Технология педагогических мастерских

Технология педагогических мастерских. Мастерская - это иная форма организации учебного процесса.

Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами-представителями ЖФЕН - Французской группы нового образования. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В самом общем виде ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка. Данная цель опирается на глубоко обоснованную фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию.

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях Личность с новым менталитетом. Это личность самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

Интенсивные методы обучения и развития личности. Для методов ЖФЕН характерны а отношение учителя к ученику, как к равному себе б не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания учащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решения творческих задач в плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого. 4. Новый тип педагога.

Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка. В начале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. Обобщили работу французских мастерских сотрудники из Санкт-Петербурга в виде следующих правил 1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме теме . 3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания. 4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы. 5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся. 6. Исключает официальное оценивание работы учащегося не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит, но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Этапы работы мастерской используется терминология группы ЖФЕН 1. Индукция наведение - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. 2. Самоинструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. 3. Социоконструкция - построение этих элементов группой. 4. Социализация - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. 5. Афиширование - вывешивание произведений - работ учеников и Мастера текстов, рисунков, схем, проектов, решений в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух автор, Мастер, другой ученик . 6. Разрыв - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. 7. Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, подсказок - информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Естественным образом увеличивается объём информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в теме. Специально организованное педагогом- Мастером развивающее пространство жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению открытию знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

Более подробно с работой мастерских можно ознакомиться по книге Педагогические мастерские Франция-Россия Под ред. Э. С. Соколовой М. Новая школа, 1997 г 128 с. 3.2.