучить литературу по теме исследования 2 изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя музыки 3 изучить особенности индивидуальности младшего школьника 4 рассмотреть влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки 5 разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога и учащихся. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. а изучение и анализ литературы б метод наблюдения в методы психологического исследования с использованием стандартных психологических методик.

Глава 1.

Коммуникации в педагогическом процессе

Коммуникации в педагогическом процессе 1.

Коммуникации понятие и основные подходы в психологии

2.Речевые звуковые явления темп речи быстрый, средний, замедленный, мо... 3.Выразительные качества голоса характерные специфические звуки, возни... Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому ... Музыка невербальна, язык дирижера невербален, живописное полотно, скул... Трансляция невербального поведения учителем на уроке музыки - одна из ...

Младший школьник индивидуальность и ее развитие

Младший школьник индивидуальность и ее развитие 2.1.

Возрастные особенности младших школьников

Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песк... Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем... Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаютс... Также распространенным способом является диета, исключающая сахар, иск... В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя в...

Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия

Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понима... Особое внимание следует обратить на выделенную взаимосвязь эмоциональн... ,была проведена методика неоконченных предложений. из 26-ти человек, участвовавших в опросе, только 8 отметили музыку 10-... Труд - 4 чел.

Выводы 1. Изучена и проанализирована литература по теме исследования в библиографическом списке представлено 41 наименование. 2. Изучены особенности вербальной и невербальной коммуникаций учителя музыки, в результате анализа которых выявлено, что характерным для данного педагога является доброжелательное, очень активное, инициативное диалогичное общение с детьми. 3. Изучены и проанализированы особенности индивидуальности младших школьников, что позволило выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе. 4. Рассмотрено влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки таким образом, гипотеза 1-е предположение подтвердилось 2-е предположение выявлено на уровне тенденции и требует дополнительного психологического исследования. 5. Данное исследование позволило разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога с учщимися.

Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология Москва Академия , 1997. 2. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности Издательство Ленинградского университета, 1970. 3. Гладунцова М.А Замятина И.А Школяр В.А Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1класс программа и методика Москва, 1996. 4. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей Вопросы психологии. 1995 N 2. 5. Горелов И.Н Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак Рассказы о невербальной коммуникации М. Молодая гвардия, 1991. 6. Детский психолог.

Выпуск 4 - Тотем издательство Приазовский край , 1993. 7. Детский психолог.

Выпуск 5 - Тотем издательство Приазовский край , 1994. 8. Детский психолог.

Выпуск 11 - Тотем издательство Приазовский край , 2001. 9. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влия- ния личности педагога на учащихся Вопросы психологии. 1990 N 5. 10. Кадобнова И.В Усачева В.О Школяр Л.В Кузьмина О.В. Искусство слышать.

Методическое пособие.

Радуница , 2004. 11. Кроль Л.М Михайлова Е.Л. Человек-оркестр микроструктура общения М. ТОО Независимая фирма Класс , 1993. 12. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин Развитие ребенка и его отношений с окружающими М 1993 , Центр общечеловеческих ценностей. 13. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения Вопросы психологии. 1987 N 3. 14. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования Вестник МГУ. Серия Психология . 2004, N 4. 15. Морозов В.П. Невербальная коммуникация экспериментально-теоретические и прикладные аспекты Психологический журнал. 1993 N 1. 16. Мухина В.С. Возрастная психология Москва Академия , 1997. 17. Ниренберг Д Калеро Т. Словно раскрытую книгу, прочти человека Минск. ООО Попурри , 1996. 18. Ниренберг Д Калеро Т. Читать человека - как книгу М. Экономика, 1990. 19. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? 12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание человека. М. Дело, 1996. 20. Петровский А.В. Введение в психологию М. Издательский центр Академия , 1995. 21. Петровский А.В. Введение в психологию М. Издательский центр Академия , 1995. 22. Петрушин В.И. Музыкальная психология Учебное пособие для студентов и преподавателей М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 23. Пиз Аллан. Язык телодвижений Нижний Новгород Ай кью , 1994. 24. Практическая психология образования Под редакцией И.В.Дубровиной Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений М. ТЦ Сфера , 2004. 26. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока Вопросы психологии. 2001 N 6. 27. Психология. Словарь Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко 2-е изд испр. И доп М. Политиздат, 1990. 28. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.

ЦАПИ Москва. 1994. 29. Рамендик Д.М Зонабед Ф.М Клименко А.Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений Психологический журнал. 1994 N 6. 30. Русская Елена. Имидж современного педагога Источник неизвестен. 31. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении.

Мимика, жест, движение М. АО Интерэксперт , 1996. 32. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольника Вопросы психологии. 2004 N 5. 33. Смирнов С.Д. Богатый мир движений Вопросы психологии. 2004 N 6. 34. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов-на-Дону. Издательство Феникс , 1996. 35. Тарасов Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки Психологический журнал. 1994 N 6. 36. Тарасов Г.С. Потребность в классическом музыкальном искусстве как психологический феномен Психологический журнал. 2003 N 6. 37. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М 1947. 38. Фаст Джулиус.

Знак чувства бессловесный Минск ООО Попурри , 1996. 39. Фейгенберг Е.И Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможность использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности Вопросы психологии. 2004 N 6. 40. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания Казань Татарское книжное издательство, 1991. 41. Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта Психологический журнал. 2003 N 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Рус яз. Мат физра чтение музыка ест зн ритмик тру д изо этикет геогр 1 4 14 16 6 8 5 17 13 14 14 4 9 5 5 3 5 2 4 3 5 3 2 6 8 3 4 2 2 2 3 2 2 3 3 5 7 3 1 2 5 4 3 1 1 3 2 6 2 1 1 3 3 2 2 1 2 5 5 1 2 3 4 1 1 1 2 3 4 3 1 2 2 3 2 1 3 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Бланк рейтинговой оценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере. 11 2. Одобряет действия или поведение ученика. 43 3. Развивает идеи, предложенные учеником. 20 4. Задает вопросы, основанные на своих идеях с целью получить ответ от ученика. 34 5. Объяснение, развитие собственных идей. 17 6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик. 6 7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, апелляция к авторитету ученика. 0 8. Ответ на обращение учителя.

Свобода высказывания собственных идей ограничена. 49 9. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей. 22 10. Молчание или замешательство взаимодействующих.

Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникации во время которых непонятен наблюдателю. 1 Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Ф.И.ребенка A B C D E F G H I O Q Q S S 1. Ганцевая 2 6 2 8 4 4 4 5 5 9 3 9 - 1 5 2. Сухоносова 9 8 1 - 2 6 7 8 7 4 7 2 4 2 3. Лаптев 6 4 3 5 1 3 5 3 8 7 8 6 1 3 4. Лыскова - 3 1 4 6 7 4 4 4 7 2 8 3 1 5. Скороспешкин 5 4 8 4 5 4 5 5 7 6 7 6 2 1 6. Бодерко 3 5 5 5 4 4 3 1 4 8 2 7 2 1 7. Михайлова 9 7 8 6 7 7 5 9 5 3 6 6 1 1 8. Созина 6 4 6 5 3 2 8 4 7 5 4 1 1 3 9. Плотников 2 4 4 4 2 6 - 5 5 6 7 6 2 2 10.Золотухина 6 4 6 1 3 6 9 4 9 6 7 3 2 1 11.Зарубин 7 4 3 4 5 8 4 6 - 4 5 6 - 1 - 1 12.Харченко 6 5 4 7 4 5 5 4 7 2 3 5 1 3 13.Концева 6 7 4 6 2 4 6 4 5 7 5 6 1 4 14.Шаврин 7 3 1 8 4 6 2 5 2 8 2 6 1 2 15.Кузнецов С. 7 5 5 3 2 6 6 7 5 - 6 2 4 4 16.Колчанова 4 2 3 3 3 4 4 3 7 8 5 6 1 2 17.Спешилова 4 5 2 4 2 1 3 4 6 8 7 7 2 1 18.Смирнов 7 4 9 - 5 5 6 7 7 2 7 8 1 5 19.Переладов 4 9 4 4 - 3 1 5 3 7 1 2 20.Кузнецов А. 8 3 3 3 1 4 7 6 9 3 9 5 2 2 21.Катаева 3 3 7 3 2 4 4 3 2 4 3 8 2 3 22.Лалетина 4 6 1 6 4 6 4 5 7 5 8 6 2 2 23.Иванов 6 3 8 2 1 3 6 6 5 6 9 8 2 4 24.Есюнина 6 5 1 4 3 5 3 3 1 8 7 8 - 1 - 1 Учитель музыки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 8 8 3 1 5 1 1 0 1 Матрица данных личностных свойств и социального статуса учащихся 2 класса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Одной из ведущих позиций, определяющих содержание данной программы является принципиальная установка, отстаивающая самоценность музыкального искусства, освоение которого должно стать свободным от идеологических штампов, от превращения музыки из средства, обслуживающего воспитательные мероприятия, в полноценное музыкальное искусство, помогающее ребенку познать мир и самого себя в этом мире. Специфика музыкальных знаний в начальной школе заключается в овладении учащимися общими способами постижения музыкального искусства, что может быть выражено в конкретной педагогической формуле научиться учиться искусству самому учиться у искусства. В качестве ядра содержания курса, несомненно, должна выступить музыкальная классика, отражающая вечные проблемы жизни, волнующие людей во все времена - те общечеловеческие ценности, которые поднимают вопросы смысла жизни, существования человека на земле и которая рассматривает их в русле самых высоких эстетических и нравственных категорий.

Считая, что концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского в настоящее время остается наиболее прогрессивной и научной и что, пожалуй, она одна по- настоящему обеспечивает развертывание преподавания музыки как живого образного искусства, авторы программы принципиально сохранили ее тематизм в своей программе.