рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Урок литературы как диалог

Работа сделанна в 2006 году

Урок литературы как диалог - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 2006 год - Диалог как творческое взаимодействие Урок Литературы Как Диалог. Осознание Уроков Литературы Как Диалога Все Более...

Урок литературы как диалог. Осознание уроков литературы как диалога все более утверждается в современной методике преподавания литературы в школе. Тому есть несколько причин.

Прежде всего дело в самой сути искусства. Здесь явно действует не схематизм «восходящей лестницы с преодоленными ступенями», но схематизм драматического произведения. «Явление четвертое Те же и Софья». С появлением нового персонажа (нового произведения искусства, нового актера, новой художественной эпохи) старые персонажи — Эсхил, Софокл, Шекспир, Фидий, Рембрандт, Ван-Гог — не уходят со сцены, не «снимаются» и не исчезают в новом персонаже, в новом действующем лице. Каждый новый персонаж выявляет, актуализирует, даже впервые формирует новые свойства и устремления в персонажах, ранее вышедших на сцену». Произведения Достоев¬ского открывают нам новые смыслы в «Цыганах», «Моцарте и Сальери», «Пиковой даме» Пушкина; «Война и мир» заставляет по-иному звучать «Бородино» Лермонтова.

Все это определяет не только отношения между сегодняшними и вчераш¬ними авторами, книгами, героями произведений, но и отношения между сегодняшним читателем и писателем прошлых эпох, суть которых так точно выразил Маяковский — «как живой с живыми говоря». На уроке литературы не только Чернышевский ведет диалог с Тургеневым, а Достоевский с Чернышевским, но и старшеклассники с Тургеневым, Чернышевским, До¬стоевским, своими одноклассниками, учителями, своим временем.

Огромная беда школьного преподавания литературы в том, что оно до сих пор слишком часто стремится всех учеников привести к одному восприятию Онегина, единому отношению к Наташе Ростовой, общей для всех оценке Павла Корчагина. (С особой силой это проявляется при подготовке к экзаменам, повторению «по билетам», составлении примерных типовых планов сочинений.) Однако такой подход противоречит самой сути искусства и его восприятия, которое всегда личностно, индивидуально.

Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произ¬ведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе прибли¬жается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя. В современном динамичном мире школа уже не в состоянии дать образо¬вание на всю жизнь.

На смену формуле «образование на всю жизнь» при¬ходит формула «образование через всю жизнь». Этим и обусловлен переход от информационного к продуктивному учению, от школы памяти к школе мыс¬ли, чувства, действия, что вовсе не означает недооценки ни знаний, ни па¬мяти, к овладению средствами и методами самообразования, умением учиться. Беда же в том, что и сегодня нередко обучение понимается лишь как ус¬воение готовых знаний, умений, навыков, а эмоциональное развитие — как приобретение частичных, нередко примитивных знаний об искусстве.

К сожалению, в школе до сих пор часто о работе учителя литературы судят прежде всего по знаниям его учащихся. А поскольку и в вузах, даже тех, где литература — профилирующий предмет, именно знания оказываются на первом месте, то и сами ученики, и их родители тоже считают усвоение зна¬ний самым важным в изучении литературы.

Естественно, никто не отрицает необходимости определенного круга знаний по литературе. Но ведь ученик, «знающий» «Ионыча», может не суметь разобраться в «Учителе словесно¬сти» того же Чехова, а «знающий» Пушкина и Блока, Есенина и Маяковско¬го, может остаться равнодушным к поэзии. Я не говорю уже о колоссальном разрыве между художественным уровнем изучаемых в школе произведений и выбранных, предпочитаемых в кино, литературе по собственному вкусу. Вот почему путь обновления школы, уроков литературы лежит через познание и преобразование мира. Отсюда и необходимость диалогичности содержа¬ния и форм урока литературы.

С этим связан и другой аспект этой проблемы. Основной порок современ¬ной школы — ее обезличенность. Неизбежным следствием авторитарного строя школы, порожденного авторитарно-бюрократической системой, стало единообразие, единомыслие, единоначалие. А это привело к отчуждению школы от общества и национальных культур, ученика — от школы, учителя от ученика.

В результате учение потеряло смысл для ученика, знания ока¬зались внешними по отношению к его реальной жизни. Каждый учитель хо¬рошо знает, сколь широко распространен среди учащихся двойной стандарт, когда одно они говорят и пишут об изученных в школе книгах и образах, и совершенно по-другому относятся к ним, думают и чувствуют. Вот почему так необходимо раскрепощение педагогических отношений, изменение их сути на основе взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Вот почему так важно, чтобы учитель обрел утерянный им главный ориентир своей профессии — личность ученика.

Вот почему так необходима гуманизация преподавания, литературы прежде всего, поворот школы к ребенку, уваже¬ние к его достоинству, доверие к нему, принятие его личностных запросов и интересов. Решению этих задач и способствует диалогический строй уро¬ков вообще, литературы — в особенности, демократизм мысли и отношений, открытость суждений, честность высказываний. Совершенно очевидно, что принципиально другой должна быть и методи¬ческая литература.

Одно дело — дать учителю материал для монолога. Дру¬гое дело — подготовить его к диалогу. Не говорю уже о том, что время в полной мере обнаружило несостоятель¬ность методики, построенной на сведении многомерного мира литературы к однолинейным назидательным прописям и не способной ответить учителю и ученику на вопросы, поставленные сегодняшним днем. Понимание жизни и литературы во всем их многоголосии, полифонии, многоцветности, противоречивости, сложности как непрекращающегося диалога — вот что нам сейчас нужно прежде всего.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диалог как творческое взаимодействие

Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические… Для выпускника школ необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных… Для того чтобы современный выпускник и обладал данными навыками необходимо, чтобы его этому научили. Это требует…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Урок литературы как диалог

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог как первичная форма речевой коммуникации. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно в

Коммуникативные взаимосвязи в образовательном процессе
Коммуникативные взаимосвязи в образовательном процессе. Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением прав

Уроки-диалоги в школе
Уроки-диалоги в школе. Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях аб

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги