Идеал прекрасного в народной педагогике

Введение Сегодня возникает мощное движение прогрессивных сил общества за возрождение всеобщей духовности, нравственности, культурных национальных ценностей и, в частности, традицион¬ной культуры воспитания. Традиция (от латинского слова - передача) обозначает элементы социального и куль¬турного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социаль¬ных группах в течение длительного времени.В качестве тради¬ции выступают определенные общественные установления, не¬писаные законы, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, об¬ряды, порядки и т.д. Традиция - понятие весьма объемное, охватывает самые разнообразные явления жизни, обычаи, обряды народов.

Частным ее проявлением, в широком смысле, можно считать обычай. Обычай - это стереотипный способ поведения человека, ко¬торый в определенном обществе или социальной группе является привычным для их членов.Обычаи по своей сути больше отно¬сятся к определенному этносу, потому и имеют национальную специфику, которая характеризует этнос с разных аспектов - с точки зрения миропонимания, мировосприятия, оценки вещей и явлений, взаимопонимания людей, психологии и морали.

По¬скольку оценки и миропонимания могут меняться с течением времени под влиянием различных обстоятельств и условий, закономерным оказывается возможность изменения обычаев народа.Народная педагогика - это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народными массами на протяжении всей своей истории и отложившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических и исторических материалах.

Идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в аулах и сёлах, используются в практике учебно-воспитательной работы школ, в педагогической пропаганде среди населения.Однако в целом учителя слабо подготовлены теоретически и методически по дан¬ному вопросу и процесс использования ими народных идей и опыта воспитания идёт стихийно, бессистемно.

Определенная часть непра¬вильно считает, что в современных условиях, в период бурной интернационализации, национальные традиции отмирают и не играют большой роли, воспитательное значение их невелико.Основная при¬чина такого отношения к проблеме заключается в том, что эти педа¬гоги сами слабо разбираются в народной педагогике, в ее положи¬тельном и отрицательном проявлении. Для того, чтобы общественное воспитание могло регулировать влияние такого важного фактора социальной среды, как националь¬ные традиции, нужна глубокая теоретическая и практическая подго¬товка будущих и настоящих воспитателей и учителей.

Огромна роль народа в создании всех ценностей духовной культуры, которыми располагает человечество. Особенно велика роль народных масс в возникновении и развитии педагогической культуры.Воспитание осуществлялось на ранних ступенях раз¬вития человечества. Вначале оно происходило в процессе всей жизнедеятельности человека, в процессе труда. «Сопровождая матерей и отцов на рыбную ловлю, на сбор кореньев и ягод, дети непосредственно приобретали опыт подобной деятельности ,который дополнялся соответствующим воспитанием». Применение примитивных орудий труда, а затем усложняющееся сознательное изготовление их, повлекли за собой необходимость пе¬редачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколе¬ниям. В дальнейшем, в связи с развитием производительных сил и обогащением трудового опыта людей, усложняется и воспита¬ние. Оно становится многосторонним и полномерным.

В связи с этим возникает необходимость накопления и передачи из поко¬ления в поколение опыта воспитания детей.

Так зародилась и развивалась педагогическая мысль народа. Народная педагогика обогащала педагогическую науку и, в свою очередь, сама обогащалась. Особенно высоко идеи и опыт народного воспитания оценены в педагогической теории велико¬го русского педагога К.Д. Ушинского.Великий русский педагог высоко ценил огромный воспитательный опыт народа, считал невозможным проводить общественное воспитание без учета на¬родности. 1. Идеал прекрасного в народной педагогике В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре¬деляющий основное содержание эстетического воспитания моло¬дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об¬раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного.

Под прекрасным в ши¬роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развитии, движении к прогрессу.Черты прекрасного народ видел в явлени¬ях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (музыке), ор¬ганизованных движениях человеческого тела (пластика, танцы), художественном слове.

Вместе с тем в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на ос¬воение и преобразование действительности по законам красоты.Понятие прекрасного содержало в себе отрицание безобразного, некрасивого - того, что противоречило представлениям о красоте и достоинстве человека, что мешало утверждению нового, про¬грессивного и приводило к эстетизации уродливого.

Сферой про¬явления и источником прекрасного народ считал, прежде всего, красоту жилища, вещей, одежды, украшения. Эстетическая направленность быта проявлялась в композиции, архитектуре бытовых строений. Учитывалась специфика селения, расположения жилищных и иных построек, интерьер жилища обусловливался необходимостью создания лучших условий для жизнедеятельности семьи.Эстетика жилого помещения, двора, быта в целом благоприятно воздействовало на стороны воспитания детей.

Эстетика труда понималась как дружная и продуктивная работа семьи, общины, как красота процесса труда и его результатов. Красоту труда народ видел в высокой культуре работы, в умении выполнять ее быстро, точно, в подлинно человеческих отношениях, необходимых для коллективной деятельности.По красоте результатов труда люди судили о красоте человеческой: покажи, что ты сделал, и я скажу кто ты. Прекрасным считался труд честный, добровольный и свободный, озаренный пытливой мыслью, имевшей нравственное основание.

На развитие эстетического идеала народа огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота.Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.

На основе многовекового опыта народ вырабатывал идеал прекрасного в поведении, общении. Его фундамент составляли общечеловеческие понятия добра, коллективизма и индивидуа¬лизма.Эстетика общения включала требования культуры речи, движений, проявления вежливости, такта, чувства собственного достоинства и др. Идеал прекрасного включал физическую красоту человека.

Она понималась как единство формы и содержания и включала признание, высокую оценку внешней красоты (специфической женской и мужской). Весьма обширной сферой проявления прекрасного являлись различные виды и жанры искусства, в том числе хореография, живопись, музыка, литературное творчество. Как и другие произ¬ведения устного народного творчества, песня несла огромный воспитательный заряд.Она выражала самосознание народа, спо¬собствовала развитию у молодежи миропонимания, приобщала ее к культурным ценностям народа.

Оригинальный и меткий язык песни, глубина мысли, вокальная интонация и в наши дни высту¬пают средством воздействия не только на рассудок, но и на чув¬ства детей, что усиливает ее воспитательное воздействие. Песня в то же время есть источник и средство развития творческих способностей. Эстетическое воспитание ребенка начинается с ран¬них лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, — это голос матери.Колыбельные песни — это первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову.

В колыбельных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания. В наши дни доказана важность музыкальной терапии не только для взрослых, но и для детей в чреве матери с двухмесячного возраста. Эстетическое воспитание ма¬лышей колыбельными песнями очевидно. По мере взросления ребенок, вращаясь среди взрос¬лых, постоянно слышал ласковые слова.Например, в русской семье это были либо ласкательные имена (Ваню¬ша, Илюша, Машенька, Катенька), либо нежные прила¬гательные («дорогой», «родной», «пригоженький»,«не¬наглядный»), либо ласкательные существительные («золотцо», «крошечка»). Даже лексика песен, с которыми дети знакомятся с малых лет, изобилует словосочетаниями типа «серенький хвостик», «Красная Шапочка», «серенький волчок». Национальная одежда всегда отличается изяществом, простотой и изысканным сочетанием красок.

Удивитель¬но, но факт: изучая национальный костюм, нетрудно заметить взаимовлияние культур.

Например, в одежде кубанских казаков немало деталей костюма горца (папа¬ха, кинжал, бурка, черкесска, кушак, кубанка). Даже сочетание преобладающих красок у казаков-кубанцев бли¬же к горскому (черный + красный), чем к запорожскому или донскому (синий + красный). Образ жилища всех народов отражал не только его основное функциональное назначение, но и художествен¬ный вкус. В зависимости от традиционных материалов использовались и соответствующие средства его эстети¬зации.

У русских, татар, башкир деревянные избы укра¬шались резьбой, южно-украинские хаты и кумыкские сакли тщательно белились известью, жилища горных аулов украшались резьбой по камню. Особое место в эс¬тетизации среды обитания отводилось художественному образу культовых зданий.Христианские церкви, ислам¬ские мечети, еврейские синагоги, буддийские дацаны возводились па возвышенных местах и были в селениях не только архитектурной доминантой, но и главным ху¬дожественным украшением.

Особое место в архитектуре занимают мавзолеи и кладбища. «Городки мертвых» в Чечне, Ингушетии и Осетии, мавзолеи в Средней Азии и на Южном Урале, сооружения похоронного ритуала в Калмыкии и Бурятии восхищают нас величественностью, строгой простотой форм, рациональностью и заставляют лишний раз задуматься о бренности и быстротечности бытия.Эстетический вкус народа формировался и в органи¬зации пространственной среды обитания. Достаточно вспомнить великолепные дворики мусульманских мече¬тей и духовных школ (медресе), украшенные деревьями, цветниками и фонтанами; дворы русских монастырей; главные площади казачьих станиц (майданы). Дворовые территории у большинства славянских и кавказских на¬родов отличаются строгой иерархией построек, обеспе¬чивающих комфорт не только семьи, но и домашних животных.

Даже предметы число утилитарного назначения — чашки, ложки, ножи — были у всех народов средствами эстетического воспитания.Мировую известность полу¬чили изделия дагестанских чеканщиков, русской Хох¬ломы и других художественных промыслов.

Производ¬ство художественных изделий (в т. ч. и ковроткачество) было таким масштабным, что можно смело говорит о художественном влиянии его на развитие молодежи. 2. Идеал красоты у горцев Северного Кавказа Содержание нравственно-эстетического воспитания в народной педа¬гогике горцев Северного Кавказа основывалось на положениях горской этики. Оно отражало требования и специфику формирования нравствен¬но целостной личности, которая строит свою деятельность в соответствии с нормами красоты.

Наиболее полно содержание такого воспитания на¬шло отражение в народном идеале горца.Эстетический иде¬ал горцев есть составная часть идеала совершенного человека, который, по представлениям горцев должен быть умным и сильным, подвижным, работоспособным и выносливым, умеющим преодолевать все трудности трудовой и боевой жизни. Горец должен был быть мужественным, про¬являть в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доб¬лесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства и уметь ценить прекрасное, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорб¬лять честь семьи, рода. Как показал Г.Н. Волков, идеалы воспитания предписывали быть гостеприимными, хлебосольными и трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать[2,51]. В представлениях народов Адыгеи, Кабардино - Балкарии и Карачаево-Черкесии совершенный мужчина выглядит следующим образом.

Исход¬ным в его облике являются ум и физические качества, но определяющи¬ми - его жизнедеятельность - нравственно- эстетические качества.

Каж¬дая горская семья ставила перед собой цель, воспитать из сына настояще¬го мужчину - джигита.Анализ фольклора, этнографических материалов, исторических доку¬ментов позволяет представить обобщенный образ идеального горского мужчины, которого называют джигитом.

В образе джигита воплощены вековечные чаяния народа о совершенном человеке, которому присущи ум и трудолюбие, храбрость, отвага, честность, верность и др. Мужчина - добытчик, кормилец, хозяин. Его авторитет в семье непререкаем.Посло¬вица "Хороший сын-памятник отцу" обязывала родителя быть образцом прежде всего для своего сына. Большим укором звучали слова: "Ты позо¬ришь имя отца, семьи, рода". Старики - аксакалы и сегодня не спраши¬вают у молодого человека имя, а спрашивают имя отца и деда, по кото¬рым судят о роде из которого вышел человек.

Когда наступала пора взросления, родители дарили подростку памятные вещи, оставшиеся от деда, прадеда. Чтобы оправдать имя настоящего джигита, молодой чело¬век должен быть не только смелым, но и великодушным, добрым, но бес¬пощадным к врагам. Жизнь с ее множеством испытаний давала основа¬ние заключить, обладает ли человек этими качествами, достоин ли он но¬сить титул джигита.Горцы возлагали на джигита высокую миссию - быть народным заступником.

Народ любил своих джигитов, нуждался в них, как земля в долгожданном дожде. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вот пример: " Родится джигит - счастье для села, польет дождь - счастье для земли В пожеланиях новорожденному мальчику старшие выражали мечту видеть его в будущем джигитом, защитником своего народа. В карачаево-балкарской сказке "Джигит джаш" (мужественный парень) пока¬зан народный обычай посвящения в джигиты.Этот обычай являлся сво¬его рода смотром физической силы, военно - спортивной подготовки в том числе джигитовки.

Джигитовки для молодых горцев являлись настоящим общественным экзаменом, устраиваемым для них неподкупным экзаме¬натором ~ народом. Для проведения джигитовки заранее выбиралось ме¬сто, маршрут для всадника, готовились подарки победителям. Если джи¬гитовка проводилась на праздничных торжествах, то призы готовили де¬вушки.Подарки готовились с особой тщательностью, так как по ним лю¬ди могли судить об умении будущих невест рукодельничать.

Для джиги¬тов проводились физические состязания, куда непременно входила на¬циональная борьба "тутуш". Нередко взрослые становились восторжен¬ными зрителями поединка между юношами - борцами, испытывавшими свои силы под бодрящие возгласы взрослых. Наблюдателями спортивных соревнований являлись и дети. Они были в центре внимания старших, руководивших формированием в них всех качеств, присущих настояще¬му джигиту.Не случайно в некоторых горских сказках приводятся факты, свидетельствующие о том, что мальчики оказывались лучшими стрелка¬ми, наездниками (сказки "Аллахберди", "Батыр джашчыкъ") и др. Для кавказского мужчины самым большим позором считалось про¬слыть трусливым человеком.

Народ осуждал людей, проявлявших тру¬сость. В жизни горского общества женщина занимала особое положение. Это отмечали многие ученые, путешественники побывавшие на Северном Кавказе.Английский путешественник Эдмонд Спенсер в 1830 году говорил о горцах: "Храбрые рыцари прежних времен никогда не оказывали более уважительной галантности к прекрасному полу, чем эти простые горцы"[1,23]. Дж. А. Лонгворт, проживший год среди причерноморских адыгов и наблюдавший их быт, обычаи, традиции, писал: "Их отношение в целом к женщинам, каким резким и властным оно не могло показаться, не лишено галантности и придает их манерам налет рыцарства.

На празднествах у молодых людей бытует обычай, поднимая вазу с бузой, с тостом в честь избранницы сердца, разрядить в воздух ружье или пистолет.

Вызов не¬медленно принимается теми, у кого есть заряд пороха Чтобы в той же манере подчеркнуть превосходство их собственных пассии"[1,120]. Красотой и грацией горянок восхищался шотландец П. Г. Брус, прини¬мавший участие в Персидском походе Петра 1 в 1722г. Спустя много лет он вспоминал о горянках: " Женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами лица, гладкой светлой кожей, и с прекрас¬ными черными глазами, которые, вместе с их черными волосами, прида¬ют им очень красивый вид. Все это, вместе взятое, с их красивыми, всегда открытыми лицами, и их хорошее расположение духа и приятная непри¬нужденность в разговоре делают их очень желанными, несмотря на все это, они слывут очень целомудренными [1,149] Высокий идеал женщины- горянки воплощался в жизнь.

Существуют многочисленные сведения европейских и русских авторов о духовно-нравственной красоте, целомудренности, скромности и уме горянки.В частности, на протяжении двух столетий писателей, критиков и литерату¬роведов интересует прекрасная и трагическая судьба черкешенки Айшет, ставшей классиком французской литературы.

Крупнейший французский критик Сент-Бев писал: «Эта черкесская женщина, вышедшая с азиатско¬го базара, была привезена во Францию за тем, чтобы построить памятник святости чувственной чистоте»[1,89]. Искусство горянок в рукоделии, умение создавать прекрасное в быту отмечали многие видные деятели науки, искусства.Так, барон Е. Вайден-баум, находившийся три года в плену у горцев, писал в своих воспомина¬ниях: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах: скорее изорвется материя, чем шов, сделанный их рукой; сереб¬ряный галун их работы неподражаем.

Во всем, что они приготовляют, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособле¬ние»[1,255]. Анализ источников свидетельствует о том, что женщина-горянка была прославлена не только в горском обществе, но и получила всемирное признание, В то же время нельзя не согласиться с утверждением ряда ав¬торов о том, что «у всех народов на всем протяжении их исторического развития - от первобытно общинного строя до позднего капитализма -«хозяевами жизни» были мужчины.

Горцы, не составляли в этом отно¬шении исключения.В семье и обществе, в хозяйственной жизни и управ¬лении, в судопроизводстве и отправлении религиозного культа главенст¬вующую роль у них играли именно мужчины. Лидирующее положение мужчин определялось природой и социальными ролями мужчин и женщин, их специфическими обязанностями в жизни: мужчина - защитник и добытчик, женщина - хранительница очага и продолжательница рода. Такое распределение функций лишало женщину экономической, юриди¬ческой, бытовой самостоятельности, ставило ее в зависимость от мужчи¬ны, который владел основными орудиями труда.

Характеристика эстетического идеала женщины - горянки в эпических произведениях имеет свои особенности. Заметим, прежде всего то, что героини горского фольклора необыкновенно красивы.

Порт¬ретная характеристика героинь является одним из приемов художествен¬ного словесного искусства, используемого для раскрытия глубины идеала женщины. Образ героинь воссоздается на основе раскрытия их всесто¬ронней деятельности, направленной на благо людям. Высоко нра¬вственны и прекрасны те героини, поступки которых направлены на ут¬верждение жизни, добра, красоты и счастья на земле. Далее народ высоко ценил роль труда в воспитании детей.Воспитание юной смены осуществлялось не в образовательных учреждениях, а на пастби¬ще, в мастерской, на пашне, за рукоделием, в процессе самообслужива¬ния детей, т.е. в труде на благо семьи и общества.

Эстетическая сущность труда проявлялась с особой си¬лой, когда процесс труда организовывался как система с ярко выражен¬ными и взаимодействующими структурными элементами, осуществлялся непрерывно, с учетом возраста детей.Народная педагогика считала, что обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от результа¬тов труда, несущего моральное удовлетворение и вызывающего эстетиче¬ское наслаждение.

Народ эмпирическим способом, путем проб и ошибок, создал и непре¬рывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, не послед¬нюю роль в которой играл эстетический аспект труда.Ведущим элементом трудового воспитания выступала цель труда. Она могла быть представлена в нескольких видах: как личная или коллектив¬ная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление лично¬сти к приобретению знаний, навыков, способов деятельности, как нравст¬венно-эстетическое развитие детей, т.е. формирование моральных ка¬честв, умения видеть красоту окружающего мира и создавать ее в труде, проявлять творчество в труде.

Все эти элементы как цели воспитания в труде решались в единстве, взаимосвязи. Народные воспитатели приобщали своих воспитанников к доступным формам труда, к осознанию того, что в обществе любой труд - не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека духовно-эстетическими ценностями.

Эстетическое отношение детей к труду стимулировалось, активизирова¬лось по мере того, как ребенок приобретал сноровку, систему умений, что способствовало его самоутверждению, давало возможность почувство¬вать себя ловким, умелым, сильным и полезным. Все это порождало у де¬тей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоя¬тельно сотворенной красоты труда.Народ считал, что труд воспитывает, в том числе нравственно и эстетически, когда ребенок с помощью взрослых органи¬зует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью или образом трудового процесса.

Вот почему народ считал, что прежде, чем поручить молодому человеку какое-либо дело, ему необходимо показать, как нуж¬но это делать в идеале. Демонстрировались лучшие образцы работы, приемы творческого отношения к делу. Идеальная сторона труда связы¬валась с морально-эстетическими представлениями человека о своей дея¬тельности.Только в этом случае они доставляют человеку эстетическое насла¬ждение.

В народе это осознавали, это и считали, что "Без труда человек не познает радости", "Труд - мать счастья", "Труд - радость жизни" (ка¬рачаевские), "Человека ценят по его делам", " Человека украшает труд" - адыгские и др. Народы Кавказа придавали большое значение эстетическому качеству результатов труда, поэтому что для них предметы быта, орудия труда, постройки, окружающие вещи имели не только потребительскую, но и эсте¬тическую ценность.

Обучая детей какому-либо ремеслу, повседневной работе взрослые заботились о том, чтобы вещь была сделана удобной, добротной, красивой, т.е. отвечала бы и эстетическим требованиям. У горцев от природы было развито чувство меры, цвета, формы, симметрии. Об этом свидетельствует одежда, украшения, ремесла кавказцев. Несмот¬ря на то, что жизнь горских народов была нелегка, все же закон единства труда и красоты проявлялся во всех сферах деятельности.Этот закон имел нравственную направленность: красота не отделялась от нравствен¬ности.

Во все времена у горцев существовала потребность создавать прекрас¬ное в труде. Внешний вид и внутреннее убранство жилища, одежда и ювелирные украшения, ткаческие, плотнические работы, декоративно-прикладное искусство - все это отражало стремление к красоте, гармо¬нии. Любовно создавая и по возможности украшая вещи, горцы стара¬лись творить по законам красоты. Трудолюбия им было не занимать, а вдохновение они черпали у природы.Внесению элементов прекрасного в условия трудовой деятельности и в результаты трудовой деятельности способствовали народные трудовые песни, непосредственно связанные с трудовыми циклами, процессами.

Они облегчали труд, снимали усталость, улучшали настроение.У карачаево - балкарцев были распространены такие трудовые песни как, "Умай" (песня охотников), "Долай" (песня при сбивании масла), "Эрирей" ( исполнялась при молотьбе) и др. Такие песни были призваны скрашивать долгую и монотонную работу, снимать усталость и развле¬кать работающих, способствовать взаимопомощи в труде.

Тем самым они выполняли функции нравственного воспитания. Этой задаче служили на¬родные трудовые праздники, например, "Сабантой" - в честь окончания полевых работ, "Индыр той" - праздник молотьбы (карач.) и др. В эстетическом воспитании подрастающего поколе¬ния важную роль играли трудовые обряды, обычаи.Благодаря тому, что в них принимало участие множество людей, дети видели как окружающие относились к работе, убеждались, как высоко ценит труд сам народ -труженик.

Таким образом, трудовая деятельность, постепенное привлечение и приучение детей к труду с раннего возраста являлись могучим средством эстетического воспитания. В основу формирования совершенного человека народная педа¬гогика горцев положила воспитание подрастающего поколения в труде. Именно труд у карачаевцев, балкарцев, адыгов, осетин и других народов Северного Кавказа являлся мерилом человеческих ценностей.Далее содержание эстетического воспитания в народной педа¬гогике обусловливалось влиянием уникальных природных условий и жизнедеятельности на духовный мир горцев. Высшие нравственно-эстетические ценности формировались под влиянием воздействия пре¬красного в природе.

Именно природа Кавказа являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающим лю¬дям, труду, быту, искусству.Кавказская природа, отличающаяся красотой и суровостью, щедростью и малоземельем, оказывала облагораживающее влияние на характер людей, их поведение, на образ жизни в целом.

Народы считали землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навле¬чешь на себя ее проклятье.Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она откры¬валась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрас¬ного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единст¬во с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили в лес в поисках сухих веток или собирали дикие груши, яблоки, ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у ро¬мантического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем род¬ной и близкой.

Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.

Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, горцы обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой.В процессе эстетического переживания дети и взрослые, не¬смотря на то, что были людьми сдержанными, самозабвенно и глубоко отдавались этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления.

Эстетическое отношение детей и взрослых к природе рождало и развивало у них духовно нравственное отношение к ней. Старшие гово¬рили, обращаясь к детям: "Берегите горы, они не только наши, но и тех, кто придет после нас". Дети постепенно понимали, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и кра¬соты. Нанесение вреда природе, загрязнение лесов, озер, рек, бездумное использование ее богатств есть великое зло. Проявляя любовь к окружающей природе и стремлении воспитывать ре¬бенка с помощью ее красоты, родители, при выборе имени обращались к названиям небесных светил: "Зухра", "Джулдуз" (Звезда), "Айджаякъ" (Луноликая), названиям растительного и животного мира: "Гогка" ("Цветок"), "Марал" ("Лань"), "Къундуз" (" Куница"), названиям драго¬ценных камней, металлов: "Алтын" ("Золотая"), "Азлтынкъыз" ("Золотая девушка), "Алтынчач" ("Златовласая"). Такие имена, также соответство¬вали представлениям горцев о женской красоте.

Природа гор подсказы¬вала им, какой должна быть женская красота, сравнивали ее с прелестны¬ми горными цветами, лучезарными небесными светилами.

Такие имена, как "Аслан" ("Лев"), "Къаблан" ("Тигр"), "Айю" ("Медведь"), "Кегорчюн" ("Голубка") и др. обязывали детей быть бесстрашными, храбрыми, верными, ласковыми, а также прививали чувство любви ко всему прекрасному, что создала природа. С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, за¬гадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов.

Уст¬ное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - пре¬красной северокавказской природы: высокие горы, глубокие ущелья, без¬брежные дремучие леса, отвесные скалы, тихие, словно уснувшие голу¬бые озера, стремительные бурные реки. Описание природы в устном по¬этическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой карти¬ны, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природ¬ные явления в горском фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества.

Такие параллели помогали глуб¬же воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений.Гор¬дость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность ин¬дюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл.

Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, о нарте Ерюзмеке говорится, что он "имеет львиную душу" ("аслан келлю"). С медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека.Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Соба¬ке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.

О влиянии красот кавказской природы на духовно- эстетическое разви¬тие горцев указывали путешественники первой половины ХIХ в.: "Природа, дав горцу крепость и гибкость в теле, не отказала ему в свойствах души, приемлющих и сохраняющих добрые впечатления, она сделала его обладателем прекраснейшей страны, где благотворное небо, плодови¬тая почва и близость моря представляет все средства к удовлетворению потребностей и даже прихотей, где чудные картины природы возносят думы всякого созерцателя выше земных благ"[1,280]. Природа становилась основой искусства орнамента.

Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе нахо¬дило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных кос¬тюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплета¬лись в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.Всеобщая гармония, царящая в природе Кавказа, накладывала отпеча¬ток на всю народную педагогику горцев.

Педагогические знания парода находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с пред¬ставлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь горцев, влияла на формирование черт народной педагогики и педа¬гогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному.Любовь к род¬ной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей гор лучше, чище, выше. В многогранных связях материальной и духовной сторон общественной жизни горских народов следует рассматривать их художе¬ственное творчество.

Особенно неотделимы от народного быта его при¬кладные формы. Вещи народного быта рождались как из практических потребностей, так и из эстетических запросов.Изготовляя вещь для соб¬ственного употребления, мастер на высоком профессиональном уровне наделял ее особыми эстетическими чертами.

Несмотря на то, что в изде¬лиях горских умельцев сравнительно редки собственно изобразительные формы, сами вещи, их формы и украшения часто оказывались опоэтизи¬рованным осмыслением природы, жизненных явлений, народных тради¬ций, норм и правил поведения. Преображенные творческой силой красо¬ты лучшие вещи крестьянского быта можно отнести к высокому рангу искусства.Им присущи и совершенство техники, и художественная вы думка оформления. Эстетическая ценность и этическая направленность прикладного искусства, народного, в особенности, наиболее отчетливо воспринимаются в ансамбле жилого комплекса горцев.

Здесь веками создавался суровый выразительный тип жилища, где все определялось патриархальным образом жизни большой семьи: открытый очаг в центре «тер» — почетное место главы рода, сложенные стопкой и закрытые узорными коврами постели, домашняя утварь, сделанная руками самих хозяев. Все это был отмечено мудростью, простотой и целесообразностью, заключало в себе своеобразную художественную силу и выражало этическую направленность, заботу о человеке.

В числе наиболее распространенных видов декоративного искусства и Северо-Западном Кавказе были ковроделие, гончарное производство, вя¬зание, золотошвейное искусство, резьба по камню, который широко при¬менялся как декоративный материал в отделке архитектуры, надгробных плитах.О древности камнерезного дела здесь говорит обилие сохранив¬шихся до наших дней памятников.

Резные камни со сценами охоты и схваток зверей, каменные кружева свидетельствуют о высокой культуре и древних традициях этого вида искусства. Орнаментная резьба, богатая своими формами, образуя сплошной узорчатый ковер, имела большую пластическую целостность и красоту и своей неповторимой ажурностью, замысловатым узором.Все это воспитывало чувство прекрасного, стрем¬ление к добру. Одним из ценных видов народного творчества Северо-Западного Кав¬каза было золотошвейное искусство, связанное с украшением традицион¬ного женского и мужского костюма.

По мере развития общества создава¬лись народные обряды по поводу рождения и смерти людей, объявления войны или заключения мира, по случаю свадебных церемоний. Участие в обрядах связывалось с народными костюмами. Дифференциация, моди¬фикация одежды способствовала обогащению общенациональных форм искусства через взаимопроникновение отдельных элементов.Это отрази¬лось и в дошедшем до нас художественном оформлении одежды и укра¬шений.

Направленная на удовлетворение разнообразных жизненных по¬требностей в лучших своих образцах одежда народов Северо-Западного Кавказа проникнута своеобразным художественным вкусом. Одежда - это своеобразная отрасль народного художественного твор¬чества, которая тесно смыкалась с жизненным укладом, обычаями, нравами. В горскую одежду органической частью входили оружие и металличе¬ские украшения.Во второй половине XIX века на Северном Кавказе па¬радная мужская и женская одежда украшалась, главным образом, изде¬лиями дагестанских оружейников и ювелиров.

Поскольку основу почти всех частей костюма составляло сукно собственной выделки, то вполне понятно, что естественный цвет шерсти, (черно-белая тональность) был доминирующим в одежде. Эта сдержанная цветовая гамма в течение ве¬ков не могла, не сказаться на развитие художественного вкуса горцев. Эстетические идеалы горцев не являлись раз и навсегда заданными, застывшими нормами.Они развивались, совершенствовались как образцы, определявшие перспективу развития личности.

Гуманисти¬ческие нравственно- эстетические идеалы выступали в качестве мотива, установки для совершенствования личности. Эти идеалы связывали по¬коления, устанавливали преемственность лучших гуманистических тра¬диций в воспитании.Литература 1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХVIII-ХIХв.в. -Нальчик,1974- 320с. 2. АйбазоваМ.Ю. Нравсвенно – эстетическое воспитание в этнопедагогический культуре Северно- Западного Кавказа.

Монография М.: МГОУ,2003 272с. 3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие - М.: Изд. центр "Академия", 1999, 263с. Кукушкин В.С Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов.