История брака

История брака. Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений и истории развития брака. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития. Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию.

Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» — каждый мужчина считал себя мужем всех женщин.

Постепенно сформировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) — отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, — прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия — свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия - запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей.

Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья — групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л.Морган в индейских племенах Северной Америки. Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей.

В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью). Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен. Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство — нет. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин.

Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников.

Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину). Динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Согласно своему историческому развитию брак имеет 5 форм: 2. Формы брака Как правило, в современной литературе, выделяют 4 формы брака Законный брак отличается: юридической обоснованностью отношений (регистрация); официальностью; закрепленной ответственностью мужа жены перед законом за качество семейной жизни, исполнение семейных обязанностей, осуществление прав всех членов семьи; возможностью применения санкций, изменения социального статуса; защищенностью семьи, материнства, отцовства; перераспределением средств; социальной защищенностью; определенностью, серьезностью; стабильностью любовной связи; уверенностью в будущем семьи.

Вынужденный (поспешный) брак отличается: появлением прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины: вынужденное или спровоцированное (беременность); большой вероятностью распада; сложностью процедуры развода; сдержанной дезинтеграцией; обостренными экономическими проблемами.

Гражданский брак отличается: юридической необоснованностью отношений (отсутствие регистрации); незащищенностью прав мужа и жены; юридическим риском; возможностью выяснения степени совместимости партнеров; избеганием зачатий; разрывом в более легкой форме; неодобрением со стороны общественности.

Повторный брак отличается: более зрелым отношением партнеров к браку опытностью одного или обоих супругов. 3.