рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Воспитание толерантности детей в учебном процессе

Работа сделанна в 2013 году

Воспитание толерантности детей в учебном процессе - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 2013 год - Воспитание толерантности подростков Воспитание Толерантности Детей В Учебном Процессе. Воспитание Толерантного Со...

Воспитание толерантности детей в учебном процессе. Воспитание толерантного сознания может эффективно осуществляться в рамках поликультурного образовательного пространства, что характерно для образовательной системы современной России.

На данном этапе, когда пространство объединяется и взаимопроникновение культур неизбежно, важно понимать, чем является культура твоего этноса, а что каждый перенимает друг от друга. Понимание, что есть твой этнос, твоя культура, позволяет ребенку не потерять свою идентичность и сохранить ценности, которые несет в себе новая культура.

Важная роль в этом процессе отводится учителю – организатору учебного процесса. Гуманизация воспитания и образования неразрывно связана с изменениями представлений о сущности педагогического воздействия, о роли педагога в учебном процессе и роли учащихся – не как пассивных наблюдателей, как активно участвующих субъектов деятельности. Эти изменения предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к многообразию мнени й, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, принятие себя и других, ответственность, гуманизм.

Именно от педагогических усилий и личностных качеств формируемое у учащихся качество толерантности становится стабильным. Для толерантного человека быть терпимым, гуманным, уважительно относиться к чувствам других – позиция, норма жизни[4]. Организованный таким образом учебный процесс меняет смысл отношения «учитель-ученик». В центр таких отношений выходит гуманно-личностная педагогика, в основу которой положены следующие принципы: • обучение и воспитание детей в коллективе; • связь воспитания с жизнью и практикой; • принцип эстетизации жизни ребенка; • принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативности и самостоятельности у учащихся; • принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; • принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны в его личности; • принцип увлечения перспективами учащихся, созда ния ситуации ожидания завтрашней радости[13]. Необходимо понимать, что формирование толерантности должно носить комплексный, системный характер и учитывать индивидуальные особенности детей.

В целях эффективности проводимой воспитательной работы следует параллельно осуществлять работу с родителями, так как они являются основными трансляторами ценностей для ребенка.

Правильное понимание ими толерантности предполагает приложение определенных усилий, создания ситуаций, способствующих проявлению у ребенка сдержанности, уступчивости, терпимости.

Проектируя и реализуя образовательный и воспитательный процессы важно учитывать общую закономерность: воспитание толерантного сознания способствует становлению толерантной культуры, а та, в свою очередь, – становлению толерантной личности[1]. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью ко ммуникативной деятельности.

Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Учитель был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений учащихся, учителю самому нужно понять важность процесса толерантных отношений. Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, ученикам, умение понять, простить их несовершенства. Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, кот орый любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком. Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам вправе ожидать, что к его способу оценива ния знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения.

А педагог агрессивный, не способный терпеливо обучать, безразличный к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора, является ярким антиподом ранее описанного типажа.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. К внешним, внутренним условиям педагогического труда относятся: характер ре шаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д. Среди субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки.

Напряженными для педагога могут быть ситуации: 1) Взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требован ий. 2) Взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме пед. нагрузки. 3) Взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями [14]. В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась, она способна вызвать стресс.

А при частом повторении подобных ситуаций формируются симптомы эмоционального выгорания. Поэтому с целью снятия эмоционального напряжения и развития эмоциональной устойчивости н еобходимо развивать толерантную культуру педагога. Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности.

Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических разл ичий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова.

Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие.

Однако без коммуникативной толерантности (знание педагогом основ культуры речи, владение риторическими навыками, умелое применение норм русского речевого этикета и др.) профессионально-педагогическая толерантность едва ли состоится. Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне д иалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности.

Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения. Кто-то может сказать: «О каком равноправии может идти речь в учебном процессе?» На самом деле, равноправие во взаимоотношениях и выполняемые социальные роли разные вещи. Да, действительно, ролевое поведение педагога предполагает некоторое соблюдение дистанции с учащимися (уход от панибратства), но дистанция предусматривает горизонтальное расположение, оно не должно ассоци ироваться с восхождением на пьедестал, с которого начинается общение.

Роль учителя часто заставляет человека уходить в наставления, в то время как роль исполнителя - воспринимать эти поучения. Но поскольку каждый из нас бывает в амплуа разных ролей, то можно понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции, изменять чувства, мысли и состояния окружающих. Понятие «толерантность», в которое мы вкладываем такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека.

Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении. Так почему же этого не хочет ученик? Ведь ошибки могут совершать все. И у невыученного урока тоже могут быть свои причины, мало ли их у подростка? И еще большей любви и уважения заслуживает ученик, который, получив снисхождение, выучил, подготовил урок на следующий день, проявил уважение и к себе, и к учителю.

Пусть не надеется на прощение тот, кто сам не прощает не уважающий других не получит уважения к себе кто сам не любит других, не заслуживает любви к себе тот, кто не относится с терпимостью и снисхождением ко всем остальным, не имеет право на прощение и снисхождение по отношению к себе. Мы постоянно пытаемся “учить” своих учеников.

Учить – это нормально, но при условии, что вас уважают и нуждаются в ваших советах. Иначе включается механизм сопротивления и получается обратный эффект. Не стоит забывать, что даже учителям всегда есть чему учиться. Таким образом, можно сказать, что вопрос толерантности в обучении необходимо начать рассматривать с самого корня проблемы – профессионально-педаг огической толерантности учителя. Учитель, так или иначе, становится примером для учеников, и требовать от них доброжелательного отношения педагог может лишь в том случае, если сам является непосредственным примером подобного поведения. 2.3. Методы и приёмы воспитания толерантности Методы воспитания толерантности это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

Выделяют следующие методы воспитания толерантности[1 2](Схема 1). В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либ о социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.

В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком. Схема 1. Методы формирования толерантных установок. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.

Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей.

Принятие решений это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активно¬сти в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспи тания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. В сфере саморегуляции в качестве оценивающего выступает сам субъект и его субъективные параметры оценки.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самоо ценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задай.

В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер. В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравствен ность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми.

Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по сле¬дующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека.

Дилеммы может создать любой учитель при усл овии, что каждая дилемма должна: 1) иметь отношение к реальной жизни школьников; 2) быть, по возможности, простой для понимания; 3) быть незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполнен¬ные нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?» Такие дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуац иях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Приемы воспитания толерантности Бобинова С.В. разделяет приемы воспитания толерантности на несколько групп. Можно выделить следующие три группы приемов [6]: Первая группа связана с организацией деятельности детей в классе: • Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в проц ессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп. • Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. • Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого.

При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты. • Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не все гда правильным может быть общественное мнение.

Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером». • Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль. • Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются прав ила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.

Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников. • Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

Для воспитания толерантности можно применить следующие прие мы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком. • Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица. • Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации. • Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. • Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов.

Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д. • Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое зав ершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения. • Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу. • Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.). • Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенну ю тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.). • Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни.

Потом пытаются изобразить эту пародию.

Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответс твующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.

Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Воспитание толерантности подростков

Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагоги ке возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Воспитание толерантности детей в учебном процессе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Толерантность как феномен педагогической теории
Толерантность как феномен педагогической теории. Понятие «толерантность» получило широкое распространение в конце 90-х годов XX столетия. Значение слова «толерантность» (от латинского tolera

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги