ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Приобщение детей к игре на инструментах не является обязатель¬ным видом деятельности на каждом занятии.

Мы склонны рассмат¬ривать включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая деятельность, слуша¬ние) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух. Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах реко¬мендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на заня¬тиях ритмикой и танцем.

Большой интерес у детей вызывает фортепиано. Совместное музи¬цирование педагога и ребенка поможет поддержать этот интерес. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности: 1. Упражнения с помощью которых совершенствуются навыки основных движений, происходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки и психогимнастика. 2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или му¬зыкально-дидактическая игра. 3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (му¬зыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество. Большую помощь в работе с дошкольниками могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения.

Их задача - дать детям необходимые двигательные на¬выки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, созна¬тельного отношения к выполнению и качеству движений.

Эти упраж¬нения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме. Упражнения без музыки помогают принимать правильное исход¬ное положение, способствуют осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают по¬движность суставов, формируют навыки построения и перестроения.

Группы упражнений без музыки: 1. Упражнения на развитие мышечного чувства: развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети должны уметь регулировать, изменять степень напряже¬ния мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажимы, уметь их снять. Упраж¬нения на развитие мышечного чувства помогают ощутить возмож¬ный размах движения в суставах, осознать тяжесть тела и конечно¬стей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперед (назад) перед началом ходьбы, бега. 2. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижно¬сти суставов: на развитие мышц шеи; на развитие мышц плеча; на развитие кистей рук; на развитие мышц ног. Эти упражнения помогают исправлять различные физические не¬достатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направле¬ние и форму движений.

Чрезвычайно полезной является психогимнастика, особенно для детей с повышенной утомляемостью, гиперактивностью, замкнуто¬стью и т. д. Эти качества присущи как детям с неврозами, легкими задержками психического развития, другими нервно-психическими расстройствами, так и практически здоровым детям.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение на¬выков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

С помощью предлагаемого педагогом материала по психогимна¬стике дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительными разнообразным движениям. В основном используется материал без использования слов, поэтому педагогу очень важно уметь продемон¬стрировать выразительное и красивое выполнение движений. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных дви¬жений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и ка¬чественнее проявить себя в танцах.