рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Работа сделанна в 2007 году

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА - раздел Педагогика, - 2007 год - Формирование нравственной культуры старшеклассников Составляющие Духовной Культуры Человека. Динамика Социальных Преобразований В...

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА. Динамика социальных преобразований в обществе вызывает необходимость по-новому решать проблемы формирования духовной культуры старшеклассников.

Термины "духовная культура", "духовный мир личности", "духовные потребности", "духовные интересы" в настоящее время широко употребляются в литературе. Духовность – это соединение красоты, любви, долга и истины.

В таком контексте она приближает человека к гармонии. Личность нравственная, как правило, духовная. Духовность – это определяющая, главенствующая её сущность. В ряду потребностей человека духовность является наивысшей. Духовному началу люди отдавали предпочтение во все времена. Духовность – стремление человека жить по совести, это производная совести, её логическое проявление. Это понятие вне социального происхождения, образования и профессии. Быть духовно развитым означает быть способным каждый день жить по законам высокой требовательности.

Моральная культура учащихся характеризуется специфическими способами отношений к реальности, к личной деятельности, связанной с избирательным восприятием образцов поведения. Она имеет некоторые особенности: подразделение отношений и поступков на гуманные (благородные, возвышенные) и негуманные, нравственные ценности, принципы и нормы, эталоны поведения черпаются из практики общественных и межличностных отношений.

Нравственность выражается в моральности человека по мере регулирования отношений, поступков, она охватывает все стороны деятельности и духовной жизни человека, нравственные нормы и образцы побуждают школьника соотносить своё поведение с определёнными нравственными эталонами [2, с.57]. Неотъемлемым компонентом духовного богатства школьника является эстетическая культура. Она включает в себя развитие эстетических чувств и вкусов школьника, формирование эстетического сознания учащегося (способности осознавать красоту форм и гармонию красок, отличать истинную красоту от фальшивой), развитие художественных творческих способностей учащихся.

Рост эстетической культуры обогащает нравственный мир школьника, возвышая личностные качества. Эстетическая культура учащегося проявляется в системе отношений с окружающими людьми в различных условиях (домашних, в школе, в общественных местах). Полноценное духовное образование не возможно без этической культуры. Цель этического образования состоит в формировании морального сознания старшеклассника, обеспечении не только знания и понимания моральных принципов и норм, но и в достижении осознанности их усвоения, способности руководствоваться ими. Этическая культура влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений.

Она помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации. Моральное просвещение повышает культуру нравственного сознания и поведения.

Нравственная культура стимулирует моральную способность молодёжи к усвоению знаний, готовность обогащать и умножать духовные резервы личности. Расширяя и углубляя моральные знания и представления, молодёжь развивает интеллект, эрудицию, воображение, а это, в свою очередь, даёт возможность использовать полученные знания в поведении. Конкретная цель нравственного просвещения – формирование нравственно надёжной и зрелой личности, отличающейся культурой морального суждения, способной использовать моральные знания для анализа обстоятельств, оценки своего поведения и качеств, а также поведения других людей.

Научить молодёжь размышлять над морально-этическими проблемами, развить потребность в моральном удовлетворении означает привить навыки анализа мотивов своего поведения, предвидения возможных последствий поступков для окружающих, разграничения добра и зла. О том, как важно формирование духовной и нравственной культуры писал В.А. Сухомлинский, считавший, что самое страшное для человека – это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды.

Этически ориентированное сознание проявляется в уважении к другим людям, признании их человеческого достоинства и потребности быть признанным ими, в стремлении к последовательности своей линии поведения в процессе воплощения добрых намерений в соответствующие поступки [6, с.98]. Физическая культура способствует развитию духовных сил учащихся, помогает познать радость жизни, содействует творческой активности.

Красота телосложения, движений, отличная осанка вызывают эстетическое наслаждение. Физическое совершенство органически дополняет духовное богатство и моральную чистоту старшеклассников. Способствуя нравственному, эстетическому, умственному развитию личности, физическая культура и спорт не могут быть заменены или компенсированы иными средствами духовного воздействия. Творчество в спорте – это напряжённый, радостный, одухотворённый труд, который предстаёт как выявление духовных, моральных, физических сил. Реализация школьником своих возможностей, его самоутверждение, как правило, сочетаются с подъёмом душевных сил, духовным обогащением.

Спорт и искусство часто дополняют друг друга в своём эстетическом воздействии на личность. Существует тесная взаимосвязь спорта с музыкой и хореографией. Они обогащают физическую культуру, развивают чувство ритма и темпа, обладают сильным эмоциональным воздействием, оригинальной художественной образностью, богатой чувствами, настроением [2 с.59]. Без здоровой природы нет физически и нравственно здорового человека.

Поэтому вопросы экологической культуры в последнее время во всём мире вызывают глубокий интерес. Природа – это объект, средство и суть нашей деятельности и в жизни человека и общества имеет универсальное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное.

Чтобы не утратить свои высокие интеллектуальные и нравственные качества, сохранить себя как носителя культуры, личность творческую, человек должен добиваться не господства, а гармонии и сотрудничества с природой. Важно также осуществить реабилитацию, восстановление и реконструкцию естественной окружающей среды в объёме, необходимом для удовлетворения интересов человека и возможностей науки и технологии. Потребность познания природы – одна из высших духовных потребностей.

Развитие экологической культуры определяется уровнем отношения учащихся к природе. Обладая экологической культурой, они осознают общие закономерности развития природы и общества, понимают историю общества как следствие истории природы, первооснову своего становления и существования. Культура труда также способствует развитию духовной культуры старшеклассников. В процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но также изменяется сам человек, развивается его сознание.

В процессе труда люди вступают в определённые взаимоотношения друг с другом и со средствами производства. Конечный результат любого вида труда человека всегда осмыслен. Для его осуществления необходимы знания, умения, воля, внимание, инициатива, смекалка, дисциплина. В этом смысле труд необходим для развития лучших качеств психики человека. Отношение людей к труду закрепляется в сознании в виде нравственных норм. Отношение к труду как к творчеству становится характерным, проявляясь как в сфере материального, так и духовного производства.

В результате формируется тип творческого человека не только по своим жизненным целям, но и по образу действий, специфике подхода к жизни. Творческий труд всегда увлекает людей, захватывает целиком, становиться неотъемлемой частью их жизни, стремлений. В формировании нравственного облика старшеклассников важная роль принадлежит привычкам. Привычки являются индивидуальной принадлежностью личности. Наличие полезных привычек дисциплинирует волю и самообладание, даёт внутреннюю собранность и целеустремлённость.

Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед своей страной. Долг перед родителями, перед коллективом, перед высшими нравственными принципами. Верность долгу возвышает человека. С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг [8, с.140]. Основополагающими нравственными качествами являются также честь и личное достоинство.

Они отражают один из важнейших видов моральных отношений человека – его отношение к самому себе как социально значимому существу. По мнению А.И. Кочетова, в них проявляется знание себя и отношение к себе, преломленные через отношение к себе со стороны других людей. Базисный характер чести и достоинства личности определяется тем, что вместе с такими понятиями, как патриотизм, трудолюбие, гуманизм и коллективизм, они отражают сущность ведущих моральных отношений, существующих в обществе.

Закрепившиеся основные моральные отношения человека проявляются в наличии у него определённых нравственных принципов и соответствующих им личностных качеств, между которыми существует взаимосвязь. Наличие базисных нравственных качеств чрезвычайно важно для каждого человека, поэтому их формированию у старшеклассников следует уделять первостепенное значение [3, с.64]. Наиболее существенными составными элементами чести и личного достоинства являются честность, самолюбие, самоуважение, скромность, гордость и так далее.

Честь и достоинство находятся как бы на вершине всей системы личностных качеств, как бы венчают весь процесс нравственного воспитания учащихся и являются его итоговым критерием. В этом смысле честь и достоинство – результат воспитания у старшеклассников патриотизма и культуры межнациональных отношений, гуманизма и трудолюбия, дисциплинированности и культуры поведения, а также успешной учебной, трудовой, спортивной деятельности и других социально значимых её видов.

К основным смысловым характеристикам чести следует отнести: наличие у человека положительной репутации, уважение к человеку со стороны других людей, внутреннее переживание необходимости усилить свою социальную значимость. Обладать достоинством – значит иметь нечто ценное, полезное и необходимое для себя и других людей. Достоинствами человека считаются его здоровье, сила, разумный образ жизни, образованность, трудолюбие, честность, правдивость и другие положительные качества.

Достоинство предполагает осознание человеком своей социальной значимости и выступает как проявление его морального самосознания. Важнейшими показателями воспитанности у старшеклассников чести и достоинства являются: положительная нравственная репутация в кругу сверстников, учителей и родителей, а также адекватное ей чувство самоуважения; высокий уровень осмысления школьниками сущности анализируемых качеств и их моральных проявлений в сознании и поведении человека; наличие устоявшейся нравственной потребности и внутреннего стремления вести себя в соответствии с требованиями чести и достоинства, постоянно проявляющихся в повседневной жизни и в критических ситуациях, требующих морального выбора [3, с.74]. Для повышения эффективности процесса формирования чести и достоинства растущего человека важно не только ориентироваться на ведущие критерии этих нравственных качеств, но и учитывать основные факторы их развития у учащихся.

Важнейшие функции в укреплении чести и достоинства человека призвано выполнять государство.

На формирование чести и достоинства влияют типичные этнические черты, место жительства, среда (семья, школа, окружение), пол, психофизиологические особенности. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Формирование нравственной культуры старшеклассников

Воспитание подрастающих поколений всегда являлось важнейшей из общественных задач, но эта вечная проблема особенно остро встаёт в переходные периоды… Главная особенность современной социально-педагогической ситуации заключается… В этой работе будут рассмотрены проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников, факторы, влияющие на…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

НРАВСТВЕННОСТЬ И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
НРАВСТВЕННОСТЬ И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ. Долгие годы социализация личности не обострялась проблемой поколений. Каждый представитель нового поколения должен был приобщаться к тем ценностям, идеалам, знан

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сегодняшнее общество на фоне общих кризисных явлений переживает, в том числе, и духовный кризис. В последние годы наблюдается заметное понижение

САМОВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
САМОВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ. Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности, преодолеть пр

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. Батурина Г.И Лисова К.Л Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М 2002. – 56 с. 2. Воспитание в современных условиях. /Под ред. О.П.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги