Образ учителя словесности в русской литературе XX века

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ СЛОВЕСНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА курсовая работа по методике преподавания литературы специальность 031001 – филология Дата защиты 2008 г. Научный руководитель: № протокола канд. пед. наук, доц. Оценка О.В. Чмель Председатель комиссии Хабаровск, 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА 1.1 Учитель словесности 2 ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПОВЕСТИ «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ». 3 Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначении.

Тема учитель – ученик на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей. В XX веке к этой теме обращались многие авторы: А. Лиханов «Благие намерения», В.Г. Распутин «Уроки французского», Ю.В. Мамлеев «Урок», А. Алексин «Безумная Евдокия», Ю.М. Поляков «Работа над ошибками», В. Быков «Обелиск», Г. Полонский «Ключ без права передачи» и другие. Предметом нашего исследования является образ учителя словесности в творчестве Ю. Полякова и Г. Полонского, а именно в произведениях «Работа над ошибками» и «Ключ без права передачи». Цель работы – ознакомиться с произведениями авторов, и дать анализ образа учителя словесности в произведениях.

Задача: проанализировать образы учителей словесников в произведениях «Работа над ошибками» и «Ключ без права передачи». Дать им оценку. Материалам для исследования является киноповесть Г. Полонского «Ключ без права передачи», повесть Ю. Полякова «Работа над ошибками», а также литература, связанная с раскрытием темы. 1

УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА. В. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставля... Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов вс... Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями,...

литература и словесность. Юность требует яркого образа, примера, картины, проникнутой чувством и мыслью, а где же это все найти, как не у учителя словесника. Учитель словесник не есть в строгом смысле преподаватель отдельной схемы наук, как математика, естествознание, – он только чтец, руководитель вкуса, указатель смысла и значения отдельных сокровищ; он – объяснитель, комментатор, руководитель вкуса; он обращает мысли к красивому, истинному и доброму.

Он должен иметь широкое понимание значения человека как существа, воспитываемого для добрых идеалов, которые по мере сил должен он приводить в жизнь. [12: 362] Как писал известный русский педагог словесник Е.Н. Ильин: «В нашем деле нужна полемика на уроке среди учеников, как стимул движения мысли, дабы подняться на новую высоту и увидеть еще не взятые рубежи» [14: 4] Словесность – предмет особый, и требования к учителю, её преподающему, – особые. Замечательный методист В.П. Острогорский писал, что учитель-словесник «философом должен быть в смысле выработки себе определённого миросозерцания; развитый эстетический вкус должен он иметь, выработанный на великих писателях-художниках общечеловеческих и национальных, а главное должен он иметь широкое понимание человека как существа, воспитываемого для добрых идеалов» [14:22] Отвергая ориентацию на формальное развитие ученика, он говорит о необходимости «развития всех его душевных сил, воспитании в нем этико-эстетической направленности.

Симпатии ученого отданы живому, образному слову учителя.

В основу научной подготовки будущего словесника кладется, естественно, изучение его специальности — языка и литературы,— причем изучение активное, с условием самостоятельной подготовки.

Учитель, который не умеет работать в области своей специальности, не найдет материала и для живой его передачи ученику и, главное, сам не сумеет подойти к произведению, к автору, к историческому периоду, к литературной проблеме; такой учитель не сможет научить своих учеников мыслить и работать» [14: 23]. Предметом исследований педагога-методиста В.В. Голубкова является речь учителя, ее эмоциональность, выразительность, а методист Н.И. Кудряшев делает вывод: учитель словесности ведет учащихся от непосредственных жизненных впечатлений, от активизации образов памяти к восприятию образов, созданных поэтами. Большое внимание уделяет ученый выразительному чтению, развитию культуры восприятия и чтения стихов и художественной прозы; активной работе воображения и эмоциональной сферы при слушании чтения учителя, сравнению различных интерпретаций известными чтецами одного произведения. [14: 24] Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти.

Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда.

Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет. Учитель словесник приходит к своим ученикам, чтобы приобщить их к искусству слова, помочь им осознать закономерности языка и литературы. Он должен заинтересовать своим предметом, чтобы ученики открыли для себя новые мысли. Учитель должен строить свою работу так, чтобы на уроке реализовался каждый ребенок, вне зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. 2 ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПОВЕСТИ «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ» Литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России.

Социально нравственный статус учителя был высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя XX века. Но к концу столетия эти принципы стали меняться, вслед за изменяющейся обстановкой в стране.

Такую картину мы можем увидеть в повести Юрия Полякова «Работа над ошибками». Автор показывает, как в условиях кризиса советских идеалов нарушается нравственная преемственность и усиливается отчуждение между поколениями. В современных условиях, когда старая школа уходит безвозвратно, государство стоит перед необходимостью создать новую школу во имя новой жизни и применительно к новым требованиям существования и культурных запросов, проблема педагога в своем значении удвоилась.

И поиск нового учителя осуществляет Юрий Поляков через образ Андрея Петрушова. Как же велика миссия того наставника, который должен передать грядущим поколениям своей родины лучшие образы, лучшие заветы художников мира и своего отечества. «Работа над ошибками», посвящена болезненной теме – школе, проблеме взаимоотношений учителей и учеников. Критика, прежде всего, оценила в повести тщательно выписанную «анатомию и физиологию» позднесоветской школы.

Это повесть о юности, о дружбе и любви, о нравственном выборе, который стоит перед человеком в любую эпоху. Автору удалось в своем творчестве ярко запечатлеть переходный период нашей истории. В одном из интервью Ю. Поляков признался: «Мне в голову пришло интересное решение – написать произведение от своего лица, так, как если бы лично мне довелось оказаться именно сегодня в школе. А чтобы проверить свои ощущения, я на несколько месяцев устроился учителем литературы.

А что это дало? Появилась возможность многое увидеть свежим взглядом. То, к чему учителя давно привыкли, открылось мне совершенно по-новому» [5: 2] В повести автор обратился к проблемам современной школы и системы образования в целом. «Образование, – утверждал писатель, – основа основ любой социальной системы. И базовый советский мир закладывался в головы юных граждан именно в школе. Учитель, в особенности учитель словесности или истории, волей-неволей становится бойцом идеологического фронта» [5: 2] В повести затрону широкий круг проблем из жизни современной школы: закулисные махинации и интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети-акселераты и инфантилизм отдельных учителей, сложности в работе с современными детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом.

Молодой журналист Андрей Петрушов временно устроившийся преподавать русский язык и литературу в школу, чувствует разрыв связи времен и пытается объединить учеников хотя бы героическим прошлым – поисками утраченной рукописи талантливого писателя Пустырева, погибшего на фронте.

Ему достается класс, где ученикам палец в рот не клади, где всем и вся правит испорченная красотка- отличница, дочь большого начальника. Девичья влюбленность, соперничество, драка между учителем и учеником – все это становится составляющими современной школы. А учителя по-прежнему завалены бумажной работой. «Пока я изучал учеников, они изучали меня» [4: 207] – таким был первый приход молодого преподавателя в класс.

Петрушов интересен им, потому что они интересны ему, что и отличает его от многих учителей. Но он не уверен в себе: «Иногда, спрашивая ученика, я ощущал, что спрашиваю самого себя, и невольно начинал лихорадочно формулировать ответ» [4: 220] «О, закрытая классная дверь! За ней происходит чудо воспитания и обучения, таинственный процесс взаимообогащения учителя и ученика» [4: 201] В процессе обучения мы видим нечто необычное и сказочное.

Но: « Сегодняшние дети – прагматики» – разъясняет директор школы своему бывшему однокурснику. – Нам с тобой еще можно было на словах объяснить, что социализм лучше капитализма, а им примеры подавай, факты из жизни!» [4: 220] То, что десять лет назад казалось самонадеянному выпускнику педагогического института прекрасным местом для саморазвития, теперь превратилось в «поле боя» между педагогическим составом и их подопечными. Андрей Петрушов пытается приблизить к себе учеников на уроке разнообразной литературой.

Потому что ничто не воспитывает так юношество, отличающееся чуткостью чувств, силой воображения и фантазии, как именно художественные произведения, прежде всего действующие на чувства и воображение, управляемые серьезной и глубокой мыслью. Но все тщетно. Через призму восприятия главного героя мы видим все события, происходящие в школе и за ее пределами. Он заинтересовал учеников одной идеей – найти рукопись, и ребята делают все, чтобы помочь своему учителю.

Он видит учителей, которым не интересна их работа. Он старается увлечь детей в процесс обучения, но устоявшиеся порядки в школе и постоянное влияние директора: «ну за чем тебе это надо», не позволяют молодому педагогу раскрыть себя и свою душу для учеников. Все персонажи – это реальные фигуры нашей общественной и культурной жизни. В описанном педагогическом коллективе слишком много недостатков, или это наша реальность? Котик соблазняет практиканток, Гиря берёт от родителей подношения, Фоменко ради карьеры предаёт друга, а Максим Эдуардович, тот и вообще с учеником подрался.

Вывод напрашивался сам собой – учительство в упадке. Мы видим отношение многих родителей к воспитателям своих детей: «…считают учителей неудачниками, не нашедшими в жизни место получше – и детям своим внушают» [4: 264] А. Петрушов признается; в школе ему приходится писать гораздо больше, чем в газете, где он проработал шесть лет. Он заключает: « чтобы выполнить все эти распоряжения, нужно создать еще один педагогический коллектив во главе с директором, коллектив, свободный от педагогической работы.

Представьте себе две армии: одна воюет, а другая выполняет распоряжения командиров и начальников. И все довольны» [4: 227] Говорит о том, что «из советских людей мы превратились в людей постсоветских». Молодой педагог не может справиться с трудностями, которые встречает в школе, он решает ее покинуть. Стать учителем трудно. Опыт приходит не сразу. В итоге герой не становится ни хорошим педагогом, ни талантливым журналистом.

В повести нет положительного героя – примера для подражания. Автора волнует другое – как покончить с негативными явлениями в школе. Несмотря на все недостатки именно учителя спасли Отечество, когда страна была буквально на грани духовного и материального саморазрушения. Не получая порой даже своей мизерной зарплаты, они вставали у доски и учили детей. Они, российские учителя, спасли и продолжают спасать страну! [5: 190] Правдивое изображение в произведении негативных явлений вызвало горячее одобрение одних и яростное неприятие других – ведь повесть появилась в годы перестройки и нанесла чувствительный удар по бюрократической системе в школе.

Учителю приходится жить и работать с богатой своим разнообразием юной средой, в которой каждый является особой индивидуальностью, часто требующей особого подхода. За все то время работы в школе Петрушов так и не смог приблизиться к Нине Обиход, Пете Бабакину, Володе Борину и ко всем остальным ученикам 9 класса.

И лишь один Леша Ивченко искренне был близок своему педагогу, он по настоящему заинтересовался поиском рукописи, тем делом которое близко и Петрушову. Известный педагог И. Шпрангер отмечал: «Учитель является проводником объективных ценностей и, по существу, должен в идее совершенно отрешиться от прямых интересов своей личности и как будто целиком жить интересами расцвета нового человека» [7: 104]. Но в образе Андрея Петрушова мы видим лишь задатки этого, и он не в силах их развить.

Чаще всего мужчину в воспитательном процессе часто не воспринимают всерьез: «Вы зря стараетесь – у нас самоуправление» [4: 276] Потому что разговаривать с подрастающим поколением, наставлять его — дело тонкое, с которым иногда удается справиться только женщине. От него ждут силового решения вопроса или разговора «по душам». Ни того, ни другого в образе Андрея Петрушова мы не видим: «Я чувствовал себя брошенным!» [4: 277] «Честно говоря, когда я писал повесть, то обо всех этих проклятых вопросах кризиса национальной идеологии ещё не задумывался – просто вспоминал свой учительский опыт, впечатления, коллег, учеников…» [5: 2] Ирония становится противовесом приевшейся и наскучивший всем пафосности. Захватывающий и обстоятельный рассказ то и дело прерывается какими-либо внешними обстоятельствами, возвращающими рассказчика из области воспоминаний в «суровую» будничную реальность. 2 ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В КИНОПОВЕСТИ «КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ» "Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию" (Л.Н. Толстой) Во все времена учительской теме уделялось большое внимание.

Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя.

Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться.

И учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Творчество Г. Полонского привлекает читателей и зрителей потому, что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный внутренний мир героев. Девочка, чувствующая себя «старой» в 17 лет, и мальчик, искренне влюбленный в нее, и коллектив педагогов, ревниво следящий за тем, кому ребята дарят свою преданность, и коллектив детей, дарящих эту преданность, разумеется, самым достойным.

Вот на этом строит свое повествование Георгий Полонский, автор киноповести «Ключ без права передачи». Новое, свежее, молодое, что пришло в последнее время в педагогику, сосредоточено в преподавательских методах Марины Максимовны – учителя словесности. Сочинения на вольную тему, споры на уроке, когда нет, кажется, ни учителей, ни учеников, а есть коллектив единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины.

Что-то романтическое, лицейское есть в этом кружке ребят, обступивших свою учительницу. Жизненные неудачи, неизбежные разочарования, трудности, любовь, быт — все это будет потом, когда распадется их тесная семья; а пока — они еще все вместе, они дружны и переживают мгновения высочайшей гармонии, о которых потом, в иной, взрослой жизни будут вспоминать с благодарностью и любовью. Чтобы разобраться в образе учительницы, нужно представить ее портрет: «У нее мальчишеская стрижка, худая шея, великоват рот, косметики – ноль. Глаза говорили как-то очень явно и серьезно о "присутствии духа" в небогатом ее теле…» [6: 2] Марина Максимовна, их наставница, их классная руководительница, подарившая им это счастье, спешить каждое утро в школу, как на свидание с другом,— почти так же юна, как они, и в гурьбе ребят, барахтающихся в снегу, хохочущих, спорящих, не сразу отличишь — кто здесь педагог, а кто ученик.

Приходя к ней, домой, они читают стихи, поют песни, говорят по душам. В противовес понимающим и любящим ученикам 10 «Б» встает педагогический коллектив школы.

С этими людьми отношения ее складываются далеко не безоблачно. Не складываются по той простой причине, что она, Марина Максимовна, талантливее многих, наверное, даже талантливее всех в школе, и ей нет нужды передавать кому-то свой ключ к ребячьим сердцам, тот ключ, который, как она думает, вручен ей самой без права передачи. Для нее урок – это урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, это успех каждого ребёнка. Она проводит занятие, выходя за рамки программы.

Ее методы работы с детьми не стандартны, она отходит от «футлярных» рамок: «Мы хотим напроситься к вам в кабинет на этот час Из-за телевизора. Там сейчас будут пушкинские "Маленькие трагедии" по второй программе» [6: 15] А внеклассные занятия не доставляют тяготы ученикам, наоборот они с радостью ждут новой встречи: «Вечер сказок Евгения Шварца – помните, все откладывали Или вечер французской поэзии, от Вийона до Жака Превера Или вам самим уже нет дела до них? - Да что вы Наоборот! Вдвойне охота » [6: 11] С ней легко и интересно, они идут на урок с радостью, не боясь того что их спросят и они не будут знать верного ответа. Потому что по ее поведению, эмоциям, действиям видно, что она отзывчива, искренна, доброжелательна, открыта.

Дружба молодой учительницы с классом основана на полном доверии. Она правдиво отвечает на все их вопросы.

А если этот вопрос касается твоего коллеги — учительницы той же школы, причем учительницы абсолютно бездарной? Ёе несоответствие занимаемой должности всем очевидно, но имеет ли право Марина Максимовна обсуждать с ребятами этот вопрос? «Я вообще могу уйти и фармацевтом устроиться Сколько раз даю себе слово» – заявляет на уроке учительница химии Эмма Павловна. Посмотрим на ту же Эмму Павловну вне пределов класса. Нормальная женщина — добродушная, хозяйственная, цветущая женщина.

Но вот она входит в класс — и для всех начинается мучение. Мучаются ребята — им скучно, нудно, неловко, но главное — мучается и сама учительница, некие комплексы заставляют ее все время совершать ошибки, и она сразу меняется на глазах, становится неловкой, несправедливой: «Молчать! – закричала Эмма Павловна так, что все перепугались. – Вон из класса!» [6: 21] «Есть такое понятие – стандарт образования» – Эту фразу можно услышать из уст любого преподавателя этой школы.

Но Марина Максимовна отходит от этого стандарта. Она для ребят больше чем учительница: «Она – человек, понимаешь? С ней интересно – раз. Никогда не продаст – два. И говорить можно о чем угодно – три. Нам дико повезло с ней, если хочешь знать» [6: 10] Фраза выбивающаяся из общего контекста, но очень показательна: «Когда нету дороги, идут в педагоги…» [6: 24] Это можно сказать про многих учителей. Человек, неправильно выбравший профессию, не может быть счастлив сам и сеет вокруг себя несчастье, дисгармонию, отталкивает от себя учеников. Но для Марины Максимовны – учитель словесник не просто призвание, это состояние души. А «душа обязана трудиться». И она трудится.

Появляется чувство собственной исключительности, которое появляется даже не у самого учителя, если он талантлив, а у его учеников. В идеальном образе педагога словесника можно отметить: 1) учителя, 2) воспитателя, 3) жизненного организатора и 4) проводника культуры. Такой универсальный тип для большинства – утопия, но в некоторой доле все черты должны быть в каждом педагоге.

И все эти черты есть в образе Марины Максимовны. Как замечательно, если твоим учителем является такой человек, как Марина Максимовна. Ведь ученикам, так хочется, чтобы их уважали, с ними считались, видели в них человека, а не просто «объект» для передачи знаний. Именно такими должны быть учителя, и тогда родители могут быть спокойны за своих детей, за их будущее. Ведь личность формируется именно в школьные годы. Этот образ учителя должен быть меркой, к которой бы стремились все преподаватели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Учитель – когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово.

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек. Прекрасно, если бы он был таким, каким показывает его Г. Полонский в своем произведении «Ключ без права передачи» Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе, чтобы обучение не сводилось к шаблонной «начитке» материала, а он должен помогать детям справиться с их страхами, проблемами. Помогать обретать не только знания, но и уверенность в себе, готовить к жизни в окружающем мире. Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Блонский П.П. Мои воспоминания / П.П. Блонский. – М.: Норон, 1991. 2. Маленьких, С.И. Постмодернистская русская литература / С.И. Маленьких. – Пермь: Орион, 2002. 3. Паначин, Ф.Г. Антология педагогической мысли России / Ф.Г. Паначин. – М.: Педагогика, 1990. 4. Поляков Ю.М. Сто дней до приказа: Повести / Ю.М. Поляков. – М.: Мол. Гвардия, 1988. 5. Поляков Ю.М. Работа над ошибками: Повести / Ю.М. Поляков. – М.: Молодая гвардия, 1988. 6. Полонский Г.И. Ключ без права передачи / Г.И. Полонский 7. Рубинштейн М.М. Проблема учителя / М.М. Рубинштейн. – М.: Академия, 2004. 8. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 2001. 9. Старикова Е.Б. Жить и помнить / Е.Б. Стариков. – СПб.: Литература и современность, – 1978. 10. Чалмаев А.А. Русская литература XX века. Очерки.

Портреты.

Эссе / А.А. Чалмаев. – М.: Высш. шк 1992. 11. Шманин С.Ю. Философия и история образования / С.Ю. Шманин. – М.: Флинта, 1999. 12. Шамин А.Л. Введение в педагогическую деятельность / А.Л. Шамин, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2002. 13. Щетинина О.С. Учитель! / О.С. Щетинина, А.Г. Уровная. – СПб.: Новый мир, 2001. 14. Яблонский А.С. Новая профессия / А.С. Яблонский. – М.: Кросс, 1991.