рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы

Работа сделанна в 2005 году

Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы - раздел Педагогика, - 2005 год - Национальный идеал в образовании России 19 века Принцип Народности Как Ценностный Ориентир В Поисках Идеала Национальной Обра...

Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы.

Наиболее цельную и последовательную разработку и воплощение в российской общественно-педагогической мысли содержание национального образовательного идеала получает с середины XIX века. Политика правительства в отношении государственной образовательной системы, не смотря на значительные демократические перемены в общественном устройстве, оставалась прежней.

В качестве ценностей-целей, идеала образования оно по-прежнему ориентировалось на православную религиозность, русскую великодержавность.

В развитии государственной образовательной системы можно выделить третий период 1849-1871 г.г который характеризуется, с одной стороны, давлением государства на систему образования, а с другой, большим размахом общественного движения за коренные преобразования всего социального строя, в том числе и системы образования. В российском образовании второй половины XIX - конца XIX века можно выделить два взаимотяготеющих процесса. Процесс либерализации общественной жизни приводит к усилению гражданской активности населения, к вовлечению к решению проблем национального просвещения самых разнообразных общественных сил, стремящихся уменьшить значение государства в этой сфере.

С другой стороны, государственная власть не намерена была сдавать свои позиции в педагогической теории и практике и пытается отстоять собственные интересы в образовании. Население России, получившее в результате реформ гражданские права, стало испытывать явственную потребность в собственном образовании.

В 1849 г. вышел Указ о дополнениях к гимназическому уставу от 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное отделения, последнее начиналось с 4-ого класса. В первых трех классах, общих для всех, предметами обучения являлись Закон Божий, русский и славянский языки, математика, немецкий и французский языки, чистописание, черчение, рисование. В новых учебных планах основная часть учебного времени отводилась Закону божьему, древним языкам и математике.

Были также включены гимнастика, пение, исключено преподавание законоведения. Педагогическим советам и учителям было предоставлено полное право выбора и корреляции учебных программ и учебников. В 1852 г. было создано три типа гимназий, каждый тип имел свой учебный план - гимназии, в которых сохранились древние языки, однако, изучение античных авторов заменялось изучением сочинений православных писателей - гимназии, в которых оставался латинский язык, а вместо учебных предметов классического цикла вводились изучение естествознания в описательном духе - гимназии, в которых основное место отводилось законоведению.

Гимназии этого времени страдали из-за того, что учебные планы постоянно перекраивались в зависимости от вкусов и пристрастий очередного министра народного просвещения. В 1864 г. введен новый устав, по которому оставались только два типа гимназий - классическая гимназия с двумя древними языками и реальная. А в реальной гимназии в большем объеме изучались математика, естествознание, физика и черчение.

Но право поступать в университет было только у выпускников классических гимназий, поэтому реальные стали в какой-то степени неполноценными. По свидетельству современников, в это время в России сложилась парадоксальная ситуация. Реальные гимназии были более популярными в обществе, но в них никто не шел, т.к. они не давали права на продолжение образования в высших учебных заведениях, а классические гимназии, будучи не любимыми, все равно не испытывали недостатка в притоке учащихся.

С другой стороны, именно этот период в России ознаменовался большим размахом общественного движения за коренные преобразования всего социального строя, что не прошло бесследно для народного образования. В 1856 г. вышла знаменитая статья Н.И. Пирогова Вопросы жизни которая была опубликована в журнале Морской сборник. Вслед за В.Г. Белинским Н.И. Пирогов в качестве образовательного идеала выдвинул воспитание человечности в человеке - иди и будь человеком Значат ли эти слова писал Н.И. Пирогов что я добиваюсь невозможного, что я ищу в человеке земного совершенства, мечтательного гражданина вселенной или тому подобного? 33, С. 342 . Ценность-цель образовательной системы им видится в том, чтобы она была направлена на развитие гуманного воспитания в душе воспитываемых и составляет основную и окончательную цель воспитания 33, С. 256 . Образование Н.И. Пирогов рассматривает как нравственную необходимость, поэтому он - сторонник для всех бессословного и разностороннего образования. Односторонний специалист - грубый эмпирик или шарлатан.

Он не знает идеала в жизни 33, С. 271 . Таким образом, основная задача образовательной системы Н.И. Пироговым видится в воспитании человека-гражданина.

Идеи Н.И. Пирогова о сущности национальной образовательной системы продолжил и развил К.Д. Ушинский. В истории отечественной педагогической культуры он впервые предпринял попытку научным путем обосновать процесс реформирования национальной образовательной системы.

Если в России когда-либо будет создана педагогическая теория и налажено школьное дело, то они, несомненно, получат национальный характер 43, С. 124 . Идея народности рассматривалась К.Д. Ушинским в таких работах, как Три элемента школы , О нравственном элементе в общественном воспитании , Вопрос о народных школах , Воскресные школы , О пользе педагогической литературы и др. Следует заметить, что сама идея народности была высказана задолго до К.Д. Ушинского. Применительно к литературе и искусству она была глубоко развита революционерами-демократами В.Г. Белинским и А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским.

Эта идея порождалась всем ходом экономического и социального развития страны. Она была связана с борьбой крестьянских масс против крепостничества, с наступавшим в 60-ых годах XIX в. Народническим этапом освободительного движения в России. Освободительное движение было главным фактором развития прогрессивной культуры русская культура прониклась идеями социальной справедливости, сочувствием к нуждам и страданиям порабощенного народа, приобретала благородные черты гуманизма, вдохновляла всех честных людей на служение народу. Однако, заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что он одним из первых разработал педагогическую концепцию народности общественного воспитания в России, которая послужила методологическим ориентиром для реформации образовательной системы и самое главное, она определила направление поиска ценностей-целей, т.е. национального образовательного идеала.

По мнению К.Д. Ушинского, в основе воспитания любого народа должны находиться обусловленные жизнью этого народа и соответствующие его характеру национальные идеалы. К.Д. Ушинский в качестве сущностной основы идеала кладет в основу народность.

Он пишет Народность является до сих пор единственным источником жизни народа в истории. В силу особенностей своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью. Развивая все жизненные процессы общества экономику, культуру, технику, именно он и является творцом истории.

Как высоко не был развит отдельный человек, он всегда будет стоять ниже народа 45, т. 2, С. 161 . К.Д. Ушинский приходит к выводу поскольку народ не представляет собой единого целого, то и воспитание не одинаково для разных социальных групп. К.Д. Ушинский выступал против слепого подражания и механического перенесения на русскую почву сложившихся у других народов, в других исторических условиях педагогических систем, но это не означало национальной замкнутости и ограниченности.

Он писал Еще недавно мы старались во всем подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы знать, вместо всех прочих, одну черту западного образования - черту уважения к своему отечеству, а мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам знать ее не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины. Напротив, идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского была направлена и против славянофилов, которые идеализировали патриархальные традиции и обычаи старой России.

Изучив опыт образовательных систем ряда зарубежных стран, он пришел к выводу, что сущностные основания воспитания и цель его и, следовательно, народный, национальный образовательный идеал различен у каждого народа и определяется народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому.

К основным сущностным характеристикам народности, которые необходимо положить в основу национальной образовательной системы, он относил изучение жизни народа, его потребностей устранение правительственно-бюрократического подхода в решении вопросов народного образования, опеки министерства просвещения над народными школами создание общественного мнения к педагогическим вопросам открытая борьба мнений поможет выработать нужный тип школы передача народного образования в руки самого народа в образовательной системе должен присутствовать приоритет родного языка и литературы, родной истории и природы. Педагог строит свое понимание народного образования на основе уважения личности.

Понимание души ребенка, по его мнению, является неотъемлемой частью национального образования и воспитания, также как и знание психики ребенка. Идея педагогического гуманизма как основа построения и развития русской школы была впервые поставлена К.Д. Ушинским. В статье Сочинения Пирогова он писал о необходимости развития прежде всего и более всего гуманности в человеке, человека в человеке, воспитать сначала в дитяти человека, а потом уже на этом прочном основании строить какое угодно здание 44, с. 30-31 . Основу народности К.Д. Ушинский видел в истории народа, отраженную в родном языке и литературе.

В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. В нем наиболее полно сохранились народная мудрость, многовековой общественный опыт. Особое внимание К.Д. Ушинский уделял роли языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу, к его традициям, обычаям, его искусству, культуре, истории.

Он считал, что слово - воспитатель доброты, честности, гуманности, чувства общественного долга, любви к природе, к труду, воспитатель широких эстетических вкусов. Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал.

Вот почему в свои учебники Детский мир , Родное слово он включал такие материалы, которые обеспечивали бы всестороннее развитие мысли в речи детей сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Национальный идеал в образовании России 19 века

Отличительной особенностью развития российского общества на современном этапе выступает стремление к поиску национальной идеи, консолидирующей… В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического… В свою очередь, развитие этой идеи в общественном сознании неизбежно предполагает процесс реформ и инновационных…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития образовательного идеала
Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития образовательного идеала. Идеал греч. idea - образец, норма - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги