Экспериментальные исследования

Экспериментальные исследования. Анализ и обобщение педагогического опыта. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника! ». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского (1918 г.р.). Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпимы». Примеры из опыта работы выдающегося педагога современности В.А. Сухомлинского.

Отношение к ребенку.

В.А. Сухомлинский – достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов отмечал Сухомлинский можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и наказание самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка». Во-первых, В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей.

Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка.

Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское наказание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получится, но придет время - научиться». Сознание ребенка – могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности». Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, когда он совершает что-то хорошее.

Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае считал Сухомлинский когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». «Воспитание без наказания – это не узкое школьное дело говорил Сухомлинский. – Это одна из важнейших проблем…переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимоотношений». Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы… Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний.

Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… - воспитывайте детей без наказаний». К прекрасному через прекрасное.

Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Приобщая детей к прекрасному, он всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущение человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникающее в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье». Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать – это не только тепло, уют, внимание.

Это – мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.