История изучения творчества в педагогике

История изучения творчества в педагогике. Ученые уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли 2 стадии творческого процесса: • Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; • Короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: " это 99% пота и 1 % вдохновения". Во второй половине XX века исследования понятия творчества стали расширяться. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей, подростков, взрослых людей. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: • гибкость ума; • систематичность и последовательность мышления; • диалектичность; • готовность к риску и ответственности за принятое решение; Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в "скачку идей", когда решение до конца не продумывается.

Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, не первый взгляд абсурдная, идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы. Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого (например, беспроволочная передача речи на расстояние; запись и сохранение звука и др.). Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления, деятельности более понятны большинству людей, а новые нестандартные решения "по инерции" с трудом и не сразу принимаются. Уровни педагогического творчества В зависимости от степени сложности решаемых педагогом противоречий полученные в результате этого решения неравнозначны, их можно классифицировать по пяти уровням творчества: 1-й уровень — повышение эффективности дидактической системы педагога за счет внесения в нее известных инструментов (приемов, методов, форм). Результат 1-го уровня предполагает заимствование из педагогической литературы разработанных инструментов и включение их в собственную дидактическую систему. 2-й уровень — повышение эффективности дидактической системы педагога, за счет внесения в нее известных инструментов с целью их применения в новой ситуации.

Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания— творчество 2-го уровня.

Еще пример: групповая форма деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового материала; использование групповой организации при контроле знаний—также творчество 2-го уровня. 3-й уровень — принципиальное изменение частей (части) дидактической системы педагога, а именно: создание нового методического приема, формы или метода.

Таковы принципы укрупнения дидактических единиц (объема содержания), разработанные П. М. Эрдниевым, метод опережения за счет объединения родственного учебного материала С. Н. Лысенковой, опорные сигналы (не конспекты) В. Ф. Шаталова. Разработки 3-го уровня — это уже педагогические изобретения, однако их использование предполагает изменение не всей дидактической системы, а только одной или нескольких ее частей. 4-й уровень — создание новой дидактической системы. Новая дидактическая система может создаваться из известных инструментов.

Новизна ее заключается в более высоком системном эффекте по сравнению с имеющимися благодаря появлению новых связей между инструментами, новой структуры дидактической единицы. Для достижения этой цели можно избежать метода проб и ошибок, если воспользоваться законами дидактики. 5-й уровень — создание принципиально нового дидактического направления. Новое направление в дидактике на сегодняшний день - это педагогика творчества учащихся или сотворчество.

Педагогика сотрудничества - это вершина традиционного направления обучения, когда учитель четко указывает ученику дорогу в мир знаний и ведет его по ней. Сотворчество - это педагогика самостоятельного творчества и учителя, и учащихся, где основу будет составлять усвоение учащимися методов деятельности через решение творческих задач, составленных педагогом. Таким образом, педагогика творчества — это взаимный творческий процесс, когда учитель создает творческие задачи (отбирает их из жизненных ситуаций, а не из учебников) и вместе с учениками решает.