рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества

Работа сделанна в 2008 году

Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества - раздел Педагогика, - 2008 год - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Психолого-Педагогическое Обоснование Детского Музыкального Творчества. Н.а.ве...

Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества. Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности.

Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений.

Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.

В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. 1.3.Роль диагностики на развитие творческих способностей.

Диагностикой музыкального обучения является определение результатов творческого процесса в условиях музыкального занятия. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики диагностирование обученности своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на музыкальных занятиях и диагностирование обучаемости определение тенденции и динамики развития музыкальных и творческих способностей. Решение образовательных, воспитательных задач средствами музыкального исскуства с детьми без провидения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей.

Выявление особенностей музыкального развития ребенка дает возможность определить организационные, дидактические и музыкального воспитания. Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, диагностика музыкально-творческих возможностей детей проводится в начале и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания дошкольников.

Обследование музыкальных возможностей дошкольников строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию. Методика исследования развития творческие детей. Развитие методики музыкального воспитания детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области.

В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования. Методы исследования-это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира. Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы.

К ним относятся наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др. Методы наблюдения достаточно широко применяется в педагогических работах и определяется как относительно целенаправленное длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. Для того чтобы наблюдение было целенапрвленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ.

Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднамеренным. Педагогический эксперимент - это воспитание в точных учитываемых условиях. В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента естественный и лабораторный клинический. Естественный проводится в форме обычных занятий.

Лабораторный эксперимент имеет вспомогательное значение и проводится в специально созданных условиях с небольшой группой испытуемых. Педагогический эксперимент включает в себя три этапа констатирующий формирующий контрольный итоговый. Констатирующий эксперимент имеет цель выявить начальный уровень музыкального развития группы детей или одного ребенка, развития какой-либо определенной способности, в конкретном виде музыкальной деятельности и др. Формирующий эксперимент предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности.

Контрольный эксперимент завершает педагогический эксперимент. На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования исспытуемых или условий их музыкального развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Глава 2. Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей… Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие творчество и творческие способности
Понятие творчество и творческие способности. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Оче

Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте. Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с како

Условия успешного развития творческих способностей дошкольников
Условия успешного развития творческих способностей дошкольников. лет средствами театрального искусства Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является создание условий,

Творческие игры как вид театрализованной деятельности
Творческие игры как вид театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимание, со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги