рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формирование коммуникативной компетентности у студентов

Работа сделанна в 2007 году

Формирование коммуникативной компетентности у студентов - Конспект, раздел Педагогика, - 2007 год - Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога Формирование Коммуникативной Компетентности У Студентов. Актуальным Стал Вопр...

Формирование коммуникативной компетентности у студентов. Актуальным стал вопрос коммуникативной компетентности специалиста, способствующий успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, но самое главное - это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности. Поэтому задачей образовательного процесса является формирование коммуникативной компетентности как части профессиональной подготовки специалиста.

В последнее время все более пристальное внимание ученых стала привлекать проблема взаимоотношений специалистов в профессиональной деятельности, а также взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Исследования показывают, что около 70 различных решений, в том числе и управленческих, принимаются в устной форме, в процессе делового взаимодействия, эффективной коммуникации.

Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, в частности учебной, в случае образовательного процесса. Обновление системы образования связывают с идеями гуманизации. Это влечет за собой изменение моделей обучения, упор делается на личностно-ориентированную модель, которая традиционные формы взаимодействия обучаемого и обучающегося переводит на субъект - субъектную основу. И.С. Якиманская считает субъектный опыт основанием для формирования траектории индивидуального развития, определяет функции, содержание и источники субъектного опыта.

Субъектный опыт определяют предметы, представления, понятия, операции, приемы, правила выполнения действий, эмоциональные коды личностные смыслы, установки, стереотипы, что особо значимо для установления эффективных коммуникаций. Субъект - субъектные отношения в педагогическом училища имеют особенности по сравнению с субъект - субъектными отношениями в школе. Этими особенностями являются содержательные характеристики субъектов разновозрастной состав студентов, единые целевые установки получение профессии, наличие социального опыта, опыт коммуникативной деятельности, содержание коммуникативного, материала, предназначенного для усвоения в процессе взаимодействия, коммуникативная компетентность как компонент профессиональных знаний.

Прежде чем рассматривать способы формирования коммуникативной деятельности субъектов образовательного процесса, необходимо сформулировать, что же включает в себя такие понятия, как коммуникация, коммуникативные способности, коммуникативные умения, коммуникативная компетентность, и как они отражаются в образовательном процессе.

Анализ литературы позволил определить следующие подходы к формулированию коммуникаций - сообщение, общение - общение, специфическая форма взаимодействия моделей в процессах их познавательно-трудовой деятельности - процесс обмена информацией - смысловой аспект социального взаимодействие. Таким образом, коммуникация представляет собой самостоятельную часть процесса общения и специфическую форму взаимодействия субъектов.

В педагогическом процессе коммуникация выступает как полифункциональное условие общения и выполняет ряд функций информационную, мотивационную, социальную, регулятивную, развивающую, воспитательную и конфликтологическую. В социально-психологическом смысле коммуникация - это процесс передачи информации от респондента к реципиенту. Для полноты коммуникации важно знать эффект - изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения.

Выделяют различные варианты коммуникаций. Наиболее распространяемым является подход, учитывающий три типа результатов а изменение в знаниях б изменение установок в изменение поведения получателя Эффективность коммуникации установлена а природой источника информации б особенностями форм общения и содержания самих сообщений в обстановкой, в которой люди получают информацию. В исследованиях выделяют различные виды коммуникаций педагогическая, деловая, массовая, межличностная, субъектная и т.д. В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, при которой педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор ее поиска.

Коммуникация предполагает обмен различного рода информацией, знаниями, навыками и умениями в ходе взаимодействия людей. Тем не менее, зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда в процессе речевого взаимодействия обмена информацией не происходит.

Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции участников общения, которая рассматривается современными исследователями коммуникативного подхода К.Морроу, Е.И. Пассов и др. в качестве главной цели обучения. В соответствии с коммуникативным подходом обучения должно учитывать особенности речевой коммуникации, а в основе процесса обучения должна лежать модель реального общения. Такое понимание коммуникативного подхода позволило выделить его основные принципы - речевая направленность процесса обучения - ориентация не только на содержание, но и на форму высказывания - использование подлинно коммуникативных заданий - использование аутогенных материалов - использование личностно-ориентационного подхода к обучению, что включает в себя учет потребностей студентов при планировании и организации урока, опору на индивидуальные когнитивные стили и учебные стратегии обучаемых, перераспределении ролей педагога и студента в учебном процессе, использование личного опыта и их самостоятельности в решении учебных задач.

Перечисленные принципы коммуникативного подхода реализуются в системе приемов, отбор и организация которых определяют эффективность процесса обучения.

Приведем описание некоторых групп обучающих приемов и типов упражнений. 1.Приемы драматизации или игрового моделирования - ролевые игры, воображаемые ситуации, сценарии, обучающие игры. 2.Приемы вопросно-ответной работы - дискуссия, интервью, верные - неверные утверждения. 3.Приемы стимулирования речемыслительной деятельности - вопросно-ответная работа, решение проблемных задач, направляемая и свободная дискуссия.

Эти приемы и виды упражнений эффективны при использовании типов взаимодействия, адекватных условиям реальной коммуникации - групповой и парной работы, когда студенты осуществляют совместную деятельность для решения поставленной задачи. Педагогическое общение - важнейшее средство педагогической коммуникации общения.

В педагогическом общении большое значение имеет тон речи и ее громкость, темп и выразительная насыщенность. По данным некоторых специалистов по речевому общению, в процессе коммуникации до 40 информации передается именно интонацией. При общении педагога со студентами воздействие интонации еще более усиливается. Громкость голоса - общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе. Обычно громко говорят люди, которые желают быть уверены, то окружающие обязательно услышат их слова и примут к сведению.

Характерно, что большинство педагогов отмечают склонность к повышенной громкости речи даже в будничной обстановке. Малая громкость голоса свидетельствует о том, что это человек сдержанный, скромный, вероятно хорошо воспитанный. Тихий голос может быть твердым, даже жестким. Сильные и внезапные колебания громкости голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности. Хорошие педагоги знают, что речь, произнесенная в одном тоне не может увлечь слушателей.

Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный аспект. Но самое важное в речи - это произнесенные слова. Умение построить развернутое высказывание - показатель довольно высокого интеллекта. Общение занимает ведущее место в педагогической деятельности, поэтому необходимо формировать у студентов навыки педагогического взаимодействия с учащимися и их родителями. Получатель в педагогическом процессе всегда обучаемый, задача которого не только принять сообщение, но и усвоить его, превратить в знания, что совсем не обязательно при других видах коммуникации, ибо характер обратной связи у них иной. Важную роль в профессиональной деятельности, особенно в педагогическом искусстве, играют коммуникативные способности, они являются одним из факторов эффективности коммуникации.

Коммуникативные способности, по мнению В.Д. Шадрикова, выступают как свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладение ею, т.е. индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей необходимо совершенствовать через формирование коммуникативных умений, лежащих в основе профессиональной деятельности. Стихийное формирование коммуникативных умений приводит нередко к авторитарному стилю поведения, возникновению частных конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между педагогом и обучаемыми, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании, а нередко и к асоциальному поведению обучаемых.

Содержание понятий коммуникативные умения отражено на схеме 1. Схема 1. Определения коммуникативных умений Анализ исследований этой проблемы определяет рассмотрение коммуникативных умений в контексте других умений. Подходы к понятию коммуникативные умения представлены в табл. 1. Развитие коммуникативных умений приводит к развитию коммуникативной компетентности, под которой понимается совокупность знаний, умений и навыков, включающих - функции общения и особенности коммуникативного процесса - виды общения и его основные характеристики - средства общения вербальные и невербальные - репрезентативные системы и ключи доступа к ним - виды слушания и техники его использования - обратную связь - вопросы и ответы - формы и методы делового взаимодействия, технологии и приемы влияния на людей.

Таблица 1. Подходы к определению коммуникативных умений Авторы Характеристика коммуникативных умений Н.М.Яковлеа, Е.Е.Боровикова Гностические, конструктивно-проектировочные, организаторские, специальные - адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, субъектами общения.

А.Н. Ксенофонтов Речевые умения, умение регулировать отношения, умение сочетать требовательность с уважением, умение объективно оценивать - способ выражения идей, мыслей, чувств, переживаний, отношений, способ воздействия на других и их преобразование.

В.А. Кан-Калик Умение общаться на людях, умение через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность, умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении и т.п. А.Н. Леонтьев Владение социальной перцепцией или чтением по лицу умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам умение, подавать себя в общении с учащимися умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися умение организовывать сотрудничество в процессе общения А.В. Мудрик Умение трансформировать известные школьнику знания и навыки, варианты, решения, приемы общения в соответствии со спецификой новой ситуации умение находить решения в коммуникативной ситуации с помощью уже известных идей, знаний, навыков, приемов умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной ситуации и т.д. P. Dickson Индивидуальные, социальные, межличностные -предприимчивость, организация самообразования умение общаться, применение цифровой и информационной технологии.

Развитие коммуникативной компетентности - поэтапный процесс.

Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат - сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня. На коммуникативно-диагностическом этапе предполагается диагностика реального уровня развития необходимых умений, достижения внутренней мотивации для понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении.

Коммуникативно-деятельностный этап предполагает контролируемые изменения коммуникативных способностей студентов. Формирование коммуникативных умений может осуществляться педагогом, как в группе, так и индивидуально. В группе можно выделить три круга проблем -теоретические проблемы общения в педагогическом процессе структура общения, барьеры общения личностные, социально-психологические, социальные, закономерности внутригруппового взаимодействия - конкретные способы поведения в трудных ситуациях взаимодействия конфликтные ситуации, преодоление критики, выступления на публике, контакты с незнакомыми людьми, необходимость иметь дело с враждебными людьми, контакты с людьми, наделенными властью, и т.д. -самопознание своей личности в процессе общения как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т.д Студентам было предложено высказаться по социально-психологической среде в училище, отражающей следующие стороны - комфортность коммуникационной среды общение с одногруппниками, преподавателями, администрацией - гарантия справедливого и уважительного отношения со стороны преподавателей.

Ответы студентов позволяют охарактеризовать среду обучения, коммуникативную среду как в целом комфортную. 82 согласны, что им всегда приятно общаться со сверстниками, 93 отмечают уважительное отношение к себе со стороны преподавателей.

На завершающем этапе проводится контроль достигнутых результатов.

Предложенная структурная, модель процесса развития коммуникативной компетентности предполагает формирование коммуникативных умений студентов на сознательном и бессознательном уровнях личности. В первом случае на основе научных знаний о явлениях педагогического общения происходит контролируемый процесс изменения коммуникативных способностей, во втором - изменения достигаются с помощью бессознательных механизмов психики, таких, как эмпатия, идентификация и др. Общение между людьми происходит не только словами.

Точнее, даже не только словесно, сколько при помощи невербальной информации, преподаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это существенно дополнит, обогатит содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнеся красивые фразы.

Невербальная коммуникация - мощное средство общения. Владеть им полезно любому человеку. Учителю же это просто необходимо. Подсчитано, что словесно человек получает лишь 8 информации. Остальное приходится на невербальную. Язык мимики, жеста и взгляда, модуляций голоса использовался человеком еще с тех времен, когда он, не обремененный научными познаниями, постигал все интуитивно.

И, как всякий атавизм, невербалика оказывает сильнейшее воздействие на наше общение. Кстати, именно поэтому в русском языке так много фразеологизмов, свидетельствующих о невербальном общении строить глазки, ходить фертом, прятать глаза, повесить голову По мимике и жестам читают и состояние человека. Педагог должен помнить общение начинается задолго до первого произнесенного слова. Еще только открыв дверь, учитель обнаруживает отношение учащихся к себе. Насколько правильно организована сама аудитория знакома ли она, где располагается место педагога, проветрено ли помещение - все это важные экстралингвистические факторы речи. Но вот мы вошли в класс и Улыбнулись? Нахмурились? Сильно хлопнули дверью? Оглядели всех или сфокусировали взгляд на одном? В любом случае общение уже началось, нас читают. Если учитель находится сзади стола или кафедры, сжимает руки замком, опускает глаза - значит, он боится аудитории, не желает с ней общаться, чего-то стесняется. И класс это заметит.

Если можно попытаться использовать слова, чтобы скрыть свои мысли, то с мимикой и жестом такое не проходит они обманывать не умеют.

Как вести себя во время урока, чтобы привлечь к себе как можно более пристальное внимание? Как вести диалог, чтобы вызвать в ответ только положительную реакцию? И как научиться понимать невербальный язык собеседника? Некоторые учителя подтверждают, что видят своих ребят насквозь.

И действительно предсказывают их поступки. Как это происходит? Одно из объяснений заключается в невербальном взаимодействии. Если буквально отзеркалить человека, незаметно принять его позу, а своему лицу придать его выражение, вы сможете ощутить то, что чувствует ваш собеседник в данный момент. Да и он, в свою очередь, незаметно для себя проникнется к вам симпатией, примет ваши мысли, они покажутся ему его собственными. Отождествление себя с собеседником или с ролью дистантное мышление, попытки посмотреть на мир другими глазами приводят к значительными расширению перцептивной сферы, возможностей воспринять внешние сигналы.

Чтобы понять другого, необходимо на некоторое время представить себя им, предвосхитить его поступок, начиная с элементарной речевой реакции. Так, на занятиях по педагогике по предложению учителя студенты создают импровизированные воспоминания героя, его письма, дневники, как сделал бы это он сам. И случается чудо духовное проникновение в образ оказывается реальностью.

Авторы методики НЛП подчеркивают Вы всегда будете получать ответы на ваши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет замечать эти ответы. И словесная или осознанная часть ответа редко будет иметь значение. Невербальное оказывается зачастую сигналом более глубоких интуитивных переживаний, чем собственное слово. А привлекая отзеркаливающий жест и мимику, можно регулировать бессознательную сферу собеседника. Для учителя это тем более важно, поскольку таким образом не только ученик становится ему ближе и понятнее, но и сам учитель оказывается для ребят исключительно значимой и важной инстанцией.

Больше того, этот прием - перевоплощение или, точнее, воплощение в образ другого человека принятием его позы - помогает изменить собственное настроение, улучшить самоощущение. Если позволить ребятам свободно разместиться в классе, на разных уроках они сядут по-разному. О чем это говорит? Прежде всего - об отношении к предмету, о стремлении к диалогу или желании его избежать, нацеленности на лидирование или на самоуглубление, даже о степени готовности к уроку.

И сам учитель занимает различные позиции диалогической готовности в одном классе он торопливо подходит к столу, стремясь скрыться за ним, а в другом - останавливается перед аудиторией. Посмотрим на учительницу, объясняющую тему и одновременно записывающую материал на доске. Он напряженно смотрит на доску и лишь затем оборачивается к классу, чтобы сделать очередное замечание.

Чем занимается класс? Развлекается интересными беседами и беспомощностью наставницы. Та забыла о простой вещи ни с кем и никогда не разговаривают к нему спиной! Класс, возможно, не знает законов невербального общения, но законы эти находятся в сфере подсознательного, их применение доступно и очевидно для каждого. У каждого педагога в зависимости от его многочисленных личностных качеств - темперамента, возраста, характера, степени конформизма - существует индивидуальная ситуация речевого комфорта, учитывающая ритмико-интонационные, тембровые, динамические, дикционные характеристики речи. Она может модифицироваться, в том числе в ходе работы по совершенствованию этих параметров, однако именно она определяет для каждого учителя его манеру вести урок. Экстралингвистические ошибки, явно препятствующие общению - это хмурое лицо педагога, входящего в класс, однонаправленность его взгляда и речи, отсутствие зрительного контакта с каждым, размещение его взгляда и речи по отношению к ученику на расстоянии, исключающем продуктивное деловое общение.

Педагог, прячущий взгляд, баррикадирующийся столом на протяжении всего урока, разворачивающийся спиной к классу поза уходящего, также не будет воспринимать его речь войдет в противоречие к экстралингвистикой, прямо свидетельствует о нежелании общаться с учащимися.

Почему мы не используем перемену, чтобы подготовить необходимую информацию на доске, не стоим вполоборота к классу, когда необходимость работать с доской все же возникает? Ведь зачастую наше лицо, жест, тон голоса говорят больше, чем язык текст изложения, записанный на диктофон, воспроизводится гораздо менее точно, чем тот же текст, прочитанный учителем в классе! Вежливая улыбка при рассказе о страшных или неприятных вещах становится издевательски-злорадной, а сатирическую историю нельзя рассказать с озабоченным видом.

Мы это знаем, но нередко забываем. Поэтому будем следить за тем, чтобы наше речевое и невербальное поведение соответствовало друг другу.

Коммуникативная компетентность студентов, достигнутая в процессе формирования коммуникативных навыков, предполагает решение задач на различных уровнях педагогического общения микроуровне - простейший акт общения субъект - субъект мезоуровне - общение, ограниченное рамками определенной темы или группы макроуровне - общение с другими субъектами в системе сложившихся в социуме норм, традиций и устоев. Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем современного общества, и в частности сферы образования и воспитания, является проблема профессиональной компетентности, в том числе коммуникативной, которая находит свое выражение в умениях передать информацию разными речевыми средствами понять состояние собеседника в искусстве воздействия на партнера по общению в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Анализ деятельности свидетельствует о необходимости специальной целенаправленной подготовки субъектов в плане коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.

Определение компетентности студентов - одна из важнейших задач обучения и воспитания, решение которой способствует становлению базовых компетентностей человека. С целью изучения навыков культуры общения со взрослыми, сверстниками было проведено исследование. Материал работы составляют данные анкетирования студентов 1,2,3 курсов Кунгурского педагогического училища. Следует отметить, что анкетирование, как метод получения необходимой информации достаточно широко распространен.

В анкетах предполагалось самостоятельно подобрать соответствующую форму обращения к собеседнику ситуации просьба родителю, преподавателю, другу, однокурснику. Одновременно проводилось наблюдение за речевым поведением студентов. Анализ анкетных данных обнаруживает, что у студентов 1 курсов не наблюдается большого разнообразия в выборе формул речевой ситуации. Приоритетным является слово пожалуйста, далее пожалуйста глагол в повелительном наклонении.

Дважды встречается скрытая форма не дашь ли мне. У студентов 2-3 курсов слово пожалуйста также является самым частным, далее следует слово одолжите мне, помогите мне. Значительно расширяют перечень такие формулы, как будьте любезны, извините, а вы не могли бы Наблюдения показывают, сто студенты чаще используют вежливые слова, адресуя просьбу взрослому, чем при общении со сверстниками. При этом чаще являются такие формулы как дайте пожалуйста, пожалуйста помогите мне. А к сверстникам иное обращение - быстро дай - кому сказала, принеси - умоляю, сделай. Таким образом, анализ речевого поведения дает возможность определить уровень сформированности речевой компетентности и прогнозировать тенденции ее развития.

Анализ полученного материала позволяет проследить динамику компетенции будущих учителей - меняется этический характер отношений между коммуникантами - расширяется круг адресатов - меняется характер просьб и их приоритетность - увеличивается количество формул речевого этикета просьбы. Это свидетельствует об осознании студентами своей социальной роли и ролевой позиции при обращении со взрослыми и сверстниками.

Процесс развития коммуникативной компетентности нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения коммуникация - коммуникативные способности - коммуникативные умения - коммуникативная компетентность. Формирование коммуникативной компетентности - процесс поэтапный. Обучение и воспитание способствует развитию коммуникативных способностей, формированию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов.

Коммуникативная деятельность - целенаправленный процесс. Субъект - субъективные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации. 1.4.Формирование этнокультурной компетентности В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнических смешенных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия.

Все это обуславливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека.

Однако полиэтническую среду не следует рассматривать как плавильный котел, в котором все этносы переплавляются в один. Человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам. Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность.

В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам 2, 52 . Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью.

Здесь проживает более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Пермском крае сейчас живут представители более 100 этносов, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе.

Она не исключает антитезис мой - другой, свой - чужой, но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает, прежде всего, как импульс к ее изучению, осмыслению, пониманию. Иными словами, быть этнокультурно компетентным - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность.

Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой.

В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение изначально в родную для него, а затем и иные культуры.

При этом, вначале должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу. В рамках деятельности студенческого научного общества по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний студентов педучилища, были отобраны студенты, отличающиеся по этническому и возрастному 16-17 лет признакам.

Из них - русские - 27, татары - 6, башкиры - 4, удмурты - 3. Один из пунктов опросника предлагал высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам 12 студентов считают такие различия нормальным явлением 9 опрашиваемым нравится, что все люди разные 4 - это явление не раздражает 6 респондентов указали, что это никак их не затрагивает. В то же время 8 отметили, что этнокультурные различия их раздражают.

Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. Некоторые не знают, как воспринимать культурные различия, что также может стать причиной для возникновения неприятия других. В связи с этим детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразие может сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее. В целом образование должно донести до сознания учащихся тот факт, что этнокультурное многоцветие было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни.

Н.Н. Миклухо-Маклай утверждал, что различия между народами вызваны природными и социальными особенностями их жизни. Части света с их разными условиями не могут быть заселены одной разновидностью людей, поэтому существование различных рас, народов совершенно оправдано законами природы 14,423-424 . Одна из задач образования - воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.

Этнокультурная компетентность предполагает готовность к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие студентов в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устремленностью на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установкой на активную и целесообразную деятельность 2, 337-338 . Этнокультурная компетентность как объективно-субъектное явление включает в себя готовность изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов.

Из 40 участников исследования 36 репондентов отметили, что им интересны культуры других народов и 28 хотели бы узнать больше о них 11 не интересуются этой проблемой 22удовлетворены своими познаниями 18 человек не смогли определиться соответственно в своих интересах и желаниях.

Следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное специфичное. Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения если таковые есть. И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями другого народа, не унижая их и уважая их точку зрения.

Как показали исследования, студенты в основном эмоционально, а не рационально реагируют на конфликт. Так, 16 опрашиваемых отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же 11 заявили, что постараются уйти от конфликта 6 - попытаются договориться 4 - будут искать компромисс и 3 - сделают вид, что ничего не произошло.

Чтобы познать другую культуру, приобщить к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. П.П. Блонский указывал, то путь к общественной культуре лежит через национальное воспитание 21,63 . Попытались выяснить, как студенты относятся к культуре своего народа и насколько глубоко они ее знают. 12 человек считают, что знают ее хорошо 18 - знают частично 8 - плохо и 2 - не знают совсем.

На вопрос Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа? 6 студентов ответили - всегда 21 - иногда 8 - очень редко и 5 - не соблюдают.

При этом 28 опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа 6 заявили, что их это не интересует, и 6 не желают этого делать. Думается, это глубоко симптоматично, и ученым, органам управления образованием, педагогам в своей работе необходимо учитывать факт хождения таких суждений среди учащихся. Как указывают некоторые исследования, положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам. В нашем исследовании на вопрос Какие чувства у вас вызывает принадлежность к своему народу? 16 студентов отметили - гордость 14 - спокойную уверенность 3 - никаких чувств 3 - обиду 4 - ущемленность, униженность, остальные указали разные положительные эмоции.

Отрадно уже то, что подавляющее большинство опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему народу. Вместе с тем некоторые цифры свидетельствуют не только об общем социально-политическом неблагополучии в стране, но и о необходимости усиления самых различных аспектов воспитательной работе. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.

Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия воспитанника и взрослого, воспитанников между собой и коллективных взаимоотношений. Концепции содержания национального образования определены в Концепции модернизации российского образования - развитие личности ребенка на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в общероссийском социально-культурном контексте - создание условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее будущей деятельности - формирование гражданских чувств, воспитание любви к Родине и семье, уважительное отношение к духовному наследию, воспитание патриотов России.

Этнокультурный компонент в образовании - это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей студентов, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество.

Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов, теории и практики образования позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального этнокультурного компонента в содержание общего образования межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую. Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам.

Вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона, России и стран мирового сообщества рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным дисциплинам и темам. Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем модулей, которые отражают этнокультурное своеобразие региона, России, других народов и стран.

Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнических культур в том числе своей, языков в том числе родного, истории, географии, искусства региона, России, других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебных предметах. Народоведение , Основы русской словесности , Мировая художественная культура и др. Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории или краеведения, русской и родной литературы, биологии и экологии и т.д. например, интегрированные курсы Человек и природа , Человек и искусство. Дополняющая модель предполагает изучение национально-регионального этнокультурного компонентов в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий.

Так, в педагогическом училище имеются хореографические, музыкальные, хоровые студии, кружки с направленностью проводятся краеведческие, этнографические выставки, экскурсии.

Все эти кружки, студии, объединения позволяют приобщить студентов к сфере духовно-практической деятельности разных народов. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть и творить прекрасное. Приобщение к этнокультуре осуществляется через овладение инструментарием ее познания языком ее художественных форм, проникновением в ценностно-смысловое содержание символов этнокультуры. Особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, своем населенном пункте, микрорайоне образовательного учреждения.

Исследовательские проекты представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание проникнуть в другую культуру.

Исследования могут быть теоретическими и эмпирическими. Первые предполагают изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках в архивных документах, записках путешественников, фольклорных произведениях и др Вторые построены на наблюдениях, экспериментах и практической деятельности и предполагают работу с информаторами, т.е. непосредственное общение с этнофорами, исследование этнографических объектов, подлинных предметов народного быта, их воспроизведение копии, слепки, муляжи, макеты, модели и др реконструкцию, участие в историко-этнографических экспедициях и пр. Приведем названия тем некоторых исследовательских проектов студентов, выполненных на базе педучилища Национальные украшения татарского народа , Общее и особенное в играх разных народов , Традиции и обряды славян, связанные со строительством жилья и др. Студенты постепенно в практике реального общения открывают для себя сходства и различия с другими людьми.

Поэтому наша цель - не только ознакомить их с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

Наиболее оптимальными формами работы в этом направлении являются дискуссии, диспуты, дебаты по той или иной проблеме полиэтнического общества. Участие студентов и преподавателей в традиционных Грибушинских чтениях по проблемам школьного краеведения, историко-культурному наследию в контексте учебно-воспитательного процесса.

Краеведческие Грибушинские чтения проходят с 1998 года. Конференция носит имя Михаила Ивановича Грибушина 1832-1889 , почетного гражданина города Кунгура, купца первой гильдии, общественного деятеля и благотворителя. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному. Многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому и настоящему нашего народа. Как живут люди Пермского края? Как работают и отдыхают? Что их радует и тревожит? Какие они соблюдают традиции и обычаи? Чем украшают свой быт? Ответить на эти и последующие вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Песни, танцы, сказки, обряды - это не только элементы народной культуры, но и первые средства воспитания. Необходимость их изучения и использования на уроках весома. Народная культура является значимым элементом воспитания молодежи. Считаем необходимым донести до студентов тот факт, что они являются носителями народной культуры. Поэтому проводим уроки - фестивали национальной культуры Дружба народов Пермского края, урок - Культура татарского народа , Традиции народной игры. Издано методическое пособие Духовность - ключ к воспитанию человека будущего. Знания, умения, полученные на занятиях в татаро-башкирском центре студенты применяют на уроках и внеклассных занятиях.

Приведем примеры из работы со студентами. Игра Спорные утверждения Цель дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему межэтнических отношений, повысить свой уровень информированности.

Материалы 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений Совершенно согласен , Согласен, но с оговорками , Совершенно не согласен , Не знаю не уверен. Листы с утверждениями прикреплены по четырем сторонам помещения. Ход. Ведущий представляет несколько спорных утверждений по заданной проблеме, участники должны встать у тех листков, на которых отражена их точка зрения, и объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут поменять листы утверждениями, более подходящими для них теперь.

Примерные спорные утверждения Не нужно показывать различия между народами и их представителями, так как это разобщает людей. Нужно, чтобы в классе школе учились дети одной национальности. Проблема этнических напряжений конфликтов раздувается СМИ, а на самом деле она не так глобальна. Возрождение и поддержание народных традиций сдерживает продвижение общества вперед к более прогрессивному развитию.

Нужно говорить об общей российской культуре и стремиться ее развивать, а не поддерживать национальные. Глобалисты лишают народы своей уникальности и неповторимости. Нужно запретить межэтнические браки, так как это несет угрозу генетическому фонду нации. Люди никогда не будут жить в мире и согласии. Обсуждение. Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами? Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно когда вы оказывались в меньшинстве? Легко ли было изменить свою точку зрения? Дискуссия по теме Понятие национальная принадлежность - необходимо ли оно в современном мире Цель выявить представления о понятии национальная принадлежность и необходимости его в современном мире. Вопросы - Насколько важно это понятие для современного человека? Может быть, нужно от него отказаться Для кого из них это чувство будет более значимым и почему Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом и насколько она прочна в реальной жизни Всегда ли верны национальные стереотипы Кто должен определять национальную принадлежность и что вы думаете о смешанных семьях? Мозговой штурм Ассоциативная сеть Цель определить уровень знаний участников группы по данной проблеме, развитие эмпатии, рефлексии.

Материалы доска и мел или ватман и фломастер.

Ход. На доске в центре напишите слово мигрант. Предложите участникам назвать слова, которые приходят им на ум, когда они слышат данное слово. Впишите приведенные слова вокруг центрального, обведите их кружочками и соедините линиями.

Обсуждение Почему возникли те или иные ассоциации? С чем они связаны? Какие чувства и эмоции может испытать ученик-мигрант, услышав то или иное определение? Что может помочь нам преодолеть негативные стереотипы? Сочинение-размышление. Цель развитие рефлексии, оформление своей собственной позиции в сфере этнокультурных отношений. Примерные темы. Когда я был а в меньшинстве , Люди, не принадлежащие к моей культуре кто они Кто я русский, россиянин Совокупная система спецкурсов и факультетов, дополняя в этнокультурном плане базовый учебный курс, призвана служить развитию и углублению усвоения содержащегося в них этнокультурного материала, а также обеспечивать усиление межпредметных связей и интеграцию учебных дисциплин.

Коллективно-творческие дела, проводимые на уроках педагогики Мудрость родного края , Всякому мила своя земля , Гражданин России вносят в жизнь студентов определенный ритм, упорядоченность, помогают осмыслить историко-культурные ценности родного края, в том числе и России, являются частью воспитательной системы училища, одним из направлений которой является формирование гражданско-патриотического сознания через культурно-исторические традиции.

Помимо этого необходимо предусмотреть проведение мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей учащихся в уважении и признании национальной самобытности и культурных ценностей. Например, проведение фольклорных концертов, праздников и театрализованных представлений, празднование памятных дат национально-исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки, являющихся представителями того или иного народа.

Незначительный опыт межнационального общения зачастую является следствием неспособности или нежелания понять культуру и исторические ценности образа жизни другого народа. Поэтому с точки зрения организации педагогически эффективных межкультурных взаимодействий школы и социальной среды особый интерес представляют этнокультурные контакты.

Организовать встречи школьников с иными культурами и их представителями возможно, если, во-первых, имеется активная этнокультурная среда, во-вторых, создана система педагогически ориентированных и постоянно развивающихся контактов. Необходимо с должной полнотой использовать потенциал субъектов образовательного процесса. Например, путем непосредственного общения с членами коллектива одноклассниками, их родителями, педагогами, являющимися носителями разных этнических культур, проведения специальных мероприятий, позволяющих познакомиться с культурой друг друга, организации совместного участия в различных видах деятельности.

Этой же цели служат налаживание связей с общественными организациями диаспорами, национальными культурными центрами, проведение туристско-краеведческих экспедиций, организация обменов культурными делегациями, установление переписки, проведение конференций, встреч с помощью мультимедийных средств.

Встречи с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых и деловых ситуациях, где уже сами дети берут на себя роли представителей различных народов и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный игровым сценарием или заданной ситуацией межкультурный диалог по каким-либо проблемам. Стольный град Кунгур Задачи - формирование любви к родному краю - формирование умения видеть красоту малых городов Прикамья - воспитывать чувство гордости за родной край. Оборудование стенд с иллюстрациями о Кунгуре, словари, литература, содержащая сведения о городе, видеофильм Ярмарка в Кунгуре. Форма проведения КТД. Ход занятияТема нашего занятия записана на доске Что бы вам хотелось узнать о городе? Из предложенного студентами выделяем основные направления. 1.История города. 2.Что значит стольный . 3.Жизнь современного города Про наш город написано много стихов, песен обращаем внимание на выставку книг. Знойных улиц стройный ряд, И тополя стремятся в небо. Про нас глубинка говорят Лишь только те, кто здесь ни разу не был Почему наш город называют глубинкой А вам надо знать про этот город Как можно получить информацию о городе, не посещая его? Сейчас каждая группа попробует получить информацию о городе, не выходя из кабинета.

Вы будете работать с источниками.

Они у вас всех разные. Каждая группа представляет свой материал. Работают в группах, затем от каждой группы выступит 1 человек . 1 группа представила в виде буклета. 1.Кунгур - старинный город, центр Пермской провинции до 1781 г. 2.Кунгур - место ссылки. 3.Крестьянская война под руководством Е.Пугачева. 4.1918 г - в Кунгуре отряды южноуральских партизан под командованием Блюхера.

Дополнительные сведения об истории города. 2 группа - материал представлен в виде географической карты. 1.Возникновение Кунгура - 1648 г. 2.1721 г открытие горнозаводской школы - В.Н. Татищев. 3.Меценаты города А.Губкин, К.Т. Хлебников. 3 группа - ярмарочная афиша. 1.Кунгур - торговый город. 2.Ярмарки в городе.

Просмотр видеофильма Ярмарка в Кунгуре. Обсуждение. 4 группа - панорама современного города. 1.Панорамное изображение города. 2.Памятники архитектуры. 3.Промышленное значение города. 4.Култура, образование, спорт. Обобщение, дополнительные сведения. Подведение итога занятия. 1.5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Поставленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших… Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом… Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формирование коммуникативной компетентности у студентов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник.

Особенности формирования информационной компетентности
Особенности формирования информационной компетентности. Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, к

Конспект урока Золотые россыпи народной педагогики
Конспект урока Золотые россыпи народной педагогики. Преподаватель Баева Г.И. Тема Золотые россыпи народной педагогикиЦель 1.Приобщать студентов к народному творчеству. 2.Обогатить содержание воспит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги