рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории

Работа сделанна в 2003 году

Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории - раздел Педагогика, - 2003 год - «Ме¬То¬Ди¬Ка Ис¬Поль¬Зо¬Ва¬Ния Изо¬Бра¬Зи¬Тель¬Ных Средств На¬Гляд¬Но¬Сти На ...

«Ме¬то¬ди¬ка ис¬поль¬зо¬ва¬ния изо¬бра¬зи¬тель¬ных средств на¬гляд¬но¬сти на уро¬ках ис¬то¬рии». Вы¬пол¬нил: экс¬терн ПИ¬НЯ¬ГИН С.В. Про¬ве¬рил: до¬цент Став¬ро¬поль – 2003 “Что¬бы быть хо¬ро¬шим пре¬по¬да¬ва¬те¬лем, нуж¬но лю¬бить то, что пре¬по¬да¬ешь, и лю¬бить тех, ко¬му пре¬по¬да¬ешь.” В.О.Клю¬чев¬ский План. Вве¬де¬ние. 1. Ос¬нов¬ные це¬ли ис¬поль¬зо¬ва¬ния изо¬бра¬зи¬тель¬ных средств на¬гляд¬но¬сти на уро¬ках ис¬то¬рии. 2. Ме¬сто ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры на уро¬ке ис¬то¬рии и прин¬ци¬пы ее от¬бо¬ра. 3. Клас¬си¬фи¬ка¬ция про¬из¬ве¬де¬ний ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры для уро¬ков ис¬то¬рии. 4. Ме¬то¬ди¬ка ис¬поль¬зо¬ва¬ния ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры на уро¬ке ис¬то¬рии: а) по¬строе¬ние уро¬ка це¬ли¬ком на ма¬те¬риа¬ле ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры; б) ор¬га¬ни¬че¬ское вклю¬че¬ние об¬ра¬зов ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры в из¬ло¬же¬ние ма¬те¬риа¬ла; в) крат¬кий пе¬ре¬сказ ху¬до¬же¬ст¬вен¬ных па¬мят¬ни¬ков; г) крат¬кая ци¬та¬та на уро¬ке; д) про¬стран¬ная ци¬та¬та; е) на¬по¬ми¬на¬ние ли¬те¬ра¬тур¬но¬го об¬раза; ж) раз¬бор ли¬те¬ра¬тур¬ных па¬мят¬ни¬ков; з) от¬рыв¬ки из про¬из¬ве¬де¬ний ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры в ка¬че¬ст¬ве во¬про¬сов на по¬вто¬ри¬тель¬но-обоб¬щаю¬щих уро¬ках. За¬клю¬че¬ние. …идея, во¬пло¬щен¬ная в пер¬со¬на¬жи, дос¬туп¬нее для ра¬зу¬ме¬ния. О. Баль¬зак Вве¬де¬ние. Ко¬гда-то дав¬но, в го¬ды уче¬бы в сред¬ней шко¬ле, я ни¬как не мог¬ла оп¬ре¬де¬лить¬ся с вы¬бо¬ром сво¬его жиз¬нен¬но¬го пу¬ти. У ме¬ня бы¬ло две стра¬сти: ис¬то¬рия и ли¬те¬ра¬ту¬ра. В ито¬ге вы¬бор был сде¬лан в поль¬зу ис¬то¬рии. Но моя лю¬бовь к ли¬те¬ра¬ту¬ре со¬хра¬ни¬лась. Я по¬ня¬ла, что став учи¬те¬лем ис¬то¬рии, я смо¬гу час¬тич¬но во¬пло¬тить в жизнь и свою вто¬рую меч¬ту — ли¬те¬ра¬тур¬ную. Ведь ли¬те¬ра¬ту¬ра идет ру¬ка об ру¬ку с ис¬то¬ри¬ей. И ре¬ша¬ет те же за¬да¬чи ис¬то¬ри¬че¬ско¬го по¬зна¬ния, но ины¬ми, свой¬ст¬вен¬ны¬ми толь¬ко ей, сред¬ст¬ва¬ми — сред¬ст¬ва¬ми об¬раз¬но¬го, кар¬тин¬но¬го ото¬бра¬же¬ния дей¬ст¬ви¬тель¬но¬сти. Нрав¬ст¬вен¬но-вос¬пи¬та¬тель¬ное и по¬зна¬ва¬тель¬ное зна¬че¬ние ее не¬оце¬ни¬мо. И те¬перь, ра¬бо¬тая в сред¬ней шко¬ле, я пы¬та¬юсь осу¬ще¬ст¬вить этот син¬тез, син¬тез ис¬то¬рии и ли¬те¬ра¬ту¬ры. Ос¬нов¬ные це¬ли ис¬поль¬зо¬ва¬ния изо¬бра¬зи¬тель¬ных средств на¬гляд¬но¬сти на уро¬ках ис¬то¬рии Про¬из¬ве¬де¬ния ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры ре¬ко¬мен¬ду¬ют¬ся во всех школь¬ных учеб¬ни¬ках по ка¬ж¬до¬му кур¬су ис¬то¬рии, при¬вле¬ка¬ют¬ся в ка¬че¬ст¬ве вы¬ра¬зи¬тель¬но¬го ма¬те¬риа¬ла на уро¬ках. И все¬гда ху¬до¬же¬ст¬вен¬ная ли¬те¬ра¬ту¬ра слу¬жит для уча¬щих¬ся од¬ним из важ¬ных ис¬точ¬ни¬ков для оз¬на¬ком¬ле¬ния с ис¬то¬ри¬че¬ским про¬шлым и од¬ним из эф¬фек¬тив¬ных средств их нрав¬ст¬вен¬но¬го и эс¬те¬ти¬че¬ско¬го вос¬пи¬та¬ния. Вы спро¬си¬те: «По¬че¬му?» Да по¬то¬му, что жи¬вость и кон¬крет¬ность ху¬до¬же¬ст¬вен¬но¬го об¬раза уси¬ли¬ва¬ют кар¬тин¬ность по¬ве¬ст¬во¬ва¬ния и та¬ким об¬ра¬зом соз¬да¬ют бо¬лее кон¬крет¬ные ис¬то¬ри¬че¬ские пред¬став¬ле¬ния у уча¬щих¬ся. Ху¬до¬же¬ст¬вен¬ный об¬раз, как пра¬ви¬ло, от¬ли¬ча¬ет¬ся мет¬ко¬стью и убе¬ди¬тель¬но¬стью. И это об¬лег¬ча¬ет вос¬при¬ятие ис¬то¬ри¬че¬ско¬го про¬шло¬го. До¬ка¬за¬тель¬ная си¬ла ху¬до¬же¬ст¬вен¬но¬го об¬раза вос¬пи¬ты¬ва¬ет у школь¬ни¬ков оп¬ре¬де¬лен¬ное от¬но¬ше¬ние к изу¬чае¬мым ис¬то¬ри¬че¬ским яв¬ле¬ни¬ям, вы¬зы¬ва¬ет у них со¬чув¬ст¬вие, не¬на¬висть, вос¬хи¬ще¬ние, воз¬му¬ще¬ние. Яр¬кий, вы¬ра¬зи¬тель¬ный ху¬до¬же¬ст¬вен¬ный об¬раз воз¬дей¬ст¬ву¬ет на лич¬ность уча¬ще¬го¬ся все¬сто¬рон¬не: на его ум, чув¬ст¬во, во¬лю, по¬ве¬де¬ние, по¬то¬му что эти¬че¬ские нор¬мы рас¬кры¬ты на жи¬вых при¬ме¬рах и в кон¬крет¬ных си¬туа¬ци¬ях. Ос¬та¬но¬вим¬ся на кон¬крет¬ном при¬ме¬ре. Есть в кур¬се ис¬то¬рии 5 клас¬са те¬ма «Бре¬ст¬ская кре¬пость». На уро¬ке мы с ре¬бя¬та¬ми го¬во¬рим о на¬ча¬ле Ве¬ли¬кой Оте¬че¬ст¬вен¬ной вой¬ны, о тя¬же¬сти пер¬вых дней, о му¬же¬ст¬ве за¬щит¬ни¬ков Бре¬ст¬ской кре¬по¬сти. Но ма¬те¬ри¬ал учеб¬ни¬ка, как мне ка¬жет¬ся, пре¬дель¬но сух и не¬дос¬та¬точ¬но эмо¬цио¬на¬лен. По¬это¬му, что¬бы соз¬дать нуж¬ный на¬строй на уро¬ке, я за¬чи¬ты¬ваю от¬ры¬вок из по¬вес¬ти Бо¬ри¬са Ва¬силь¬е¬ва «В спи¬сках не зна¬чил¬ся» о по¬след¬них ми¬ну¬тах жиз¬ни лей¬те¬нан¬та Ни¬ко¬лая Плуж¬ни¬ко¬ва. «Он шел стро¬го и пря¬мо, ни¬че¬го не ви¬дя, но точ¬но ори¬ен¬ти¬ру¬ясь по зву¬ку ра¬бо¬тав¬ше¬го мо¬то¬ра. И все стоя¬ли на сво¬их мес¬тах, и он шел один, с тру¬дом пе¬ре¬став¬ляя рас¬пух¬шие, об¬мо¬ро¬жен¬ные но¬ги. И вдруг не¬мец¬кий лей¬те¬нант звон¬ко и на¬пря¬жен¬но, как на па¬ра¬де, вы¬крик¬нул ко¬ман¬ду, и сол¬да¬ты, щелк¬нув каб¬лу¬ка¬ми, чет¬ко вски¬ну¬ли ору¬жие «на ка¬ра¬ул». И не¬мец¬кий ге¬не¬рал, чуть по¬мед¬лив, под¬нес ру¬ку к фу¬раж¬ке. А он, ка¬ча¬ясь, мед¬лен¬но шел сквозь строй вра¬гов, от¬да¬вав¬ших ему сей¬час выс¬шие во¬ин¬ские по¬чес¬ти. Но он не ви¬дел этих по¬чес¬тей, а ес¬ли бы и ви¬дел, ему бы¬ло бы уже все рав¬но. Он был вы¬ше всех мыс¬ли¬мых по¬чес¬тей, вы¬ше сла¬вы, вы¬ше жиз¬ни и вы¬ше смер¬ти. Страш¬но, в го¬лос, как по по¬кой¬ни¬ку, за¬кри¬ча¬ли, за¬вы¬ли ба¬бы. Од¬на за дру¬гой они па¬да¬ли на ко¬ле¬ни в хо¬лод¬ную ап¬рель¬скую грязь.

Ры¬дая, про¬тя¬ги¬ва¬ли ру¬ки и кла¬ня¬лись до зем¬ли ему, по¬след¬не¬му за¬щит¬ни¬ку так и не по¬ко¬рив¬шей¬ся кре¬по¬сти… Он шел и шел, шел гор¬до и уп¬ря¬мо, как жил, и упал толь¬ко то¬гда, ко¬гда до¬шел. Воз¬ле ма¬ши¬ны. Он упал на спи¬ну, на¬взничь, ши¬ро¬ко рас¬ки¬нув ру¬ки… Упал сво¬бод¬ным и по¬сле жиз¬ни, смер¬тию смерть по¬прав.»1 Мне ни¬ко¬гда не за¬быть ши¬ро¬ко рас¬кры¬тых дет¬ских глаз, в ко¬то¬рых в этот мо¬мент мож¬но бы¬ло про¬чи¬тать все: вос¬хи¬ще¬ние, страх, не¬на¬висть, гор¬дость. И я спра¬ши¬ваю се¬бя в этот мо¬мент: «Раз¬ве бы мог школь¬ный учеб¬ник вы¬звать у ре¬бят та¬кую бу¬рю чувств, та¬кой ин¬те¬рес к те¬ме, та¬кое по¬ни¬ма¬ние?» И са¬ма се¬бе от¬ве¬чаю: «К со¬жа¬ле¬нию, нет.» При¬вле¬кае¬мые на уро¬ках ис¬то¬рии ху¬до¬же¬ст¬вен¬ные об¬ра¬зы уси¬ли¬ва¬ют идей¬ную на¬прав¬лен¬ность пре¬по¬да¬ва¬ния, да¬ют учи¬те¬лю воз¬мож¬ность до¬ве¬сти до соз¬на¬ния уча¬щих¬ся идей¬ное со¬дер¬жа¬ние те¬мы в дос¬туп¬ном кон¬крет¬ном ви¬де, спо¬соб¬ст¬вуя бо¬лее проч¬но¬му за¬кре¬п¬ле¬нию в па¬мя¬ти уча¬щих¬ся изу¬чае¬мо¬го ис¬то¬ри¬че¬ско¬го ма¬те¬риа¬ла. Ну, как здесь обой¬тись без при¬ме¬ра? И в пя¬том, и в седь¬мом клас¬сах есть те¬ма пет¬ров¬ских пре¬об¬ра¬зо¬ва¬ний, строи¬тель¬ст¬ва Пе¬тер¬бур¬га, зна¬че¬ния это¬го го¬ро¬да для ис¬то¬ри¬че¬ско¬го бу¬ду¬ще¬го Рос¬сии. На эту те¬му мож¬но дол¬го и про¬стран¬но го¬во¬рить. Но за¬чем? Ведь есть Пуш¬кин. «На бе¬ре¬гу пус¬тын¬ных волн Сто¬ял он, дум ве¬ли¬ких полн, И вдаль гля¬дел… И ду¬мал он: От¬сель гро¬зить мы бу¬дем шве¬ду. Здесь бу¬дет го¬род за¬ло¬жен На¬зло над¬мен¬но¬му со¬се¬ду. При¬ро¬дой здесь нам су¬ж¬де¬но В Ев¬ро¬пу про¬ру¬бить ок¬но, Но¬гою твер¬дой стать при мо¬ре. Сю¬да по но¬вым им вол¬нам Все фла¬ги в гос¬ти бу¬дут к нам, И за¬пи¬ру¬ем на про¬сто¬ре. Про¬шло сто лет, и юный град, Пол¬нощ¬ных стран кра¬са и ди¬во, Из тьмы ле¬сов, из то¬пи блат Воз¬нес¬ся пыш¬но, гор¬де¬ли¬во… В гра¬нит оде¬ла¬ся Не¬ва; Мос¬ты по¬вис¬ли над во¬да¬ми; Тем¬но-зе¬ле¬ны¬ми са¬да¬ми Ее по¬кры¬лись ост¬ро¬ва, И пе¬ред млад¬шею сто¬ли¬цей По¬мерк¬ла ста¬рая Мо¬ск¬ва…»1 В про¬из¬ве¬де¬ни¬ях ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры мы на¬хо¬дим кон¬крет¬ный ма¬те¬ри¬ал, как пра¬ви¬ло, от¬сут¬ст¬вую¬щий в учеб¬ных по¬со¬би¬ях, — об¬ста¬нов¬ку и ко¬ло¬рит эпо¬хи, мет¬кие ха¬рак¬те¬ри¬сти¬ки и де¬та¬ли бы¬та, яр¬кие фак¬ты и опи¬са¬ние об¬ли¬ка лю¬дей про¬шло¬го. На¬при¬мер, что¬бы уча¬щие¬ся седь¬мо¬го клас¬са бо¬лее чет¬ко пред¬ста¬ви¬ли се¬бе об¬лик Емель¬я¬на Пу¬га¬че¬ва, я за¬чи¬ты¬ваю от¬ры¬вок из «Ка¬пи¬тан¬ской доч¬ки» Пуш¬ки¬на. «…му¬жик слез с по¬ла¬тей. На¬руж¬ность его по¬ка¬за¬лась мне за¬ме¬ча¬тель¬ная: он был лет со¬ро¬ка, рос¬ту сред¬не¬го, ху¬до¬щав и ши¬ро¬ко¬плеч. В чер¬ной бо¬ро¬де его по¬ка¬зы¬ва¬лась про¬седь; жи¬вые боль¬шие гла¬за так и бе¬га¬ли. Ли¬цо его име¬ло вы¬ра¬же¬ние до¬воль¬но при¬ят¬ное, но плу¬тов¬ское. Во¬ло¬са бы¬ли об¬стри¬же¬ны в кру¬жок; на нем был обор¬ван¬ный ар¬мяк и та¬тар¬ские ша¬ро¬ва¬ры…»2 Та¬ким об¬ра¬зом, ху¬до¬же¬ст¬вен¬ная ли¬те¬ра¬ту¬ра ил¬лю¬ст¬ри¬ру¬ет на¬уч¬ный ма¬те¬ри¬ал ис¬то¬рии, ком¬мен¬ти¬ру¬ет его ху¬до¬же¬ст¬вен¬ны¬ми сю¬же¬та¬ми, уг¬луб¬ля¬ет по¬ни¬ма¬ние, воз¬бу¬ж¬да¬ет жи¬вой ин¬те¬рес к яв¬ле¬ни¬ям жиз¬ни, вы¬зы¬вая эмо¬цио¬наль¬ные пе¬ре¬жи¬ва¬ния. Ме¬сто ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры на уро¬ке ис¬то¬рии и прин¬ци¬пы ее от¬бо¬ра. Ос¬нов¬ные зна¬ния по ис¬то¬рии уча¬щие¬ся по¬лу¬ча¬ют че¬рез рас¬сказ учи¬те¬ля. Ни¬ти рас¬ска¬за про¬кла¬ды¬ва¬ют в соз¬на¬нии де¬тей свя¬зи с про¬шлым на¬ро¬да и стра¬ны. Сло¬во учи¬те¬ля, пре¬дель¬но точ¬ное, пол¬ное стре¬ми¬тель¬ной мыс¬ли и не¬под¬дель¬но¬го чув¬ст¬ва, во мно¬гом пре¬до¬пре¬де¬ля¬ет ус¬пех обу¬че¬ния. Од¬на¬ко учи¬тель не все¬гда на¬хо¬дит нуж¬ную гам¬му яр¬ких изо¬бра¬зи¬тель¬ных средств для кон¬крет¬ной и об¬раз¬ной пе¬ре¬да¬чи зна¬ний. На по¬мощь ему, а зна¬чит и уча¬щим¬ся, долж¬ны прий¬ти про¬из¬ве¬де¬ния пи¬са¬те¬лей и по¬этов. Но при от¬бо¬ре про¬из¬ве¬де¬ний ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры для уро¬ков ис¬то¬рии не¬об¬хо¬ди¬мо учи¬ты¬вать два мо¬мен¬та. Во-пер¬вых, по¬зна¬ва¬тель¬но-вос¬пи¬та¬тель¬ную цен¬ность ма¬те¬риа¬ла (т. е. прав¬ди¬вое из¬ло¬же¬ние ис¬то¬ри¬че¬ских яв¬ле¬ний). С. П. Бо¬ро¬дин под¬чер¬ки¬вал, что вы¬мы¬сел «дол¬жен на¬хо¬дить¬ся в пре¬де¬лах ис¬то¬ри¬че¬ской и бы¬то¬вой дос¬то¬вер¬но¬сти.»1 Во-вто¬рых, его вы¬со¬кую ху¬до¬же¬ст¬вен¬ную цен¬ность.

От¬рыв¬ки из про¬из¬ве¬де¬ний ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры, ис¬поль¬зуе¬мые на уро¬ках ис¬то¬рии, долж¬ны в се¬бе со¬дер¬жать: 1. жи¬вое изо¬бра¬же¬ние ис¬то¬ри¬че¬ских со¬бы¬тий, изу¬че¬ние ко¬то¬рых пре¬ду¬смот¬ре¬но школь¬ной про¬грам¬мой; 2. об¬ра¬зы ис¬то¬ри¬че¬ских дея¬те¬лей и изо¬бра¬же¬ние на¬род¬ных масс; 3. кар¬тин¬ное опи¬са¬ние об¬ста¬нов¬ки, в ко¬то¬рой раз¬во¬ра¬чи¬ва¬ют¬ся со¬бы¬тия про¬шло¬го. Т. е. ху¬до¬же¬ст¬вен¬ная ли¬те¬ра¬ту¬ра по¬мо¬га¬ет луч¬ше ус¬ваи¬вать ис¬то¬ри¬че¬ские со¬бы¬тия. Но не ка¬ж¬дое про¬из¬ве¬де¬ние ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры мо¬жет быть ис¬поль¬зо¬ва¬но на уро¬ке ис¬то¬рии. Ну¬жен тща¬тель¬ный от¬бор. Клас¬си¬фи¬ка¬ция про¬из¬ве¬де¬ний ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры для уро¬ков ис¬то¬рии. Ху¬до¬же¬ст¬вен¬ная ли¬те¬ра¬ту¬ра, ис¬поль¬зуе¬мая в пре¬по¬да¬ва¬нии ис¬то¬рии, мо¬жет быть раз¬де¬ле¬на на две груп¬пы: ли¬те¬ра¬тур¬ные па¬мят¬ни¬ки изу¬чае¬мой эпо¬хи и ис¬то¬ри¬че¬скую бел¬лет¬ри¬сти¬ку. Что мы от¬но¬сим к ли¬те¬ра¬тур¬ным па¬мят¬ни¬кам? Ко¬неч¬но, это про¬из¬ве¬де¬ния, соз¬дан¬ные в ту эпо¬ху, ко¬то¬рую мы изу¬ча¬ем, т. е. про¬из¬ве¬де¬ния, на¬пи¬сан¬ные со¬вре¬мен¬ни¬ка¬ми опи¬сы¬вае¬мых яв¬ле¬ний и со¬бы¬тий. Про¬из¬ве¬де¬ния этой груп¬пы яв¬ля¬ют¬ся свое¬об¬раз¬ны¬ми до¬ку¬мен¬та¬ми эпо¬хи и слу¬жат для ис¬то¬ри¬че¬ской нау¬ки од¬ним из ис¬точ¬ни¬ков зна¬ний о про¬шлом. Ко¬неч¬но, нуж¬но учи¬ты¬вать, что ли¬те¬ра¬тур¬ные па¬мят¬ни¬ки эпо¬хи изо¬бра¬жа¬ют жизнь сво¬его вре¬ме¬ни сквозь приз¬му взгля¬дов ав¬то¬ра. По¬это¬му не¬об¬хо¬дим кри¬ти¬че¬ский под¬ход к ху¬до¬же¬ст¬вен¬но¬му про¬из¬ве¬де¬нию. Яр¬ки¬ми при¬ме¬ра¬ми та¬ких про¬из¬ве¬де¬ний яв¬ля¬ют¬ся «Сло¬во о пол¬ку Иго¬ре¬ве», на¬пи¬сан¬ное в 1185 го¬ду в Кие¬ве по слу¬чаю на¬па¬де¬ния по¬ло¬вец¬ко¬го ха¬на Кон¬ча¬ка. Или «Ска¬за¬ние о Ма¬мае¬вом по¬бои¬ще», по¬свя¬щен¬ное Ку¬ли¬ков¬ской бит¬ве. Дру¬гую груп¬пу со¬став¬ля¬ют про¬из¬ве¬де¬ния ис¬то¬ри¬че¬ской бел¬лет¬ри¬сти¬ки (ис¬то¬ри¬че¬ский ро¬ман, по¬весть и т. д.). Эти про¬из¬ве¬де¬ния не яв¬ля¬ют¬ся ни ли¬те¬ра¬тур¬ны¬ми па¬мят¬ни¬ка¬ми эпо¬хи, ни жи¬вым сви¬де¬тель¬ст¬вом ее со¬вре¬мен¬ни¬ков, по¬это¬му не мо¬гут слу¬жить ис¬то¬ри¬че¬ским ис¬точ¬ни¬ком. Но они мо¬гут быть пре¬крас¬ным сред¬ст¬вом оз¬на¬ком¬ле¬ния уча¬щих¬ся с ре¬зуль¬та¬та¬ми изу¬че¬ния про¬шло¬го, при¬том в ув¬ле¬ка¬тель¬ных сю¬же¬тах, кон¬крет¬ных об¬раз¬ах и вы¬ра¬зи¬тель¬ных ха¬рак¬те¬рах, т. е. наи¬бо¬лее дос¬туп¬но и ин¬те¬рес¬но. Эти про¬из¬ве¬де¬ния да¬ют нам сред¬ст¬ва для кон¬кре¬ти¬за¬ции и ил¬лю¬ст¬ра¬ции из¬ла¬гае¬мо¬го учеб¬но¬го ма¬те¬риа¬ла, по¬мо¬га¬ют кар¬тин¬но¬сти са¬мо¬го из¬ло¬же¬ния. Не¬об¬хо¬ди¬мо, что¬бы уча¬щие¬ся уме¬ли раз¬ли¬чать эти груп¬пы про¬из¬ве¬де¬ний. И здесь долж¬на быть чет¬кая по¬зи¬ция учи¬те¬ля. На¬при¬мер, на уро¬ке ис¬то¬рии в 8 клас¬се, да¬вая ха¬рак¬те¬ри¬сти¬ку Ма¬карь¬ев¬ской яр¬мар¬ке на¬ча¬ла XIX ве¬ка, я про¬чи¬таю от¬ры¬вок: «… пе¬ред ним Ма¬карь¬ев су¬ет¬но хло¬по¬чет, Ки¬пит оби¬ли¬ем сво¬им. Сю¬да жем¬чуг при¬вез ин¬де¬ец, Под¬дель¬ны ви¬ны ев¬ро¬пе¬ец, Та¬бун бра¬ко¬ван¬ных ко¬ней При¬гнал за¬во¬дчик из сте¬пей, Иг¬рок при¬вез свои ко¬ло¬ды И горсть ус¬луж¬ли¬вых кос¬тей, По¬ме¬щик — спе¬лых до¬че¬рей, А доч¬ки — про¬шло¬год¬ни мо¬ды. Всяк суе¬тит¬ся, лжет за двух, И всю¬ду мер¬кан¬тиль¬ный дух.»1 При этом бу¬дет от¬ме¬че¬но, что эту ха¬рак¬те¬ри¬сти¬ку да¬ет та¬кой на¬блю¬да¬тель¬ный со¬вре¬мен¬ник, как А. С. Пуш¬кин в ро¬ма¬не «Ев¬ге¬ний Оне¬гин». Но в то же вре¬мя, рас¬ска¬зы¬вая о на¬ча¬ле Смут¬но¬го вре¬ме¬ни на уро¬ках ис¬то¬рии в седь¬мом клас¬се и за¬чи¬ты¬вая от¬ры¬вок из «Бо¬ри¬са Го¬ду¬но¬ва», сто¬ит от¬ме¬тить, что Пуш¬кин не яв¬лял¬ся со¬вре¬мен¬ни¬ком тех со¬бы¬тий. Не¬об¬хо¬ди¬мо ка¬ж¬дый раз на уро¬ках ис¬то¬рии вос¬пи¬ты¬вать у уча¬щих¬ся раз¬лич¬ное от¬но¬ше¬ние к бел¬лет¬ри¬сти¬че¬ским про¬из¬ве¬де¬ни¬ям на ис¬то¬ри¬че¬ские те¬мы, с од¬ной сто¬ро¬ны, и к ли¬те¬ра¬тур¬ным па¬мят¬ни¬кам эпо¬хи — с дру¬гой, на¬хо¬дить в этих про¬из¬ве¬де¬ни¬ях ис¬то¬ри¬че¬ский ма¬те¬ри¬ал, свя¬зы¬вая его со¬дер¬жа¬ние с со¬бы¬тия¬ми про¬шло¬го, изу¬чае¬мы¬ми в кур¬се ис¬то¬рии в шко¬ле. Ме¬то¬ди¬ка ис¬поль¬зо¬ва¬ния ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры на уро¬ке ис¬то¬рии. Зна¬че¬ние ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры в ре¬ше¬нии по¬зна¬ва¬тель¬но-вос¬пи¬та¬тель¬ных за¬дач обу¬че¬ния ис¬то¬рии ши¬ро¬ко и раз¬но¬сто¬рон¬не. От¬сю¬да раз¬но¬об¬раз¬на и ме¬то¬ди¬ка ее при¬ме¬не¬ния. Бы¬ва¬ют уро¬ки, ко¬то¬рые мож¬но поч¬ти це¬ли¬ком по¬стро¬ить на ма¬те¬риа¬ле ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры. В ка¬че¬ст¬ве при¬ме¬ра мож¬но при¬вес¬ти урок в пя¬том клас¬се по кур¬су древ¬не¬го ми¬ра «По¬эмы Го¬ме¬ра «Илиа¬да» и «Одис¬сея»». Или урок в седь¬мом клас¬се по те¬ме «Раз¬ви¬тие ли¬те¬ра¬ту¬ры и ис¬кус¬ст¬ва», ко¬гда часть уро¬ка от¬во¬дит¬ся изу¬че¬нию кни¬ги А. Н. Ра¬ди¬ще¬ва «Пу¬те¬ше¬ст¬вие из Пе¬тер¬бур¬га в Мо¬ск¬ву». Или «Дви¬же¬ние под пред¬во¬ди¬тель¬ст¬вом Емель¬я¬на Пу¬га¬че¬ва» по по¬вес¬ти А. С. Пуш¬ки¬на «Ка¬пи¬тан¬ская доч¬ка». Та¬кие уро¬ки не¬со¬мнен¬но про¬хо¬дят «на ура». Но го¬то¬вить их край¬не слож¬но, т. к. при¬хо¬дит¬ся из боль¬шо¬го про¬из¬ве¬де¬ния тща¬тель¬но от¬би¬рать ма¬те¬ри¬ал, со¬став¬лять из не¬го строй¬ный рас¬сказ, не за¬бы¬вая при этом о пла¬не уро¬ка и учи¬ты¬вая вре¬мя. Не¬сколь¬ко про¬ще вклю¬чить об¬ра¬зы ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры в из¬ло¬же¬ние на уро¬ке. И то¬гда ма¬те¬ри¬ал ху¬до¬же¬ст¬вен¬но¬го про¬из¬ве¬де¬ния вос¬при¬ни¬ма¬ет¬ся не как ли¬те¬ра¬тур¬ная ци¬та¬та, а как не¬от¬де¬ли¬мый эле¬мент кра¬соч¬но¬го из¬ло¬же¬ния. Так, на¬при¬мер, на уро¬ке в седь¬мом клас¬се по те¬ме «Пол¬тав¬ская бит¬ва», опи¬сы¬вая ре¬шаю¬щий мо¬мент сра¬же¬ния, я все¬гда ци¬ти¬рую Пуш¬ки¬на: «И с ни¬ми цар¬ские дру¬жи¬ны Со¬шлись в ды¬му сре¬ди рав¬ни¬ны: И гря¬нул бой, Пол¬тав¬ский бой! В ог¬не, под гра¬дом рас¬ка¬лен¬ным, Сте¬ной жи¬вою от¬ра¬жен¬ным, Над пад¬шим стро¬ем све¬жий строй Шты¬ки смы¬ка¬ет. Тяж¬кой ту¬чей От¬ря¬ды кон¬ни¬цы ле¬ту¬чей, Браз¬да¬ми, саб¬ля¬ми зву¬ча, Сши¬ба¬ясь, ру¬бят¬ся спле¬ча. Бро¬сая гру¬ды тел на гру¬ду, Ша¬ры чу¬гун¬ные по¬всю¬ду Меж ни¬ми пры¬га¬ют, ра¬зят, Прах ро¬ют и в кро¬ви ши¬пят. Швед, рус¬ский — ко¬лет, ру¬бит, ре¬жет. Бой ба¬ра¬бан¬ный, кли¬ки, скре¬жет, Гром пу¬шек, то¬пот, ржа¬нье, стон, И смерть и ад со всех сто¬рон.»1 Этот от¬ры¬вок очень ор¬га¬нич¬но впле¬та¬ет¬ся в рас¬сказ, и от это¬го урок, не¬со¬мнен¬но, вы¬иг¬ры¬ва¬ет. Очень час¬то на уро¬ках я ис¬поль¬зую та¬кой при¬ем, как крат¬кий пе¬ре¬сказ ху¬до¬же¬ст¬вен¬но¬го про¬из¬ве¬де¬ния. Так, на¬при¬мер, на уро¬ке в пя¬том клас¬се по те¬ме «Ре¬ли¬гия древ¬них егип¬тян» уме¬ст¬но ис¬поль¬зо¬вать пе¬ре¬сказ кни¬ги И. Ра¬ка «В цар¬ст¬ве пла¬мен¬но¬го Ра» (ми¬фы Древ¬не¬го Егип¬та). Кро¬ме это¬го, ино¬гда на уро¬ках я ис¬поль¬зую крат¬кие сти¬хо¬твор¬ные ци¬та¬ты. Они, как пра¬ви¬ло, сжа¬ты, вы¬ра¬зи¬тель¬ны, про¬из¬во¬дят силь¬ное впе¬чат¬ле¬ние, лег¬ко за¬по¬ми¬на¬ют¬ся. Рас¬ска¬зы¬вая о тя¬же¬сти Ле¬нин¬град¬ской бло¬ка¬ды, ци¬ти¬рую О. Берг¬гольц: «Сто два¬дцать пять бло¬кад¬ных грамм С ог¬нем и кро¬вью по¬по¬лам»2 И здесь уме¬ст¬но вспом¬нить вы¬ска¬зы¬ва¬ние Воль¬те¬ра: «Есть мыс¬ли, из ко¬то¬рых про¬све¬щен¬ный че¬ло¬век мо¬жет из¬влечь поль¬зу и ко¬то¬рые, бу¬ду¬чи креп¬ко свя¬за¬ны в силь¬ные сти¬хи, лег¬ко удер¬жи¬ва¬ют¬ся в па¬мя¬ти»3 По¬ми¬мо крат¬кой ци¬та¬ты на сво¬их уро¬ках я ис¬поль¬зую про¬стран¬ную ци¬та¬ту опи¬са¬тель¬но¬го или по¬ве¬ст¬во¬ва¬тель¬но¬го ха¬рак¬те¬ра. При¬ме¬ра¬ми та¬ких уро¬ков мо¬гут быть: вось¬мой класс «Бо¬ро¬дин¬ское сра¬же¬ние» и чте¬ние от¬рыв¬ка из «Вой¬ны и ми¬ра» Л. Н. Тол¬сто¬го; де¬вя¬тый класс «Рус¬ско-япон¬ская вой¬на» и ци¬та¬та из ро¬ма¬на А. Сте¬па¬но¬ва «Порт-Ар¬тур» и т. д. Чте¬ние на уро¬ках от¬рыв¬ков из ис¬то¬ри¬че¬ских ро¬ма¬нов не толь¬ко по¬мо¬га¬ет ре¬ше¬нию об¬ра¬зо¬ва¬тель¬ных за¬дач уро¬ка, но и яв¬ля¬ет¬ся од¬ним из прие¬мов про¬па¬ган¬ды кни¬ги. Ведь не сек¬рет, что на¬ши де¬ти сей¬час боль¬ше за¬ня¬ты «те¬ле¬ка¬ми», «ви¬ди¬ка¬ми», «со¬ни¬ка¬ми» и т. д. и т. п. Чи¬та¬ют же они край¬не ма¬ло. А на та¬ких уро¬ках уча¬щие¬ся зна¬ко¬мят¬ся с луч¬ши¬ми об¬раз¬ца¬ми ис¬то¬ри¬че¬ской бел¬лет¬ри¬сти¬ки, рас¬ши¬ря¬ет¬ся их кру¬го¬зор, обо¬га¬ща¬ют¬ся пред¬став¬ле¬ния о про¬шлом. Но чте¬ние боль¬ших от¬рыв¬ков на уро¬ке тре¬бу¬ет вре¬ме¬ни. По¬это¬му час¬то я ог¬ра¬ни¬чи¬ва¬юсь на¬по¬ми¬на¬ни¬ем ли¬те¬ра¬тур¬но¬го об¬раза ссыл¬кой на зна¬ко¬мое уча¬щим¬ся ли¬те¬ра¬тур¬ное про¬из¬ве¬де¬ние. При этом точ¬но ука¬зы¬ва¬ет¬ся кон¬крет¬ный об¬раз, эпи¬зод. Та¬кие ссыл¬ки ожив¬ля¬ют внут¬рен¬нюю на¬гляд¬ность из¬ло¬же¬ния, обо¬га¬ща¬ют вос¬при¬ятие ис¬то¬ри¬че¬ско¬го ма¬те¬риа¬ла, об¬лег¬ча¬ют его ос¬мыс¬ли¬ва¬ние уча¬щи¬ми¬ся. По¬жа¬луй, сто¬ит по¬го¬во¬рить и еще об од¬ном из прие¬мов ис¬поль¬зо¬ва¬ния ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры на уро¬ках ис¬то¬рии. Это раз¬бор ли¬те¬ра¬тур¬но¬го па¬мят¬ни¬ка. Про¬во¬дит¬ся он ли¬бо ме¬то¬дом ком¬мен¬ти¬ро¬ван¬но¬го чте¬ния, ли¬бо ме¬то¬дом раз¬вер¬ну¬той бе¬се¬ды. Эта ра¬бо¬та на¬по¬ми¬на¬ет раз¬бор ис¬то¬ри¬че¬ско¬го до¬ку¬мен¬та. Про¬чи¬ты¬ва¬ем вслух ис¬точ¬ник, а за¬тем ана¬ли¬зи¬ру¬ем его по час¬тям, ста¬вим во¬про¬сы. Та¬ким ме¬то¬дом мы раз¬би¬ра¬ем те¬му «Эко¬но¬ми¬че¬ское раз¬ви¬тие Рос¬сии» в вось¬мом клас¬се. Раз¬би¬ра¬ем от¬ры¬вок из «Ев¬ге¬ния Оне¬ги¬на», где да¬ет¬ся опи¬са¬ние ка¬би¬не¬та Оне¬ги¬на, в ко¬то¬ром име¬лось: «Все, чем для при¬хо¬ти обиль¬ной Тор¬гу¬ет Лон¬дон ще¬пе¬тиль¬ный И по Бал¬ти¬че¬ским вол¬нам За лес и са¬ло во¬зит нам, Все, что в Па¬ри¬же вкус го¬лод¬ный, По¬лез¬ный про¬мы¬сел из¬брав, Изо¬бре¬та¬ет для за¬бав, Для рос¬ко¬ши, для не¬ги мод¬ной, — Все ук¬ра¬ша¬ло ка¬би¬нет Фи¬ло¬со¬фа в осьм¬на¬дцать лет.»1 А за¬тем уча¬щим¬ся пред¬ла¬га¬ют¬ся во¬про¬сы: ка¬ко¬вы пред¬ме¬ты рус¬ско¬го вы¬во¬за в на¬ча¬ле XIX ве¬ка? Ка¬кие то¬ва¬ры пре¬иму¬ще¬ст¬вен¬но вво¬зи¬лись в Рос¬сию и кто был их по¬ку¬па¬те¬лем? С ка¬ки¬ми стра¬на¬ми тор¬го¬ва¬ла Рос¬сия? Не так дав¬но я ста¬ла ис¬поль¬зо¬вать на сво¬их уро¬ках еще один при¬ем. Как пра¬ви¬ло, на по¬вто¬ри¬тель¬но-обоб¬щаю¬щих уро¬ках. Уча¬щие¬ся по¬лу¬ча¬ют от¬ры¬вок из ли¬те¬ра¬тур¬но¬го про¬из¬ве¬де¬ния. И по не¬му они долж¬ны на¬звать со¬бы¬тия или ис¬то¬ри¬че¬ско¬го дея¬те¬ля. И рас¬ска¬зать все, что им из¬вест¬но об этом со¬бы¬тии или дея¬те¬ле. На¬при¬мер: пя¬тый класс: «Сто¬ял та¬кой ве¬ли¬кий стон, Шел бой с та¬кою кро¬вью, Что был в баг¬рец ок¬ра¬шен Дон До са¬мо¬го ни¬зо¬вья.» Н. Кон¬ча¬лов¬ская «На¬ша древ¬няя сто¬ли¬ца» шес¬той класс: «Ос¬ле¬п¬лен¬ный пол¬ко¬во¬дец, На во¬зу бес¬страш¬но стоя, Го¬ло¬сом, по¬доб¬ным гро¬му, На¬прав¬ля¬ет ярость боя.» Н. Ле¬нау «Ян Жиж¬ка» В седь¬мом клас¬се за¬да¬ние мо¬жет быть ус¬лож¬не¬но. На¬при¬мер, на по¬вто¬ри¬тель¬но-обоб¬щаю¬щем уро¬ке по те¬ме «Смут¬ное вре¬мя в Рос¬сии» я пред¬ла¬гаю уча¬щим¬ся не толь¬ко оп¬ре¬де¬лить, ка¬ко¬му ис¬то¬ри¬че¬ско¬му ли¬цу по¬свя¬щен тот или иной ли¬те¬ра¬тур¬ный от¬ры¬вок, но и сре¬ди пред¬ло¬жен¬ных порт¬ре¬тов най¬ти это¬го дея¬те¬ля. Та¬кое за¬да¬ние все¬гда вы¬зы¬ва¬ет не¬под¬дель¬ный ин¬те¬рес и ожив¬ля¬ет урок. Ме¬то¬ды и прие¬мы, с по¬мо¬щью ко¬то¬рых мо¬гут быть ис¬поль¬зо¬ва¬ны ма¬те¬риа¬лы ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры, мно¬го¬об¬раз¬ны. Мно¬гое за¬ви¬сит от мас¬тер¬ст¬ва учи¬те¬ля, от уров¬ня под¬го¬тов¬ки клас¬са и дру¬гих ус¬ло¬вий. По¬это¬му, на¬ме¬чая ис¬поль¬зо¬ва¬ние на уро¬ке то¬го или ино¬го от¬рыв¬ка, на¬до ис¬хо¬дить из кон¬крет¬ных за¬дач уро¬ка, из его ос¬нов¬но¬го содержания, и ка¬ж¬дый раз оп¬ре¬де¬лять, ка¬кой из этих ли¬те¬ра¬тур¬ных ма¬те¬риа¬лов, в ка¬ком объ¬е¬ме и в ка¬кой фор¬ме це¬ле¬со¬об¬раз¬но при¬влечь.

За¬клю¬че¬ние. Ко¬неч¬но, на¬ша ис¬то¬рия бо¬га¬та и раз¬но¬об¬раз¬на. Не ме¬нее бо¬га¬та и на¬ша ли¬те¬ра¬ту¬ра. По¬это¬му, та¬кие мно¬го¬пла¬но¬вые и раз¬но¬об¬раз¬ные мо¬гут быть уро¬ки ис¬то¬рии с ис¬поль¬зо¬ва¬ни¬ем ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры. И ес¬ли мо¬жет быть удач¬ный при¬мер ус¬та¬нов¬ле¬ния меж¬пред¬мет¬ных свя¬зей, то это связь ис¬то¬рии с ли¬те¬ра¬ту¬рой. Прав¬да, ху¬до¬же¬ст¬вен¬ный об¬раз вво¬дит¬ся не для ук¬ра¬ше¬ния уро¬ка и раз¬вле¬че¬ния уча¬щих¬ся, а для по¬мо¬щи в по¬зна¬нии ис¬то¬ри¬че¬ско¬го про¬шло¬го, т. е. для ре¬ше¬ния об¬ра¬зо¬ва¬тель¬ных и вос¬пи¬та¬тель¬ных за¬дач уро¬ка. Це¬ле¬со¬об¬раз¬ная и хо¬ро¬шо про¬ду¬ман¬ная ра¬бо¬та по ис¬поль¬зо¬ва¬нию ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры в про¬цес¬се изу¬че¬ния ис¬то¬рии при¬не¬сет не¬оце¬ни¬мую поль¬зу уча¬щим¬ся, по¬вы¬сит ин¬те¬рес к пред¬ме¬ту, обес¬пе¬чит боль¬шую эф¬фек¬тив¬ность тру¬да учи¬те¬ля ис¬то¬рии. Ведь не¬да¬ром Я. А. Ко¬мен¬ский в «Ве¬ли¬кой ди¬дак¬ти¬ке» пи¬сал: «Все¬ми воз¬мож¬ны¬ми спо¬со¬ба¬ми нуж¬но вос¬пла¬ме¬нять в де¬тях го¬ря¬чее стрем¬ле¬ние к зна¬нию и уче¬нию». Это я и пы¬та¬юсь де¬лать на сво¬их уро¬ках по¬сред¬ст¬вом ху¬до¬же¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬ту¬ры. Ли¬те¬ра¬ту¬ра. 1. Ва¬гин А. Ме¬то¬ди¬ка пре¬по¬да¬ва¬ния ис¬то¬рии в сред¬ней шко¬ле М.: Про¬све¬ще¬ние, 1968 2. Ва¬гин А. Ху¬до¬же¬ст¬вен¬ная ли¬те¬ра¬ту¬ра в пре¬по¬да¬ва¬нии но¬вой ис¬то¬рии М.: Про¬све¬ще¬ние, 1978 3. Кле¬то¬го¬нов А. Про¬из¬ве¬де¬ния древ¬не¬рус¬ской ли¬те¬ра¬ту¬ры на уро¬ках ис¬то¬рии “Пре¬по¬да¬ва¬ние ис¬то¬рии в шко¬ле”, №8, 1994 4. Пар¬ша¬чен¬ко П. Ху¬до¬же¬ст¬вен¬ная ли¬те¬ра¬ту¬ра на уро¬ках ис¬то¬рии “Пре¬по¬да¬ва¬ние ис¬то¬рии в шко¬ле”, №5-6, 1992 5. Ме¬то¬ди¬че¬ское по¬со¬бие по ис¬то¬рии: 8 класс.

Под ред. А.Пре¬об¬ра¬жен¬ско¬го М.: Про¬све¬ще¬ние, 1989 6. Ле¬бе¬де¬ва И. Ор¬га¬ни¬за¬ция и про¬ве¬де¬ние ис¬то¬ри¬че¬ских олим¬пи¬ад в 6-9 клас¬сах М.: Про¬све¬ще¬ние, 1990 7. Шес¬та¬ков А. Ис¬то¬рия СССР в ху¬до¬же¬ст¬вен¬но-ис¬то¬ри¬че¬ских об¬раз¬ах М.: Про¬све¬ще¬ние, 1985.

– Конец работы –

Используемые теги: Методика, использования, изобразительных, средств, наглядности, уроках, истории0.101

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации
Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся… С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и… Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам…

Использование художественной литературы на уроках истории
Заключение. идея, воплощенная в персонажи, доступнее для разумения. О.Бальзак Введение. Когда-то давно, в годы учебы в средней школе, я никак не… И решает те же задачи исторического познания, но иными, свойственными только ей, средствами - средствами образного,…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Методика изучения и использования во внеклассной работе истории населённых пунктов Белгородской области На примере посёлка Прохоровка
Актуальность. В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории одна из составных частей… Особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить… Цель исследования выявить методические основы изучения данного материала в школьном курсе истории Отечества.Задачи 1.…

Использование художественной литературы на уроках истории
В итоге выбор был сделан в пользу истории. Но моя любовь к литературе сохранилась. Я поняла, что в будущем став учителем истории, я смогу частично… Нравственно-воспитательное и познавательное значение ее неоценимо.И когда я… И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим…

Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе
Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в… В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся…

Использование персональных компьютеров на уроках изобразительного искусства
Для того, чтобы удовлетворить свои потребности , общаться , играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те… Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность… Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что…

Блочно-модульная технология на уроках истории
Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии. Сущность блочно- модульного… Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем… Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей: 1) активизация…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам