Эстетика в деятельности учителя

ЭСТЕТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.В.А. Сухомлинский «Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Таким образом, традиционное для советской философии формализованное определение эстетики как науки о прекрасном не совсем раскрывает смысл этого понятия. Применительно к педагогической деятельности это уточнение весьма существенно, ибо учитель должен думать не только о внешней красоте урока, но и о том эмоциональном настрое, который урок может вызвать в душе ребенка.

Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 году, но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. С тех пор, как появилась эстетика, идут бесконечные споры: что же такое прекрасное, ведь его не почувствуешь материально.

Прекрасное – это то, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям, представлениям, целям. То есть прекрасное – функция соответствия между природой и человеком, предметом и человеком и т.п. На древнейших рисунках мы видим процесс труда: каждый рисовал то, чем занимался охотой, рыболовством, земледелием. И трудно не согласиться с афоризмом: «Прекрасное есть жизнь». Однако понятие о красоте нередко субъективно.На определение прекрасного существенное влияние оказывает целый ряд социально-психологических обстоятельств: эпоха, национальные и расовые факторы, религиозная и классовая принадлежность, мода, индивидуальные психологические особенности личности.

Хотя есть общечеловеческие нормы прекрасного: картины природы, классическая музыка и т.п. Но чаще всего красота – понятие расплывчатое.Более конкретно понятие «совершенство». Если человек проявляет в своем деле совершенство, он достигает прекрасного.

В последние десятилетия человек, наконец-то, заинтересовался эргономикой – наукой, изучающей человека и его деятельность в условиях современного производства.Эта комплексная наука содержит ряд ценнейших сведений как по педагогике здоровья, так и по экологии человека, школьному интерьеру, школьному микроклимату. В оптимальные условия труда учителя входит и выполнение санитарно-гигиенических требований, и соблюдение эстетических норм и правил безопасности труда, которые становятся, более эффективными при соблюдении требований эстетики.

Учитель должен уделить внимание следующим вопросам эстетики интерьера: - цветовому и световому климату кабинета; - рациональному размещению оборудования и приборов; - оптимальному количеству наглядных пособий в интерьере; - экономическому и эстетическому обоснованию расположения и конструкции рабочих мест учащихся и учителя; - эстетике технических средств обучения и контроля знаний учащихся; - композиции живых цветов.Не меньшее значение имеет и температурный режим помещения.

Стены помещения, окна которого выходят на юг, окрашиваются в «холодные» тона (голубой, зеленовато-голубой, серовато-голубой), а «теплые» тона – желтый, оранжевый, абрикосовый, розовый – должны использоваться в кабинетах, ориентированных на север. Чем светлее помещение, тем интенсивнее должна быть окраска стен. Следует знать, что эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску.Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным явлениям накопления статистического электричества и пыли, а если статик светлых тонов, то появляются яркие блики света, мешающие зрительному восприятию.

Пестрота расцвечивания стен иногда откровенно раздражает и утомляет. Дети совершенно иначе, чем взрослые, «чувствуют» цвета и реагируют на них. При этом дети разного возраста любят разные цвета.Обследование свыше 3000 школьников в Белоруссии, например, показало, что младшеклассники лучше чувствуют себя при «теплых» тонах окраски, а 70 % подростков, наоборот, предпочитают голубой цвет. Мы акцентируем на этом внимание потому, что в наши дни в подавляющем большинстве случаев оформлением интерьера занимаются учитель, учащиеся и их родители, имеющие, как правило, смутное представление об эргономике.

Конструктивное решение рабочих мест ученика и учителя должно обосновываться соображениями НОТ. Покрытие доски лучше матовое, не дающее бликов, цвет – не контрасно-черный, а серо-зеленый.Доска должна быть строго вертикальной или иметь легкий наклон верхней части в сторону класса.

Цилиндрические доски из-за громоздкости себя не оправдывают. Для мела и тряпки у доски должен быть отдельный ящичек. Для мела можно использовать футляр из-под клеящего карандаша, что обеспечивает гигиену труда учащихся и учителя у доски. Пособия, используемые на уроках должны быть аккуратными и чистыми.При самодельном изготовлении наглядных пособий воспитывайте хороший вкус и избегайте пестроты в цветовом оформлении.

Цветом выделяется только то, что является главным в демонстрационном материале. Само собой разумеется, что чистота и уют в кабинете будут воспитывающими, если они поддерживаются учениками. Раз и навсегда заведенный ритм кабинета соблюдается и выполняется без каких-либо видимых усилий. Следует решительно возразить против превращения кабинета в выставочный зал. Наглядных пособий и плакатов в кабинете выставляются столько, чтобы их можно было заметить и запомнить.Поэтому рекомендуется экспозицию периодически менять, что будет привлекать внимание детей.

Организация пространства кабинета обычно основывается на сочетании гармонии цвета, света и форм оборудования с его функциональной полезностью. Не допускается сочетание «теплых» и «холодных» красок в одном интерьере. В крайнем случае одна из цветовых гамм дополняется нейтральным белым, серым или черным цветом.Яркие красный и оранжевый цвета используются для окраски подвижных и опасных участков и оборудования, например в кабинете труда.

Кроме того, следует помнить, что однажды найденное решение интерьера не должно оставаться надолго.О подвижности красоты писал еще Н.Г. Чернышевский: «Прекрасное явление исчезает, исполнив свое дело». Технические средства обучения облегчают труд учителя, повышают уровень наглядности в преподавании, эстетизируют педагогический труд. Например, используя цветные шариковые ручки при выполнении чертежей на пленке кодоскопа, мы повышаем их наглядность и эстетизируем учебный процесс.

Еще больший эффект достигается в учебном процессе при использовании звуковых и видеозаписей, слайдов, кинофильмов. Однако эстетике ТСО способствует лишь оптимальное количество единиц наглядности. Установлено, что оно должно быть порядка 7 + 2, иначе и учитель, и учащиеся теряются в выборе нужной техники демонстрации и проецирования. С биоэнергетической точки зрения живые цветы не должны находиться от детей ближе, чем 0,5 метра.По этой причине они не должны расставляться на окнах: их следует группировать в композиции впереди класса, у левого края доски.

Это будет способствовать улучшению зрения и предупреждению последствия пагубного влияния на детский организм. Температурный режим классной комнаты имеет существенное влияние на качество и интенсивность обучения. В классной комнате температура должна быть порядка 18 – 200С, в спортивном зале – порядка 160С. Из этих соображений ни в коем случае нельзя на зиму отклеивать форточки, как бы мы ни экономили на тепле.Для повышения теплоотдачи батарей парового или водяного отопления их ни в коем случае нельзя окрашивать «серебрянкой» или «бронзой»: теплоотдача таких батарей снижается в 2 – 3 раза по сравнению с батареями, окрашенными в любой другой цвет. Существенное значение имеет и относительная влажность воздуха, которая должна быть ниже 15 и выше 60 %. Для увлажнения воздуха можно в форточки ставить лотки с водой, а для понижения – использовать принудительное проветривание класса хотя бы простейшим вентилятором.

На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников.

Всё стало иначе, когда к началу 19 в. начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Это привело к появлению дизайна, т.е. проектной художественно-технической деятельности по разработке промышленных изделий.Одним из объектов такого дизайна является рабочее место учителя – письменный стол, за которым он проводит большую часть своего рабочего времени. Основное требование к столу – функциональность и удобства, а также эстетическое оформление.

Рабочий стол педагога одновременно выступает местом для подготовки к уроку, для работы с документами, местом проведения консультационных бесед. Также неотъемлемой частью при проведении лекций, презентаций и конференций является трибуна или кафедра.Эти предметы рабочего места учителя работают как неразделимо друг от друга, так и по отдельности.

В кафедре встроена выкатываемая полка мультимедиа – проектора, с правой стороны в нижней части расположено место для системного блока и для различных бумаг. Рабочий письменный стол разработан по стандартным размерам с ящиками и сплошной полкой. Рекомендуемый материал – ламинированно струженная плита.При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см: - между рядами двухместных столов не менее 60 см. - между рядом столов и наружной продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль стены – не менее 50-70 см. - от первой парты до учебной доски 2,4-2,7 м. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения и рисования. Ориентация кабинета информатики на север, северо-восток.Сегодня мы затронули важную область – организацию интерьера учебных кабинетов. Здесь сразу становится много целей: - воспитать эстетический вкус; - создать комфорт, уют; - повысить эффективность обучения; - обеспечить здоровье обучающихся и обучающих.

Сейчас уже ясно, что отвечать за интерьер должны двое: художник-декоратор и цветопсихолог (звукопсихолог – мечта отдаленного будущего). Конечно, без эстетического воздействия, продуманного дизайна нам не обойтись.Поэтому сегодня нужны принципиально новые идеи в нашей архитектуре, которая бы вселяла в нас успех, одухотворение, была простой, но удобной, разнообразной, необычной и соответствовала всем санитарно-гигиеническим нормам.