Воспитание гражданина в современной школе

Воспитание гражданина в современной школе. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества, на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний.

Согласно И. Канту, самосознание и осознания внешнего мира согласуются между собой: "Сознание моего собственного бытия есть одновременно непосредственное осознания бытия других вещей, находящихся вне меня". Не осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из национальных культур, человек неизбежно будет считать свою культуру, свой обычай и традиции единственно разумными и верными. Все отличное будет казаться ему чуждым, враждебным.

В период перестройки и после распада СССР обрушилась другая крайность. В сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения.

Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма. С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.

Воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания: 1)необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание; 2)воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал; 3)необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

На роли гражданского образования в системе патриотического воспитания бы хотелось остановиться подробнее. Как уже отмечалось, после краха старой партийно-государственной идеологии наблюдалась некоторая растерянность у педагогов, особенно гуманитарного цикла. Со временем стало ясно, что все таки необходима система позиций, принципов, целей, которая должна объединять общество.

Такой объединяющей системой может стать гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отставать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Гражданственность – это единство правовой, политической и нравственной культуры. Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота.

Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось.

Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определили национальных приоритетов возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека.