Адекватность применения ПК в образовательном процессе

Мурманский Государстввенный педагогический интитут Физико матиматический факультет по теме Адекватность применения ПК в образовательном процессе Исполнитель студент II курса ФМФ физическое отделение Умов Сергей Научный руководитель Гнатюк В.С. Мурманск 2000 I Компьютерное обучение в начальных классах. II Следует ли детям использовать компьютеры в школе III Использование компьютера на уроках ИЗО. I Компьютерное обучение в начальных классах. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения. Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Для использования игровых развивающих компьютерных средств обучения младших школьников разрабатывается и успешно применяется программы методический комплекс Радуга в компьютере.

Его первая версия предназначенная для применения в 1 классе, одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства по общему образованию Министерства образования России и рекомендована к изданию и использованию в начальной школе. Основа комплекса обучающие и развивающие компьютерные игры, служащие для усвоения и закрепления школьной учебной программы.

Компьютерная игра комплекса представляет собой игровую среду на экране компьютера, напоминающую мультфильм. В этой среде, в соответствии с поставленными перед ним задачами, ребенок может выполнять определенные практические действия, используя свои способности, навыки и знания. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности использование манипулятора Мышь позволяет ученику быстро освоить работу на компьютере. Игры комплекса могут проводиться как с участием одного ученика, так и с участием двух. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами.

В качестве поощрения используются музыкальные фрагменты и элементы мультипликации. Благодаря высокой скорости ввода информации обучения может проходить в интенсивном режиме, а различные звуковые и графические эффекты не только вызывают эмоциональный подъем, но и позволяют снять напряжение и расслабиться.

В комплексе 12 игр, направленных на развитие техники работы с манипулятором Мышь, реакции, внимания и зрительной памяти, комбинированного мышления, аналитических и творческих способностей, развитие навыков чтения, сложения чисел. Как правило, любая компьютерная игра развивает сразу несколько навыков, главное, чтобы это было сделано своевременно и привлекательно. Характерной особенностью комплекса является возможность гибкого использования большинства из его игр для изучения различных учебных тем путем замены их дидактического материала и настройки на конкретную тему или ученика, а также ограничение продолжительности игры по времени или по количеству заданий.

Делается это при помощи специальной компьютерной программы Конструктор урока, предназначенной для учителя или технического работника компьютерного класса и требующей самых минимальных знаний и навыков работы с компьютером. Большинство игр предусматривает сохранение их статистических данных о результатах выполнения заданий.

Методическое пособие по работе с компьютером позволяет использовать его в течение всего учебного года в процессе обучения дополнительно к типовой учебной программе. Учителю в использовании комплекса отводится очень важная роль. Он подбирает игры к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает ученикам в процессе работы за компьютером, оценивает их знания и развитие.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет ему переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Подбор компьютерных игр зависит прежде всего от текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Здесь комплекс предоставляет полную свободу творчески работающему учителю и позволяет использовать его с различными учебными программами и методическими пособиями.

В условиях текущего расписания работы компьютерного класса дели класс на 2-3 группы, чтобы дети могли работать на компьютерах индивидуально или хотя бы по двое. При таком способе дети выполняют своеобразные лабораторные работы, приобретая на уроках знания, развивая свои умения и навыки, затем они используют их на практике, в игровой деятельности в компьютерном классе. На одном занятии они могут использовать 3-9 компьютерных игр. Темы игр, их режимы и дидактический материал могут выбираться как с целью изучения нового материала, закрепления или повторения, ток и для контроля знаний.

За счет смены игр и их малой продолжительности 10-15 мин у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на занятии. Сейчас подготовилась к выпуску вторая часть комплекса, предназначенная для учащихся 2 класса и идет разработка для 3 класса. В них учтены накопленный опыт и психологические особенности детей этого возраста. В дальнейшем, в более старших классах, для продолжения обучения с применением компьютеров, с учетом возрастных и интеллектуальных способностей учащихся, можно использовать такие известные разработки как программно-методический комплекс Роботландия из Переславля-Залесского, самарский курс Информационная культура, систему Logo-Writer.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Это большая область для проявления творческих способностей для многих учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя. II

Следует ли детям использовать компьютеры в школе

У некоторых имеются возрождения философского или чисто практического х... Одним из серьезных аргументов против включения компьютеров в содержани... Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабат... Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку ... В том случае, когда основное внимание уделяется принципам обработки ин...

Использование компьютера на уроках ИЗО

Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информ... Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринуж... Развивающее значение ЭВМ для развития способностей младшего школьника ... Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это... Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию,...

Литература 1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. Информатика и образование. 1994. -2. 2. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. Информатика и образование. 1991 3. 3. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. Информатика и образование. 1993 2. 4. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе.

Информатика и образование. 1994 4. 5. Дрига, Рах. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. М 1999.