Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв

Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв. Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость.

Поэтому она имеет конкретно-исторический характер. Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века. Но мы окунемся и узнаем, как происходило воспитание в России.

В России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году. Также как и в других государствах, первые зачатки педагогики проявлялись в «воспитании» младшего поколения. Под воспитанием понималась трудовая деятельность (в основном – пахота, посев и уборка урожая,). Раньше уже с 7 лет у детей начиналась трудовая деятельность. Если кто и обучался то только дети (в основном сыновья) богатых купцов и торговцев.

В начале образования государства российского в обществе была главная цель: расширение границ и обладание соседними землями. В 862-882 гг для образования Киевской Руси были приглашены со стороны князья (Рюриковичи), которые также принесли с собой свою культуру. С развитием государства общество все более и более увеличивало свои знания в той или другой «науке». Лишь с 17 века педагогика проявилась как система образования, как главная цель познания общества.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее образование в российском государстве.

С. Полоцкий считал главными факторами вос¬питания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. Самые первые реальные школы возникли в России и Германии одновременно уже в начале 18 века. А самым первым учебным заведением реального образования была открыта в Москве 14 января 1701 года по указу Петра 1 – школа математических и навигационных наук. Перед ней была поставлена задача готовить специалистов военного и морского дела. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес наш земляк М.В. Ломоносов (1711—1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744—1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством.

Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей.

Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. С ХVIII века начинается профессиональная подготовка учителей.

В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики. Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении «Ясная Поляна» организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании.

Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука». Также в России в конце XIX века изучал и разрабатывал разные идеи по педагогике Ушинский К. Д. Он разработал специальную систему по педагогике - цельную дидактическую систему. Стержнем, которой стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности.

Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения.

Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические.

В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга — «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.

Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: « Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается ос¬новоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского 1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным. 2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности и т.д. 2.