рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Функции религии в жизни человека

Функции религии в жизни человека - раздел Педагогика, Методика работы социального педагога в конфессиях Функции Религии В Жизни Человека. Роль Религии В Жизни Конкретных Людей, Обще...

Функции религии в жизни человека. Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного живущего по законам какой-либо строгой изолированной секты, а другого – ведущего светский образ жизни и безразличного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (ислам), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, религия может находиться под запретом.

В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Религии могут объединять людей, либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Человек имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов.

Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Религии способствуют объединению людей, помогают складыванию нации, образованию и укреплению государств (например, когда Русь пережила период феодальной раздробленности, наших предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея – «все мы – христиане») . Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день). Среди последователей разных религий периодически возникают разные течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм ( с лат. – крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением – источником общественной напряженности.

Религия сберегает общественное культурное наследие, преграждая дорогу вандалам.

Многие воспринимают церковь как музей, выставку или концертный зал. Приезжая в любой город или чужую страну, каждый из нас, наверняка, одним из первых мест посетит храм, который покажут местные жители, гордясь своей культурой.

Нужно обратить внимание, что само слово «культура» восходит к понятию «культ». Идет давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот религия частью культуры (среди философов бытует та и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Таким образом, религия выполняет в жизни человека созидательную культурную функцию.

Кроме того можно выделить и другие не менее важные функции религии по отношению к личности:  Социализации. Христианские общины достаточно постоянны в своем составе (особенно протестантские), и, в зависимости от их устройства и организации, создают широкие возможности для социализации личности с единоверцами.

Это происходит не только во время богослужений, но и во время чаепитий, собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ, в паломнических поездках. Здесь восполняется важнейшая психологическая потребность идентификации личности с подобными себе индивидуумами. Люди в общинах социализируются не только по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста (группы для молодежи или для пожилых прихожан) и схожих проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголиков или наркоманов). Строя отношения в общине на центральной христианской заповеди «возлюби ближнего своего», христианские общины становятся уникальным местом для социализации — зачастую они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья и коллеги.  Педагогическая.

В основе христианства — изменение жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти.

В основе своей, процесс христианского образования идет по трем направлениям: когнитивному (передача информации и формирование определенного мировоззрения, этот аспект тесно связан с гносеологической функцией религии); моральному (формирование в характере человека определенных моральных положений и устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному (развитие духовного мира человека). Педагогическая деятельность осуществляется как напрямую при соприкосновении человека с общиной, так и косвенно — через семью, крестных, родственников.  Психотерапевтическая.

В переводе с греческого, «психотерапия» значит исцеление души. Христианская, и особенно восточная православная традиция, накопили огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния человека, помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей.

К сожалению, этот пласт знаний еще не был интегрирован с современной психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом помощи душе человека и во многом превосходит современную материалистическую психологию в аспекте оценки самобытности и бесценности человека. Не случайно наиболее успешная во всем мире программа избавления от алкоголизма «Анонимные Алкоголики» разработана именно на основе христианского отношения к душе и ее болезням. Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как религия и христианские общины как социальные образования обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. В настоящее время этот потенциал используется не полностью, и, к сожалению, некоторые секты (такие как «Белое Братство») уже использовали этот потенциал в деструктивных целях. «Религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни.

Она стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.

Если вспомнить новую историю, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас нашему Отечеству…» В 2005 году отделом социологии института общественного проектирования было проведено исследование на тему «Религия и общество», на его основании можно сделать следующие выводы: Во-первых, количество верующих в стране постоянно растет и при этом увеличивается также количество воцерковленных людей.

Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около 15-20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75%, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно может составить порядка 30-40%. Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было еще 15-20 лет назад.

В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми. 2. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности Рассмотрев функции религии по отношении к обществу и личности, можно сделать вывод, что они обладают большим потенциалом для осуществления социально педагогической деятельности. Более того, миссия духовного воспитания, включающая в себя социальное воспитание, социальное перевоспитание, социальное обучение, является движущим девизом всех христианских конфессий.

Социально-педагогическая деятельность христианских конфессий осуществляется на трех уровнях:  Макроуровень – уровень взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий с социальными институтами.

Церкви как субъект социально-педагогической деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих моральных ценностей (выступают против абортов, наркомании). В настоящее время русская православная церковь начинает осуществлять именно такую деятельность.

Созданы программы, призванные как пропагандировать пожизненные ориентиры (выступления против наркомании, алкоголизма), так и лоббировать соответствующие законодательные акты. На экономическом уровне церкви жертвуют на осуществление социально-педагогических программ.  Мезоуровень – уровень взаимодействия христианской общины с малыми группами внутри общины или вне ее. Деятельность христианских конфессий идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому.

Миссионерское направление подразумевает привлечь в общину новых прихожан. Здесь используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, открытие благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает целенаправленные программы христианских конфессий на перевоспитание в вере вновь пришедших в церковь.

Здесь используются классы воскресных школ, музыкальные и иконописные студии, системы домашних церквей, библейские школы и кружки. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и духовном мире группы.  Микроуровень – уровень взаимодействия общины или ее представителей с личностью. Здесь происходит восполнение психологических нужд члена общины в процессе общения с другими прихожанами и восполнение духовных нужд в процессе действия благодати Духа Святого, зачастую тоже происходящее в контексте взаимодействия с другими прихожанами.

Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфере, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исключением исповеди) редко бывают запланированными и целенаправленными (кроме случаев, когда они являются часть катехизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрезвычайно эффективными и продуктивными в процессе социального перевоспитания члена церкви. 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методика работы социального педагога в конфессиях

Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он… Религия – очень сложное и многоплановое явление, в котором можно выделить главные элементы:  Изначальным…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функции религии в жизни человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальное воспитание в иудаизме
Социальное воспитание в иудаизме. Иудаизм по сути своей религия более социальная, нежели индивидуальная. Одна из основ иудаизма — идея избрания одного народа, этноса. Именно в пределах этого

Социальное воспитание в христианстве
Социальное воспитание в христианстве. Христианство началось как одна из сект иудаизма. Взяв многое из иудаизма, оно дополняет его своими учениями, которые складываются в три этапа: период ра

Социальное воспитание в ранней церкви
Социальное воспитание в ранней церкви. Как уже было отмечено, объектами социального воспитания и социального перевоспитания в церкви становятся все — ведь Христос предлагает радикально новый путь п

Социальное воспитание в средние века
Социальное воспитание в средние века. В связи с ростом церкви, ее огосударствлением в III в. и ее институализацией увеличивается и ее коррумпированность, о чем свидетельствуют постановления соборов

Социальное воспитание под влиянием реформации
Социальное воспитание под влиянием реформации. Реформация католической церкви в Европе повлекла за собой серьезные изменения мировоззрения и, соответственно, практики существования христианства.

Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях
Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях. Христианские конфессии осуществляют социально-педагогическую деятельность как составную часть их общей центральной миссии проповеди

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги