рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Научное познание как предмет методологического анализа

Научное познание как предмет методологического анализа - раздел Педагогика, История и методология науки Научное Познание Как Предмет Методологического Анализа. Тот, Кто Учится, Не Р...

Научное познание как предмет методологического анализа. Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение; тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций Познание - это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание». Знание - есть проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой - выступает как владение ими и умение действовать на их основе.

По генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искусственные языки.

Данное обобщение обеспечивает конкретизацию понятия «наука». Наука - это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования.

Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирической подтверждаемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной связности, предсказательной силен практической эффективности. Указанные критерии (нормы, идеалы) характерны для всех наук, всех составляющих дисциплинарной матрицы современного научного знания - от философских, логических, математических, кибернетических до естественнонаучных, технических и гуманитарных наук. Наука - особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире - возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания.

Кроме научного познания, существуют также вненаучные способы постижения действительности, важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание.

Общеизвестно, что задолго до возникновения науки люди приобретали необходимые им знания о свойствах и особенностях вещей и явлений, с которыми они сталкивались в повседневной практической деятельности. Житейское знание в качестве основы всех иных форм знания ни в коей мере не может быть преуменьшено по своей значимости. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания. В то же время последнее вбирает в себя богатый опыт житейского познания. Немало нового мы узнаем с помощью обыденного познания и теперь. Все это показывает, что научное знание не отделено непреодолимой гранью от обыденного, поскольку представляет собой дальнейшее усовершенствование и развитие последнего.

Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий, каждое новое открытие становится научной истиной, когда оно входит в качестве элемента в состав определенной системы, чаще всего теории как наиболее развитой формы рационального знания. В отличие от этого обыденное знание имеет разрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения.

Собственно научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий той или иной науки, включаясь в состав теории, образующей высший уровень научного знания. Являясь обобщением достоверных фактов, они за случайным находят необходимое и закономерное, за единичным и частным - общее. Именно в этом заключается методологическое сходство и преемственность, а также качественное отличие научных форм познания от ненаучных.

При этом, осваивая действительность разнообразными методами, научное познание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа. В зависимости от конкретной ситуации доминирует та или иная форма. Например, возможна такая последовательность: факты > теории > методы > ценности и цели. «Кортеж» приоритетов в указанной последовательности подчеркивает фундаментальность фактов.

Теории должны соответствовать фактам, методы не могут быть любыми, они определяются состоянием теорий, и, наконец, ценности также не произвольны, так как их реализация зависит от фактов (теорий и методов). В обычном смысле слово «факт» (лат. factum - сделанное, совершившееся) является синонимом слов «истина», «событие», «результат». Как категория логики и методологии науки факт - это достоверное знание о единичном.

Научные факты связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходил отбор фактов, составивших фундамент науки. Большую роль в выработке и накоплении фактов, особенно в естествознании, всегда играли наблюдения и эксперименты. Практический компонент органически включается в структуру факта в качестве его основы и знания о том или ином явлении и становится фактом лишь после реконструкции этого явления в материально-практических условиях.

Формирование факта - синтетический процесс, благодаря которому происходят особого рода обобщения, при которых возникают понятия, имеющие собирательный характер, и открываются возможности для отображения действительности не только на уровне явлений, но и на уровне сущности. Как итог возникают эссенциальные (лат. essentia - сущность) факты. Анализируя факт как логико-методологическую категорию, необходимо обратить внимание на возможность следующего недоразумения, связанного с дефиницией.

Так возникает вопрос: почему нужно считать, что факт отображает индивидуальную ситуацию, если, например, кипение воды при 100°С подтверждается во многих экспериментах? Но этот вопрос не отражает сущность факта, так как термин «вода» в нем используется в ином, а именно не в собирательном смысле, в то время как при сообщении факта о кипении воды при 100°С этот термин имеет собирательный смысл. Предпосылкой недоразумения является подмена понятий. Прежде чем перейти к теории как высшей форме целостного научного знания, отметим, что в науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования.

Это различение имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов. Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание (протоколирование) наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение.

Словом, для эмпирического познания характерна факто-фиксирующая деятельность. Эмпирические понятия представляют первый шаг в ходе сложного и противоречивого процесса все более глубокого постижения действительности. На уровне обыденного познания они совпадают с названиями и описаниями чувственно воспринимаемых и наблюдаемых предметов и явлений. На эмпирической стадии познания в науке вводятся уже понятия с более точно определенным смыслом, чем термины обыденного языка, но они по-прежнему обозначают либо непосредственно наблюдаемые предметы и их свойства и отношения, либо предметы и свойства, которые могут наблюдаться с помощью различных приборов, устройств и инструментов, которые, по сути дела, являются продолжением и усилением наших органов чувств.

Эмпирическое исследование, выявляя все новые данные наблюдения и эксперимента, ставит перед теоретическим мышлением каждый раз новые задачи, стимулируя его к дальнейшему совершенствованию: здесь срабатывает принцип обратной связи.

Дело в том, что обогащающееся теоретическое знание в свою очередь ставит перед наблюдением и экспериментом, эмпирией вообще все более сложные задачи. Поэтому исследование структуры любой теории целесообразно начать с анализа ее основных понятий и установления различия и взаимосвязи между теоретическими и эмпирическими понятиями. В первом приближении отсутствие абсолютной границы между эмпирическими и теоретическими понятиями не исключает возможности и целесообразности установления относительного различия между ними. Однако это различие связано не столько с наблюдаемостью соответствующих объектов, сколько со степенью их зависимости от общих теоретических представлений.

Хотя эмпирические понятия «нагружены» теорией и зависят от нее, но их адекватность и обоснованность устанавливаются в значительной мере независимо от теории, в которой они применяются. Специфика научного знания обусловлена многозвенной структурой, элементами которой выступают изучаемые явления, чувственные образы, мысли, собственные, общие и понятийные имена, единичные и универсальные высказывания.

Если действовать в довольно грубой дихотомической манере (деля целое на две части), то приходим к сопоставлению единичного и общего. Сферу единичного часто называют фактуальным (лат. factum - сделанное, невымышленное); сфера общего при этом называется теоретическим (гр. theoria - результат размышления, исследование). Как сфера единичного (факт), так и сфера общего (теория) не представляют собой монолиты, они многомерны и содержат различные компоненты.

Так, факт включает событийный, перцептивный (чувственный) и лингвистический компоненты. Теория содержит бытийный, когнитивный (мыслительный) и лингвистический компоненты. При этом теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам.

Поэтому под теорией в широком смысле слова имеется в виду система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления. В более узком смысле теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, детерминанты, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы и принципы. Понятие «принцип научного познания» – один из результатов теоретической рефлексии о системах научного знания. Компонент знания тогда выступает принципом познания, когда применяется субъектом как ориентир, требование, основание, регулятив, детерминант, идеал и норма развития систем знания.

Когда в той или иной науке открываются ранее неизвестные внутренние необходимые связи объекта, тогда ученый на основе содержания понятия «закон» приходит к выводу, являются ли эти связи законом, закономерностью или чем-то иным. Научные теории являются разнообразными как по предмету исследования, так и по глубине раскрытия сущности изучаемых процессов и функциям, осуществляемым этими теориями в познании. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций.

Дж. Клир предлагает различать классы с помощью основания, в качестве которого выбирается один из двух фундаментальных критериев различия: а) выделение классов, базирующихся на определенных типах элементов; б) выделение классов, опирающихся на конкретные типы отношений. Классификационные критерии а) и б) можно рассматривать как ортогональные. По критерию а) научные теории, как и науки в целом, классифицируются прежде всего по предмету исследования, т.е. той области действительного мира, которую они изучают.

По этому основанию различают теории, отображающие объективные свойства и закономерности окружающего нас мира, причем каждая из них занимается определенным типом элементов (физических, химических, биологических, политических, экономических и т.д.). При этом никакой конкретный тип отношений не фиксируется. Поскольку элементы разных типов требуют разных экспериментальных (инструментальных) средств для сбора данных, эта классификация по существу имеет экспериментальную основу.

Основания классификации свидетельствуют, что теоретическое знание характеризуется определенной сложностью состава. Так, в развитой теории имеют место фундаментальные законы, число которых в разных теориях может быть различным, но в каждой из них оно является строго определенным. Кроме фундаментальных, в состав теории входят частные законы, число которых по мере ее развития постоянно увеличивается. Частные законы могут быть получены как следствия из фундаментальных, что свидетельствует о наличии в теории организации знания.

Характерно, однако, что частные законы обладают относительно самостоятельным статусом. И это, например, приводит к тому, что в процессе формирования и развития теоретического знания они могут возникать раньше фундаментальных. Следовательно, теория - развивающаяся система объективно верных, проверенных практикой научных знаний, объясняющих закономерность явлений данной области. Теория изменяется путем включения в нее новых фактов, идей и принципов.

Когда в рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в пределах ее исходных принципов, то разрешение его ведет к построению новой теории. Так, если в ходе научного исследования выявляются факты, выходящие за пределы возможности истолкования в рамках данной теории, они являются основой для пересмотра и уточнения исходных принципов теории. Зрелая теория - не просто покоящаяся или реализующаяся система знаний: она заключает определенный мыслительный механизм построения и развития знаний, содержит некоторую программу исследования, выполняет методологическую функцию.

В теории вычленяют такие существенные моменты: исходную эмпирическую основу (зафиксированные в данной области знания, факты, данные экспериментов, требующие теоретического объяснения); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теории правила логических выводов и доказательств; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами, образующих главный массив теоретического знания, и, наконец, законы наук, а также предвидение. Исходя из данного положения, строение теории можно представить по такой схеме: 1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки; 2) исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы; 3) логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов производных или неосновных законов; 4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Научная теория имеет как внутреннюю организацию, так и внешние связи.

При этом следует различать два понятия «основание» и «основа» научного исследования. Под основаниями понимаются все эмпирические и теоретические предпосылки (факты, принципы, идеи, законы философии и частных наук), исходя из которых строятся системы знаний в науке. В свою очередь база научного исследования - это некоторые компоненты его основания.

Разграничение понятий «основание» и «основа» имеет смысл для конкретизации предпосылок анализа знаний в науке. Некоторые предположения в теории выступают в функции исходных независимо от того, аксиоматизирована или нет данная теория. Исходные термины и предположения составляют основу, на которой непосредственно строится научная теория. Поэтому они называются собственными основаниями теории. На этом основании строится внутренняя организация теории, представляющей собой логическую схему, т.е. множество терминов и предложений, связанных логическими отношениями.

Содержательная сторона теоретического знания представлена в нем сетью теоретических конструктов, относительно которых формулируются высказывания. Данные конструкты, находясь в строго определенных отношениях друг с другом, образуют особую модель, или идеализированную схему исследуемой реальности. При этом абстрактные объекты частных теоретических схем могут быть получены путем преобразований и связанных с ними модификаций объектов фундаментальной схемы.

Соответствующее движение происходит и в системе высказываний теоретического знания. Причем, поскольку законы научных теорий, как правило, формулируются на языке математики, постольку замена одних высказываний другими осуществляется прежде всего путем математических преобразований. Единство формального и содержательного в данном случае обеспечивается за счет связи математических формализмов с теоретической моделью.

Сложность реальных систем, их зависимость от множества различных факторов заставляют ученого упрощать, огрублять и схематизировать исследуемые явления. Поэтому вместо конкретных объектов действительности он вводит идеализированные, абстрактные объекты, отношения между которыми приблизительно отображают существенные связи между реальными предметами и процессами. Свойства таких абстрактных объектов выражаются с помощью исходных, первоначальных понятий теории, а логические отношения между ними - либо посредством аксиом (в математике), либо посредством основных законов теории (в конкретных науках). Следовательно, такие законы описывают взаимосвязи не между элементами реальных систем, а между теми абстрактными объектами, с помощью которых отображается эта реальная система.

В механике, например, такой системой является система «точечных масс», или материальных точек, движущихся под действием внешних сил, в электродинамике - система векторов электрической и магнитной напряженности, в генетике - система генов, в социологии - система социальных действий и т.п. Движение материальных точек под действием силы описывается тремя основными законами Ньютона; уравнения Максвелла позволяют выразить взаимодействие в векторной форме электрической и магнитной напряженностей; законы Менделя и законы молекулярной генетики характеризуют распределение генов при наследовании признаков; законы социологии характеризуют результаты социальных взаимодействий.

Таким образом, все компоненты теоретического знания неразрывно связаны друг с другом.

При проведении исследований определение исходных компонентов и их свойств является первоочередной задачей субстратно-структурного анализа. Без решения данной задачи, во-первых, нельзя найти те или иные структуры системы знаний; во-вторых, свойства компонентов согласно законам взаимодействия между собой и с целой системой зависят от влияния целой системы, а законы и процессы взаимодействия описываются с помощью структур, в частности, структур математических уровней; в-третьих, сами компоненты могут быть подвергнуты структурному анализу при их рассмотрении как систем нижнего иерархического уровня.

Таким образом, учет этих моментов уже является важным методологическим ориентиром в системно-компонентном анализе связей между составляющими теоретического знания. Данная связь наиболее отчетливо проявляется в структуре развитой теории, которая предполагает: 1) математические уравнения (для выражения законов); 2) теоретические схемы (частные и фундаментальные), которым удовлетворяют соответствующие уравнения; 3) отображение абстрактных объектов, составляющих теоретическую схему, в эмпирическом материале; 4) синтез всех компонентов отображения картины мира. Структурно-функциональный принцип и соответствующий ему структурный анализ и синтез пронизывают все виды системных исследований.

Отображение структуры и организации системы выступает интегральной характеристикой содержания знания об объекте, позволяющей рассчитывать и предсказывать интегральные свойства системы, осуществлять ее синтез с ранее заданными свойствами, функциями и показателями.

Структурно-функциональный анализ и синтез позволяют применять разнообразные математические методы для построения математических моделей объектов - систем и тем самым выступают в качестве эффективного предварительного условия формализации знаний.

Таким образом, теоретическая функция является одним из существенных, но не единственным следствием структурно-функционального принципа, играющего ведущую роль в системном подходе. Однако существуют аспекты, освещение которых в рамках собственных оснований теории затруднительно. К таким аспектам можно отнести, например, трудности, возникающие в связи с так называемым порогом различимости, и нахождение обобщенной меры порядка, и создание методики определения количественного значения уровня упорядочения.

Такая мера, как интегральный критерий упорядоченности, должна характеризовать наиболее существенные стороны функциональной системы в синтезированном виде. При этом наибольшую трудность при построении любой теории представляет выбор нужного уровня общности, или абстрагирования. Теория систем должна быть, с одной стороны, достаточно абстрактной, а с другой стороны, достаточно конкретной для того, чтобы быть практически полезной. Решение данной проблемы, по нашему мнению, возможно при дальнейшем развитии внешних оснований теории, к которым относятся логические, методологические, гносеологические и философские основания.

Философские основания являются не только специфическими, но и в некотором смысле определяющими среди оснований научных теорий. Например, на базе философских оснований осуществляется анализ собственных оснований системного метода, раскрывается статус системного подхода, стратегии развития, включая выбор актуальных проблем. Проблема определения количественной меры порядка уже достаточно назрела, и ряд ученых с понятием «информация» связывают организованность.

В вероятностной концепции количественная составляющая информации определяется через энтропию - меру неопределенности. Последняя как универсальное понятие наиболее конструктивно устанавливается через всеобщие философские категории «движение», «пространство», «время». Анализ философского содержания понятия «неопределенность» начинается с выяснения его связи с категорией движения.

Движение вообще противоречиво, так как «изменяться» означает быть и не быть одновременно, т.е. находиться в данном состоянии и не находиться в нем, обладать одним и в то же время другим состоянием. Говоря о философских основаниях, следует отметить два положения: во-первых, понятия, используемые в системном подходе, имеют прямое отношение к традиционным категориям диалектики, прежде всего категориям части и целого; во-вторых, базовым видом системных отношений является корреляция, т.е. связь соответствия.

Ни один элемент системы не может измениться без того, чтобы то или иное изменение не претерпела бы и вся система в целом. Структура любой системы опирается на корреляционные связи. Гармонически корреляционные, согласованные действия элементов суть необходимое условие существования системы. Частными проявлениями корреляционной связи являются координация и субординация, а также все виды функциональных зависимостей. При этом корреляция не порождает новое явление, но определенным образом обусловливает как состояние системы, так и ее функциональное развитие.

Перед современной наукой стоит проблема корректного совмещения этих двух подходов в пределах расширенного толкования философского принципа детерминизма. Если раньше детерминизм основывался преимущественно на генетических причинных связях, то теперь и системная корреляция начинает пониматься как один из видов детерминизма, т.е. взаимосвязи и обусловленности всех явлений. Логические основания - это та логическая теория, с помощью которой из собственных оснований выводятся производные предположения.

Логика, сложившаяся в недрах философии, есть учение о формах и способах мышления, стремящееся выдвинуть безошибочные умозаключения: любое рассуждение отталкивается от каких-то положений, считающихся фактами или истиной, необходимо стараться не только не вносить ошибки в процесс самого размышления, но и получать новые и в то же время верные результаты. Возникновение логики стало неизбежным, когда обнаружилось различие взглядов на мир у разных философов: каждый из них не сомневался в собственной правоте, но то, что одному казалось совершенно ясным, другие это не принижали за объективную истину.

Логика развивалась в попытках достигнуть взаимопонимания между различными направлениями философской мысли. При помощи логики стало возможным доказывать, обосновывать свое суждение. Слово «логика» имеет тот же корень, что и слово «логос», и происходит оно, как и слово «логос», от слова «логидзомай», что у греков означало «вычислять, размышлять». Словом «логика» всегда пытались представить закон и порядок в развертывании, в динамике; обозначить упорядоченную последовательность рассуждений.

Правильное умо

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и методология науки

Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром.В дальнейшем она вычленяется в… Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной… Важную роль при этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научное познание как предмет методологического анализа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги