Досуг как сфера коррекционной деятельности

Досуг как сфера коррекционной деятельности. Альтернативность, инвариантность современной социокультурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы, самостоятельности, творчества, самоутверждения человека, свободы его социального поведения.

Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленных неповторимостью, уникальностью, самобытностью индивида и определением новых духовных потребностей.

На протяжении последних лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят вопрос о необходимости формирования социально взвешенной, сбалансированной культурной среды жизнедеятельности человека. Противоречивые проблемы современного социокультурного состояния переводят в активную позицию человека в качестве основного ценностного регулятора сферы культуры, науки, просвещения, досуга. В настоящее время определяются новые тенденции развития культуры, опирающиеся на исторический отечественный и зарубежный опыт социокультурной жизнедеятельности, учитываются национально-этнические, региональные варианты социальных служб сферы культурно-досуговой деятельности [22;85]. Одной из основных задач социальной педагогики является активизация участия самого ребенка в реабилитационном процессе и обеспечения для этого необходимых условий.

Активизация заключается в формировании заинтересованности и активности в направленном самопроявлении ребенка. Большая роль в активизации ребенка в реабилитационной работе принадлежит организации досуга, индивидуальных и игровых игр. В воспитании ребенка с ограниченными возможностями игра выполняется средствами активизации, так как играя ребенок развивается в физическом, психическом и социальном направлениях. Игры, как средство реабилитации подразделяются на: 1. Игры, развивающие двигательные навыки: - мелкую моторику (лепка, конструкторы, рисование и др.); - крупную моторику (игры с мячом, спортивные игры). 2. Игры, развивающие умственные способности ребенка: – логические (головоломки, логические игры, шарады и пр.); – речевые (подражание звукам животных, предметов); – стимулирующие развитие слуха (занятие ритмикой, музыкальными игрушками, прослушивание музыки); – стимулирующие развитие зрения (рисование, аппликация и т.д.); – развивающие конструктивные навыки (занятия с конструктором, мозаикой и пр.). Учитывая психологию ребенка, педагогу в интересах мотивации его деятельности необходимо организовать игру с яркими, привлекательными игрушками.

В игровой деятельности следует постепенно усложнять сюжет и правила игры. Важно развить и закрепить каждый элемент совместных действий, удачного проявления подражания, любую попытку коммуникации со стороны ребенка.

Сами по себе игровые приемы, навыки и качества у ребенка не возникают, их надо целенаправленно формировать.

И это смогут сделать только мудрые, веселые остроумные взрослые (воспитатели, родители), которые становятся первыми и самыми лучшими партнерами по играм и максимально подготавливают ребенка к совместной игре с другими детьми.

Существуют различные подходы и классификации игр, в зависимости от основания. В частности, выделяют: - функциональные игры, выполняющие определенные функции: развивающие, обучающие, коррекционные и пр.; - дидактические игры, направленные на решение обучающих задач, стимулирующих познавательную деятельность; закрепляющие определенные умения и пр.; - специальные игры, имеющие определенное назначение: спортивные, познавательные, конструирование, досуговые.

Для включения детей в игровую деятельность необходимо учитывать психологические особенности их возраста. Они диктуют важность учета, какие использовать игры и игрушки в реабилитационной работе [2;16-18]. Если исходить из того, что реабилитация – это прежде всего воспитание, в процессе которого ребенок или подросток получает то, чего он был лишен в семье, то само воспитание, в его глубинной сути, представляется ничем иным, а в конечном счете – самоидентификация личности в культурном пространстве.

Арттерапия – методы реабилитации, в которых широко используются приемы художественной самодеятельности – рисунок, танец, музыка, поэзия, театральная игра, пение, риторика, направленные на преодоление или компенсацию дефекта [27;36]. Арттерапия – способ социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах.

Творческий опыт осознания себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решение, более успешно отстроить свою жизнь. [19;107]. 2.