рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема вокального творчества детей в контексте национальных традиций

Проблема вокального творчества детей в контексте национальных традиций - раздел Педагогика, Развитие вокально-национальной культуры в системе дополнительного образования Проблема Вокального Творчества Детей В Контексте Национальных Традиций. Метод...

Проблема вокального творчества детей в контексте национальных традиций. Методика вокальной работы в детской эстрадной студии Задача руководителя связана с общеэстетическим развитием ученика, с расширением её знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества. Воспитание осуществляется в процессе обучения певца профессиональным навыкам усвоения им специальных знаний, необходимых для вокально-исполнительской деятельности.

Воспитывая певца, руководитель формирует в нем личность человека с определенной идейной убежденностью. Большое значение в работе с детьми отводится активности самих детей, воспитанию инициативы, творческого отношения к делу. Тема дружбы и мира, военная и лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, пейзажная лирика все это способствует глубокому проникновению детей в мир прекрасного, пробуждает такие чувства, как доброта, отзывчивость, которые помогают формированию человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту других людей. Методы и приемы вокальных занятий 32, с. 55 1. Демонстрационный 2. Игровой 3. Словесный 4. Метод наблюдений 5. Метод упражнений В первый год обучения не следует петь репертуарные произведения, так как это ведет за собой излишнюю нагрузку на связки, приводящую к срыву голоса.

В течение года рекомендуется заниматься только техническими упражнениями.

На втором году обучения можно вводить в репертуар различные несложные произведения. Материал лучше брать из записей звезд эстрады. Ученик должен научиться снимать голосоведения с магнитофона. Желательно подобрать мелодию на фортепиано. Текст должен быть заучен наизусть. На третьем году обучения вводят более сложные произведения, продолжая заниматься развитием техники голоса, используя упражнения. Ученик должен развиваться самостоятельно, искать свой репертуар.

Проблема репертуара - основная проблема начинающего певца. От него зависит стилистический образ артиста. Педагог не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии понятия добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать артиста жизнь. Различают четыре основных стадии развития детского голоса 42, с. 11 . 1. 7-10 лет - младший домутационный возраст. Голоса мальчиков и девочек однородны и почти все являются дискантами.

Им свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Диапазон ограничен звуками до, -ре1. Наиболее удобные звуки ми1 ля2 . Звук очень неровен. Гласные звуки заучат пестро. Задача руководителя - добиться более ровного звучания гласных звуков на протяжении небольшого диапазона. 2. 10-13 лет - старший домутационный возраст. К 11-ти годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются признаки грудного звучания.

В связи с развитием грудной клетки более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон до1 соль2, альты звучат плотно с оттенком металла и имеют диапазон си1 - до2 . В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра - головной - смешанный - центральный грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембре сопрано и альтов не наблюдается.

Основную часть диапазона составляет центральный регистр. Диапазон голосов некоторых детей может быть шире, чем указано выше. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные взрослому голосу. V дискантов исчезает полётность и подвижность. Альты звучат массивнее. 3. 13-15 лет - мутационный переходный период. Он совпадает с периодом полового созревания детей.

Формы мутации протекают различно у одних постепенно и незаметно, у других - более явно и ощутимо голос срывается во время пения и речи. Продолжительность мутационного периода может быть различна - от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. 3 этот период очень важно услышать начало мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности чаще прослушивать голоса детей и вовремя реагировать на все изменения голоса.

Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона ученика. Как показала практика, ученики не теряют технику исполнения. 4. 16-18 лет - юношеский возраст. Послемутационный период. Становление голоса взрослого человека. Важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным неокрепшим связкам.

Начинать развивать голос нужно постепенно с примарных звуков, обычно они находятся в середине диапазона певца, постепенно расширяя вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям 1 напряжению, осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М.И.Глинка. Для определения певческого детского голоса нужно выявить - диапазон, -тембр, -примарные звуки способность выдерживать тесситуру переходные регистровые тоны. Основные свойства певческого голоса 42, с. 17 1. 3вуковысотный диапазон. 2. Динамический диапазон на различной высоте голоса. 3. Плавные регистровые переходы. 4. Ровность на различных гласных. 5. Степень напряженности. 6. Вокальная позиция. 7. Качество дикции разборчивость, осмысленность, грамотность. 8. Тембр богатство обертонами, качество вибрато, полетность и звонкость, 9. Выразительность исполнения. 2.2. Педагогические техники использования устно-песенного фольклора в работе с вокальным ансамблем Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.

Использование на занятиях фольклора значительно обогащает уроки музыки, позволяет найти новые пути организации самих уроков, способствует установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем, развитию у учащихся таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность и др. Музыкальное занятие, построенное на принципах фольклорного творчества - синкретичности и импровизационности наиболее эффективно развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения и пластики движений.

Знакомство с народной песней расширяет представление младших школьников о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, значительно обогащается общекультурный кругозор 34, с. 21 . Уроки фольклора - это уроки постижения народной мудрости, доброты и красоты в игре. Детские песенки, будь то колыбельные Лю-ли, лю-ли, лю-леньки , Уж ты, Котенька-коток или потешки-дразнилки Андрей-воробей , Барашеньки, шуточные Черный баран , Сидит Дрема , На горе мак или лирические хороводные Во поле березонька стояла , Кумушки-кумы и т.д мы играем.

Дети с удовольствием участвуют в разыгрывании песен.

Солидное место в уроке фольклора занимает работа над выразительностью речи 34, с. 29 . Речью мы рисуем, раскрашиваем образные картинки детских стишков, прибауток, потешек, дразнилок, скороговорок, песенок.

Дети с удовольствием рисуют словом, раскрашивая стишки Чешу, чешу волосыньки , Ходит зайка по саду, считалки Заяц белый, куда бегал Инцы-брынцы, балалайка, играя диалоги Где же ты был, черный баран Зайчонок и еж. Выразительность, ясность речи мы совершенствуем у детей певческими упражнениями, которые исполняем с различной эмоциональной интонацией то словно сердимся и, строго грозя соседу по парте, поем на слог лё то удивляемся, пожимая плечиками и разводя руки в стороны, то же самое упражнение исполняя на слог ли то весело, задорно, словно шаля на слог ля. Педагогической находкой для эффективной работы считаю составление совместно с родителями и оформление каждым ребенком альбома-шкатулки, где от урока к уроку появляются в специальных разделах новые тексты колыбельных, скороговорок, прибауток, пословиц, детских стихов, детской фантазии. Основной материал в работе над развитием художественно-образного воображения - музыкальный фольклор.

Так, игровые песни Кумушки-кумы , Заведем кружок позволяют создать творческие поисковые ситуации, где необходимо видоизменять, варьировать, а иногда и импровизировать текстовые и интонационные концовки. Эти песни мы часто исполняем, когда надо познакомиться, подружиться с гостями, приглашая их в хоровод Разметаем лужок.

Ой, лю-ли, да лю-ли, Заведем кружок, Кружок девичий, Про трех молодцев девушек. Ой, лю-ли, да лю-ли, Заведем кружок.

Про трех молодцев. Первый молодец - Брат подставляем имя гостя. Свет отчество Ой, лю-ли, да лю-ли, Брат имя гостя Свет Брат. Часто играем в музыкально-шумовые импровизации с использованием детских шумовых инструментов Гроза , Шум прибоя , Отзовись, коня зовут и др. Или обращаемся к играм Поиграем-помечтаем, наблюдая в окно облака на небе и фантазируя свою сказку На что похоже? то или иное звучание народных инструментов Добро и зло в музыкальной изобразительной палитре выразительности Самый невероятный ответ на простые жизненные вопросы.

Чтобы дети не теряли внимание на уроке, проводим игры-хороводы На горе мак , Сидит Дрема , Каравай, а также устраиваем веселые минутки Шумелку , Как живешь Эхо и т.д. Устраиваем конкурсы скороговорочников или голосистых, которые очень нравятся детям, так как дают редкую возможность проявиться, самовыразиться.

Но самым любимым занятием для детей на уроке устно-песенного фольклора стало отгадывание загадок. Мы стремимся загадывать загадки на темы Человек , Крестьянское хозяйство , Домашняя утварь и посуда , Времяисчисление и т.д. Чтобы дети знали, что такое хорошо и что такое плохо, учим пословицы и слушаем поучительные, музыкально оформленные сказки. Дети хорошо усваивают основное назначение сказок Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок. Перед прослушиванием новой сказки мне всякий раз хочется поиграть с детьми в музыкальную угадайку - Ребята, из какой сказки эти строки За морем дела нехудо, В мире ж вот какое чудо Сказка о царе Салтане кричат наперебой радостные дети, называя автора сказки А какую народную мелодию использовал композитор показываю портрет Римского-Корсакова в музыке к этой сказке? Что она изображает? При прослушивании тишина удивительная, слушающая, слышащая. В моменты фанфарных эпизодов я выразительно читаю Под елкою высокой.

Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупки собирает И с присвисточкой поет При честном при всем народе Выдерживаю паузу, акцентируя внимание детей на звучании основной музыкальной темы, прислушиваясь Во саду ли, в огороде с радостью восклицают дети. Для облегчения образного восприятия и музыкально-эстетических представлений часто использую красочную наглядность.

Но готовлю ее сам на ленточных листах, чтобы перед занятием их можно было свернуть в рулон и закрепить в верхней части доски на прищепки, а в нужный момент, сняв прищепки, раскатить иллюстрацию к той или иной песне, обряду, музыке для слушания.

Иллюстрации готовлю несложные, но обязательно яркие, красочные. Дети с удовольствием оживляют картинки выразительным исполнением, проявляя при этом свою актерскую фантазию и изобретательность 34, с. 35 . Сценической подготовке с детьми мы уделяем особое значение.

Малыши вначале очень стесняются, замыкаются в себе при выступлении на сцене. Чаще всего это проявляется в стереотипе стоять руки по швам, в одну шеренгу и в невыразительности застывшей мимики. Причины зажатости, к сожалению, создаем мы сами учителя и родители, требуя от детей дисциплины на занятиях и даже при чтении стихов для пришедшего в гости с подарками под Новый год Деда Мороза и т.д. Мы с детьми учимся сценической выразительности, играя в Кольцо , Золотые ворота , Сидит Дрема , Каравай водя орнаментальные Плетень , Змейка, драматические Со вьюном я хожу , Во саду ли, в огороде , Во поле березонька стояла, магические Мак маковистый , Уж я сеяла, сеяла ленок обыгрывая плясовые песни А я по лугу , Ах вы сени , Ялыке , Люмы тодьы, школьные частушки Ток-ток, молоток , Ой-ля, ой-ля-ля! разыгрывая сценарии Зимних праздников , Проводов Масленицы , Весенних обрядов. Доброй традицией у нас с детьми стали Посиделки с родителями , Бабушкины посиделки, встречи с ребятами 5-го класса также занимающихся по программе устно-песенного фольклора. Такие Посиделки для детей 1-го класса стали школой сценической, певческо-речевой выразительности.

Мои любимые первоклашки к концу года имеют в своем багаже солидный опыт народной мудрости, приобретают черты узнаваемой индивидуальности, чуткости и доброты.

Духовный потенциал личности определяется не только степенью его приобщенности к мировой культуре, но и к национально-культурным традициям.

Ныне, когда вступают в диалог различные национальные и культурные традиции, происходит их взаимодействие и взаимообогащение, возникают благоприятные возможности воспитания на мудрых заповедях народной педагогики - фольклоре. Музыкально-педагогическая концепция, лежащая в основе данной программы, направлена на развитие творческого потенциала, душевности личности, как ученика, так и учителя, а также расширение сферы воздействия устно- песенного фольклора на родителей учащихся.

Профессиональный подход к фольклорным занятиям значительно обогащает урок музыки, позволяет найти новые пути самого урока, отношений между учениками и учителем, способствует возрождению и развитию народного творчества. Овладение фольклором в системе организованного педагогического образования начальной школы требует решения следующих задач 34, с. 40 1. Воздействия на младших школьников комплексом фольклорных средств. 2. Используя опыт других методик по изучению эстетических дисциплин, добиваться более полного усвоения учениками высокохудожественного фольклорного материала. 3. Насыщая детей народной мудростью, выработать у них нравственно-эстетические представления и прекрасно-добрые идеалы о национальном культурном наследии.

Освоение устно-песенного фольклора детьми в школе будет происходить по специально разработанной системе, в которой учитываются возрастные психологические особенности учащихся. Включение детей в творческий процесс на уроках предполагается проводить постепенно.

Этому способствует внимание учителя к каждому школьнику, поддержание в классе творческого настроя, игра. Знакомство с народной песней расширяет представление школьника о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народнопоэтических текстов повышает речевую культуру детей элементы движения, включаемые в исполнение, позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.

Коллективная импровизация в распевании песен предполагает определенные количественные нормы участников творческого процесса - не более 15-16 человек. Нарушение сложившихся традиционных норм существенно повлияет на качество обучения оно будет хаотичным либо выльется в механическое заучивание упрощенных вариантов нескольких народных песен. Приобщение детей к участию в календарных обрядах способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов всевозможных песенно-игровых жанров.

Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, характерного для данной местности. При этом усваиваются традиционные приемы исполнения, диалект. Постепенно выполнение обрядов переходит к детям, которые, повторяя в игре драматические и комедийные фрагменты, раскрывают через это мир собственных увлечений и интересов. Накопление и усвоение фольклорного материала идет по нескольким направлениям 34, с. 42 1. Постижение красоты и богатства родного языка через слушание, выучивание и исполнение текстов колыбельных песен, прибауток, загадок, сказок, скороговорок, пословиц. 2. Ознакомление с образцами народной мелодики на примере напевов колыбельных, прибауток, загадок, музыкальных.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие вокально-национальной культуры в системе дополнительного образования

В процессе естественной преемственности народной культуры ключевым является взаимодействие мастера и ученика , которые отличаются друг от друга не… В каждую эпоху новая реальность постепенно приводит к тем или иным изменениям… Традиционное сознание всегда находит некое практическое, конкретное решение проблемы старое-новое . В наши дни…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема вокального творчества детей в контексте национальных традиций

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Русская песенная культура Поволжья
Русская песенная культура Поволжья. Процесс генезиса, развития и окончательного сложения Поволжского региона явился результатом сложного взаимодействия разновременных этнических и культурных потоко

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги