рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века

Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века - раздел Педагогика, Образование И Педагогика За Рубежом В Первой Половине Хх В. План 1. ...

Образование и педагогика за рубежом в первой половине ХХ в. ПЛАН 1. Педагогический традиционализм (социальная, религиозная и философская педагогика). 2. Реформаторская педагогика. 3. Свободное воспитание, экспериментальная педагогика, педагогика прагматизма, трудовое обучение и воспитание. 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса. Экспериментальные школы.В первой половине ХХ в. в мировой школе и педагогике проис¬ходили существенные сдвиги.

Этому способствовали многие важ¬ные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, ко¬торые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства, опыт пилотных учебных заведений. Заметно выросло число педагогических центров (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские учреждения); умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Система образования подверглась острой критике.Школа вос¬принималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню про¬изводства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрас¬тающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке.

Потребность обновления образования и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, пере¬стройка образования выросли в важную национальную проблему ведущих стран мира. Незыблемые прежде гербартианство и спенсерианство оказа¬лись под вопросом.Направленные главным образом на формирова¬ние культуры мышления, эти традиционные концепции предусмат¬ривали жесткое управление педагогическим процессом, отводили в обучении и воспитании первостепенную роль учителю.

Подобные установки вели к чрезмерному интеллектуализму полноценного об¬разования, порождали авторитарное вмешательство в процесс уче¬ния, лишали учащихся самостоятельности, ограничивая их иници¬ативу регламентированием. 1. В первой половине ХХ в. в зарубежной педагогике прослежива¬ются две основные парадигмы: педагогический традиционализм ¬- продолжение прежней мысли и новое воспитание, или реформа¬торская педагогика определенная альтернатива такой традиции.

Педагогический традиционализм. К традиционализму относились социальная педагогика, рели¬гиозная педагогика и светская философская педагогика. Подоб¬ное деление достаточно условно, поскольку большая часть тради¬ционалистов так или иначе размышляли в русле всех названных педагогических течений.Представители социальной педагогики источником педагоги¬ческой науки и практики считали социально-историческое знание.

В детерминантах развития человека ими на первое место ставилась окружающая среда. Один из крупных представителей социальной педагогики ¬ - французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция ста¬дий цивилизации и коллективных представлений.По этой концеп¬ции человечество прошло исторические стадии, каждой из кото¬рых присущи свои собственные системы идеалов воспитания ¬- коллективные представления. Современная цивилизация, по мыс¬ли Дюркгейма, вобрала компоненты коллективных представле¬нии предшествующих эпох и одновременно выработала особые педагогические идеалы и ценности.

Процесс воспитания - это прежде всего приобщение каждого члена общества к коллектив¬ным представлениям своего времени.Э. Дюркгейм, убежденный в общественном характере педаго¬гического процесса (воспитание - методическая социализация), писал, что деятельность школы состоит прежде всего в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физиче¬ских качеств, которых требует общество и среда.

Подчеркива¬лось, что индивид отнюдь не полностью зависит от императивов коллективных представлений, обладая собственными, природны¬ми инстинктами и желаниями. Итог воспитательного процесса - слияние социального и биологического компонентов, т.е. дости¬жение индивидуальной социализации.Э. Дюркгейм высказал плодотворную мысль о правомерности дозированного управления процессом воспитания, что должно вы¬ражаться в определении основной траектории поведения личности и неприятии слепой покорности ребенка.

Как первостепенный педагогический фактор Дюркгейм рас¬сматривал воздействие на ученика школьного класса. По мнению Э. Дюркгейма, школьный класс - наиболее це¬лесообразная среда воспитания, под влиянием которой происходит становление нравственных сил ребенка.Для достижения целей воспитания, считал Дюркгейм, педагогу следует, избегая мелочной опеки, глушить присущие ребенку неус¬тойчивость интересов, умело дозировать свое влияние.

В свете это¬го рассматривались, например, наказания. Педагогу отводилась роль бесстрастного, отрешенного от личных эмоций исполнителя обще¬ственной воли. Немецкий педагог Вильгельм Дuльтей (1883-1911) также особо подчеркивал социальную природу процесса воспитания.В работе «Основы гуманитарных наук» он трактовал педагогический про¬цесс как познание тотальных духовных связей, приобщение к жиз¬ни - основе и содержанию всего сущего.

Дильтей выдвинул кон¬цепцию переживания как отражения при сущей лишь человеку эмоциональной жизни. Он предлагал начинать учебно-воспитатель¬ный процесс с организации эмоционального переживания окружаю¬щей действительности.Другой немецкий педагог, Пауль Наторп (1854-1924), в своем труде «Социальная педагогика» рассматривал школу как важнейший инструмент социализации в виде рабочего сообщества педагогов и учеников. Наторп утверждал, что индивидуальное самосознание эф¬фективно формируется в атмосфере человеческих взаимоотноше¬ний, где нет места соперничеству между детьми.

По Наторпу, индивид осознает в первую очередь то, что хочет другой или он сам, а далее ищет способ осуществить такое желание. Вследствие этого начало воспитания состоит в воспитании воли, отчего учеба должна иметь конкретную направленность на потребности ученика и окружающих его однокашников, учителей, родителей.Во взаимоотношениях с ними желание личности становится его волей.

Эдвард Шnрангер (1882-1963) (Германия), размышляя о про¬блеме выбора человеком места на социальной лестнице и о воспи¬тании как подготовке к этому месту, утверждал, что в воспитании следует ориентироваться на различные типы личности.Шпрангер предложил шесть вариантов типологии человека: экономический (со склонностями к хозяйственной деятельности), теоретический (стремящийся к научной деятельности), эстетический (с тягой к искусству), социальный (ярко выраженный альтруист), политиче¬ский (рвущийся к власти) и религиозный.

Иными словами, психо¬логические и ценностные установки личности, лежащие в основе указанной типологии главный критерий при определении пу¬тей воспитания, считал Шпрангер. Заметным влиянием продолжала пользоваться религиозная пе¬дагогика, представители которой ставили во главу угла религию и религиозное воспитание.Они опасались, что забвение религии в вос¬питании породит духовный вакуум, потерю гуманных ориентиров у подрастающего поколения, и настаивали на том, чтобы религия вы¬полняла базисную роль в нравственном воспитании.

Среди педагогов религиозного направления можно выделить мыслителей, склонных к той или иной конфессии, а также ученых, стоявших вне конфессиональной идеологии.К первой группе относились, прежде всего, представители nе¬дагогики неотомизма. Они пытались синтезировать веру и педа¬гогическую науку, сравнивая педагогический процесс с дорогой, движение по которой предопределено свыше и которое можно ускорить теми или иными способами воспитания и обучения.

Например, немецкий педагог Ф.В. Фёрстер (1869-1956) рассмат¬ривал человека как трагическое двойственное существо, в кото¬ром от Бога и дьявола замешаны добро и зло. Чтобы преодолеть эту двойственность в гуманном направлении, следует требовать от ребенка дисциплины и послушания, что является подготовкой к свободе духовной личности.Неотомист Жак Маритен (1882-1973) (Франция) критиковал светскую педагогику за недооценку цели воспитания и за акценты на педагогические технологии.

В основу цели воспитания Маритен ставил идею христианского человеколюбия. Обрести такую гума¬нистическую направленность личность может лишь при умелом руководстве наставника. Заметным представителем философии воспитания явился французский ученый и писатель Жан-Поль Сартр(1905-1980) - один из лидеров экзистенциалистской педагогики.Он исповедо¬вал идеал одухотворенного, мыслящего человека, формирование которого связывалось прежде всего со свободным сознательным выбором цели. Сартр оценивал влияние внешних факторов на эк¬зистенцию ребенка как крайне незначительное и наиболее эф¬фективным считал самовоспитание. (Человек есть лишь то, что сам из себя делает.) 2. Реформаторская педагогика (новое воспитание). Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания.

Антитрадиционализм искал новые пути формирования личности, чтобы, по словам швейцарского педагога Адольфа Ферьера (1879-1960), готовить не сухих интеллектуалов, а живых людей, успешно действующих во вся¬кой социальной среде.

Многие ведущие теоретики реформаторской педагогики бы¬ли не кабинетными учеными, а практическими учителями и на¬ставниками.Так, основавший в 1907 г. в Брюсселе нетрадиционное учебное заведение «Эрмитаж» бельгийский педагог Овид Декро¬ли (1871-1932) высказал и осуществил идею метода центров ин¬тересов в виде группировки учебного материала в соответствии с детскими потребностями.

Он писал, что педагогическая деятель¬ность должна способствовать осознанию ребенком своего Я, по¬знанию среды обитания, где предстоит осуществить свои идеалы, цели и желания. Польский педагог Януш Корчак (1878-1942) счи¬тал в воспитании исходным пунктом личность и благо ребенка. Он призывал не забывать, что дети не только обладают особыми свой¬ствами, но и равны взрослым в своем праве на уважение.Корчак предостерегал от «однополярного» воспитания, напоминая, что следует посвятить ребенка не только в добрые идеалы, но и привить сопротивляемость злу и конфор¬мизму. Сам педагог показал пример гуманного бунтарства, пойдя на смерть в газовые камеры фашист¬ского концлагеря со своими воспитанниками.

Создатель дошколь¬ных учреждений итальянка Мария Монтессори (1872-1952) раз¬деляла идеи о недопустимости насилия над детьми, уважения к личности воспитанников.Она говорила о существовании мира дет¬ства, где развитие ребенка подчинено особым законам.

Монтессо¬ри отвергала активное педагогическое вмешательство в развитие воспитанника, основываясь на идее спонтанного развития лич¬ности. Призыв ребенка к учителю: помоги мне это сделать само¬му ключевой в педагогике Монтессори. Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте Монтессори считала сенсорное воспитание.Оппоненты традиционализма выработали развернутые теоре¬тические обоснования формирования целостной личности, высту¬пающей как объект и субъект педагогического процесса.

Ими бы¬ла выдвинута программа человеколюбивого, антиавторитарного воспитания. Представители реформаторской педагогики сыграли заметную роль в обновлении дидактической теории. 3. Свободное воспитание, экспериментальная педагогика, педагогика прагматизма, трудовое обучение и воспитание.Антитрадиционализмом были предложены несколько концеп¬ций и идей. Кредо антитрадиционализма нашло отчетливое выра¬жение в идеях свободного воспитания, манифестом которого ока¬залась книга шведского педагога Эллен Кей (1849-1926) «Век ребенка» (русский перевод в 1905 г.), где предлагалась педагогиче¬ская формула «Vоm Кinde aus» - исходя из ребенка.

Привержен¬цев свободного воспитания объединяло отрицание традиций, при¬зыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.Заметным событием в антитрадиционном воспитании стало зарождение экспериментальной педагогики.

Ее представители сосредоточились прежде всего на исследованиях психологии ребен¬ка, чтобы из нее вывести воспитание, которое он должен получить. Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений вы¬двинули в качестве основного педагогический принцип саморазви¬тия личности.При разработке педагогических проблем они пыта¬лись использовать данные детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии.

Французский педагог Поль Лапи (1869-1927) утверждал, что если в прошлом педагогика была либо ме¬тафизической гипотезой, либо литературным романом, то благода¬ря использованию достижений психологии она обрела собственный предмет.Психология, по Лапи, дала педагогике знания об индивиду¬альных качествах учащегося, выявив различные типы мышления, способностей и пр. Лапи попытался в педагогических рекомендаци¬ях использовать данные психологической науки.

Так, исходя из идеи о существовании трех типов восприятия (зрительного, слухового, мускульного), он предложил применять и комбинировать визуаль¬ные, слуховые и моторные методы обучения.Видный представитель экспериментальной педагогики герман¬ский ученый Вuльгельм Август Лай (1862-1926) полагал, что лабо¬раторный эксперимент, благодаря которому, в частности, был от¬крыт скачкообразный характер стадий физиологического развития ребенка, дал ценный материал для определения новых путей вос¬питания.

Лай исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Углублен¬ное изучение детской физиологии, сенсорики рассматривалось как главный ориентир воспитания. В.А. Лай утверждал, что детские интересы формируются на основе спонтанных рефлексов.Соответственно центр воспита¬тельного процесса он смещал в сферу деятельности самого ре¬бенка, которого рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и пси¬хологии детей.

Среди детских рефлексов особое значение прида¬валось инстинкту борьбы, наличие которого, как писал В.А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребенка в состояние гар¬монии с природой.

Дурное в таком инстинкте, в частности, жесто¬кость, в процессе воспитания следует глушить.В.А. Лай выдвинул идею создания школы действия, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внеш¬него выражения, что должно составлять основные элементы обуче¬ния. Это положение В.А. Лай рассматривал прежде всего исходя из природы ребенка, т.е. как реакции, моментального приспособления к окружающим условиям.

Концепция Лайя - важная ступень в по¬знании ребенка и педагогической теории. Ученый справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического фактора результаты воспитания. Из похожих позиций исходил и французский психолог и педа¬гог Альфред Бине (1857-1911). Он утверждал, что в процессе вос¬питания следует опираться на врожденные данные.При изучении ребенка Бине одним из первых применил психологические тесты. Социальную среду как фактор воспитания Бине рассматривал из¬лишне прямолинейно.

Он, в частности, полагал целесообразной жесткую рецептуру наказаний, невысоко расценивал роль педаго¬гического примера. А. Бине, анализируя процесс обучения, исходил из утвержде¬ния, что ребенок хорошо усваивает то, что его непосредственно касается. Он изучал физиологические и психологические законо¬мерности развития школьника.Бине выступал против традиции, согласно которой главным средством обучения является слово учи¬теля, считая, что учащийся должен стать активным участником собственного образования.

Он предложил обучать в так называ¬емых гомогенных классах, объединяющих учеников со сходными способностями и уровнем развития. Экспериментальная педагогика выдвинула тезис врожденных умственных способностей и целесообразность развития личности прежде всего на основе этих способностей.Подобный тезис полу¬чил оформление в идеях педоцентризма - педологии. Педология родилась в Англии (Дж.Э. Адамсон), получила сторонников во Франции (А. Бине) и особенно в США (Г. Холл, Э. Торндайк, У.Кuл¬патрик). Основным исследовательским приемом ее теоретиков бы¬ло интеллектуальное тестирование.

По-своему трактовала идеи реформаторства педагогика праг¬матизма, или прогрессивизма, которая получила особое развитие в США. Ее лидер Джон Дьюи (1859-1952) выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать педагогические про¬блемы посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок - это исходная точка, центр и конец всего.

Надо иметь в виду ею разви¬тие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания». Д. Дьюи и его последователи полагали, что можно положи¬тельно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества.Изучение специфики детства рассматривалось как путеводитель научной педагогики. Предлагалось сделать ребенка объектом ин¬тенсивного воздействия многообразных факторов формирова¬ния - экономических, научных, культурных, этических и пр. Представители прагматистской педагогики рассматривали воспитание как непрерывную реконструкцию личного опыта детей в опоре на врожденные интересы и потребности.

Они разработали метод уче¬ния посредством делания чего-либо. Сторонник воспитания посредством искусства Э. Зальвюрк (1839-1926) (Германия) видел педагогическую задачу в реализации творческих сил детей, в частности, в области искусства, которая рас¬сматривалась как важное условие нравственного формирования.

Им выдвинуто несколько положений воспитания посредством искусст¬ва: художественная деятельность происходит от естественной по¬требности человека в движении, которая у ребенка проявляется в игре; искусство через изображение воздействует на чувства челове¬ка; художественная деятельность сказывается на развитии воли; ис¬кусство способствует физическому развитии и остроте мысли и Т.д. Перекликается с идеями воспитания посредством искусства мис¬тико-антропологическая концепция германского педагога Рудоль¬фа Штайнера (1861-1925). Свои идеи Штайнер тесно связывал с практикой обучения.

В работе «Курс народной педагогики» он под¬черкивал, что школа должна строиться на глубоком познании чело¬века, а ее целью может быть прежде всего формирование гуманной личности. В качестве главного направления воспитания Штай¬нер определил поиск эффективных путей эмоционально-эстетиче¬ского развития личности.Он уверял в возможности развить в заложенную в человеке способность духовного зрения, т.е. видеть предметы и явления, не постигаемые обычными чувствами.

Свой вклад в новое воспитание внесли разработчики функци¬ональной педагогики. Ее идеологи во Франции и Швейцарии (Эдуард Клапаред Адольф Ферьер, Селестен Френе и другие) настаивали на персональном внимании педагога к ребенку, к детской игре как эф¬фективному способу воспитания. Они считали необходимым отказать¬ся от ориентации на среднего ребенка, опираться в воспитании на ин¬тересы каждого школьника.Руководствуясь таким подходом, Адольф Ферьер предложил периодизацию детства, развития ребенка и детских интересов - от бессистемных до целенаправленных.

В 1924 г. он организовал близ Женевы школу, где, имея в виду специфику разных периодов детства, обучал малышей по методу Марии Монтессори, вос¬питанников среднего возраста - по примеру Овида Декроли, стар¬шеклассников - согласно рекомендациям американского энтузиас¬та нового воспитания Карлтона Уошборна (1889- ?). Представители реформаторской педагогики уделили особое внимание трудовому обучению и воспитанию.

При этом проявились разные подходы. Так, немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854¬1932) видел основную цель трудовых занятий в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда.Амери¬канец Джон Дьюи, напротив, рассматривал трудовое обучение и воспитание в школе не как профессиональную подготовку, а прежде всего как условие общего развития. Он видел в ручном труде средст¬во показать детям основные нужды общества и способы удовлет¬ворения их. Для него было важно понимание труда как мотива и метода обучения.

По мнению Дьюи, занятия по труду должны стать центром, вокруг которого группируются научные занятия. Представители нового воспитания считали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрять самостоятельность и активность школьников.Возникнув и развиваясь в процессе пе¬ресмотра традиционных педагогических установок в пользу обога¬щения содержания, активизации учебного процесса, реформатор¬ская педагогика служила важным обоснованием реформ школьного образования в первой половине ХХ столетия. 5. Модернизация учебно-воспитательного процесса.

Экспериментальные школы.В течение первой половины 1900-х гг. произошли серьезные изменения в образовательных институтах, прежде всего в обще¬образовательной школе. Была предпринята перестройка школ первой и второй ступеней, значительно изменились система уп¬равления учебными заведениями, сроки обязательного обучения, социальный состав и контингент учащихся частных учебных за¬ведений.

Особенно отчетливо характерные тенденции перестрой¬ки мировой школы проявились в ведущих зарубежных странах.В результате реформ укрепились основы обязательного бес¬платного начального обучения и платного (в США и Франции ¬ - бесплатного) государственного среднего образования, была сохранена система частного образования, сохранилась привилегия состо¬ятельных слоев общества на полноценное образование, утвердились две модели управления школой - централизованная и децентрали¬зованная, форсированно развивалось среднее профессионально-тех¬ническое образование, расширилась программа начального обуче¬ния, появились промежуточные типы школ между начальным и средним образованием, увеличился объем естественнонаучного сред¬него образования.

Эти общие тенденции получили в отдельных стра¬нах специфическое выражение. В США действовала система бесплатного обучения до 16 лет (в ряде штатов до 18 лет). Функционировали две структуры обще¬образовательной школы: 8+4 (восьмилетнее начальное и четы¬рехлетнее среднее образование); 6+3+3 (шестилетнее начальное образование, трехлетняя младшая и трехлетняя старшая средние школы - хай скул). Действовали частные школы, в том числе и элитарные (академии). Местные власти располагали значитель¬ной самостоятельностью при определении сроков обучения, раз¬работке учебных программ, планов и пр. Координирующие функ¬ции выполнял федеральный Департамент по образованию.

В США происходил бурный рост среднего образования, больше становилось среди учеников представителей националь¬ных меньшинств.

В Англии существовали два типа общеобразовательной школы: начальная и средняя. Учебные заведения всех типов, которые дети посещали до 11-летнего возраста, именовались начальными. Школы, где обучались подростки с 11 до 17-летнего возраста, считались сред¬ними учебными заведениями. До 14 лет дети обучались бесплатно.К средним учебным заведениям относились грамматическая, совре¬менная и центральная школы.

Сохранялись частные учебные заве¬дения, в том числе элитарные публичные школы. Средние учебные заведения были наиболее полноценными общеобразовательными уч¬реждениями. Выпускники грамматических и публичных школ имели доступ в высшие учебные заведения университетского типа. Выпускники современной школы пополняли ряды среднего класса британ¬ского общества.Выпускники центральной школы получали обра¬зование с уклоном на профессионально-техническую подготовку.

Центральное управление просвещением пользовалось влиянием прежде всего в общественных учебных заведениях. В Германии до начала 1930-х гг. существовала система бесплат¬ного начального и платного среднего образования, общеобразовательная школа трех типов.В рамках этой системы действовала единая четырехлет¬няя первая ступень начального образования - основная школа, обя¬зательная для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Над нею параллельно друг другу стояли учебные заведения трех типов: 1) народная школа для 10-14-летних; 2) повышенная народная школа для 10-16-летних; 3) средняя школа с девятилетним курсом обучения.

Насчитывалось три основных варианта средней школы: гимназия, реальное училище и высшее немецкое училище. Школы первых двух типов вели в про¬фессиональные учебные заведения и были учреждениями начально¬го образования. Средняя школа открывала путь в университет.ЛИТЕРАТУРА 1. Актуальные проблемы и историография истории зарубежной педагогики: М 1987. 2. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. М 1994. 3. Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны.

Исторический очерк. М 1972. 4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.М 1998. 5. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. высш.учебн. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 6. История педагогики и образования: Учебное пособие для педагог. учебных заведений / Под. ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. 7. Коджаспирова Г.М История и философия образования в таблицах и схемах.

М 1998. 8. Корнетов Г.Е. Всемирная история педагогики. М 1994. 9. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие М.: Гардарики, 2003. 10. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1-3. М 1988-1991. 11. Френе С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц. М 1990.

– Конец работы –

Используемые теги: Образование, педагогика, рубежом, начале, ХХ, века0.094

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Русская журналистика начала ХХ века
В литературе появились новые направления, новые лица, новые идеалы. Всё это не могло не сказаться на журналистике, ведь во все времена литература и… И наша страна тоже избрала этот путь и быстро шла по нему, догоняя Европу. В… Все эти люди активно работали в российской журналистике. 2. Представители новой журналистики Пётр Струве в 90-е годы…

Росссия в начале ХХ века
Первые высказывания о вождизме . Съезд индустриализации - мифы и реальность. Перестановки в органах власти. 6. Оппозиция в конце 20-х - раскол,… Истинные причины поражения. 7. Перерождение партии стр. 22 Плебеизация партии.… Невиданные темпы коллективизации. 10. Головокружение от успехов .стр. 35 Головокружение от успехов . Сопротивление…

История России начала ХХ века
Он выдвинул идею в кратчайшие сроки достичь у себя в стране коммунистического изобилия. «Большой скачок» бесславно провалился. Но Мао был не… Действительно, война давала основания для этого. Но к концу 1927 г. внешних… Первые сигналы этого раздавались и ранее. Так в 1926 г несмотря на то, что так называемые «кулаки» были лишены права…

Очерк развитие познания природы до начала ХХ века
Но накопление донаучных рациональных знаний о природе началось намного раньше - еще в первобытную эпоху.Как познавали люди окружающий мир в… Иначе говоря, в первобытном сознании т.е. в сознании человека эпохи… Первобытное обыденное, повседневное сознание было достаточно емким по содержанию. Оно включало очень много конкретных…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Основные черты мировой экономики на рубеже ХХ–ХXI веков
В настоящее время, по существу, происходит переоценка ценностей, пересмотр многих казавшихся до сих пор незыблемыми концепций развития. Если еще совсем недавно казалось, что человечество движется к некоей общей… Рассмотрим некоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельность человека.

Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период
Наука, обучающая тому, как надо правильно вести образовательный процесс стала называться соответственно – Педагогика. Долгое время считалось, что… Значит, закономерности обучения и воспитания и их методические основы… Предмет педагогики содержит также определение целей обучения и воспитания, и содержание учебно – воспитательного…

Прощая, ХХ век! Здравствуй, век ХХI!
И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали.Жизнь… На немпокоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни. Только зная и… Сколькоталантливых людей он подарил истории. Мир замирал в восхищении у бессмертныхполотен, создавалась удивительная,…

Национальные революционные движения на Украине в начале ХХ века (Укр.)
У результат Великого Жовтня, революцйно боротьби трудящих усх народв колишньо Росйсько мпер вперше в стор була утворена суверенна держава… Переважна бльшсть укранцв жила в селах, але понад чверть з них були… У пошуках кращо дол тисяч й тисяч людей подавалися до кран Пвнчно та Пвденно Америки, Африки й аж до Австрал. нш…

Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века (сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы)
В результате современная система образования породила ряд противоречий. С одной стороны все согласны с тем, что существует необходимость… Правительственная Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы начинается со слов…

0.044
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Росссия в начале ХХ века Первые высказывания о вождизме . Съезд индустриализации - мифы и реальность. Перестановки в органах власти. 6. Оппозиция в конце 20-х - раскол,… Истинные причины поражения. 7. Перерождение партии стр. 22 Плебеизация партии.… Невиданные темпы коллективизации. 10. Головокружение от успехов .стр. 35 Головокружение от успехов . Сопротивление…
  • Педагогика Антона Семёновича Макаренко — социально-педагогическое открытие ХХ века Да и задачи, как это ни прискорбно, приходится решать практически те же. Поэтому, чтобы осмыслить масштаб и глубину педагогических идей А.С.… И сегодня многие дети в нашей стране оказались в аналогичной ситуации — в… Во-первых, он должен был вернуть беспризорному ребёнку человеческое обличье и тем самым дать ему возможность…
  • Черносотенное движение и черносотенные организации в Россиив начале ХХ века Важность этой темы обуславливается тем фактом, что в настоящее время возрождаются политические партии, организации и общественные движения,… В партию принимаются только православные верующие.В тоже время, члены ПРАМОС… Руководящий орган партии - синклит.Печатный орган - журнал “Православное царство”. Политическое движение “Русь…
  • Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков С одной стороны рост цивилизации, создающей в противовес подлинной культуре, бездуховную технокультуру. С другой стороны, на смену эпохи атеизма приходит, наконец, осознание, какой… Процессы легализации религии в современной России обнаружили также тенденцию идеализацию религии. Вместе с тем,…
  • История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и… С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных… Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.