рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Классификация сказок

Классификация сказок - раздел Педагогика, Методы работы над сказкой Классификация Сказок. Важнейшие Идеи, Основная Проблематика, Сюжетные Стержни...

Классификация сказок. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов.

В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров УНТ до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла. Приведу два определения, принадлежащие специалистам. Одни считают, что сказки – это эпические, преимущественно художественные прозаические произведения волшебного, авантюрного характера с установкой на вымысел… Этот основной принцип художественного метода сказки не лишает ее, однако, связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования.

По мнению других, не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла. Однако, как это часто бывает в науке, отсутствие классического определения совершенно не отражается на самом явлении и весьма мало влияет на жизнь в общественном сознании. Немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр, например, косвенно утверждал принципиальную неразрешимость проблемы определения сказки и не усматривая в этом трагедии, заметил: "Дети знают, что такое сказки". Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" – что, безусловно, облегчает работу родителей, воспитателя или учителя. О сказках, входящих в круг чтения младших школьников можно сказать следующее. 2.1. Сказки о животных Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете.

Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных. 2.2. Волшебные сказки Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись.

Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

Так, в сказке А.С. Пушкина, князь Гвидон обращается за помощью к своей помощнице и она обращает его то в комара, то в муху, то в шмеля. В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. 2.3. Бытовые сказки Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни.

Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Характерна пестрота "бытовых" сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие.

В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее. 2.4. Сказки смешанного типа В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей.

Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа. В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности. Сказки нашей голубой планеты расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом. §3. Методика и формы работы над сказкой Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним. Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк В.Н. Татищев, увидевший в них отражение истории и быта русского народа.

Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в начале девятнадцатого века увидели в них выражение "души русского народа". С пятидесятых годов девятнадцатого века в России стали появляться первые научные школы, в которых много внимания уделялось изучению сказок. Так называемая мифологическая школа именно в сказке видела необходимый материал для изучения мифов, прямым продолжением которых она считала сказки.

Эта точка зрения наиболее точно выражена в трехмерном исследовании А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу". Для изучения сказок весьма большое значение имела система исторической поэтики, которую пытался построить А.Н. Веселовский. Он от мифологических воззрений перешел к теории заимствования, а от нее к теории самозарождения сюжетов, взяв то ценное, что было и у мифологической школы и у школы заимствования, не отрицая перехода сюжетов или произведений от народа к народу.

Важное значение для развития изучения сказок имели труды В.М. Жирмунского, особенно его статья: "К вопросу о международных сказочных сюжетах" (1967 года). Ценным исследованием о сказке является книга Н.В. Новикова "Образы восточнославянских волшебных сказок". Книга посвящена рассмотрению четырех основных типов сказочных героев: герой-богатырь, иронический неудачник, помощник героя, противник героя.

Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются сказки русские, украинские, белорусские, что дает возможность выделить в них общее и установить отличие друг от друга. Сказка – специфический жанр, любая сказка – это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире". Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому, кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.

Хочется обратить особое внимание на пять законов: 1. Одушевление предметов и явлений природы; 2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; 3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; 4. Чудесные превращения и обращения; 5. Гиперболизация. Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима.

Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством. Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой. Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика. Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки.

Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки. Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.

Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой. Пример вопросов и заданий: 1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них). 2. Объяснить, почему произошло то или иное событие. 3. Показать, что становится объектом насмешки народа. 4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа. 5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах.

Объяснить их значение. 6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению. 7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое. 8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения. 9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена.

Всегда ли они определяют главное в персонажах? 10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам. 11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п вытекающие из конкретно-сказочных событий. 12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям. 13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения. 14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие. 15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность. 16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание? 17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то. 18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки. 19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное. 20. Расскажите, как и почему изменился характер героя. 21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа). 22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре? И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.

Можно предложить такие задания: Похожи ли эти сказки: " Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина; "Терем мышки" – русская народная сказка; "Лесные хоромы" – Михайлов; "Руковичка" – украинская народная сказка; "Теремок" – С.Я. Маршак; "Морозко" – русская народная сказка; "Мороз Иванович" – Одоевский; "Бабушка Метелица" – братья Гримм. Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.

Методика работы со сказками в начальных классах осуществлена качественной неоднородностью этого жанра.

Чтобы ученики при чтении сказок усваивали не только фабулу, а глубину содержания "Сказочного мира", его метафоричность, нравственный и социальный смысл, эмоциональный подтекст.

Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на литературоведческую специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальн.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методы работы над сказкой

Причины ослабевающего интереса к книге кроются в однообразии уроков чтения в начальной школе и в недостаточном внимании родителей к своим детям. Какими же методами, приемами можно способствовать возрождению утраченного… Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки. Мир сказок прекрасен и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Классификация сказок

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги