рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение и развитие народного образования в России в X-XVII вв

Работа сделанна в 2007 году

Возникновение и развитие народного образования в России в X-XVII вв - Дипломная Работа, раздел Педагогика, - 2007 год - Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века (сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы) Возникновение И Развитие Народного Образования В России В X-Xvii Вв. Историю ...

Возникновение и развитие народного образования в России в X-XVII вв. Историю образования в России принято отсчитывать от даты принятия Русью христианства 988 год, так как именно с этого времени начинаются фундаментальные изменения всех сторон жизни Древней Руси, в том числе и воспитания.

Одной из ведущих его форм становится религиозно-христианское воспитание, которое в одинаковой мере воздействовало на все слои общества.

И в великокняжеских палатах, и в боярских теремах, у служилых людей, в купеческих домах и в семьях простого люда образование получало один и тот же целенаправленный духовный характер.

Цель же воспитания состояла в том, чтобы указать человеку путь, средства, условия очищения и восстановления в нем прежде падшего образа Божия, уподобления Христу, показавшему совершенный образ человечности в условиях этого мира. Христианство распространялось быстро и плодотворно.

То обстоятельство, что первые известия об отдаче детей в книжное учение соответствуют по времени известиям об учреждении христианства в Киеве и Новгороде, подтверждает, как цель обучения детей книжной премудрости, так и церковный характер направленности этого учения. До эпохи Петра I единственным содержанием образования на Руси служила религиозная истина в ее православно-церковном виде. В этой истине черпали свою духовную силу строители и защитники московской государственности.

Для более четкого понимания общей картины развития народного образования в России допетровского периода необходимо дать определенную периодизацию. Считается, что наиболее оптимальный ее вариант был разработан ученым XIX столетия С. И. Миропольским, который специализировался в данном направлении истории педагогики 60, с. 23 . Начальный период - от основания первых училищ на Руси до монгольского ига 988-1238 . Просвещение народа книжным учением распространяется по Руси параллельно с христианизацией.

Школы существуют вместе с Церковью и под руководством церковных властей. Распространение начальных училищ идет быстро, свободно без потрясений, охватывает всю Русь и дает положительные результаты. Большое значение имели монастыри, которые появляются на Руси достаточно рано и становятся первыми учреждениями, распространяющими азы православной веры и книжного учения.

В домонгольский период их насчитывалось около пятидесяти. В них создавался совершенно уникальный климат целостного воспитания человека. Там, изучая по кожаным рукописным книгам вселенский опыт святых, напитываясь примерами их многоразличных подвигов в пустынях и в миру, в царских дворцах и убогих хижинах, на поле боя и в делах гражданских, получая одновременно навык правильной христианской жизни от рядом стоящего духоносного наставника, ученики-послушники постепенно возрастали до нового человека, святого.

В монастырях формировалась наука, замечательная по своей неразрывной связи между теорией и практикой. Святоотеческие творения изучались не ради теоретических богословских познаний знания ради знания или получения ученых степеней и почетных должностей, но единственно из стремления найти верный путь образования в себе истинного христианина. И таковой становился свят не для себя одного. Потому монастырь имел огромное нравственное влияние на все общество в целом 32, с. 36-37 . И не только нравственное.

Вся русская книжность шла также из монастырей, в которых она формировалась главным образом на великой византийской книжности, несущей с собой высшую образованность того времени. Переводы здесь делались не случайные брали лучшие книги, воспитывающие и ум, и душу человека, а не развращающие его под предлогом просвещения, как это происходит позднее. Такая проверенная критерием истинной мудрости и святости литература закладывалась в основу всего образования на Руси. Потому грамотность не была ни самоцелью, ни тем более средством к земному успеху. Образование всегда было подчинено высшей цели - духовному и нравственному становлению человека.

Отцы наши хорошо видели первичность духовного начала в жизни личной и общественной и понимали, что духовно цельный человек и худое сделает прекрасным, а многознающий, но страстный и развращенный, и лучшую жизнь превратит в ад. Эта цель познавания - стать человеком более святым, а не богатым - находила отклик и с благоговением принималась во всех слоях русского общества, становясь достоянием практически всего народа, даже неграмотных, поскольку содержала в себе не абстрактные философические материи, а очевидную норму реальной святой жизни и прямо отвечала на самый главный вопрос человека - о смысле его жизни.

Так постепенно, несмотря на постоянное противоборство языческих начал жизни, созидался общий дух нации, утверждался ее идеал - устроение Святой Руси. Из монастырей образование распространялось по Руси с епископами, назначенными из монахов, и каждая новая епархия становилась новым учебным округом, новый монастырь - училищем, новая церковь - школой.

Часто первые шаги в появлении школ делали князья. Но, как и любой правитель, тот или иной князь не мог постоянно контролировать этот процесс последовательно и плодотворно, поэтому дальнейшее существование школ обеспечивалось только при сочувствии и поддержке приходов. Община земледельцев стала восполнять церковные нужды, заботясь о церкви с причтом, о школах и училищах в деле образования и воспитания детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что с принятием христианства образование начинает не просто развиваться быстрыми темпами, но что в это время складывается в определенной мере целостная система образования. Она включает в себя начальные школы, школы, дающие более высокий уровень образования - княжеские и монастырские школы, и высшие школы. Конечно, необходимо оговориться о том, что все эти школы были достаточно разрознены и не имели какого-либо единого устава и преемственности.

Распад единого Киевского государства не остановил процесса развития и расширения образования. Устойчивое функционирование различных типов школ позволяло иметь достаточно большое количество образованных людей в это время. Так Б. В. Сапунов полагает, что можно определить нижнюю границу прослойки грамотных людей в Новгороде XII - начала XIII вв. не менее 5 от всего населения или не менее 10 от населения взрослого. Верхнюю границу пока установить затруднительно.

Такой же процент грамотных людей должен был существовать и в других наиболее крупных городах Древней Руси 44, с. 54 . Второй период охватывает время, приходящееся на татаро-монгольское иго 1238-1480 . Татаро-монгольское нашествие приостанавливает начавшийся быстрый рост учебных заведений. Более того, число школ резко сокращается, исчезли государственные школы. Светская власть сконцентрировалась на проблемах внешней и внутренней политики.

Идет борьба за новые территории, главенство над всей Русью, охота за ханским ярлыком. Времени на развитие новых школ, к сожалению, не остается. Но духовенство все же сберегает школу образование сосредотачивается в монастырях и поддерживается черноризцами, священниками и причтами. Духовенство, как наиболее образованное сословие, продолжая учить население грамоте в храмах и монастырях, поддерживает училища и школы с сохранением православной веры. Следует отметить, что татаро-монголы с уважением относились к любым религиозным институтам и обеспечивали духовенству личную и имущественную неприкосновенность, церковное управление и права.

Особые исторические условия выделяют духовенство из других категорий и делают грамотность для детей священников обязательной. В татаро-монгольский период появляется на Руси частное обучение - школы грамоты, в которых давали основы знаний книжные людские повестники, мастера грамоты. Но такие школы находились на более низком уровне, чем церковно-приходские.

В школу поступали дети в возрасте 7-10 лет и обучались чтению, письму, церковному пению и в некоторых случаях иконописи. Воспитание совершалось в духе евангельской любви, кротости, страха Божия. Третий период начинается со второй половины XV века и продолжается до начала правления Петра I. В XV веке в виду упадка просвещения и возникновения ересей, духовные иерархи предпринимают меры к учреждению правильно устроенных церковных школ по всему государству.

Уровень образования был таким низким, что в конце XV века приходилось ставить в священники безграмотных людей. Тяжелое состояние просвещения в этот период архиепископ Геннадий Новгородский в своем послании митрополиту Симону выражает такими словами По малому числу грамотных некого ставить в священники, учиться же никто не хочет 28, с. 755 . Он же просит Ивана III, чтобы тот ради своей чести и спасения земли русской от позора, повелел завести училища, хотя бы для подготовки иереев 28, с. 755-756 . В XVI веке монастыри продолжали считаться основным источником образования и распространения грамоты вне пределов церковной общины.

Важнейшим стимулом обучения грамоте являлись книги. Особенно их роль увеличивается после изобретения станка для книгопечатания. Результатом издания и накопления книг был рост библиотек. Библиотеки имелись уже не только при монастырях, но и при архиерейских кафедрах, при городских и сельских церквах. С 1551 года по итогам Стоглавого собора было решено открывать в домах священников, дьяконов церковные школы для обучения грамоте, книжному письму, церковному пению и чтению. 42, с. 118-119 . Но такие церковные школы существовали только в крупных центрах.

С середины XVII века в Москве появляются новые типы церковных школ, где помимо традиционных предметов включалось изучение иностранных языков, либо греческого, либо латинского. Необходимость такого типа предметов в образовании обуславливалась потребностью в священниках, владеющих классическими языками накопилось огромное количество богослужебных книг, которые необходимо было исправлять уметь вести обоснованную полемику с униатами, еретиками поддерживать своей ученость повышающийся на православном Востоке авторитет Московской патриархии.

В целом же в XVII веке преобладало домашнее обучение, включающее чтение, письмо и счет. Поместный Собор 1666-1667 гг. повелел чтобы всякий священник детей своих научил грамоте 28, с. 755 . Грамотные люди чаще всего сами обучали своих детей.

Характер образования, полученного на дому и в начальных школах, был одинаковым, так как основными учебными пособиями оставались Псалтирь и Часослов - богослужебные книги с текстами молитв. В это время активно внедряется в образовательный процесс использование букварей и азбук, но и их содержание определяли церковные тексты. Поэтому обучение начальной грамоте служило одновременно и школой усвоения православного вероучения. Учителями были представители белого и черного духовенства священники, диаконы, дьячки, архимандриты, иеромонахи, а из светских учителей - мастера грамоты, находившиеся в тесной связи с духовенством помощники дьячка, лица, готовившиеся занять духовную должность. В результате всех этих перемен число грамотных на Руси растет.

Так, по подсчетам А. И. Соболевского, в XVI-XVII веках грамотными были почти все представители белого духовенства, среди дворян было 50 грамотных, между московскими торговыми людьми XV-XVII веков грамотность была обычным явлением, среди посадского населения - не менее 20, а среди крестьян не менее 15 47, с. 4-8 . 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века (сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы)

В результате современная система образования породила ряд противоречий. С одной стороны все согласны с тем, что существует необходимость… Правительственная Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы начинается со слов…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение и развитие народного образования в России в X-XVII вв

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Народное образование в России от Петра I до начала либеральных реформ Александра II
Народное образование в России от Петра I до начала либеральных реформ Александра II. В царствование Петра вместе с преобразованием им России особенно усиливается влияние Запада на все сферы государ

Народное образование в свете общественных споров
Народное образование в свете общественных споров. Х ГГ. XIX ВЕКА ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В конце 50-х годов XIX столетия на фоне подготовки отмены крепостного права и других крупных рефо

Выдающиеся русские педагоги и мыслители о назначении и смысле начальной школы
Выдающиеся русские педагоги и мыслители о назначении и смысле начальной школы. Вторая половина XIX века - это период становления научной педагогики. Многие русские мыслители и педагоги, увле

Государственная политика в сфере народного образования. Проблема финансирования земских и церковно-приходских школ
Государственная политика в сфере народного образования. Проблема финансирования земских и церковно-приходских школ. Начало второй половины XIX столетия в России характеризовалось большими изменения

Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских и земских школах
Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских и земских школах. Внутренний строй жизнедеятельности данных типов школ был направлен на практическое осуществление поставленных пер

Учительство церковно-приходской и земской школ
Учительство церковно-приходской и земской школ. В допетровской Руси чуть ли не единственным учителем в школе был священнослужитель. Усиление светской и профессиональной направленности в обра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги