рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - раздел Педагогика, Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра Развитие Образной Речи На Основе Произведений. В Старшей Группе У Детей Продо...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе.

Значительно услож¬няются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к ге¬роям произведения. Формируют нравственные критерии оценки. Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, ин¬тонации, соответствующие характеру произведения, пережива¬ниям героев.

Примерные планы занятий даны в Приложении 1. Сказки. В соответствии с программой в течение года воспитан¬ников знакомят с двенадцатью сказками. В их числе русские на¬родные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина ; сказки народов мира «Фея» (французская). «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словац¬кая), а также авторские: «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева. Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффектив¬ными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на прие¬мы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в об¬разный строй и язык сказки. Приемы первой группы: 1. Вопросы.

Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охаракте¬ризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. — Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? — спрашивает педагог. — Хитрая, умная, жестокая,— говорят дети. — И только-то? — удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю.

Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса. Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопроси¬тельной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заклю¬чена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мох¬натый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо.

Воспи¬татель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персо¬нажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки. Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности дан¬ного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п. 2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошколь¬ников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками.

Педагог в подтверждение их слов зачи¬тывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим — с волшебной яблоней. С помощью этого приема дошкольников приучают вслушивать¬ся и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. 3. Словесные зарисовки.

Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие кар¬тинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.) . В свободное от занятий время дошкольникам предлагают на¬рисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бу¬маги одинакового формата.

Из готовых работ он отбирает луч¬шие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Само¬дельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана. Приемы второй группы: 1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности. 2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пере¬сказывают описания природы, поступки героя, которые им особен¬но запомнились. 3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее.

Зачитывает соответствующий отры¬вок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно пред¬ложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется инте¬реснее (подробнее) ?» 4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обо¬гащения и активизации словарного запаса.

Например, диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказ¬ки «Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» и др. Стихотворения и рассказы. В старшей группе для чтения де¬тям программа рекомендует 17 поэтических произведений и 25 рассказов (т.е. 1—2 произведения в неделю). Небольшие по объему и простые по содержанию произведения читают вне заня¬тий, например, рассказы «На горке» Н. Носова, «На лесной полян¬ке» Г. Скребецкого, «Медвежонок» Е. Чарушина, «Цветы» Э. Шима; стихотворения «Веревочка» А. Барто, «Неумейка» Я. Акима, «Чудо» Л. Квитко, «Мальчик поте¬рялся» З. Александровой.

Можно объединять на одном занятии 2 произведения, ориен¬тируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа «Тороп¬ливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствием слушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима. После заучивания «Песенки весенних минут» В. Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение «Веревочка» А. Барто. Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказ¬кам. Рассмотрим приемы, которые могут быть рекомендованы для подготовительной работы: 1. Воспитатель показывает детям портрет писателя, предлагает вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Такое вступление целесообразно делать на заня¬тиях по произведениям В. Маяковского, К. Чуковского, С. Мар¬шака, А. Барто, З. Александровой, Е. Благининой, П. Воронько.

Оно даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем.

Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее. 1. Воспитатель рассказывает детям о действительных собы¬тиях, фактах, которые нашли отражение в данном художествен¬ном произведении.

Тогда авторский текст приобретает для ребенка значимость и весомость. 3. Педагог выясняет, какие представления имеются у детей о профессии, описанной в рассказе (стихотворении). А после прочтения интересуется, что нового для себя они узнали об этой профессии (например, о службе милиционера-регулировщика — рассказ «Едет, спешит мальчик» М. Коршунова). 4. С дошкольниками рассматривают картины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик пер¬сонажей, о которых рассказано в произведении («Медвежонок» Е. Чарушина, «На лесной полянке» Г. Скребицкого и др.). Рассматривая иллюстра¬тивный материал, дети делятся друг с другом своими наблюде¬ниями, педагог уточняет и конкретизирует их высказывания. 5. С детьми проводят целевую прогулку (прогулки), в про¬цессе которой дошкольники приобретают впечатления, позволяю¬щие глубже понять содержание произведения, его идею. Так, пе¬ред чтением «Почты» С. Маршака с детьми совершают экскурсию в ближайшее отделение связи, где они знакомятся с правила¬ми приемки и отправки писем.

Заучивание наизусть.

В старшей группе занятия по данному виду работы проводятся ежемесячно (одно занятие в месяц). С новым стихотворением детей можно знакомить или непосред¬ственно на занятии, или заранее. Большинство произведений, ре¬комендованных программой, не требует специальной подготови¬тельной работы. Однако в ряде случаев она все-таки нужна. Например, перед заучиванием стихотворения «Дуб» И. Токмаковой детям следует показать, если есть такая возможность, это мощное дерево, зеленеющее до поздней осени.

На занятии, демонстрируя осенние пейзажи, воспитатель предлагает опре¬делить, о каком дереве сказано: «Одела осень могучего богатыря в медную броню» (Г. Скребицкий). И, показав дубовую ветку с осенними листьями (натуральную), предлагает сравнить их цвет с цветом медной монетки. Перед чтением стихотворения «Песня о весне» С. Маршака же¬лательно весной организовать прогулку с целью показать вос¬питанникам сережки вербы, серебристые, бархатные.

Если прогул¬ку провести трудно, можно принести в группу ветки вербы. Чтобы воспитанникам было легче понять смысл строчек «Как, февраль, не злися, как ты, март, не хмурься » («Ласточка» А. Майкова), можно проанализировать с ними календарь погоды в рисунках детей за февраль и март. Тогда они сами подметят, что февраль — месяц вьюг и ветров («злится февраль»), а в марте небо то засияет и заголубеет, предвещая теплые и яс¬ные дни, то вдруг «нахмурится»: наплывают темные тучи, валит мокрый снег и т. д. Для того чтобы помочь детям запомнить стихотворение, вос¬питатель может использовать следующие приемы : 1. Предложить воспитанникам назвать отрывки, которые им особенно понравились. Прочитать их при участии детей, выполнив 3—4 заявки. 2. Заранее продумать вопросы в виде цитат из текста, тре¬бующие от ребенка повторения («Оля, скажи, «и помчится наша песня за леса и за моря?» — спрашивает воспитатель. «И помчит¬ся наша песня за леса и за моря»,—отвечает девочка). Обычно этот прием используется в тех случаях, когда в стихотворении встречаются строчки, которые дети запоминают с трудом или искажают при чтении («По Москве весенней улицей зеленой все несут на площадь красные знамена» — З. Александрова; «Росой окропились цветы на полях, стада пробудились на мягких лу¬гах» — А. Пушкин; «Туча небо кроет, солнце не блестит» — А. Плещеев; «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной» — И. Суриков и др.). Вопросы могут быть адресованы одному ребенку, группе де¬тей, отдельно мальчикам, отдельно девочкам и т. п. 3. Чтение детьми отрывков (5—6 выступлений). Воспитатель поясняет, как нужно прочесть те или иные строчки, поощряет поиски ребенком нужной интонации.

В процессе этой работы все дети запоминают текст. 4. Если позволяют возможности произведения, организовать чтение по частям («Зима» И. Сурикова, «Осенью» А. Плещеева), в лицах («Песня о елке» С. Маршака, «Сельская песня» А. Пле¬щеева), драматизацию («Есть в лесу под елкой хата » П. Воронько). Чтобы помочь детям понять настроение стихотворения (лирич¬ное, сказочное, веселое и озорное, праздничное), разобраться в его содержании, воспитатель может использовать следующие приемы: 1. Предложить детям охарактеризовать стихотворение.

Если им это трудно, самому дать 3—4 определения, из которых дети выберут наиболее подходящее. 2. Заранее продумать и предложить детям вопросы, которые помогут им понять смысл авторских определений, сравнений и дру¬гих выразительных средств («Платон Воронько называет медве¬жонка «капризуля косолапый». Может быть, это дразнилка?» — размышляет педагог. «Похоже» — соглашаются дети. Однако, подумав, приходят к выводу, что автор не осуждает медвежонка, а симпатизирует, сочувствует ему. И они начинают читать эти строчки по-иному — мягко, задушевно, сочувствуя малышу). 3. Прочитать стихотворение, не сообщая детям его название.

Поинтересоваться, понравилось ли оно, предложить поразмыш¬лять, какое название ему можно дать. Подкрепить аргументы де¬тей строчками из стихотворения.

Затем сообщить название и попросить запомнить его и фамилию автора. 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра

Лите¬ратура и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических… Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя… Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРНОГО ЖАНРА
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРНОГО ЖАНРА. Поставив задачу знакомить детей с устным народным твор¬чеством, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной ча¬стью духовной культуры

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги