рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методика применения звуковых средств

Методика применения звуковых средств - Контрольная Работа, раздел Педагогика, Технические средства образования в детском саду Методика Применения Звуковых Средств. Звуковые Средства Обучения Наряду С Диа...

Методика применения звуковых средств. Звуковые средства обучения наряду с диафильмами можно считать наиболее часто используемыми техническими средствами обучения и воспитания в школьной массовой практике.

Они широко применяются на уроках по всем предметам, занимают значительное место во внеклассной воспитательной работе. По ряду школьных дисциплин в соответствии с учебными программами в 80-х годах были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии. В настоящее время начинает налаживаться выпуск аудиокассет для использования в учебно-воспитательном процессе. Вот перечень современных аудиокассет одной из московских школ Великие путешественники 2 части, литературные чтения - А. Чехов, С. Есенин, А. Куприн, И. Бунин, Л. Толстой, А. Пушкин, И. Тургенев.

А. Кристи, Р. Бредбери английский язык 8 класс, звуковое приложение к учебнику Курс английского для продолжающих, сказки, песни В. Шаинского, 60 лет студии Союзмультфильм. Крылатые качели . 13 классических жемчужин , 14 классических жемчужин. Магнитная запись открывает гораздо более широкие педагогические возможности, нежели грамзапись.

Возможность записи речи обучающегося, анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволяет совершенствовать методику преподавания языков. Применение звукозаписи для развития устной речи учащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их. Точная запись устной речи при обучении дает воз ложность учителю сделать ее у учащихся более правильной и выразительной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы, исправить содержательные ошибки.

Звукозапись используют при изучении грамматики, в особенности тех разделов синтаксиса, где важна интонация, так как от неё зависит правильная расстановка знаков препинания. Магнитофон можно применять для магнитофонного опроса, когда по очереди 3-4 ученика во время уплотненного опроса тихонько наговаривают небольшие по продолжительности 2-3 мин ответы на магнитофон, которые учитель прослушает после урока и поставит отметки.

После прослушивания учитель может отработать ответ вместе с учеником, уточнить и исправить все допущенные ошибки и неточности. Такой опрос хорошо использовать для робких и слабоуспевающих учеников, которые боятся говорить перед классом. Звуковые записи позволяют на уроках по ряду предметов - физике, астрономии, химии, биологии, географии, математике и трудовому обучению - воспроизвести рассказ о научной экспедиции, научном эксперименте или об открытии, услышать репортаж с космического корабля, с подводного батискафа и многое другое.

Магнитофильмы к урокам могут быть созданы самим преподавателем на основании записей с радио- и телеприемников, живой речи, звуков природы или искусственных, магнитных записей, грамзаписей, записей на дисках и др. Магнитную запись можно постоянно дополнить, корректировать и, когда она износится, переписать на новую ленту. В старших классах, чтобы вырабатывать у учащихся навыки записи лекций и объяснений учителя, на магнитную ленту можно записать план школьной лекции, цель, основные тезисы и выводы.

Ее можно включать после окончания лекции, чтобы уточнить сделанные записи, или по ходу изложения после отдельных частей лекции, чтобы все успели записать необходимый материал. Грампластинки в классе прослушивают на электрофонах, которые до сих пер есть в продаже. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК. Для прослушивания записей с магнитных лент магнитофон или аудиосистему устанавливают так, чтобы звучание записи в классе было достаточно громким и разборчивым. Звукосистемы с выносными колонками позволяют маневрировать ими до тех пор, пока всем учащимся не будет четко слышен звук. Голоса школьников обычно записывают у стола учителя при помощи микрофона.

При удлинении провода учитель сможет подходить с микрофоном к любому ученику. Можно также использовать радиомикрофоны, которые легко перемещать в любое место класса или зала. Современная аудиоаппаратура позволяет составить музыкальную программу, которая будет автоматически воспроизводиться по ходу урока в установленное время и в установленном режиме.

Все звуковые записи, используемые в школе, можно разделить на две группы учебные и художественные. Учебные записи имеют рабочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок. В школьной практике используют следующие виды аудиозаписей.

Документальные звукозаписи, которые включают записи голосов писателей, исторические фонодокументы, выступления политических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников событий. Фонохрестоматия Великая Отечественная война воскрешает страницы трагической и героической истории нашей страны. Грампластинки и магнитофонные записи Говорят писатели , Поэты читают свои стихи и т.д. позволяют услышать живые голоса классиков литературы А. Ахматовой, А. Блока, М. Горького, С. Есенина, М. Зощенко, В. Маяковского, Н. Островского, М. Светлова, К. Симонова, Л.Толстого, М. Шагинян, М. Шолохова и др. Документальность записей производит сильное впечатление на слушателей. Тематические звуковые пособия - специальные фонозаписи по темам школьных программ.

Например Структура образа в поэме Мертвые души Н. В. Гоголя , Погиб поэт , Петербург Достоевского , Голоса истории живые , Из искры возгорится пламя , Куликовская битва , Джордано Бруно , Кеплер , Ветер с моря о А. С. Попове и др. Записи музыкальных произведений прежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкального искусства, научить дошкольника и школьника слушать музыку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содержание и характер.

Но музыка выступает не только как предмет изучения. С помощью музыки создается исторический фон, который вводит в атмосферу времени. Она способствует раскрытию содержания литературного произведения, повышает настроение, создает общий эмоциональный фон, стимулирует работоспособность.

Музыка должна соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной подготовке учащихся. Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и г. п. Звукозаписи для организации самостоятельной деятельности учащихся ни уроке - записанные на магнитную ленту диктанты и разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся.

Такие записи готовит учитель. Этот вид звуковых пособий получил широкое распространение не только на уроках русского и иностранного языков, но и на уроках по таким предметам, как математика, физика, химия и т.д которые проводятся в целях контроля или закрепления изученного материала. Звукозаписи диктантов и заданий приучают школьников работать в нужном темпе, концентрируют их внимание на выполнении работы, дисциплинируют.

В процессе этой работы учитель, освобожденный от чтения текста диктанта или заданий, может контролировать самостоятельную деятельность учащихся, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. В старших классах звукозаписи можно использовать при индивидуальном выполнении лабораторных работ, дифференцируя уровень самостоятельности - от передачи на головные телефоны учащегося полного пошагового алгоритма выполнения работы до общих или отдельных уточняющих указаний.

Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специальных программ звукозаписей для лингафонных устройств и кабинетов по иностранному и русскому языкам дает возможность учащимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры. Развитие такого умения - задача трудная, так как при этом отсутствуют вспомогательные факторы жесты и движения говорящего, мимика, артикуляция. Программу к уроку готовит учитель.

Он выбирает готовые грамзаписи или магнитоальбомы или записывает подготовленный им самим текст на магнитную ленту. Правильно составленные программы и умелое использование возможностей лингафонного комплекса обеспечивают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу над произношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихся на уроке. Этапы работы учителя на уроке с применением звукозаписей подготовка к восприятию звукового материала, прослушивание звукозаписей, последующая работа.

Вопрос о месте звукозаписи на уроке решается в зависимости от цели, которую предполагается достигнуть на уроке, учитывая, что фонозапись не может заменить объяснения программного материала, она лишь составная часть излагаемого учителем введение в рассказ, иллюстрация, продолжение, завершение его. Составляя план урока с использованием звукозаписей, учитель прослушивает их, отбирая те, которые прозвучат в классе сопоставляет текст записей с хрестоматийным, так как нередко встречаются разночтения, требующие предварительного комментария хронометрирует каждую отдельную запись обдумывает вступительный или последующий комментарий во время прослушивания записи комментирование или даже реплики недопустимы они разрушают целостность восприятия художественного текста и не воспринимаются учащимися формулирует вопросы к учащимся.

При планировании намечается место звукозаписи в ходе урока, которое определяется теме и, спецификой изучаемого материала, характером записи и т.д и прежде всего, на что уже обращалось внимание той целью, которую ставит перед собой преподаватель.

Содержание, форма и количество используемых на уроке звукозаписей зависят от уровня подготовленности учащихся к восприятию фонозаписи. Обычно при укреплении и особенно повторении темы звукозаписи отводится больше места, чем при изложении нового материала, так как прослушиванием записи нельзя подменять слово преподавателя. Ни одне даже самая уникальная запись не может заменить живого слова учителя.

Перед прослушиванием звукозаписи лучше перед повторным, чтобы не нарушать целостности восприятия и не снять эмоционального настроя целесообразно поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи эти разнообразны, но они должны быть посильными для них, учитывать их знания, развитие, возраст. После прослушивания записи обязательно нужно дать учащимся некоторое время на осмысление услышанного, определение своего отношения к нему и только после этого проводить беседу.

Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, нацелил их на определенную деятельность, как организовал последующую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место. Цель и характер применения звукозаписи на уроках по разным предметам различны. На уроках русского языка и литературы она занимает значительное место при анализе текста литературного произведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи. Фонохрестоматия по русской литературе включает литературные, документальные, музыкальные звукозаписи художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произведений, фрагменты из спектаклей, опер, романсы.

Записи программных художественных произведений содержат лучшие образцы исполнения мастерами художественного слова литературы произведений, изучаемых в школе.

Фонохрестоматия по русской литературе позволяет услышать на уроке В. И. Качалова. В. Н. Яхонтова, А. Н. Грибова, И. В. Ильинского, Ираклия Андроникова и др. Их выразительное чтение способствует глубине восприятия художественного произведения, усиливает эмоциональное готическое воздействие слова. Но нельзя чтение художественных текстов подменять прослушиванием грамзаписей, а само прослушивание проводить без соответствующей подготовки учащихся к его восприятию.

Использование на уроках фонозаписей литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова требует от учителя более строгого отношения и постоянного внимания к мастерству выразительного чтения, к культуре своей речи, более тщательной предварительной подготовки. Постановка учебной цели включения звукозаписи в урок определяет характер вопросов и заданий перед прослушиванием. Так, грамзапись Чичиков у Собакевича к поэме Н. В. Гоголя Мертвые души можно использовать в процессе работы над образами для того, чтобы показать, как характер действующего лица раскрывается через речь. Тогда перед прослушиванием записи учитель предлагает учащимся задание, связанное с анализом речи, например сравните поведение Чичикова в разговоре с Собакевичем и Маниловым.

Как изменились подбор слов и манера говорить, интонация его голоса? Какие черты характера персонажа раскрывают эти особенности речи? Что характерно для речи помещика Собакевича? Покажите, как в его речи проявляется страсть к наживе, стяжательству, хитрость, недружелюбие.

Такая постановка вопросов определенным образом направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся в процессе восприятия звукозаписи и влияет на содержание последующей работы, связанной с составлением характеристики образов поэмы и анализом идейно-художественной ценности произведения. Работа над образами литературных героев с привлечением звукозаписей способствует более глубокому проникновению в текст, позволяет почувствовать силу искусства слова.

Если цель прослушивания - обучение выразительному чтению, то часто прибегают к сопоставлению образцов исполнения одного произведения различными чтецами. Например, сопоставляют чтение басен И. А. Крылова в исполнении А. Н. Грибова и И. В. Ильинского, чтение стихотворения А.С.Пушкина К Чаадаеву В.Н.Яхонтовым и А. М. Шварцем. Перед прослушиванием учащимся предлагают сопоставить исполнительскую манеру чтецов, установить различия в их исполнении.

При этом анализ приемов выразительного чтения тесно связывают с работой над литературным текстом. Работу завершают чтением произведения учащимися. Их исполнение не должно сводиться к слепому подражанию мастерам художественного слова, они могут дать свою интерпретацию произведения и обосновать ее. Чтение некоторых учащихся записывают на магнитофон и воспроизводят здесь же, на уроке. Этот прием весьма эффективен учащиеся, слушая собственное исполнение произведения и сравнивая его с образцами, легче находят ошибки и недостатки в своей речи, которые тут же исправляются.

По грамзаписям фонохрестоматии можно, как по обычным текстам, проводить обучающие изложения. На уроках истории применяют как документальные записи, так и художественные отрывки, воспроизводящие на документальной основе исторические события. Они помогают учащимся глубже проникнуть в историческую действительность, конкретизируют ее и способствуют созданию ярких образов. В них звучат голоса очевидцев событий или записи с места события, которые не только имеют большое познавательное значение, но и вызывают у учащихся глубокий эмоциональный отклик.

На уроках иностранного языка звукозапись применяют для обучения восприятию иностранной речи на слух, для упражнений в речевой практике учащихся. На материале звукозаписей проводят разнообразную работу пересказ учащимися прослушанного текста, ответы на вопросы, связанные с содержанием звукозаписи, диалогическое воспроизведение текста и др. На уроках физического воспитания звукозапись играет роль функциональной музыки, которая стимулирует и регулирует физиологические и психические процессы человека при выполнении им мышечной работы.

Музыкальное сопровождение повышает эмоциональное состояние учеников, вызывает стремление выполнять движения энергичнее, вырабатывает чувство ритма. Все это усиливает воздействие упражнений на организм, способствует успешному их освоению. Музыку подбирают в соответствии с ритмом и характером выполняемых упражнений.

Основные условия применения функциональной музыки на учебных занятиях по физической культуре - дискретное прерывающееся, дозированное использование музыки в течение занятия на разных этапах и с разным подбором музыкальных программ, служащих целям врабатывания, лидирования музыкального сопровождения и успокаивания в конце занятия - чередование музыкально озвученных и обычных уроков - использование музыки только при выполнении простых или хорошо отработанных упражнений.

Музыка должна звучать без сопровождения речи или других звуковых помех. Необходимые в это время команды следует осуществлять с помощью показа или специально оговоренных сигналов. Музыкальная программа занятия должна вызывать у учеников положительные эмоции. На уроках математики, физики, химии звукозапись используют в основном для проведения диктантов, организации самостоятельной работы учащихся. Для проведения диктанта учитель заранее составляет контрольный текст в виде вопросов и логически неоконченных фраз. Затем этот текст он записывает на магнитофон, повторяя каждый вопрос 2-3 раза с интервалом между ними, достаточным для обдумывания учениками очередного вопроса и записи ответа в тетради.

На уроках физики звукозапись может быть использована при постановке опытов но разделам Звуковые колебания и волны , Электромагнитные колебания. По первому разделу большую помощь учителю окажет набор грампластинок Акустика. Очень часто используются фонозаписи в начальной школе.

В 70-80-е годы для младших школьников были созданы разнообразные звуковые пособия Песни для заучивания в начальной школе , Музыкальные произведения для прослушивания в начальной школе , Физкультура в 1, 2, 3 классах , Утренняя гимнастика для школьников 7-8-9 лет и др. Вышло много пластинок с записью голосов птиц и зверей, детских радиопередач и радиоспектаклей и специально созданных и записанных познавательных театрализации. Слушая музыкальные записи, младшие школьники учатся определять характер и средства музыкальной выразительности, различать звучание отдельных инструментов и оркестра, сольного и хорового пения, певческих голосов, получают представление о мелодии и аккомпанементе, разных музыкальных жанрах. Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к урокам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и пробуждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное самостоятельно.

Таковы разнообразные приемы применения звукозаписи в школе.

Эти приемы, однако, не исчерпывают всех возможностей, которые расширяются, когда звукозапись выступает в сочетании с другими средствами обучения в комплексе, если она сопровождается зрительными образами. Такая работа требует особенно тщательной предварительной подготовки, чтобы зрительный и слуховой ряды полностью совпадали. 3. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особенностей информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма о которых уже шла речь в главе второй, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране. Темп предъявления информации с экрана задается его создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определенными паузами.

Управление процессом восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, использованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, дикторским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ничего изменить не может.

Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи. Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся а с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях б с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным наблюдениям в с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие г с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями д с микро- и макрообъектами.

Напомним, что учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, состоящего из нескольких частей хрестоматии фрагментов и кинокольцовок видеофильмов. Требования к учебному фильму 1 четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности фильма 2 отсутствие многотемности 3 простое композиционное построение кадра с четким выделением главного 4 дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразительным, доступным, не подменяющим изображение 5 дикторский текст должен иметь паузы, для того чтобы не мешать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения 6 занимательность фильма, использование разнообразных способов и приемов съемки 7 показ изучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах 8 создание проблемной ситуации 9 включение в текст изложения вопросов, заданий, если необходимо, инструкций 10 короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты.

Дидактические функции учебного фильма на уроке источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное средство при контроле знаний.

Подавляющее большинство фильмов можно использовать в различных учебных ситуациях в зависимости от целей и содержания урока.

Так, видовые фильмы о временах года Весна , Зима , Осень , Лето на уроках природоведения сначала можно смотреть по частям признаки времени года, деятельность людей, а на обобщающем уроке - просмотреть целостно. Но это не значит, что структура и содержание фильма строго предопределяют его дидактические функции на уроке.

Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно применять для решения разнообразных дидактических задач. Широко используются фильмы для творческой работы на уроках русского языка. Если учитель ставит цель научить детей писать сочинения-описания, лучше обратиться к видовым фильмам.

Для развития логического мышления, способностей рассуждать и доказывать целесообразнее использовать документальные, исторические фильмы, фильмы-экскурсии. Для формирования умений давать характеристики героям видеосюжетов, оценку разворачивающимся на экране событиям рекомендуется просмотр короткометражных художественных сюжетно-ролевых фильмов. Перед использованием любого видеоматериала кино- или видеофильма учителю необходимо очень внимательно изучить в какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель воспитатель насколько удачен и целесообразен дикторский текст каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного.

Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра.

Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без комментария учителя.

Необходимо продумать время фильма в структуре занятия. При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на других учебных предметах, или в других классах, фрагменты фильма, которые можно предназначить для самостоятельного просмотра учащимися.

Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность. Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия является установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его. Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжительное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места.

Во время демонстрации надо воздерживаться от его комментария он целесообразен только в случае использования фильма без дикторского текста.

Но и этот комментарий должен быть предельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения. Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо - пояснить непонятные места фильма - обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить - подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными - теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание - связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.

Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного - два-три. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. С целью развития речи учащихся следует ставить вопросы, направленные на описание картин, особенностей ландшафтов, природных явлений и т.п. Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.

Если фильм используется как источник знания и содержит новые для учащихся сведения, то для его качественного запоминания необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала.

Далее учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма. Целевую установку можно дать в форме вопросов, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ на основе фильма. Например, к фрагменту В тундре Северной Америки можно предложить такие вопросы почему в тундре распространена вечная мерзлота, много болот и озер? Как растения и животные тундры приспосабливаются к условиям климата? Почему в тундре полоски леса встречаются только по берегам рек? Иногда внимание учащихся к содержанию фильма можно привлечь, рассмотрев с ними план фильма, отражающий в нем главное.

Пункты плана определенным образом ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, позволяют им отличить основное от второстепенного, выделить существенное, дают направление для восприятия. Эффективной формой мобилизации внимания учащихся, повышения их ответственности при просмотре фильма, активизации восприятия являются задания, которые перед его демонстрацией формулирует учитель.

Например, перед просмотром фильма по ботанике Строение стебля, передвижение веществ в растении учащимся предлагается особое внимание обратить на строение стебля, название его частей, а по окончании по памяти зарисовать в тетради стебель, движение веществ в нем и сделать соответствующие надписи к рисунку. Ученикам можно дать домашнее задание нарисовать иллюстрации к фильму и сделать к ним подписи. На занятиях по естественнонаучным и техническим дисциплинам по теме фильма они могут повторить несложный эксперимент, сделать простые модели или макеты, а на уроках русского языка и литературы подготовить пересказ по плану фильма, воспроизвести диалог действующих лиц, написать эссе, изложение, сочинение по мотивам увиденного.

Задания учащимся можно дополнить вопросами. Например, перед демонстрацией кинофрагмента по природоведению источник. Река получают задание изобразить в тетрадях схему образования источника и ответить на вопросы как образуется источник? Как образуется река? Чем горная река отличается от равнинной? Учебный кинофильм - эффективное средство обучения, оказывающее большое влияние на учащихся.

После его демонстрации ученики еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.

Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения учащимися заложенной в нем учебной информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного матери ала определяется также правильной работой после просмотра фильма После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы обобщения, Направить мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, закономерностей.

Чаше всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель не просто воспроизводит в памяти учащихся материал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической переработке анализу, сопоставлениям, раскрытию причинно-следственных связей и т. д. Бывает необходимо посмотреть фильм повторно на этом или следующем уроке. При вторичном показе учащиеся с помощью учителя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре.

Повторный показ фильма можно использовать в целях обобщения и контроля. Полезно использовать фильмы до выхода с детьми на экскурсию. Это поможет обратить их внимание на цель экскурсии. Снятый на видеокамеру ход экскурсии используется в послеэкскурсионной работе для более детального осмысления того, что на ней было увидено и услышано, для дополнения и расширения полученного материала, выявления уровня полученных знаний. Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты.

Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формулированию проблемы. 15 другом случае с помощью фрагмента сообщается опорный фактический материал, ведущий к появлению вопроса. Фрагмент может отражать историю возникновения проблемы в науке или жизни и пути се разрешения. Хорошо, когда он содержит факты, удивляющие учеников, вызывающие желание докопаться до истины. Следует заметить, что производство учебных фильмов сейчас организовано гораздо хуже, чем раньше, а многие из старых фильмов приходят в негодность.

Однако в помощь учителю все же выпущены видеофильмы, и вместе с учениками он сам может подготовить видеозаписи. Видеомагнитофоном пользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью или используя видеокамеру можно зафиксировать на пленку кинофрагменты или кинофильм, снять самостоятельный видеофильм, встречу с интересным человеком, оперативный репортаж о событиях, показать телепередачу, диакадры, изображение с кодотранспарантов, фонозаписи, карту, таблицы, схемы, любые объекты живой и неживой природы.

Подготовленный видеофильм учитель гложет продемонстрировать на уроке полностью или остановить просмотр, чтобы обратиться к ученикам, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с использованием видеозаписей сохраняется обратная связь между учителем и классом. Видеозаписи можно многократно повторять в классе для уточнения и обобщения знаний, формирования навыков доказательства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний.

Учащиеся могут многократно просмотреть их индивидуально для самоанализа, самокорректировки, перезаписи ответа, выступления, сообщения и др. Простота управления процессом самозаписи и воспроизведения позволяют организовать разнообразные виды самостоятельной работы учеников. Дидактические возможности применения видеозаписей многообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими СО, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто комментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока.

С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в классе проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательного задания. Учебная видеозапись полезна и на этапе обобщения учебного материала. Учитель может подготовить запись, фиксирующую основные моменты одной темы, группирующую материал по отдельным темам курса. Учащиеся просматривают запись с новых позиций, она становится предметом обсуждения, дополнения и критики.

Активное отношение учащихся к видеозаписи достигается не только за счет ее содержания, но и за счет своеобразия композиционного решения, монтажа материала. Два одинаковых фрагмента из разных постановок одного и того же спектакля направляют мысль школьника на сопоставления, сравнения. Показ незавершенного эксперимента вызовет необходимость самостоятельного продолжения работы, пропуск определенного этапа в изложении материала потребует восстановления пропущенного с помощью текста и т. л. Поскольку запись подготавливается учителем для класса, интересы которого ему известны, вопросы и задания закладываются в сценарий таким образом, чтобы активизировать мысль определенной группы учащихся, к которым можно обратиться с экрана непосредственно, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать объяснение или повторение учебной темы. Значительный эффект можно получить, применяя, на уроках с использованием видеозаписи специально подготовленный раздаточный материал в виде несложных заданий, выполняемых по указанию и инструктажу с экрана монитора.

На видеопленку можно записать ответы учащихся.

Разработка и съемка учебного фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызывает интерес всего класса, но и позволяет превратить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивидуальные потребности и интересы каждого воспитанника.

Видеозаписи раскрывают неограниченные возможности для творческой работы учителя или воспитателя. Видеозаписи чаще воспроизводятся на экране телевизора. Он попадает в роле восприятия целиком, и зритель видит все развертывающееся действие, но с четким выделением главного. На телеэкране эффектнее воспринимаются детали, поэтому при съемках видеофильма надо чаще использовать крупный план, подетальное изображение. Большая интимность и личностная обращенность к зрителю здесь достигаются тем, что говорящий, как правило, находится в самом кадре и как бы объясняет непосредственно смотрящему фильм.

На телеэкране хуже передается перспектива, теряется все масштабное, грандиозное.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Технические средства образования в детском саду

Наряду с устройствами, предназначенными для вычислений, развивались и механизмы для автоматической работы по заданной программе музыкальные… С середины 50-х годов начался бурный рост вычислительной техники.Степень… Содержание экранных пособий и методика их использования определяются дидактической целью того структурного элемента…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методика применения звуковых средств

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методика применения статичных экранных пособий
Методика применения статичных экранных пособий. Технические средства статической проекции можно использовать практически на всех этапах урока при проверке домашнего задания, актуализации опорных зн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги