Использование музыки на уроках литературы

План 1. Роль музыки и литературы в жизни человека 2. Методические приемы использования музыки на уроках литературы 3. Конспект литературно - музыкального вечера 1. Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязях литературы и музыки.Эти трудности в значительной степени объясняются тем, что в литературе по эстетике конкретизируются теоретические поня¬тия, как правило, с малыми ссылками на примеры из музыки.

Важная особенность художественной литературы, отличаю¬щая ее от других видов искусств,—возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их сло¬вами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразитель¬ные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения.Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной.

Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музы¬кальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Саль¬ери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцеро-ва соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горько¬го, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинско¬го, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Шопен» М. Рыльского и др. Многие произведения литературы положе¬ны на музыку. Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших из¬гибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттен¬ков, нежели в сочетании слов. Художественное слово более всего становится музыкальным и лирическом произведении, передающем движение чувств.

Проза тоже может звучать музыкально.

У нее есть ритм, внут¬ренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. По¬этому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вы¬зываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии.В прозаических произведениях, в которых обра¬зы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше. Естественно, в литературном произведении речь идет" лишь о «музыке», которую ощущаем внутренним слухом, представ¬ляем ее звучание посредством словесных образов.

Но мастер¬ство и вдохновение поэта, его внутренний слух способны, пу¬тем соответствующей «речевой инструментовки», настроить чи¬тателя на музыкальный лад, заставить его услышать «музыку» через слово. «Поэт, конечно, может вовсе не упоминать ниче¬го о музыке, и все-таки действо поэтическое (процесс звуча¬ния стихов) будет у него музыкальным»,—писал Б. Асафьев.

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить.И нет здесь музыки без слова, стро¬ки и буквы; они для музыки то же, что ось для ко¬леса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все про¬странство вселенной А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смо¬ченными этой влагой, не спасешься Если пропа¬дает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания». Со временем искусство слова и музыка обо¬собились друг от друга, но общие черты, сближа¬ющие два вида искусства, сохранились: 1. Общественный характер. Понимание про¬изведения как некоего общения автора, воплоща¬ющего человеческие чаяния и помыслы, с людьми. 2. Историческое осмысление действительно¬сти и опосредованное отражение ее в художест¬венном образе, представляющем единство обоб¬щенного и конкретного, объективного и субъек¬тивного, типичного и характерного. 3. Развернутость во времени. 4. Эстетическое отношение к жизни. 5. Интонационная природа. Б.Л.Яворский по¬лагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и глас¬ность, оставив лишь одно звучание, то в таком фо¬нографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи — музыкальное произведение» 6. Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (балла¬ды Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестро¬вая «Сказка" Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.). 7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.— написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слу¬хом аналогично музыканту, слышащему нотный текст. 8. Параллельность эмоционального воздейст¬вия текста (музыкального и литературного) и мы¬слительной переработки воспринимаемого.

Близка музыке стихотворная речь, содержа¬щая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета;«Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу об¬ласть (т.е. музыку)»При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна.

Материаль¬ной стороной взаимосвязи поэзии и музыки яв¬ляются некоторые приемы структурирования текста.

К числу таковых Л.Н.Казанцева относит: метро-ритмическую организацию стиха, особен¬ности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность, варьирование.

Более того, литература подчас заимствует у музыки сугубо музыкальные средства воплощения содержания.

Так, например, в стихотворении «Бал» Н.П.Огарева части предваряются иноязыч¬ными обозначениями темпов, принятыми в музы¬ке. Существует и обратное влияние литературных форм на музыку.

В отличие от строгих музыкаль¬ных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу раз¬вертывания (принцип сквозного развития), стрем¬ление к конкретности (программная музыка). Таким образом, связь музыки и литературы, существовавшая первоначально, обусловила по¬стоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения. Так, некоторые литературные произведения имеют музыкальную тематику; например, «Квар¬тет» И.А.Крылова, «Крейцерова соната» Л.Н.Тол¬стого, «Певцы», «Песнь торжествующей любви» И.С.Тургенева, «Певчие», «Скрипка Ротшильда» А.П.Чехова.

Также следует отметить писателей, которые не выносили в название своих произведений му¬зыкальной терминологии, но отличались удиви¬тельной музыкальностью языка. К примеру, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Го¬голя, А.А.Блока, С.А. Есенина.

Многие народные сказки включают в себя пе¬ние персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), иг¬ру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях.Музыкальные иллюстра¬ции, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н.Островского. "Вишневый сад» А.П.Чехова и др.). Роль музыкантов и музици-рования велика в таких крупнейших произведени¬ях, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С.Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.

Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процес¬су музицирования.Так, А.К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые слож¬нейшие, самых тончайших оттенков я могу пере¬дать словами, Получается так, как будто бы в че¬ловеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами иг¬рает на этой клавиатуре мозга, и в голове воспри¬нимающего возникает та же самая симфония», Другой позицией, обуславливающей естест¬венность синтеза литературы и музыки в учебном процессе, является направленность педагогики на создание у школьников целостного представления о мире. В настоящее время в научной литературе оп¬ределены следующие типы взаимодействия ис¬кусства, и в частности, литературы и музыки: меж¬предметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудо¬жественному воспитанию школьников, преподава¬ние отдельных видов искусств на полихудожест¬венной основе — с привлечением аналогов и сти¬мулов из других видов искусств, а также сочета¬ние обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций.

При этом концерт явится одновременно и услови¬ем для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реа¬лизацией главной задачи — формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоз¬зрения старшеклассников.

Также ввиду способно¬сти раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в ус¬ловиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразо¬вания, средством гармонизации личности, разви¬тия способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусст¬ва и формирования художественно-творческих по¬тенций.

Кроме того, концерт в форме литератур¬но-музыкальной композиции — возможность для учащихся испытать себя в разных видах художест¬венной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли — «не только носителя культуры, но и ее творца 2. Музыкальный материал на уроках изучения ли¬тературы следует использовать систематически, на протяже¬нии всего учебного года. Учитель может показать к примеру взаимопроникновения литературы и музыки во второй полови¬не XIX века, расширяя и углубляя таким образом представле¬ние учащихся о культурном наследии.

Естественно, что не только литера¬тура, но и музыка выражает общественную позицию человека и воспитывает его, обогащая эмоциональный мир, образное мышление. А. М. Горький, формируя новый художественный метод, уделял огромное внимание народной песне.

Писатель всегда заботился об изучении музы¬кального фольклора, призывал деятелей искусства создавать новые песни.

Чтобы пополнить знания учащихся о песне, можно провести урок на тему «Истоки красоты—в песне» или «Раз¬мышление над песней». Материалы для урока можно найти большие и благодат¬ные, если учесть, что песня была постоянным спутником в жиз¬ни писателей и его героев. Учитель обязан помочь им понять, что песня позволяет писателю глубже показать внутренний мир человека, его переживания, чувства.

Полезно напомнить слова известной акт¬рисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она призна¬валась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». После разъяснения учителя рассказ о рождении песни воспринимается учащимися с большим инте¬ресом, но требуются дополнительные комментарии, для того чтобы ученики глубже вникли в сущность народного творчества, народной музыки.

Почти каждый человек задумывается над тем, как рожда¬ется песня в народе, при каких условиях, почему автор ее остается неизвестен, почему она живет веками, переходя от поколения к поколению.Тема о рождении и жиз¬ни песни будет намного содержательней и интересней, если привести известные слова И. В. Гоголя: «По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бур¬лацкие песни.

Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города». Интересно сообщить учащимся и о таком явлении в истории культуры. Неграмотная бабушка Федосова сохранила в своей памяти 30 тысяч стихотворных произведений, среди которых немало народных песен.Известный фольклорист П. Демуцкий в двух селах записал около 700 народных ме¬лодий. О том, как создается песня, рассказывает известный коб¬зарь Егор Мовчан: «Большое то дело, когда сам что-нибудь создаешь.

А сочинять хочется, если человек с музыкою нераз¬лучен и она глубоко запала ему в душу, тогда и самому хочет¬ся сказать что-нибудь своею музыкою. Сидишь и сам себе говоришь, и слова эти поешь. Одно сло¬во, другое, третье Так я сложил о Ленине «Была зима с от¬тепелью, а другая лютая». Сижу или хожу, все произношу, а они поются. Раз споешь, другой, еще и еще, и тогда—вышла целая песня.Бери ее и пой. Если хорошая песня, люди ее серд¬цем слушают И я, словно дерево весною, оживаю от этого». Можно привести и другой пример.

Известный композитор С. Комитас сумел проследить, как в одной деревне появилась хороводная песня, как шлифовалась мелодия, танец, согласо¬вывалось пение солиста с участниками хоровода. Содержатель¬ны его размышления по поводу возникновения песни, Итак, песня шлифуется веками, проходит процесс эмоционального и художественного обогащения у каждого по¬коления.Такие свойства песни очень важны в познании духов¬ной жизни народа. «Песня—такой же высокий жанр, как и симфония.

Песне доступны самые высокие идеи и самые высокие, сильные и чистые чувства». Она неисчерпаемый источник для создания крупных инструментальных и вокальных произве¬дений. Учитель должен помнить, что когда слушаем песню, то стараемся уловить прежде всего слова, мелодию. Но на этом восприятие не заканчивается.В песне заложены очень важные выразительные средства, которые согласуются с драматически¬ми произведениями: «Песня—своего рода театр: в ней есть драматургия, есть пьеса, есть актер и даже своеобразные де¬корации,—говорил композитор В. П. Соловьев-Седой. Полезно дать задание учащимся для самостоятельной ра¬боты. Реферат на тему «Истоки красоты — в песне» готовит ученик, который интересуется искусством.

Важно сообщить уча¬щимся, что роль музыки в жизни писателя необычайно возрос¬ла в настоящее время. Это обусловливается развитием нашего общества.Пренебрежение к музыкальной культуре обедняет эмоциональный мир художника слова, делает серыми его про¬изведения, поскольку отображенная в них жизнь теряет одну из привлекательнейших сторон своих—звуковую.

Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предла¬гается учащимся при чтении текста обращать внимание на музы¬кальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в ха¬рактеристике героя.Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка — единственное искусство, прони¬кающее в сердце человеческое так глубоко ». Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пе¬ра писателя, отражает определенный исторический период.

Сама деятельность писателя протекает во времени.Поэтому очень важно установить, какое место в жизни писателя и какое значение для его творчества имели его взаимоотношения с ком¬позиторами, художниками и мастерами сцены, его современни¬ками. Такие сведения пробуждают у учащихся симпатии и вни¬мание к самому художнику слова и героям его произведений, общественной культуре изучаемой эпохи.

Расширяется круго¬зор учащихся, запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку, кроме этого, определяется роль, писателя в развитии культуры.Учитель-словесник должен участвовать в воспитании «музы¬кального человека». Мы употребляем выражение: «такой-то че¬ловек музыкальный», но сказать, что у него развит музыкаль¬ный слух или он одарен тонким ощущением музыки,—этого мало. 3. Данная литературно-музыкальная композиция, которая была проведена на общешкольном вечере, составлена из материалов публикаций И.В.Во¬робьевой, И.В.Румянцевой, С.В.Шиповского.

Все имена вошедших в литературно-музыкальную ком¬позицию русских писателей и поэтов хрестома¬тийны.Творчество композиторов — М.И.Глинки, Ц.А.Кюи, Н.А.Римского-Корсакова и других — так¬же знакомо детям по школьным урокам музыки, Однако если в учебном процессе музыканты и ли¬тераторы изучаются изолированно, литературно-музыкальная композиция естественным образом объединяет искусственно разделенное по ряду всем хорошо известных причин.

Основная уста¬новка в сопряжении музыкального и литературно¬го материала — принцип общности эмоциональ¬ной палитры. При этом в условиях синтеза каждое искусство предполагает собственный механизм воздействия, Художественное слово несет опре¬деленный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни.Музыка же, как пре¬дельно аффективный язык. углубляет содержание словесного образа, способствуя большей вырази¬тельности его психологического решения, В ней принимали участие преподаватели и дети старших классов, которые помимо основных предметов, определенных учеб¬ным планом, занимаются фортепиано, вокалом, поют в хоре, Также в концерте принимали участие учащиеся музыкальной школы, так как синтез искусств в компо¬зиции предполагает слияние усилий различных образовательных структур Также фрагменты данной литературно-музы¬кальной композиции могут быть использованы в условиях урока предметов эстетического цикла, в частности, литературы и мировой художественной культуры.

В таком случае служить музыкальными иллюстрациями могут фонограммы указанных му¬зыкальных сочинений.

К тому же немаловажное значение имеет со¬здание определенной ауры концерта — оформле¬ние зала как своеобразного подобия музыкальной гостиной, предполагающей некое замкнутое про¬странство, в котором легче и быстрее можно собрать внимание людей, чем в большом зале. В целом подготовка подобного концерта требует активности и мобильности педагога-организатора.

И конечно, неоценимой помощью ему явилось бы участие в концерте родителей — и в качестве зрителей, и в качестве действующих лиц, костюмеров, гримеров и декораторов-оформителей, В предлагаемой литератур¬но-музыкальной композиции «Что не выскажешь словами — звуком на душу навей» ведущий в за¬ключение обращается к детям с удивительно чут¬кими словами В.А.Сухомлинского,: « Мы не можем перело¬жить свои знания, свои идеи и чувства из своей го¬ловы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в ре¬зультате которой получились бы известные мысли и чувства Согласитесь, что литературно-музы¬кальная композиция в этом смысле хороший для нас помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, а также формировании у них эстетически-ценностных ориентации.

Литературно-музыкальная композиция «ЧТО НЕ ВЫСКАЖЕШЬ СЛОВАМИ -ЗВУКОМ НА ДУШУ НАВЕЙ» ВЕЧЕР РОМАНСА Звучит романс "Редеет облаков летучая гря¬да " (музыка Н.А.Римского-Корсакова, слова А.С.Пушкина) в исполнении учителя музыки или кого-либо из учащихся старших классов.

Ведущий (учитель литературы). Сегодня в концерте прозвучат произведения писателей и композиторов, составляющих гордость и славу русской культуры, потому как и сегодня написан¬ное ими задолго до нашего времени заставляет нас о многом задуматься.

Соведущий (ученик старших классов) (объявляет). Старинный русский романс «Я вас любил ». Музыка Александра Дмитриевича Ше¬реметева, слова Александра Сергеевича Пушкина. ( Ведущий. Мы обращаемся к стихам Але¬ксандра Сергеевича Пушкина всегда, когда хотим насладиться совершенным стихом, правдивым и проникновенным. «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» — было предсказано поэту.Это так и есть, ибо творения Пушкина, сти¬хи его и проза, остаются с нами на всю жизнь для высокой любви, ликования и безудержной грусти, для совета Соведущий (объявляет). «Зимний ве¬чер», музыка Михаила Лукьяновича Яковлева (ли¬цейского друга поэта), слова Александра Сергее¬вича Пушкина, Ведущий.

В 1825 году Александр Сергеевич Пушкин пишет стихотворение, посвящает его сво¬ему другу — Ивану Ивановичу Козлову: Певец, когда перед тобой Во мгле сокрылся мир земной, Мгновенно твой проснулся гений.На все минувшее воззрел, И в хоре светлых привидений Он песни дивные запел.

Соведущий (продолжает). Козлов ро¬дился в богатой и родовитой семье. Получил хо¬рошее образование. Но вдруг его внезапно пора¬зила тяжелая болезнь (паралич ног), а три года спустя Козлов начал терять зрение и вскоре сов¬сем ослеп. Ведущий. И тогда несчастье сделало его поэтом. Зная прежде в совершенстве француз¬ский и итальянский языки, он уже на одре болез¬ни, лишенный зрения, выучил английский и не¬мецкий.Начал переводить и на сороковом году жизни стал писать собственные стихи. (Звучит ме¬лодия романса «Вечерний звон" в исполнении на гитаре учащимися.

После чего ученик читает сти¬хотворение И.И.Козлова «Вечерний звон.) Соведущий. С годами Иван Иванович Козлов работал все больше. Он начал терять речь и слух, но все еще продолжал трудиться, диктуя стихи дочери.Ведущий (объявляет). Музыка Михаила Ивановича Глинки, слова Ивана Ивановича Козло¬ва. «Венецианская ночь». На сцене три ученика - исполнители трех ро¬лей: автора, Тютчева и его дочери.

Автор. 22 августа 1857 года Лето уходи¬ло Коляска мягко, неспешно катилась уже тре¬тий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти солнечные дни Брянское именьице, милый, родной Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро Москва! А вокруг — поля, поля, золотые и коричневые А над ними — огромное, неоглядно бездонное голубое небо и всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Федор Иванович Тютчев, откинувшись на ко¬жаную подушку, держал в руках маленькую запис¬ную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница — дочь Мария — чуть улыба¬лась. Но ничего не спрашивала: она догадыва¬лась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать Тютчев.

Да, получилось.Хочешь послу¬шать? Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера Где бодрый серп гулял и падал колос, — Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Автор. Федор Иванович передал дочери листок бумаги, и та продолжала читать.

Дочь. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле Автор. Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем воздуха! Соведущий (объявляет). Музыка Цезаря Антоновича Кюи, слова Федора Ивановича Тютче¬ва. «Майский день». (Исполняет ученица в сопро¬вождении дуэта фортепиано и флейты.) Впервые русские читатели обратили внимание на стихи Тютчева, напечатанные в журнале «Современник». Поэту было в то время 33 года. Он состоял на ди¬пломатической службе и жил в Германии, в горо¬де Мюнхене.

Музыка неизвестного автора, слова Федора Ивановича Тютчева. «Я встретил вас ». Ч т е ц (из учеников). Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин Ведущий.Эти стихи написал Алексей Константинович Толстой, человек широкого серд¬ца, удивительно трогательный человек.

В детстве будущий поэт побывал вместе с матерью и дядей в Италии. В Венеции продавец в одной из лавок уговорил приезжих купить бюст молодого полу¬божка фавна, уверяя, что это работа гениального Микеланджело. Когда статую принесли в отель, Толстой не отходил от нее. Он вставал даже ночью посмотреть на фавна.Мальчик задавал себе воп¬рос, что ему делать, если вдруг случится пожар, сможет ли он на руках вынести и спасти своего любимца.

К счастью, все обошлось хорошо. Соведущий. Алексей Константинович отлично рисовал, занимался музыкой, в совер¬шенстве владел несколькими иностранными языками. В молодости и в зрелые годы обладал недюжинной силой: мог легко перебросить че¬рез крышу флигеля двухпудовую гирю. одной ру¬кой поднять человека выше своей головы, завя¬зать в узел кочергу, вогнать пальцем в стену гвоздь. Ведущий. Но неожиданно подкралась не¬излечимая болезнь.Скончался Толстой 28 сентяб¬ря 1875 года, не достигнув 60 лет. Похоронен в своем имении Красный Рог, недалеко от Брянска, под его любимыми старыми липами, где любил слушать пение птиц, ночью у костра наблюдать, как наступает утро, как пробуждается природа, Соведущий (объявляет). Музыка Петра Петровича Булахова. слова Алексея Константино¬вича Толстого. "Колокольчики мои, цветики степ¬ные » (Звучит в исполнении ученицы и ансамбля фортепиано с флейтой.)На сцене три ученика - исполнители ролей: автора, Тургенева и его слуги.

Автор. Этот день навсегда остался в памя¬ти Ивана Сергеевича Тургенева Был летний ве¬чер, заря погасала.

В саду «начинали густеть и разливаться холодные тени ». В доме Тургеневых необычно рано все затихло: своенравная и ка¬призная барыня удалилась в свои покои и прика¬зала ее не тревожить. В доме не зажигали света, говорили шепотом. В этот час крепостной слуга, осторожно сту¬пая, прошел по комнатам, остановился возле дет¬ской и едва слышно постучал.И тотчас из нее вы¬шел мальчик лет девяти.

Тургенев (шепотом). Достал ключ? Слуга. Выпросил у камердинера Но бояз¬но, барин: ну как маменька узнают Тургенев. Она спит, наверно пойдем Автор. Мальчик замер от страха, так как малейшее ослушание матери грозило жестокой расправой. Стараясь не произвести никакого шу¬ма, они двинулись дальше. В комнате, куда они вошли, было почти темно. По стенам стояли высо¬кие шкафы.За стеклами их тускло поблескивали переплеты старинных книг. Затаив дыхание, он с трудом открыл дверцу шкафа и достал книги. Ведущий.

Долго потом не мог уснуть Ва¬ня. С этого времени и началось его увлечение ли¬тературой, которая позднее стала делом всей его жизни. А книги Тургенева оказали огромное влия¬ние не только на современников, но и на последу¬ющие поколения. В последние годы жизни Иван Сергеевич Тур¬генев много бывал за границей. Он жил в Париже, Лондоне, путешествовал по Италии.Но его всегда неизменно тянуло на родину, в любимое им Спас¬ское. Еще мальчиком посадил он у себя в саду мо¬лодой дубок.

Шли годы, дубок вырос, превратил¬ся в прекрасный могучий дуб. Приезжая в Спас¬ское, Тургенев любил отдыхать в его тени. Соведущий. Уже тяжело больным, чувст¬вуя, что никогда больше не увидит родных мест, он писал своему другу поэту Якову Петровичу По¬лонскому: «Когда вы будет в Спасском, поклони¬тесь от меня дому. саду, моему молодому дубу, — родине поклонитесь » Ведущий.Любовь к родине Тургенев пере¬нес на страницы своих произведений, и под его пером заиграла и засверкала красота русской природы, встали как живые, с поразительной мяг¬костью очерченные, характеры русских людей.

Соведущий (объявляет). Музыка Арка¬дия Максимовича Абазы, слова Ивана Сергеевича Тургенева. «Утро туманное». Ведущий. Особой ясностью и проникно¬венностью наполнены стихи Аполлона Николаеви¬ча Майкова.Хотя в его человеческом бытии про¬исходили трагедии, оставившие незаживающий рубец на всю жизнь, написанные им стихи в раз¬ные годы, и в молодости, и в старости, одинаково светлые.

Ч т е ц (из учеников). Гармонии стиха божественные тайны Не думай разгадать по книгам мудрецов: У брега сонных вод. один бродя, случайно Прислушайся душой к шептанью тростников, Дубравы говору; их звук необычайный Прочувствуй и пойми В созвучии стихов Невольно с уст твоих размерные октавы Польются, звучные, как музыка дубравы. Соведущий.Музыка Николая Андрее¬вича Римского-Корсакова, слова Аполлона Нико¬лаевича Майкова, «О чем в тиши ночей». (Романс звучит в исполнении ученицы в сопровождении фортепиано и флейты.) Ведущий.

Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя творче¬ство всех выдающихся писателей, поэтов и компо¬зиторов. Мы вместе сегодня будто пролистали не¬сколько страниц альбома отечественной культуры, при этом лишь приоткрыли дверь в богатейший мир классического наследства, в мир прекрасно¬го искусства.Духовное наследие писателей и ком¬позиторов, о которых сегодня шла речь, еще толь¬ко ждет вашего участия и понимания.

А в заключение хочется напомнить вам слова замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Человек выделился из мира жи¬вотных и стал одаренным существом не только по¬тому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего не¬ба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багряный закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрач¬ных каплях утренней росы, серые нити дождя в па¬смурный осенний день, нежный стебелек и голу¬бой колокольчик подснежника, —увидел и изумил¬ся и начал создавать новую красоту.

Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота». Сценарий вечера показывает, что восприятие музыки связано с нравственным обликом человека.Воспитание. «музыкального человека» означает развить в нем черты нравственной чуткости. Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «ме¬лодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка.

Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамот¬ного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образно¬го слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй.Следует помочь уча¬щимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художе¬ственного чтения.

Главное, от чего зависит успешное использование музыки на уроках литературы,— стремление вызвать у учащихся инте¬рес к музыке вообще. Видный композитор и педагог А. Б. Голь¬денвейзер писал: « нужно прежде всего захотеть слушать му¬зыку, чтобы научиться ее понимать.Нужно- научить себя этому ». Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой.

Следует выбирать из них те, где ярко очерчены зву¬ковые образы, доступные учащимся. Здесь, на мой взгляд, как раз были выбраны наиболее удачные слова, стихи , песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя словесника.Литература 1. Изучение литературы в школе/ под ред. Т.Г. Браже – 1997-256с. 2. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже – М 1971 3. Мащенко П.М.Использование музыки на уроках литературы М 1978- 76с. Осеннева М.С.Средство эстетического воспитания //Л.