Быт и занятия жителей русского города в XVII в.

«Быт и занятия жителей русского города в XVII в. (по тульским материалам)». Выполнил: ст.гр. 720171 Чкунина Д.А. Проверил: доц. Касаткин Е.А. Тула, 2008 Содержание. 1. Введение….… 2. Хозяйственное развитие Тульского края в XVII веке. ….…3. Культура и быт XVII – 1-ой половины XVIII века в Тульском крае …11 4. Заключение ….5. Список использованной литературы ….………… 6. Приложение …20 Введение. Тульская историография за всю историю её развития насчитывает пять обобщающих научных исследований монографического характера, посвящённых истории Тульского края и его центра города Тулы с древнейших времён: И.А.Афремов «Историческое обозрение Тульской губернии» (М 1850); И.П.Сахаров «Достопамятности города Тулы и его губернии» // Труды Тульской губернской учёной архивной комиссии.

Книга1. (Тула, 1915); профессор А.П.Рудаков «Очерки из истории города Тулы и Тульского края» (Тула, 1923); профессор В.Н. Ашурков «Страницы Тульской старины.

Очерки по истории города Тулы 1146-1917» (Тула, 1988). Тульская история XVII века после Смуты отличается широтой изображения. Все авторы, как главные, выделяют такие события: укрепление Засечной черты в 30-60-е годы, в том числе строительство земляного вала в Туле в 40-е годы; динамика строительства города с выделением информации о развитии Кузнечной слободы, сословном положении тульских кузнецов; работа городищенских железоделательных заводов. Но акценты и отдельные характеристики позволяют судить об индивидуальном подходе исследователей к событиям.

Общую оценку тульской истории этого периода дали И.Ф.Афремов и А.П.Рудаков. Первый считал «романовский» XVII век в Туле временем цветущего состояния «фабрикации и гражданского благоустройства». А.П.Рудаков причислял Тулу конца XVII века к крупнейшим городам Московского государства с высоким уровнем торговли и промышленности.

Н.Е.Северный подчеркнул, что после Смуты Тульский край подчинился Москве «без колебаний». Все авторы, особенно А.П.Рудаков и В.Н.Ашурков, подробно описывали историю тульской Кузнечной слободы. Вслед за И.Ф.Афремовым, В.Н.Ашурков детально показал основные сословные привилегии и обязанности тульских купцов, динамику их численности и взаимоотношения с посадом. А.П.Рудаков рассматривал как параллельные процессы развитие казённого кузнечного дела и частного предпринимательства в Туле в этой области в XVII веке. И.П.Сахаров, как и в определённой степени И.Ф.Афремов, выделял специальный раздел истории города Тулы XVII века – «гражданское состояние». В нём указывались подведомственность города, местные «присутственные места», функции и положение воевод.

Отсутствие жалования «от короны» давало последним повод, по мнению И.П.Сахарова, к злоупотреблениям. В рукописи «История общественного образования Тульской губернии» он показал «гражданское устройство в городах» XVII века, которое он понимал как социальное положение разных сословий: дворян, детей боярских, духовенства, посадских, «самопальных кузнецов», ямщиков и гончаров. И.П.Сахаров в своём неизданном сочинении подробно рассуждал об истоках и развитии в XVII веке в городе Туле слободской жизни.

Хозяйственное развитие Тульского края в XVII веке

их насчитывалось 1344 человека, в 1672г. Именно из таких «пожиточных», прижимистых хозяев, выделились к концу X... Белёв, Чернь, Лихвин, Новосиль находились в ведении епархии Крутицкой ... Профессиональное же обучение проводилось в форме ученичества при масте... Там получил первоначальное образование, затем непрестанно учился самос...

Заключение

Заключение. Культура и быт русского народа в XVII веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. XVII век - это бесконечная цепь волнений и бунтов. И корни волнений находились не столько в экономической и политической плоскостях, а по всей видимости, в социально-психологической сфере. На протяжении всего века шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации.

Волнения же были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения. Отличается широтой изображения история Тулы XVII века после Смуты. Авторы выделяют такие события как укрепление Засечной черты в 30-60-е годы, в том числе строительство земляного вала в Туле в 40-е годы; динамика строительства города с выделением информации о развитии Кузнечной слободы, сословном положении тульских кузнецов; работа городищенских железоделательных заводов.

И.П.Сахаров отмечал факты особого внимания царя Михаила Фёдоровича к Туле. Например, строительство царским иждивением в конце 40-х годов двух церквей – Городищенской и Казанской с пожалованием церковной утвари. О торговле и ремёслах в Туле XVII в. можно в какой-то мере судить по названиям «рядов» на тогдашнем тульском рынке у стен кремля: москательный, старый и новый соляной, железный, мясной, серебряный, рыбный, харчевенный, горшечный, мелочный, калачный, квасной.

Список использованной литературы

Список использованной литературы . 1. Край наш Тульский. Путеводитель. Тула: Издательский Дом «Пересвет»,2002. – 416с. 2. Избранное: История тульского края: Статьи и Очерки/ В.Н.Ашурков; Предисл. А.П.Плотникова. – Тула: Приок. кн. изд-во, 2003 416с.: ил. 3. Пеньков В. История Тульской области: Учебник Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2003. – 224с ил. 4. Тульский край: документы и материалы. / Составители: Бурсак А.П Зюзин А.Д Куприянова Н.В. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1966. 5. Присенко Г. Главные события истории тульского края и города Тулы с древнейших времен до середины XIX века в фундаментальных исследованиях местных авторов.// Тульский краеведческий альманах. – 2003 №1 Приложение 1. ГРАМОТА ЦАРЕЙ ИОАННА И ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧЕЙ ГОРОДОВЫМ БОЯРАМ, ОКОЛЬНИЧЬИМ, ДВОРЯНАМ, ВОЕВОДАМ И ПРИКАЗНЫМ СТАРОСТАМ О СЫСКЕ, НАКАЗАНИИ И ВЫДВОРЕНИИ НА МЕСТО БЕГЛЫХ КРЕСТЬЯН СПАСОВА МОНАСТЫРЯ г. БЕЛЕВА 31 октября 1692 г. От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича…по городам бояром нашим, и окольничьим, и думным дворяном, и воеводам, и приказным людям.

Били челом нам, великим государем, богомольцы наши г. Белева Спасова монастыря архимандрит Иов с братиею: в прошлых де годех монастырских их вотчин Белевскаго уезду с. Минаенок, да дер. Кузминок, дер. Диличной, дер. Синюхиной бежали их монастырские крестьяне, и бегаючи, не живут: Устинка Оксенов с братьями и теткою и с детьми, да Васька Терехов сын Савин с братьями, с женою и с детьми, да Ивашка Климов – живут в Елецком уезде в розных деревнях.

И нам, великим государем, пожаловать бы, велеть дать им нашу, великих государей, грамоту с почетом, что б тех их монастырских беглых крестьян по крепостям их отдавать, а о пожилых летех наш, великаго государя, указ чинить… И как к вам ся наша, великих государей, грамота придет, и вышеписанные монастырские крестьяне беглые с женами и с детьми буде живут не в наших, великих государей, дворцовых селех, и не в посадех, и не в патриарших волостех, и не в митрополичьих, и не в архиепископлих, и не в епископлих, и не в монастырских вотчинах, а живут за розными помещиками и вотчинники, которые судом и расправою ведомы в Московском судном приказе, и вы бы тех беглых крестьян велели сыскивать, а сыскав, велели допрашивать. А буде те крестьяне в распросех своих от того Спасова монастыря в крестьянстве отпиратца не учнут, и за кем они жили, от них никакого спору и челобитья и крепостей на них не будет, и буде суда по тем проводам дать не придетца, а вы б тех крестьян беглых по крепостям отдавали г. Белева Спасова монастыря архимандриту Иову с братиею, а пожилых летех по суду наш, великих государей, указ чинили, по нашему, великих государей, указу, по Соборному Уложению и по новоуказанным статьям.

А буду в тех крестьянех учинитца спор, и вы б их в тех крестьянех судили, а по суду, и по сыску, и по крепостям наш, великих государей, указ чинили по Уложенью и по новоуказанным статьям. А прочет сю нашу, великих государей, грамоту, и списав с нее списки, оставляли у себя в съезжих избах, а подлинную нашу, великих государей, грамоту отдали ему, архимандриту Иову с братиею.

Писан на Москве лета 7200 октября в 31 день. К грамоте приложена печать черного воска, а на обороте оной подписано: По их, великих государей, указу подписал диак Григорей Михайлов.

Справил Гришка Зернов Приложение 2. ГРАМОТА ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ТУЛЬСКОМУ ВОЕВОДЕ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ТУЛЬСКИХ САМОПАЛЬНЫХ КУЗНЕЦОВ ОТ ТЯГЛОВОЙ ПОВИННОСТИ 30 июля 1619 г. От царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии на Тулу воеводе нашему кн. Ивану Михайловичу Котыреву-Ростовскому.

Били нам челом тульские кузнецы, ствольники, и замочники, и ложечники: Федотка Федосеев, Якунко Пушкин с товарыщи, 25 чел а сказали: делают де оне на Туле наше самопальное дело день и ночь безпрестанно, да оне ж де тянут во всякие подати с посадскими людьми в ряд; а оне де наперед сего с посадскими людьми в тягле не в каком не бывали, делали одно наше самопальное дело, а ныне и делаем самопальное дело, и в тягле с посадскими людьми тянуть не велеть, а велети им делать одно наше самопальное дело. И как ктебя ся наша грамота придет, и ты б про то сыскал: буде у них прежних государей жалованныя грамоты есть, что тульские кузнецы с посадскими людьми в тягле ни в каком не бывали, а делали одно самопальное дело, и ты б тульским самопальным кузнецам с посадскими людьми в тягле быть не велел, а велел им делать одно самопальное дело, да о том отписать к нам к Москве, а отписку велеть отдать в Стрелецком приказе боярину нашему кн. Афанасью Васильевичу Лобанову-Ростовскому, дьяком нашим Василью Ларионову да Семену Заборовскому.

Писана на Москве, лета 1727 июля в 30 день. На обороте грамоты подписал: диак Семен Заборовский.