ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. Понятие игровых технологий Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер Игру как метод обучения, передачи опыта старших по¬колений младшим люди использовали с древности. Широ¬кое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика¬цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освое¬ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технологии внеклассной работы (игры типа «Зар¬ница», «Орленок», КТД и др.). Понятие «игровые педагогические технологии» вклю¬чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра облада¬ет существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре¬зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помо¬щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб¬ной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле¬ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче¬стве ее средства.

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [5] Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педаго¬гических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду де¬ятельности на физические (двигательные), интеллектуаль¬ные (умственные), трудовые, социальные и психологические. [6] По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб¬щающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Укажем лишь важнейшие из применя¬емых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими¬тационные и игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии в значи¬тельной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Рис. 1. Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко) Классификационные параметры игровых технологий: По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: психогенные. По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлек¬торные + гештальт + суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП. По характеру содержания: все виды + проникающие. По типу управления: все виды — от системы консуль¬таций до программной. По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. [8] По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории. Спектр целевых ориентации: - Дидактические: расширение кругозора, познаватель¬ная деятельность; применение ЗУН в практической дея¬тельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще¬учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. - Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих устано¬вок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общитель¬ности, коммуникативности. - Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные реше¬ния; развитие мотивации учебной деятельности. - Социализирующие: приобщение к нормам и ценнос¬тям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. [11] Концептуальные основы игровых технологий • Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само¬регуляции, самореализации. • Игра — форма психогенного поведения, т.е. внут¬ренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе). • Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Вы¬готский). • Игра — свобода личности в воображении, «иллюзор¬ная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев). • Способность включаться в игру не связана с возрас¬том человека, но в каждом возрасте игра имеет свои осо¬бенности. • Содержание детских игр развивается от игр, в кото¬рых основным содержанием является предметная дея¬тельность, к играм, отражающим отношения между людь¬ми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. • В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) осо¬бая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей де¬ятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.

Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. [9] Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — обще¬ственно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а про¬должают включать ее в процесс. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жиз¬ни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, откры¬вает у себя наличие переживаний и начинает ориентиро¬ваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культур¬ного выражения, что позволяет ребенку включаться в кол¬лективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в до¬школьном периоде формируется готовность к общественнозначимой и общественнооцениваемой деятельности ученья. [13] Технология развивающих игр Б.П. Никитина Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особен¬ностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конст¬руктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин пред¬лагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.

Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушка¬ми, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строи¬тельно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде мо¬дели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосиль¬ных среднему взрослому.

Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обу¬чения где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абст¬рактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.

Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основ¬ных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоя¬тельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил раз¬решить в игре сразу несколько проблем, связанных с раз¬витием творческих способностей: - развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; - их задания-ступеньки всегда создают условия, опере¬жающие развитие способностей; - поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; - развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любимые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свобод¬ного и радостного творчества. [5] Для младшего школьного возраста характерны яр¬кость и непосредственность восприятия, легкость вхожде¬ния в образы.

Дети легко вовлекаются в любую деятель¬ность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушка¬ми, появляются неимитационные игры.[18] В игровой модели учебного процесса создание проблем¬ной ситуации происходит через введение игровой ситуа¬ции: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет иг¬ровое моделирование, часть деятельности учащихся проис¬ходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и со¬участника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно- познавательный результат.

Дидактическая фун¬кция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.

Важнейшая роль в данной моде¬ли принадлежит заключительному ретроспективному обсуж¬дению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и ре¬зультаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, спо¬собствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие чис¬ловых представлений, обучение счету, и игры, развивающие па¬мять, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. [2] Результативность дидактических игр зависит, во-пер¬вых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обыч¬ными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, фор¬мирующие умение выделять основные, характерные призна¬ки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивает¬ся умение отличать реальные явления от нереальных; груп¬пы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту ре¬акции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному со¬держанию обучения, помогает активизировать учебный про¬цесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. В отечественной педагогике имеется ряд таких игро¬вых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изум¬рудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встро¬енных в основное содержание обучения. [9] Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модифи¬кации деловых игр: имитационные, операционные, роле¬вые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Имитационные игры. На занятиях имитируется дея¬тельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.

Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (ка¬бинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процес¬сов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать вы¬полнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделиру¬ется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются так¬тика поведения, действий, выполнение функций и обязан¬ностей конкретного лица. Для проведения игр с исполне¬нием роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, меж¬ду учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием». «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт, знания, навы¬ки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — на¬учить подростка ориентироваться в различных обстоятель¬ствах, давать объективную оценку своему поведению, учи¬тывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятель¬ность, не прибегая к формальным атрибутам власти, при¬казу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанно¬сти действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ис¬полнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начина¬ется с разработки сценария — условного отображения си¬туации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и эк¬спертов.

Определен режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и вы¬бора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведуще¬му и экспертам за консультацией. Допускаются предвари¬тельные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность нарушать этику поведения.

Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход, Только ведущий может корректировать действия участни¬ков, если они уходят от главной цели игры. В зависимос¬ти от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, ди¬агност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне; инициатор, осторожный критик, консерватор. [12] Таблица 4. Технологическая схема деловой игры Этап подготовки Разработка игры - разработка сценария - план деловой игры . - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения Ввод в игру - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультация Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником Межгрупповая дискуссия - выступления трупп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов.