Глава II Учебно-дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности

Глава II Учебно-дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности. ШКОЛЬНИКОВ Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков.

Но традиционное классно - урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться "через не хочу", естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать.

Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, где задания примитивны, отсутствие степеней свободы в решении; присутствует явная искусственность и т. п. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, использовать нетрадиционные и активные методы обучения. В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в три основных группы.  Методы организации учебно-познавательной деятельности.  Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.  Методы контроля и самоконтроля.

Мы остановимся на второй группе, т.к. к этим методам относятся познавательные, дидактические, интеллектуальные и др. игры. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.

Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения. Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Эти игры могут помочь:  активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;  дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;  улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был);  укрепить дружеские отношения в классе. Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении.

Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго.

Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т.п. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс.

В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут. Выход из ситуации в том, что детям должно быть известно что-то более интересное.

Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом. Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? И т.п. Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на уроках: - учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний; - комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации; - аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие; - ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека; - контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами; - и некоторые другие.

Стоит отметить, что любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему правила таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление, закладывая фундамент игровой культуры.

Процесс обсуждения игры - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не хватает ребятам.

Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже. В начальной школе игры традиционно используются на протяжении всего обучения, преследуя самые разные цели. Достаточно много игр используются и в средней школе на уроках иностранного языка, географии и других.

Хочется, чтобы эта традиция не прекращалась, а сфера применения игр на уроке только расширялась на благо дела обучения ребят. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель моей курсовой работы заключалась в том, чтобы изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности.

Для этого мной был изучен теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности школьников; были определены основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки; были выявлены структура, функции, виды и этапы дидактических игр. Изучение литературы по данному вопросу показало, что игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими.

Структура дидактической игры состоит из следующих элементов: игровой замысел, правила игры, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры. Основными требования к организации дидактических игр являются: 1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры. Требования к подбору игр следующие. 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Игра — древнейшая форма передачи знаний.

Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев. Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. И поэтому она превосходит урок: 1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать). 2. Игра не знает возрастных границ. 3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер. 4. Игра — более активная форма работы с учениками.

Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса. 5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение. 6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности. 7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний. Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Она может послужить отправной точкой в возникновении интереса к математике у учащихся, ранее его не проявивших Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Использование дидактической игры дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

Они повышают интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.