Этапы игры. На мой взгляд, игра дает очевидные преимущества на всех этапах проведения дидактического взаимодействия. I. Мотивация познавательной активности.
Игра мотивирует ученика очень эффективно, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом. II. Активизация познавательных действий. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Дети могут играть часами, опрокидывая все представления о физиологической утомляемости. У преподавателя скорее возникнут проблемы с излишней активностью, нежели с обычной пассивностью. III. Организация дисциплины.
Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов. Игроки и команды соблюдают их играя. Естественно, что игры шумноваты для поборников послушания, но дисциплина и послушание — разные вещи. IV. Содержание преподавания. Выстраивая игру, учителю не приходится беспокоиться о популяризации содержания материала, ибо игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый. Большинство игроведов называют это свойство игр «демократичностью». Не слишком удачный термин не умаляет качество всеобщей понимаемости игры. К примеру, в суперинтеллектуальный бридж научиться играть может каждый, закономерности игры уловят немногие, а в теории бриджа разберутся только гениальные единицы.
Игры на уроках позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала — 100%. V. Оценка успешности.
Оценка знаний и действий ученика на уроке — обязательный элемент, а в игре желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна игровая. На моих уроках сама собой сложилась система ценных знаков «травинок». Денежные знаки заменяют жетоны, которые часто используют учителя при опросе учеников. Я использую «травинки» номиналом в 1, 3, 5 баллов, что позволяет дифференцированно оценивать ответы. Помимо балльной «стоимости» каждый жетончик имеет альтернативную стоимость: разрешение на подсказку, освобождение от домашнего задания, индульгенция за прогул, право на подсказку и многое другое.
Ученик может использовать «травинку» либо по основной стоимости и получить отметку, либо по альтернативной и пожертвовать отметкой ради блага. Такая система оценки имеет и дидактические, и экономические преимущества. Стоит отметить, что игровая форма не всегда укладывается в пространство урока. Во-первых, алгоритм процесса игры не совпадает с алгоритмом урока. Урок базируется на 4 этапах: актуализация усвоенных знаний (опрос по прошлому материалу), передача знаний (объяснение нового материала), закрепление (тренировка и выполнение домашнего задания) и оценивание.
Игра развивается по-иному: организация игрового пространства (объяснение правил, организация команд), игровые действия (в ходе игры происходит и актуализация необходимых знаний, и тренировка необходимых навыков, и активное познание), подведение результатов (организация ситуации успеха) и анализ игры (теоретические выводы). Во-вторых, различен сам механизм получения знаний.
На уроке ученики получают теоретические знания, чтобы потом обратить их в свой опыт, а в игре получают опыт, чтобы вывести из него теоретические знания! В-третьих, временные рамки урока четко соответствуют установкам психики: 5-10 минут на организацию устойчивого внимания при опросе, 15-20 минут устойчивого внимания на объяснение нового и 10-15 минут остаточного внимания на тренировку; а рамки игры соответствуют ее внутренней логике и времени физиологической утомляемости.
В каждой игре интенсивность физиологических и психических процессов различна, и потому различно время их проведения. Так, в спортивные игры трудно играть более полутора часов, а в шахматы играют часами. Некоторые учебные игры пролетают в 5 минут, а иные затягиваются надолго. Потому бывает трудно вписать игровую методику в рамки школьных звонков, тем более что игру нельзя прервать на полуслове.