Методическая разработка "Ток-шоу Толерантность - путь к миру"

Методическая разработка Ток-шоу «Толерантность – путь к миру» Цели: воспитание человека ответственного и отдающего себе отчет в своих поступках и в том, как они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом, воспитание в человеке терпимости к окружающим. Задачи: формирование у ребёнка терпимости, благородства.Порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми. Сценарный ход мероприятия: участникам заранее сообщается о проведении ток-шоу и задается почитать литературу о толерантности, конфликтах и взаимодействии людей разных расовых принадлежностей и национальностей.

Ведущий: Проблема сегодняшнего дня – насилие. Мы с вами живём в обществе, которое захлестнули волны насилия, расизма, этноцентризма, нищеты, дискриминации, угнетения, цензуры, манипуляции общественного мнения.Для того чтобы увидеть портрет нашего общества, давайте попытаемся ответить на следующие вопросы: 1. Употребляют ли окружающие вас люди в разговоре друг с другом оскорбительные выражения или намёки? 2. Используется ли в обществе негативные обобщения в разговорах о расовых или национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них? 3. Пытаются ли ваши одноклассники поставить кого-то из класса в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанными им ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей? 4. Существует ли мнение, что некоторые из детей могут быть хуже или глупее остальных в силу расовой или национальной принадлежности? 5. Склонны ли вы или ваши одноклассники обвинять в происходящих с ними неприятностях, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких ребят? 6. Есть ли в вашем классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)? 7. Делает ли кто-то из ребят непристойные надписи или рисунки или в какой-то иной форме демонстрируют неуважение к собственности других? 8. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их? 9. Используют ли школьники свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли? 10. Подвергались ли некоторые дети нападению или физическому насилию со стороны других детей? 11. Если выход из всех этих ситуаций? Как предотвратить появление насилия в нашем обществе? Каков альтернативный путь развития общества? 12. Каким должно быть общество? Ведущий: Итак, мы говорим о пути насилия, гармонии, взаимоотношении между народами и цивилизациями, то есть мы говорим о толерантности.

Знакомы ли вы с эти понятием? Ответы ребят Общее содержание и понятие толерантности не исключает того, что в разных языках, в зависимости от исторического опыта, оно имеет различные смысловые оттенки. В английском толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, терпение, расположенность к другим». В русском языке слово «толерантность» сходно со словом «терпимость», которое обозначает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Но толерантные установки проявляют себя активной жизненной позицией, предлагающей защиту прав любого человека и отношения проявлением нетерпимости как к недопустимым.

Ведущий: Почему сегодня толерантность столь необходима в нашей жизни? Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. Толерантность есть признание за другими права на уважение их личности.

Что является противоположностью к толерантности? Насилие.

Может ли цивилизованное общество защищать себя, или быть готовым к этому, от проявления нетерпимости путем борьбы с разными формами агрессивности? Ведущий: Проблемы толерантности особенно актуальны для Северного Кавказа, зоны повышенной конфликтогенной напряженности, в силу того, что на маленькой территории проживает более 100 народностей.

Северный Кавказ, ввиду своего геополитического положения и этнической структуры населения, занимает особое место в социально-политических процессах.

Сложилось так, что большинство народов этого региона на протяжении всей своей истории не знало периодов длительного мира; не только нападения внешних врагов, но и внутренние конфликты были постоянными спутниками их жизни.

Этнические конфликты породили многие другие социальные проблемы и конфликты в регионе, в т.ч. потоки беженцев и вынужденных переселенцев.

Кто же такие «Беженцы»? Это не безликая масса взывающих к вашему сочувствию.Это такие же люди , как и мы с вами, которые не по своей вине стали участниками некоторых величайших потрясений хх века. Среди них есть врачи и юристы, учителя и водители, фермеры и рыбаки, матери, отцы и дети. Беженцами были: Альберт Энштейн, Зигмунд Фрейд, Председатель правительства Испании Фелипе Гонсалес Маркес, Президент Португалии Мариу Соареш, бывший Президент Филиппин Корасон Акино. А если бы мир отвернулся от этих людей? Наш край называют перекрестком культур, почему? Ответы ребят. Наш край является многоциональным, здесь проживают более 100 различных этносов.

Каждая народность имеет свои традиции и обычаи, свой язык общения и каноны воспитания, отличные от культур других народов.

Что, как првило, становится причиной нестабильности общества? Отношение к традициям и обычаям, языку общения и канонам воспитания. Итак, что же такое конфликт? Конфликты естественны практически для всех человеческих сообществ и для многих типов социальных структур.Можно сказать, что конфликт – это условие жизни.

Большинство сталкивается с конфликтами как непосредственно, в собственной жизни, так и косвенно, наблюдая их в жизни других людей. Масштабы бывают разные: от выяснений отношений между людьми до крупных вооруженных столкновений и разрушительных воин. Характер конфликта бывает конструктивным и деструтивным Конструктивный -стремление не причинить вреда другим людям, а также общим ресурсам и окружающей среде, умение вести себя в данной ситуации.В основе подхода к решению конфликта – развитие ненасильственных форм поведения, основанных на отношении к жизни как к высшей человеческой ценности, умение конструктивно относиться к конфликтам.

Деструктивный – чреват разрушениями и оказывается препятствием на пути решения других мировых проблем. Сейчас я предлагаю образно представить процесс толерантности.Более всего он похож на лестницу, поднимаясь по которой, мы достигаем поистине бесценных сокровищ – взаимообогащения научными, образовательными, культурными, политическими, экономическими достижениями других народов.

Первая ступень этой лестницы – ступень Признания. Признание – способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознания его права быть другим, отличным от остальных. Вторая ступень – ступень Принятия. Принятие – положительное безусловное отношение к таким отличиям. Третья ступень – ступень Понимания.Понимание – умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и его. Четвертая ступень – ступень Проступков.

Ведущий: Но, как мы все понимаем, у лестницы должна быть опора, она должна на чем-то стоять, предложите основной, базовый тезис, руководствуясь которым, мы можем твердо и уверенно подниматься по ней, не боясь, что она в любой момент может обрушиться. « Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте.