рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Агрессия в сфере массовой информации

Работа сделанна в 2005 году

Агрессия в сфере массовой информации - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 2005 год - Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников Агрессия В Сфере Массовой Информации. Роль Масс - Медиа В Жизни Подростка. В ...

Агрессия в сфере массовой информации. Роль Масс - медиа в жизни подростка. В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ранжированный ряд видов их времяпрепровождения мы попытались выстроить на основе выводов социологов Цымбаленко С. Б Шарикова А. В Щеглова С. Н. и др а также наших собственных исследований.

Так, смотреть телевизор в среднем предпочитают 76,6 учащихся старших классов, слушать магнитофон, плеер - 69,6 , проводить время с друзьями - 67,4 , смотреть видеозаписи - 51,7 , читать книги 45,1 , общаться в кружке, секции, в другом молодежном объединении - 39,2 , читать газеты и журналы - 37,1 , общаться по телефону - 34,8 , общаться со своей девочкой или своим мальчиком - 27,4 , играть в компьютерные игры - 21,3 , проводить время с родителями и другими взрослыми - 19,4 , ходить в театры, на концерты, в музеи - 8,2 , обмениваться информацией по компьютерной сети - 4,7 , путешествовать по компьютерной сети - 3,1 . Романенко Н. М. Особенности восприятия телеинформации школьниками Романенко Н. М. Педагогика 2003г 4 с. 46-48 Приоритеты в выборе той или иной формы досуга не совпадают у жителей мегаполиса, небольшого города или села, но телевидение - почти у всех на первом месте.

Являясь доминирующим досуговым компонентом, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками и юношеством, ведь для этого возрастного периода характерны интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, ее социализация.

Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидение называют окном в мир и ящиком для дураков, средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя, источником просвещения и одновременно отупления.

Действительно, функции телевидения далеко неоднозначны. С одной стороны, оно расширяет общую информированность граждан, углубляет их знания. Способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре, искусству, литературе. Праву, формирует нравственные оценки. С другой - обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно - личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору.

Чем же оно является для современных подростков - добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Какие факторы могут способствовать позитивному взаимодействию формирующейся личности со столь сложным феноменом в современной жизни общества? Обратимся, прежде всего, к психологическому аспекту поставленной проблемы механизмам выбора, восприятия и освоения личностью информации.

Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями человека, а говоря обобщенно - его личностными установками. В самом общем виде положение было сформулировано более 20 лет назад Д. и М. Райли, которые утверждали, что в условиях свободного выбора человек, сознает он это или нет, предпочитает обычно то, что ему хочется услышать или увидеть, в чем он надеется найти подтверждение своих ожидании.

Романенко Н. М. Особенности восприятия телеинформации школьниками Романенко Н. М. Педагогика 2003г 4 с. 46-48 Кроме такого резонансного восприятия срабатывает некий барьер, обусловленный сложившимися убеждениями человека, уровнем его духовности, который гасит интерес к информации, не дотягивающей до этой планки. Аналогичным образом он и воспринимает, интерпретирует полученные сведения, преобразовывая, перекраивая их под себя. Вопрос об избирательном отношении подростков к информации в силу несформированности их убеждений несколько иной и может рассматриваться в двух плоскостях.

С одной стороны, многое зависит от степени привлекательности формы подачи материала, способов организации воздействия на зрителя и в этом смысле очень преуспело американское телевидение, широко и интенсивно использующее все приемы манипулирования сознанием и поведением своей аудитории. С другой - от группового семья, сверстники опосредования личностного восприятия или диктата моды. Кроме того, механизм восприятия и освоения телеинформации подростками сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного воспитания скажем, в семье ребенок воспринимает не вербализованные воспитательные формулы родителя, а модель его реального поведения.

Указанный способ воздействия ТВ представляет собой явление глубоко неоднозначное его положительные стороны связаны с процессами социализации индивида, эффективными способами передачи социального опыта отрицательные касаются же возможностей манипулирования сознанием, навязывания тех или иных стереотипов мышления и поведения.

Здесь возникает проблема поиска своего рода противоядия против подобного манипулирования. Основой такого противоядия является воспитание и духовное развитие личности. Специфика восприятия и освоения школьником информации в огромной степени зависит or той среды, того круга общения и того социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит его взаимодействие с информационным каналом.

Кроме того, сам акт восприятия нередко сопровождается интенсивным межличностным общением по поводу воспринимаемою материала, чем в значительной мере определяется механизм его усвоения. Социальное окружение индивида, воспринявшее поведенческие образцы и определенные стереотипы мышления, содержащиеся в массовой информации, становятся для него как бы дополнительным, вторичным источником этой информации. При этом в данном случае многие ее компоненты поступают к индивиду уже в виде своеобразных культурных норм. Они могут восприниматься либо как неотъемлемые свойства социальной среды и вообще не осознаваться актуально в каждом конкретном случае, либо осмысляться в качестве культурных образцов - эталонов, подкрепленных тем или иным авторитетом.

Широкая общественность сомневается, что увиденное на экране действует не только на психически больных людей, но все же считает, что следует ограничить возможное вредное влияние телевидения и кино для одной категории зрителей - детей.

Л. Берковиц Агрессия причины, последствия и контроль. СПб 2002г с. 239 Высказываются опасения, что кино и телевидение учат детей тому, что агрессия выгодна, а применение насилия - прекрасный способ добиться цели. В 80-е гг. началась острая полемика по вопросу о том, насколько велико влияние экранной жестокости на среднего телезрителя. С экранов телевизоров на нас обрушивается ничуть не меньше стрельбы, драк и убийств, чем тридцать лет назад.

В этом параграфе мы покажем, что иногда воспроизведение сцен насилия в средствах массовой информации действительно увеличивает вероятность последующего проявления агрессии как со стороны детей и сравнительно нормальных взрослых людей, так и со стороны тех, кто эмоционально неуравновешен. Вы также увидите, что это вероятное усиление агрессии может быть обусловлено как временным влиянием, так и более постоянным научением. Хотя со временем принцип составления ТВ-программ не изменился, а большинство исследований медиа-эффектов подверглось критике, исследователям человеческого поведения удалось немало узнать о возможных последствиях демонстрации жестокости в кино и по телевидению.

Весь обзор можно условно разделить на две части. Первая часть будет посвящена немедленным или относительно кратковременным эффектам от изображения изнасилований и убийств в средствах массовой информации, начиная с преступлений-имитаций. Этой начальной теме мы уделяем много внимания, чтобы подчеркнуть два главных момента во-первых, СМИ, просто сообщая новости или стремясь развлечь, могут иметь более обширное влияние на социальную агрессию, чем принято думать.

Во-вторых, некоторые из психологических процессов, усиливающих агрессивные реакции на художественные фильмы, имеют место в случаях преступлений-имитаций. Основное внимание фокусируется на вопросе, при каких условиях сцены насилия на телевидении с большей вероятностью могут усиливать агрессию. Во второй части будут рассматриваться долгосрочные последствия частых просмотров сцен насилия, которыми нас перекармливает телевидение. В фильме Таксист главный герой, выйдя из себя, заявляет малолетней проститутке, что, если она откажет ему, он убьет одного из политиков.

Эта сцена может побудить какого-нибудь легковозбудимого человека на самом деле застрелить известного политика. В марте 1981 года, вскоре после просмотра этого фильма, Джон Хинкли покушался на убийство президента Рональда Рейгана и ранил его - так он пытался завоевать любовь женщины. Позже следователи обнаружили в гостиничном номере Хинкли письмо, адресованное актрисе Джоди Фостер, сыгравшей в фильме проститутку.

Потенциальный убийца, очевидно безумно влюбленный в мисс Фостер, писал, что ради нее готов убить президента Рейгана. Средства массовой информации и специалисты-психиатры высказали предположение, что Хинкли действовал в соответствии с фантазией, навеянной этим фильмом. Л. Берковиц Агрессия причины, последствия и контроль. СПб 2002г с. 238 Может ли насилие, показанное на кино- или телеэкранах, действительно провоцировать агрессию? Допустим, Джон Хинкли подражал герою из фильма Таксист. Тогда возникает другой вопрос подобные фильмы влияют только на психически неуравновешенных людей и лиц с крайне агрессивным характером или вид драки может побудить даже сравнительно нормальных людей становиться агрессивнее, чем обычно? Дело Джона Хинкли - наглядный пример того, как изощренно и глубоко средства массовой информации могут влиять на уровень агрессивности современного общества.

Не только его попытка убить президента Рейгана была явно спровоцирована фильмом, но и само это покушение, которое широко освещалось в прессе, по радио и телевидению, вероятно, побудило других людей копировать его агрессию.

Именно такой рост имел место шестью годами ранее, в сентябре 1975 года, после того как Линетт Фромме пыталась застрелить президента Джеральда Форда. Согласно статистике, представленной секретной службой, в первые три недели после покушения в адрес президента Форда пришло 320 угроз в сравнении с обычными 100 угрозами за такой же период времени. Естественно, каждое подобное угрожающее послание требует проверки, поскольку всегда может найтись тот, кто способен реализовать свои слова.

И действительно, примерно через две недели после попытки Линетт Фромме в президента Форда стреляла Сара Джейн Мур. Очевидно, что покушения являются источником опасности для всех видных политических деятелей.

Хьюберт Хамфри, вице-президент во времена Линдона Джонсона и сам трижды кандидат в президенты, так прокомментировал второе покушение на жизнь президента Форда Встречаются люди, которые в ту минуту, когда видят такую попытку или слышат о ней, по той или иной причине хотят совершить то же самое. Л. Берковиц Агрессия причины, последствия и контроль. СПб 2002г с. 241 Мы много слышим о преступлениях-имитациях, и социологи уже давно знают о подобном феномене. Еще в 1890 году французский социолог Габриэль Тард Gabriel Tarde писал о суггесто-подражательных-нападениях, говоря, что с распространением сообщений о жестоких преступлениях в то время по телеграфу у восприимчивых людей рождаются агрессивные идеи, а некоторые из них даже прямо копируют описанное в сообщениях поведение.

Тард утверждал, что такой эффект имели убийства, совершенные знаменитым Джеком-Потрошителем в Лондоне в 1888 году Менее чем через год в этом огромном городе было совершено целых восемь абсолютно идентичных преступлений.

И это еще не все затем последовало повторение этих преступлений за пределами столицы и за границей. Инфекционная эпидемия распространяется по воздуху или ветру эпидемия преступлений идет по линиям телеграфа. Л. Берковиц Агрессия причины, последствия и контроль. СПб 2002г с. 242 Факты говорят о том, что преступления-имитации не относятся к разряду крайне редких. Они случаются с определенной регулярностью, хотя нельзя говорить и об их неизбежности.

Мы высказали предположение, что новости о насильственных событиях могут разбудить жестокость в некоторых зрителях, слушателях и читателях этих новостей. То же самое можно сказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может усилить в зрителях их агрессивные наклонности. Однако немало психологов сомневаются в существовании такого влияния. Например, Джонатан Фридман Jonathan Freedman настаивает, что имеющиеся свидетельства не подтверждают мысль, что просмотр фильмов со сценами насилия вызывает агрессию. Другие скептики утверждают, что наблюдение за агрессивными действиями киногероев оказывает в лучшем случае лишь незначительное влияние на поведение наблюдателя. Л. Берковиц Агрессия причины, последствия и контроль. СПб 2002г с. 247 Мы же, в свою очередь, присоединяемся к тем, кто полагает, что значительная часть экспериментальных исследований со всей очевидностью доказывает фильмы с жестокими, кровавыми сценами способны повысить вероятность агрессивного поведения зрителей.

Это влияние варьируется в диапазоне от слабого до среднего. Опыт, проведенный Жаком-Филиппом Лейенсом и Леонсио Камино Jacques-Philippe Leyens Leoncio Camino в бельгийском университете- это исследование в ключе работы психологов из Техасского университета.

Р. Бэрон, Д. Ричардсон Агрессия. СПб 1997г с. 113 В эксперименте участвовали подростки, обитатели детских исправительных заведений. На время эксперимента всех их поселили в четырех коттеджах. Сначала инструкторы-наблюдатели измерили исходный уровень агрессивности каждого мальчика.

Через неделю после этого, на второй стадии эксперимента которая длилась пять дней, в коттеджах каждый вечер показывали художественные фильмы. При этом в одних коттеджах демонстрировались агрессивные фильмы, а в других - неагрессивные. Всю неделю наблюдатели анализировали поведение мальчиков. Наконец в течение следующей недели подросткам не показывали никаких фильмов, но ежедневные наблюдения за их поведением продолжались.

Следует рассказать только об агрессии подростков, зафиксированной в те пять вечеров второй недели, когда демонстрировались фильмы, поскольку Вуд и ее коллеги также основное внимание уделяли поведению испытуемых сразу после просмотра фильма. Для краткости ограничимся физическими нападками мальчиков друг на друга. Просмотр агрессивных фильмов привел к тому, что подростки стали более агрессивными по отношению к соседям по коттеджу, независимо от того, насколько часто происходили ссоры между ними в первую неделю.

Для сравнения у мальчиков, смотревших нейтральные фильмы, частота нападок друг на друга либо снизилась, либо осталась прежней. Лейенс также обнаружил и это важно отметить, что повышенная агрессивность, наблюдаемая в коттеджах, где показывали фильмы со сценами насилия, не была вызвана просто увеличением уровня активности мальчиков намеренно провоцировали на агрессию. Эти фильмы определенно стимулировали агрессивность подростков.

Нужно предостеречь от неправильного понимания слов от слабого до среднего, что свойственно отдельным критикам исследований средств массовой информации. Исследователь Вуд отмечает, что даже слабое влияние не обязательно является незначительным. По ее оценкам, основанным на статистическом анализе, пусть малая часть молодых людей, смотревших фильмы со сценами насилия, могут стать более агрессивными, но тем не менее эта малая часть значимая и ее следует воспринимать всерьез, памятуя об огромном размере медиа-аудитории.

Л. Берковиц Агрессия причины, последствия и контроль. СПб 2002г с. 249 Поскольку средства телевещания показывают фильмы многим миллионам телезрителей, по всей стране в течение любой недели может произойти на несколько сот серьезных актов насилия большее, чем их было бы в том случае, если бы такие фильмы не демонстрировались. Итак, перед большей частью исследователей уже не стоит вопрос о том, повышают ли сообщения в СМИ, содержащие информацию о насилии, вероятность того, что в дальнейшем уровень агрессии возрастет.

Но возникает другой вопрос когда и почему этот эффект имеет место. К нему мы и обратимся, увидев, что все агрессивные фильмы одинаковы и что только отдельные агрессивные сцены способны иметь последействие. Фактически некоторые изображения насилия могут даже ослабить порыв зрителей напасть на своих врагов. Ниже мы выделим условия, ограничивающие вредные влияния сцен насилия, а также представим теоретический анализ медиа-эффектов, который одновременно является попыткой объяснить исключения и поможет понять как природу преступлений-имитаций, так и воздействия сцен насилия в художественном кино. Ввиду недостатка места мы не сможем познакомить вас со многими интересными и важными экспериментами, поэтому наш обзор исследований будет очень выборочным.

Прежде чем продолжить, необходимо напомнить, что разговор идет сейчас только об относительно непосредственном и скоротечном воздействии изображения насилия на телевидении и в кино или чтения о нем, но не о долговременных последствиях частого просмотра сцен насилия.

Даже кратковременные эффекты могут быть довольно сложными несомненно, они находятся под влиянием разнообразных психологических процессов. Будет полезно объяснить это последействие с точки зрения понятия прайминга. Понятие прайминга. Центральная идея понятия прайминга от англ. prime - заряжать, воспламенять такова когда люди сталкиваются с неким стимулом или событием, имеющим частное значение, им в голову приходят другие идеи с точно таким же значением.

Эти мысли в свою очередь могут активизировать и другие семантически родственные им идеи и даже склонить к действию. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б. Г Зинченко В. П с. 404 Понятие прайминга применительно к сценам насилия в масс-медиа. явления подобного рода способствуют агрессивному поведению, которое является результатом просмотра теле- или кинопрограмм со сценами насилия или знакомства с газетными новостями о человеческой жестокости.

Люди заражаются агрессивными идеями. Этот эффект знаком многим. Несколько лет назад один журналист спросил вожака нью-йоркской банды подростков, какие телепрограммы больше всего нравятся молодежи. Парень перечислил программы, изобилующие стрельбой и убийствами, но добавил, что не любит, когда по телевизору показывают изнасилования. По его мнению, подобные сцены внушают парням ненужные идеи Они выходят из дому и делают то же самое - просто так. Л. Берковиц Агрессия причины, последствия и контроль. СПб 2002г с. 251 Возможно, парень прав. Трудно сказать, делают они это просто так или по какой-то причине.

Но многие люди, угрожавшие президенту Рейгану после покушения на него, или те, кто совершал насилие под впечатлением от убийства президента Кеннеди или после широко освещавшегося чемпионата по боксу, вероятно, получили агрессивную зарядку от ставших отправными агрессивных историй в СМИ и воплотили свои мысли о насилии в насильственные действия. Эксперимент, проведенный Чарльзом Тернером и Джоном Лейтоном Charles Turner John Layton в университете Солт-Лейк-Сити, штат Юта, помогает понять психологические аспекты этого процесса.

Исследователи дали студентам списки слов на запоминание, а затем поручили каждому наказать другого студента за ошибки в ходе проверки выученного. В этом задании самыми строгими учителями оказались те, кому достались легко визуализируемые слова, обладающие четкой агрессивной коннотацией например, пистолет, нокаут, столкновение. Испытуемые, запомнившие агрессивные, но менее легко визуализируемые слова например, гнев, враг, наказание или выучившие только нейтральные слова какова бы ни была их образная ценность, налагали менее суровые наказания.

Л. Берковиц Агрессия причины, последствия и контроль. СПб 2002г с. 251 Теперь давайте через призму этого результата рассмотрим обыкновенные жизненные ситуации. Допустим, мы слышим, что два человека напали на третьего и ранили его. Такое нетрудно себе представить.

Легковизуализируемые события, подобные этому, впоследствии так же легко вспоминаются. Тернер и Лейтон и другие исследователи доказали этот эффект. Если, на наш взгляд, в этом происшествии преобладает агрессивный смысл, то есть событие вызывает у нас беспокойство или мы считаем его достойным порицания, то мы не только довольно быстро его запомним также велика вероятность, что наша память активизирует другие связанные с агрессией идеи, чувства и желание действовать.

Схожим образом могут воздействовать сцены насилия в кино. Обычно они легко вспоминаются благодаря своей визуальности, яркости и концептуальной простоте. Когда мы вспоминаем эти сцены, их агрессивное содержание может вызвать у нас связанные с агрессией мысли, чувства и моторные реакции. В таком случае мы вполне способны сделать нечто в русле этих спровоцированных реакций, особенно если на тот момент будут ослаблены наши внутренние запреты на агрессию.

Обсуждая эксперимент Тернера- Лейтона, мы затронули серьезную проблему, которую следует сформулировать точнее у людей, наблюдающих сцены насилия, не возникнут агрессивные мысли и склонности, если они не интерпретируют увиденные действия как агрессивные. Иными словами, агрессия активизируется, если зрители изначально думают, что видят людей, намеренно пытающихся ранить или убить друг друга. Наказуема ли увиденная агрессия? Даже считая наблюдаемое событие агрессивным, зрители тем не менее могут не получить посыла к агрессии, если им четко дали понять, что агрессия наказуема.

Допустим, мы видим, как некто избил человека, а потом видим, как драчун расплачивается за свой поступок. Как подчеркивал Альберт Бандура Albert Bandura, маловероятно, чтобы в этом случае мы стали подражать поведению преступника, и едва ли у нас возникнут мысли, одобряющие агрессию. То же относится и к криминальным сообщениям. Является ли наблюдаемая агрессия плохой ? Мы получим тот же результат, если будем думать, что увиденная агрессия заслуживает морального осуждения.

Возьмем тот же гипотетический пример. Допустим, мы узнали, что человек, которого на наших глазах избили, позже умер от полученных травм. Это напоминание, что агрессия зачастую имеет чрезвычайно печальные или даже трагические последствия, может активизировать наши запреты в отношении агрессии и даже уберечь нас от столкновения с тем, кто только что рассердил нас. Определенно то же самое относится и к демонстрации насилия в кино. Чрезвычайно агрессивный фильм не спровоцирует усиливающие агрессию мысли и моторные реакции, если зрители расценивают экранные драки, стрельбу и убийства как злодеяния.

Но в большинстве подобных фильмов изображаемая агрессия не осуждается. В этом отношении показательны добрые старые вестерны. В этих фильмах никогда не показывают, что кто-то серьезно пострадал в драке или от пули. Персонажи просто падают, но публика не получает напоминания о смерти и уничтожении, которые несет с собой оружие.

Конечно, в современном жестоком фильме нам почти наверняка покажут тела с кровоточащими рваными ранами от пуль и ножей, но даже в этом случае к концу картины зрители все же приходят к выводу, что для изображенного насилия по большей части имелись достаточные основания. Сколь бы кровожадным ни был фильм, в конечном счете в нем заложена идея о том, что жестокость можно полностью оправдать. Иногда зрители отождествляют себя с теле- и киногероями, что также влияет на силу их впечатлений от увиденного на экране.

Отождествляя себя с одним из персонажей, они, по сути, воображают себя этим человеком. Как следствие, люди эмоционально реагируют на все, что бы ни случилось с их персонажем. Если герой - мужчина, который вступает и борьбу, они думают, что вместе с ним дерутся и стреляют в экранных врагов. Поскольку они представляют себя агрессивными, в них легко активизируется широкий спектр агрессивных идей и склонностей. Эксперимент Жака-Филиппа Лейенса и Стива Пикуса Jacques-Philippe Steve Picus продемонстрировал, что агрессия усиливается, когда зрители отождествляют себя с киноагрессором.

Испытуемых, студентов университета Мэдисона, штат Висконсин, попросили представить себя одним из двух боксеров в короткой схватке за приз персонажем, который в итоге побеждает. После того как испытуемые видели, что их герой в фильме избивает соперника, они сами наказывали ранее провоцировавшего их человека более строго, чем наказали бы его в иной ситуации.

Л. Берковиц Агрессия причины, последствия и контроль. СПб 2002г с. 259 Итак, наблюдаемая агрессия - в голове самого очевидца. Только если люди толкуют увиденное как агрессию, данное событие активизирует связанные с агрессией идеи и стимулирует их к проявлению агрессии. 2. Опасность СМИ для школьников Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения подростков. Что скрывается за притягательностью кровожадности и зверского насилия для детей, и какие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? Мы подойдем к рассмотрению этих вопросов с учетом психических процессов, важных для перехода из детского во взрослое состояние.

При этом мы сделаем особый акцент на насилии и садизме в отношении женщин, стоящих на переднем плане в большинстве фильмов подобного жанра. По сюжетам видеофильмов ужасов и насилия в банды и другие группировки обычно объединяются только мужчины. Женщины, будучи героическими персонажами, выступают лишь в роли борцов-одиночек, имея при этом за своей спиной поддержку мужчины - супергероя например, фильмы Скромная Блэз , Лилиана - девушка из дикого леса , Три ангела на острове смерти и т. д. Одним из редких исключений является фильм ужасов День матери, в котором доминирующую роль играет насилие со стороны группы молодых девушек.

Эта картина по результатам опроса популярности видеофильмов ужасов и насилия оказалась единственной лентой, названной девушками.

Еще в 1956 году в книге Юность в опасности американский социолог Роберт Гендриксон писал Жестокость и садизм, небывалый рост преступлений с применением насилия, юный возраст преступников - все это говорит, что мы стоим перед сложнейшей проблемой нашего времени. Все эти кричащие факты преступности несовершеннолетних требуют, чтобы мы хоть сейчас направили все наши усилия на ее искоренение, иначе этот девятый вал захлестнет наших сыновей и дочерей. Энциклопедия преступлений и катастроф дети-преступники. Минск, 1996г с. 40 Характерен и такой эпизод в последние годы на телевизионных экранах стал весьма популярным сюжет киднэппинга т. е. кражи детей с последующим требованием выкупа.

Вскоре заработала линия связи телевидение - правонарушения несовершеннолетних. Участились случаи, когда старшие подростки крали детей и требовали выкупа у родителей. Нередко такие случаи заканчивались трагически. Однажды полиции удалось напасть на след убийцы шестилетнего школьника Иокомидзо Масатоси.

Преступником оказался 16-летний парень без определенных занятий. При допросе он заявил, что насмотрелся телевизионных постановок и фильмов о похищении детей и решил сам похитить мальчика, чтобы потребовать затем за него выкуп. Однако мальчик сопротивлялся и плакал. Тогда похититель убил его. Ф. С. Махов США молодежь и преступность. М 1972г с. 111 По мнению Фредерика Уэртхэма и всех, кто разделяет его взгляды, средства массовой коммуникации не являются, конечно, главной причиной резкого подъема насилия среди несовершеннолетних.

Однако без учета этого фактора пишет он мы не поймем природы данного социального и психологического явления. Правильный анализ влияния современных средств массовой коммуникации и в первую очередь кино и телевидения на психологию человека может помочь нам справиться с теми взрывами насилия, которые в своей совокупности представляют эпидемию чумы в мировом масштабе. Энциклопедия преступлений и катастроф дети-преступники. Минск, 1996г с. 42 В результате клинического изучения 200 детей Ф. Уэртхэм пришел к выводу, что пока насилия, жестокости и садизма оказывают самое губительное влияние на молодых людей, которые в процессе социализации становятся все более и более теленаправленными teledirected, т. е. характеризуются враждебностью к окружающим, жестокостью и бесчувственностью. Американский психиатр утверждает, что снижение сопротивляемости ко всему этому у детей прямо пропорционально количеству передач с насилием, которые смотрят дети. Таким образом, средства массовой коммуникации помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях.

А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодых людей, которые не только восхищаются насилием, но и даже обожествляют его. Однако некоторые исследователи Ф. С. Махов, Л. Берковиц и др. утверждают, что показ насилия на экранах телевизоров действует благоприятно на психику ребенка, так как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабляет его агрессивные инстинкты, выполняя функции своеобразных предохранительных клапанов. С целью проверки этой теории проводился такой эксперимент группа студентов, доведенная предварительно до агрессивного состояния, была разделена на две части.

Одной половине был показан фильм, рассказывающий о матче боксеров-профессионалов, другая половина смотрела видовой фильм без единой сцены насилия.

После этого все участники эксперимента подверглись проверке с помощью тестов.

Оказалось, что первая группа стала настроена менее агрессивно, чем вторая. Ф. С. Махов США молодежь и преступность. М 1972г с. 112 Американский психолог Сеймор Фешбах, проводивший данный опыт, объяснил это явление своеобразным выходом агрессивности, переносом ее на другой объект. Несмотря на то, что другие подобные эксперименты в частности, с детьми опровергают гипотезу С. Фешбаха, у последнего немало сторонников.

По мнению социолога Джеймса Хэллорана, отрицательное воздействие жестоких передач имеет место лишь тогда, когда они наслаиваются, накладываются на соответствующий личный жизненный опыт зрителя, т. е. когда происходит совпадение этих передач с соответствующим жизненным опытом зрителя. А поскольку у детей подобный опыт отсутствует, то они воспринимают элементы насилия и даже смерть как нечто нереальное, сказочное, подобно тому, как они воспринимают то, что Серый Волк проглатывает Красную Шапочку.

Ф. С. Махов США молодежь и преступность. М 1972г с. 113 Данную точку зрения поддерживают многие социальные психологи. Так, Джузеппе Kаталано к статье Рабы голубого джина пишет, что телевидение гипнотизирует и порабощает линии тех детей, которые уже предрасположены к этому и не обладают необходимой защитной реакцией. Энциклопедия преступлений и катастроф дети-преступники. Минск, 1996г с. 44 Существует и третья группа, которая пытается синтезировать точки зрения двух первых. Так, признавая тот факт, что показ насилия в больших дозах, не являясь главным фактором в формировании преступных наклонностей, все же усиливает возможность того, что кто-то из зрителей будет вести себя более агрессивно в определенной ситуации, американские социологи Л. Берковиц и А. Бэндура не согласны полностью с теорией Хэллорана.

Они считают, что телемодели могут быть восприняты подростком в качестве эталона поведения столь же эффективно, как и реальные модели, так как некоторые подростки с одинаковым успехом копируют как реальных гангстеров, так и их киномодели. Однако, по их мнению, агрессивность, насилие как формы подражания и теленаправленности могут иметь место у ребенка лишь тогда, когда, он находится в состоянии фрустрации, т. е. в тех случаях, когда имеет место так называемая аккумуляция агрессивности.

Мне нравилось, когда по телевидению кого-либо убивали это слова 15-летнего мальчугана. А произнес он их на судебном процессе.

Его судили за то, что он задушил маленькую девочку. Задушил играючи. Ф. С. Махов США молодежь и преступность. М 1972г с. 114 Комментируя этот факт, западногерманский журналист Герман Зильбер пишет Войны и террор, казни и изнасилования, уличные драки и похищения, захваты самолетов и убийства - все эти события, ставшие действительностью для взрослых, превратились в сюжеты детских игр. Дети не всегда могут отличить развлечение от действительности, и играют они вполне серьезно 13 летний мальчик и огрубление банка и при этом перерезал горло своему заложнику. Ф. С. Махов США молодежь и преступность. М 1972г с. 114 Поблизости от Ганновера три ребенка стреляли из луков по пленным маленьким детям, почти два часа подряд до крови избивали их, а потом заявили, что это доставило им удовольствие. Энциклопедия преступлений и катастроф дети-преступники. Минск, 1996г с. 45 Две 14-летние девочки в Кевеларе Нижний Рейн после просмотра по телевидению детективного фильма Увеселительная прогулка играли на чердаке и удушили там 7-летнего мальчика.

Энциклопедия преступлений и катастроф дети-преступники. Минск, 1996г с. 46 После просмотра Эти два слова фигурируют во всех судебных делах.

Иногда жертвами становятся сами юные зрители. Так, в феврале 1978 года из окна седьмого этажа в Бруклине Нью-Йорк выбросился ребенок. Это не было самоубийством. Впечатлительный мальчик решил повторить подвиги своего любимого героя-супермена. Но чаще жертвами телевизионного подстрекательства становятся посторонние. В Бостоне США было задержано шесть подростков, совершивших зверское преступление.

Они напали на женщину, которая несла канистру с бензином, заставили ее облить себя бензином и чиркнули зажигалкой. Женщина скончалась, а юные убийцы рассказывали в полиции, что накануне смотрели по телевидению боевик, в котором группа несовершеннолетних издевалась над беззащитной жертвой и потом сожгла ее. Фильм им понравился. Энциклопедия преступлений и катастроф дети-преступники. Минск, 1996г с. 46 Измерена средняя насыщенность насилием американского голубого экрана для канала Эн-би-си она составляет примерно 8-9 актов насилия на час экранного времени.

При этом надо помнить и другую статистику в США подросток проводит в среднем 15 тысяч часов в год у голубого экрана, в то время как на уроках он пребывает 11 тысяч часов. Перевес явно на стороне TV. Телевизор заменял ему и школу, и родителей, и церковь так характеризуют свидетели одного из убийц-подростков - 15-летнего Рональда Замору, убившего 82-летнюю вдову Элинор Хогарт.

Судебный процесс по его делу был первым в истории США, когда к юридической ответственности пытались призвать крупнейшие телевизионные корпорации. Энциклопедия преступлений и катастроф дети-преступники. Минск, 1996г с. 47 Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, зарезали, о происходящих в мире войнах и убийствах.

Не так давно в нашей местной газете было описано, как молодая женщина ворвалась в школу и открыла по учащимся стрельбу - несколько детей ранено, один убит другое сообщение в пригороде Нью-Йорка разгневанный отец убил судью, который выступал на процессе против его дочери жители Милуоки потрясены убийством двух женщин Энциклопедия преступлений и катастроф дети-преступники. Минск, 1996г с. 48 Тот факт, что на переломе между детством и юношеством молодые люди объединяются в группы и разрабатывают в них определенные ритуалы и что это наблюдается во всех культурах, указывает на существование единого транскультурного и индивидуального механизма человеческой психики или человеческого развития, не требующего для своего запуска каких-либо внешних условий. Основой ритуала просмотра видеофильмов является общность, задаваемая определенным возрастным периодом, а также то, что привлекательно для каждого в острых ощущениях во время показа сцен ужасов и насилия.

При этом не имеют значения различия в интересах и потребностях членов группы в других сферах жизни.

Определяющую ценность в групповых взаимоотношениях имеет способность что-то представлять собой. К. Бютнер Жить с агрессивными детьми. М 1991г с. 58 Переориентация подростков с ценностей родительского дома на ценности своей возрастной группы, т. е. новый социальный опыт в новом физическом и социальном статусе, несет с собой повторение ситуаций беззащитности, типичных для каждого при его первых самостоятельных шагах в мире. Подростки пережинают непредсказуемость, с которой в фильмах ужасов человека настигает насилие, подобно совсем маленьким детям, переживающим решения родителей по поводу удовлетворения или неудовлетворения их элементарных жизненных потребностей или даже насильственные действия родителей как внезапное вторжение.

К. Бютнер Жить с агрессивными детьми. М 1991г с. 59 Как всякое начало чего-то нового, фаза пубертатного развития имеет много схожего с ранним детством, например в том, что в обоих случаях важную роль играет испытание своих возможностей.

В ходе приобретения нового опыта взаимодействия с окружающим миром раскрываются разнообразные возможности, касающиеся собственной роли в нем подростка. Среди этих возможностей каждый должен выбрать свои собственный путь подобно тому, как это делает маленький ребенок, который постепенно учится понимать мир. Формами проявления этого поиска мальчиков и девочек могут быть быстрая смена друзей и подруг, моды и звезд, неожиданный отказ от старых привычек и появление новых.

Принадлежность к компании не только сталкивает отдельного подростка с определенными ожиданиями и социальными ориентациями на групповой идеал, по и ставит его перед необходимостью предъявления доказательств своего соответствия и самоконтроля. Особенно значимы в этом отношении видеофильмы ужасов и насилия для тех подростков, которые чувствуют себя неполноценными по сравнению с ровесниками и другими членами компании в физическом, социальном или учебном плане и подвергаются дискриминации со стороны сверстников и компаний.

Кровавый фильм ужасов, который они могут спокойно обсуждать с другими подростками, дает им возможность под видом прожженного типа вполне соответствовать идеалу компании и таким образом добиться признания. Меньший интерес к видеофильмам ужасов у девочек указывает на то, что в этой области мальчики мужчины добиваются чего-то именно друг от друга.

Впрочем, определенную роль при этом может играть и представление, что добытый благодаря успешному преодолению своего страха статус в группе мальчиков имеет позитивное значение и для девочек. Кроме того, роль девочек и женщин в какой-то мере определяется существующей в этих фильмах тенденцией изображать их в основном в виде жертв сексуального насилия. В ходе одного радиоинтервью о насилии и ужасах и видеофильмах многие подростки в возрасте от 14 до 17 лет единодушии высказались, что самое большое впечатление на них произвела следующая сцена из фильма Выпуск 1984 года. Шестнадцатилетней предводитель банды в американской средней школе Стигмэн во время стычки с преподавателем Норрисом в школьном туалете ударами о зеркало, крючки для полотенец и край раковины разбивает в кровь себе лицо и рот. Этому предшествовал акт мести банды в отношении преподавателя биологии, вместе с которым учитель музыки Норрис пытался противостоять террору в школе.

Вот описание сцены Норрис.

Если ты еще раз приблизишься ко мне, проклятый сын потаскухи, то я тебя прикончу, клянусь, я покончу с тобой и с твоей бандой! Норрис хватает Стигмэна за ворот. Стигмэн. Только попробуйте Норрис отпускает Стигмэна. Ведь я же знаю, что вы этого не сделаете Вы не можете мне ничего сделать потому что вы сами себя не знаете. Когда действительно совсем прижмет, когда дело дойдет до убийства, все бахвальство спадет, потому что вы слишком многое потеряете если разобьете мне нос или, может быть, так с размаху бьется головой о вешалку для полотенец или, может быть, так разбивает рот о край раковины. Норрис.

Прекрати это, прекрати это. Стигмэн пачкает Норриса кровью. С т и г м э н. Вот так, теперь вы уже не учитель, теперь вы вылетели Теперь вы вылетели обращаясь к школьному полисмену, вошедшему в туалет. Эй, этот хотел прикончить меня! Школьный полисмен. О господи, Норрис, вы сошли с ума? Побежденный таким образом предводителем банды, преподаватель музыки, не сумевший доказать директору факта самоистязания подростка ведь и школьный полисмен поверил Стигмэну, в развязке фильма борется с членами банды не на жизнь, а на смерть.

К. Бютнер Жить с агрессивными детьми. М 1991г с. 62 Выдержать боль и причинить самому себе телесные повреждения и сделать это в присутствии взрослого, от которого ты зависишь эти действия в разных вариациях известны в этнологии как элементы мужского ритуала инициации. При инициации речь идет о Приеме подростка в сообщество взрослых мужчин, следовательно, практикуемые ритуалы основывались в первую очередь на общепринятых фантазиях мужчин соответствующей культуры.

Понятно, что условия жизни так называемых примитивных культур требовали определенной тренировки восприимчивости к боли, так как в первую очередь мужчины подвергались риску получать телесные повреждения, вплоть до смертельных. Чем в меньшей мере они могли управлять окружающим миром, тем большую роль для них играло магическое преодоление страхов. Логичном в этом смысле мне кажется, ритуал демонстрации взрослому своей способности переносить боль, вплоть до самоистязания.

Таким образом, в вышеописанной сцене из фильма действиях подростка до того момента, когда он втягивает взрослого в безвыходную ситуацию виновности прослеживается архетипичность инициации посмотри, на что я способен, что я в состоянии вынести. Обобщая, можно сказать, что увлечение ужасами и насилием и видеофильмах связано с возрождением или, лучше сказать, с выражением заторможенных архаических страхов и агрессивности и их связи с ритуалами.

Видео как средство массовой информации, вероятно, так привлекательно потому, что в любое время и с любой частотой можно воспроизвести те картины, которые ты сам создать не в состоянии или которые сейчас хочется посмотреть, а в неисчерпаемом многообразии фильмов можно воссоздать любые нюансы внутренней напряженности. В зависимости от того, что играет центральную роль в фильме, индивидуальные предпочтения могут быть отданы тем или иным сценам или же фильмам в целом.

Фильм, в содержании которого зритель видит отражение своего бессознательного состояния, привлекает его как зрелище до тех пор, пока вытесненное содержание будет тянуть его к этой сцене или пока эта тема не издурит его. Лишь урегулирование типичных возрастных проблем влечет за собой возникновение новых тем и, возможно, новых средств для их разрешения. Это может быть, например, переход в новый возрастной период с новыми темами или утрата актуальной ситуацией, в которой находится ребенок, функции снятия конфликтности.

В конце концов, вытесненное содержание вновь всплывает на других этапах жизни и на другом уровне. В конечном счете, неутолимое тяготение к страху, к бессмысленной жестокости связано, в первую очередь, с близостью этих фильмов пережитым когда-то лично травмам и связанным с ними желаниям мести и расплаты во всей их накопленной с годами тяжести. Эти чувства могут быть одинаково значимыми как для мальчиков, так и для девочек, увлекающихся насилием и ужасами в видеофильмах.

Общая для них тема отделения от родителей может сделать эти чувства часто возникающими к примеру в фильме День матери у детей есть только матери, обожествляющие их, проявляющие о них чрезмерную заботу, потому что они, матери, стары и больны и хотят таким образом обеспечить себе защиту и заботу своих детей. К. Бютнер Жить с агрессивными детьми. М 1991г с. 70 Тем самым тема родителей заставляет отдельных подростков полностью замыкаться на самих себе, чрезвычайно чувствительно реагируя на сигналы из мира взрослых, имеющие значение для их собственного жизненного курса. Видно, что чем более ранимыми и израненными эти подростки считают самих себя, тем легче их затронуть действиями извне.

За пределами этого глубоко личностного взаимодействия с собственным бессознательным феномен насилия и ужасов в видеофильмах становится ситуативным выражением пубертатных ритуализаций коллективного бессознательного в том, что отдельный подросток находит важным для самого себя, и в том, что является конкретным носителем обряда.

Так как взрослые относятся без понимания и даже с возмущением или осуждением к увлечению подростков такими фильмами, то в этом можно усмотреть существующую в нашем обществе форму столкновения взрослых и подростков, сравнимую с ритуалом инициации. Глава 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников

И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психолого-педагогического сообщества на… Пока трудно сказать, состоялся ли уже переход накопленного количества… Агрессия изучается далеко не только в психологии и педагогике ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Агрессия в сфере массовой информации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие агрессии и ее основные виды
Понятие агрессии и ее основные виды. Еще несколько лет назад никто даже не отваживался упоминать слово агрессия. Обычно говорили Я зол или Ты меня довел или Я оскорблен Я обижен Я сейчас взорвусь Р

Агрессия и педагогика
Агрессия и педагогика. До сих пор отношения между психологией, психотерапией и психоанализом, с одной стороны, и педагогикой, с другой, складывались не совсем счастливо. Внедрение психологии

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги