рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Молодежная субъкультура

Молодежная субъкультура - Дипломная Работа, раздел Педагогика, Введение Сегодня Целый Комплекс Противоречивых Проблем, Неоднозначность Проце...

ВВЕДЕНИЕ Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодежной среде , вызывают бурные споры . В обществе наряду с традиционными формами социо - культурной жизни сложилась и развивается разветвленная молодежная субкультура , носителями которой являются многочисленные юношеские объединения , различающиеся по социальной направленности , характером групповых ценностей и особенностями поведения . Средства массовой информации с энтузиазмом описывают металлистов , панков , хиппи - их экзотический внешний вид , жаргон , шумные « тусовки » . И многие забывают , что за этим внешним , демонстративным , иногда раздражающим и пугающим фасадом молодежной субкультуры скрывается пусть несколько вызывающий , но способ как - то выразить себя , свое мироощущение , что - то сказать о себе обществу . Молодежная субкультура доступна каждому подростку , юноше , так как не имеет ограничительных рамок и меньше подвержена контролю со стороны взрослых . Участвуя в деятельности молодежной группы , через общение с ее членами молодой человек получает определенный социальный опыт , который заключается в усвоении норм , знаний , принятых в данном обществе , в возможности наряду с этим проявить свою индивидуальность , попробовать определить свое положение , статус в группе и , наконец , сопоставить свои притязания , интересы с запросами общности . Юношество - это период активного экспериментирования , опробования себя молодыми людьми в разных ролях с целью формирования образа « Я » и жизненного самоопределения . Для части молодых людей этого возраста проблема личностного самоопределения решается сравнительно легко за счет принятия ценностей и жизненных рекомендаций представителей старшего поколения , прежде всего родителей , если их нормы и ценности не противоречат ценностным и нормативным рекомендациям референтных групп сверстников . В сознании юноши ценности родителей и сверстников причудливым образом переплетаются , порой порождая множество противоречий . Чем быстрее удается примерить родительские нормы и ценности с теми , которые разделяются референтной группой , тем скорее складывается у юноши непротиворечивый образ « Я » ( 33 , С . 70 ) . Для молодых людей , которые находятся в конфликтных отношениях со взрослыми , это превращается в подлинную проблему . Специфика юношеского возраста приводит их в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников , которые удовлетворяют типично юношеские потребности в стиле поведения , моде , досуге , межличностном отношении ( 1 , С . 40) Естественно , в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки , собственная система приоритетов и ценностей , которые влияют на формирование личности , их членов . С одной стороны , молодежная культура является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями , мировосприятием , социо - культурными установками , с другой - она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций , хотя бы в силу генерационных особенностей . И сегодня , когда все чаще в разговорах , публикациях , если речь заходит о молодежи , возникает слово « отчуждение » - нужно вспомнить о процессе разрушения многих человеческих и моральных ценностей , наблюдаемом в нашем обществе , о подмене идеалов , о неустойчивом положении поднимающегося на ноги поколения . Молодежная субкультура создает свою систему норм и ценностей , и юношество может легко поддаться как положительному , так и отрицательному ее влиянию . Выше сказанное , на наш взгляд , определило актуальность темы дипломной работы . Ее объект - молодежная субкультура , предмет - влияние молодежной субкультуры на формирование норм и ценностей личности в переходный период от детства к взрослости . Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных психологических , социологических и педагогических исследований , поскольку является проблемой социального порядка , связанной с решением многих проблем развития человека , и , в частности , формированием его норм и ценностей . Поэтому цель работы - проследить , каким образом молодежная субкультура влияет на формирование норм и ценностей личности в юношеском возрасте . Исходя из цели , мы определили задачи : 1. Определить содержание понятий « нормы » , « ценности », « субкультура » , « молодежная субкультура » . 2. В связи с особенностями юношеского возраста выявить специфический характер юношеских объединений . 3. Рассмотреть различные течения в молодежной культуре с точки зрения их социальной направленности , характера групповых норм и ценностей , отношения к культуре большинства . 4. Определить влияние молодежной субкультуры на формирование норм и ценностей и устойчивость их в последующем развитии личности . Исходя из цели и задач исследования , мы выстроили гипотезу : молодежная субкультура являясь с одной стороны отражением интересов , склонностей , ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек , с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов , тем самым на формирование их норм и ценностей . Структура дипломной работы представляет собой следующее : В главе 1 дан анализ психолого - педагогической литературы и определены основные понятия . Формирование личности предполагает становление определенной системы норм и жизненных ценностей человека . Во многом на становление этой системы оказывает влияние молодежная субкультура , под которой понимается культура определенного молодого поколения , обладающего общностью стиля жизни , поведения , групповых норм , ценностей и стереотипов ( 42 , С . 335 ) . Во 2 главе дана характеристика юношеского возраста , особенности развития и формирования личности в этом возрасте . Особую роль в этом процессе играет общение со сверстниками . Такое общение является источником знаний , целей , способов поведения , ценностей . Юношеский возраст отличают черты порывистости , неустойчивости желаний , потребность примерить на себя разные социальные роли , потребность самоутверждения , самореализации . Именно эта специфика приводит молодых людей в различные молодежные субкультуры . Общество сверстников позволяет им почувствовать свою принадлежность к группе людей , причастность к их нормам и ценностям и таким образом утвердить себя через эту похожесть во всем ( 29 , С . 49 ). 3 глава дает различные классификации молодежных групп и рассматривает нормы и ценности различных молодежных субкультур . Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы . Многие после выхода из субкультуры ( который осуществляется к 25 - 30 годам ) сохраняют идеалы юности , продолжают использовать те же критерии оценки , придерживаться стиля общения в своей компании и т .д . ( 38 , С . 139 ) . Таким образом ценности субкультуры становятся личностными . И в заключении речь идет о диалоге культур , о взаимозависимости и взаимодополняемости культуры всего общества и различных субкультур . Отметим , что вопросы развития юношеской субкультуры , ее места в процессе формирования норм и ценностей личности привлекали внимание многих педагогов , психологов и социологов , но они не получили детальной разработки в научных исследованиях . Наиболее конкретно в этом плане рассматривали проблему И . С . Кон , А . В . Мудрик , В . Т . Лисовский . В своих работах юношескую субкультуру они представляют как фактор , способствующий личностному , творческому развитию личности . Это развитие они видят в участии юношества в деятельности молодежных групп , где важным средством коммуникации является общение . Проблемами формирования норм и ценностей в юношеском возрасте занимались Р.С. Немов , Л.Рубенштейн , И.В.Дубровина, Н.И.Непомнящая . Они отмечают , что юношеский возраст - это период закрепления основных психических структур и личностных образований . Нормы и ценности - неотъемлемая часть формирующегося в этом возрасте мировоззрения . Становление системы ценностей - показатель зрелости личности . В начале 90 - х годов в журнале « СоцИс » был опубликован ряд статей , посвященных молодежным проблемам . Авторы статей - А.П.Файн , Ю.Н. Давыдов , И.Н. Андреева , Н.Я.Голубкова , Л.Г.Новикова , рассматривают систему ценностей и нормы молодежной субкультуры . Они связывают субкультурную активность молодежи с отсутствием нормальных механизмов социализации в общественной практике . Андреева , Голубкова , Новикова решили , что созданная субкультура , в основном , досуговая , и изучили те ценностные установки и образцы поведения молодежи в сфере свободного времени , которые являются ее основой . Исследования в сфере молодежного неформального движения в России проводили Д.В. Ольшанский , В.Ф. Левичева . Они отмечают , что молодежная субкультура является формой самоиндентификации поколения.

Молодежь наиболее чутко улавливает новые тенденции в развитии культуры , поэтому в ее среде зарождаются новые течения в музыке , литературе , искусстве ( 19 , 20 , 35 ) . Интересными на наш взгляд являются материалы круглого стола по проблемам юношеских объединений , который был проведен издательством « Юридическая литература » . В обсуждении вопросов , связанных с развитием неформального молодежного движения в России , его тенденциями и перспективами , принимали участие такие ведущие специалисты , как Лисовский В.Т Левичева В.Ф Забрянский Г.И Савинкова Е.Н и др .( 16 ) . В 90 - х годах в свет вышло несколько сборников , посвященных молодежным проблемам . К сожалению , многие из них носят описательный характер , не затрагивают глубинных сторон юношеского и молодежного самоопределения . Однако , работа З.В. Сикевич « Молодежная культура : « за » и « против »», сборники « Молодежь России на рубеже 90 - х годов » , « Молодежь России : тенденции и перспективы » являются интересными исследованиями течений в молодежной культуре . Знакомство с работами перечисленных и других авторов позволило нам увидеть , таким образом , что подробного , комплексного исследования по поставленной проблеме нет . Поэтому в рамках дипломной работы мы делаем попытку проследить влияние молодежной субкультуры на формирование норм и ценностей личности в юношеском возрасте . ГЛАВА 1 . АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ . 1.1. Определение понятий « нормы » и « ценности » . Становление системы ценностей - показатель зрелости личности . Понятие « ценности » широко используется в современных общественных науках ( психологии , философии , социологии ) , где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств , предметов и явлений окружающей действительности . ( О.Г. Дробницкий , В.П. Тугаринов ) . Отнесение того или иного объекта к ценностям выражается в его способности удовлетворять потребности , интересы , цели человека . В отличии от глобального философского подхода к проблемам ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является диффиринцирование объектов по их ценностному значению внутри группы , класса ценностей и связанные с этим конкретизация и иерархизация ( 37, С. 71 ) . Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей , к которым человек должен стремиться . Они составляют основу нравственных принципов ( 41, С . 50 ) . Формирование личности предполагает становление определенной системы жизненных ценностей человека . Наличие ценностей есть выражение небезразличие человека по отношению к миру , возникающего из значимости различных сторон , аспектов мира для человека , его жизни ( 39 , С . 366 ) . Юношеский возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности , способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности ( 46 , С . 147 - 148 ) . Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям . Правила и нормы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры . Нормы т и оформляют положение и отношение в различных общностях в социальной структуре общества . Содержание и характер норм той или иной общности отражают реальные условия ее существования и природу , тенденции развития взаимоотношений и взаимодействий людей в этой общности . В них отражается тип личности , поведения и отношений ( 37, С . 45 ) . Нормы становятся структурной характеристикой внутреннего мира человека . Включение нормы в сознание делает личности ответственной за вибираемые варианты и формы поведения . Различают социальные нормы и групповые . Н.И.Обозов так определил груповые нормы - « совокупность правил и требований , вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы , характера их взаимоотношений , взаимодействия и общения . » . Социальные же нормы включаются в систему социального контроля общества , образуют его нормативно - ценностную систему культуры , обеспечивают существование и функционирование общественных институтов . Деятельность человека в системе общественных отношений диктуется социальными нормами . Не менее существенна их роль в качестве средств и форм накопления , сохранения и передачи социального опыта . В этом случае социальные нормы выступают как образцы , идиалы , модели поведения , в процессе усвоения которых человек знакомиться с продуктами культурно - исторического развития общества . Усваиваются социальные нормы через индивидуальную систему ценностей личности , сформированную на основе жизненного опыта , условий воспитания , других воздейтвий среды . Это система личностных ценностей во многих случаях не адекватна общественной иерархии ценностей . В таком случае в сознании возникает расхождение ( разрыв между ценностным значением тех или иных социальных норм и собственными представлениями о них личности . ) Личность в своем социальном поведении постоянно руководствуется многими нормативными предписаниями - правовыми , нравственными , нормами морали своей группы и т.д. В нашем исследовании важно подробнее рассмотреть групповые нормы , нормы и ценности молодежной субкультуры . 1 . 2 . Определение понятия « субкультура » . Внутренняя и внешняя сторона юношеской субкультуры . Молодежная культура как феномен общественного развития характерна для современного этапа развития цивилизации . Понятия « молодежная культура » , « молодежная субкультура » появились в научном обороте сравнительно недавно , в 60 - 70 г . ХХ века . В эти годы на Западе вышли серьезные теоретические работы , посвященные анализу существования , причин появления , формирования молодежной субкультуры ( 25 , С . 4 ) . Культура рассматривается такими учеными как Т.Парсонс , Д.Коулмен , К.Кенистон , Г.Сиболд и др. Как целостное образование , внутреннюю структуру которого образуют различные подсистемы , так называемые субкультуры . Американский социолог А.К.Коэн пишет , что субкультура - это культура в культуре , имеющая свои достаточно четкие контуры . Она включает знания , верования , цели и ценности , суждения и оценки , нравы и вкусы , жаргон и манеру поведения , предрассудки и предубеждения , характерные для социальной группы и разделяемые ее членами ( 9 , С . 314 ) . Н.Смелзер пишет : « Мы не можем утверждать , что наша культура однородна . Во всех обществах существует множество , имеющих различные культурные ценности и традиции . Система норм и ценностей , отличающих группу от большинства общества , является субкультурой » ( 41 , С . 61 ) . Следует отметить , что « молодежная культура » сама внутренне дифференцирована на субкультуры . Молодежная культура включает общность оведения , развлечений , совпадение вкусов ,ценностей и позиций , групповую солидарность , осознание своей сопринадлежности . Т.Парсонс включает в понятие « молодежная культура » стремление молодежи заимствовать основные внешнекультурные формы и роли взрослости . Из всего диапозона ценностей , норм , качеств взрослого человека молодежь выделяет те , которые в большей степени соответствуют ее представлениям о должном , помогают разрешать эмоционально - психологические напряжения и противоречечия ( 9 , С . 148 ) . Сущность такого общественного явления как молодежная субкультура , причина его появления неоднозначно трактуется в нашей научной литературе и публицистике . Сразу же следует отметить , что работы , серьезно рассматривающие эту проблему , появились сравнительно недавно , и они количественно ограничены . Такая ситуация сложилась вследствие того , что советская педагогика , несмотря на наличие в стране разнообразных неформальных сообществ , отказывалась от систематического и глубокого изучения неформальных юношеских групп и молодежной субкультуры . Как отмечает И.С. Кон : « Некоторые советские социологи возражали даже против самого этого термина (« юношеская субкультура ») , считая его «буржуазным » » ( 12 , С . 140 ) . Наиболее близко к разработке этого вопроса подошел И.С.Кон . Рассматривая явление юношеской субкультуры , он писал : « Вопрос этот имеет две стороны . Во - первых , юношество так или иначе воспринимает и усваивает культуру , созданную прошлыми поколениями . Во - вторых , каждое поколение молодежи создает нечто новое , свое и имеет свою собственную возрастную субкультуру » (12 , С . 149 ) . Юношеская субкультура не является чем - то независимым , цельным и законченным . Ее содержание всегда производно от культуры взрослых . Она весьма неоднородна , включая в себя множество разных , подчас враждебных друг другу течений . Кроме того , как и все юношеские свойства она текуча и изменчива . Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов : специфический набор ценностей и норм поведения ; определенные вкусы ; формы одежды и внешнего вида , чувства групповой общности и солидарности , характерная манера поведения , ритуалы общения ( 12 , С . 159 ) . Мнение Кона поддерживают А.М. Занесоцкий и А. Файн . Термин « молодежная субкультура » они используют для обозначения культур отдельных групп молодежи . « Приставка « суб » означает , что речь идет о частном явлении , которое , однако , может быть понято только в связи с целым , что и имеет место в случае с « неформалами » » ( 7 , С . 87 - 88 ) . Свое определение юношеской субкультуры есть и у А.В. Мудрина , только здесь он это понятие заменяет выражением « возрастная субкультура » , под чем « понимается тот комплекс морально - психологических черт и поведенческих проявлений , которые являются типичными для ребят определенного возраста и пола » . В понятие субкультуры он включает также определение культуры как таковой ( 31, С . 30 ) . Прослеживая процесс возникновения и развития неформального молодежного движения , А.Г. Быстрицкий пишет следующее : « Подростковые общности имели везде особый статус и автономию . Более того , одной из сторон был процесс воспроизведения культуры , но шел он отнюдь не прямо , а довольно своеобразно , через последовательное снижение и дальнейшее воспроизведение культуры , всех ее ценностей . Культура испытывалась на прочность , все отжившее и старое отменялось , появились и новые фрагменты » . Еще один аспект молодежной субкультуры отмечает В.Ф.Левичева : « Молодежная субкультура является формой самоидентификации поколения » ( 20 , С . 33 ) . Молодым людям нужно пространство , где бы они могли попытаться идентифицировать себя независимо от ролей и ожиданий , которые исходят от семьи , работы , школы . Молодежная культура предоставляет такую коллективную форму идентификации - референтную группу ( 26 , С . 175 ) . Говоря о юношеской субкультуре , нельзя забывать о том , что это явление неоднозначное , противоречивое , эмоционально - импульсивное , как само юношество . Нужно уметь за внешней , иногда раздражающей и непонятной стороной увидеть внутренние , глубинные процессы становления личности . Нужно разделять внешнее выражение и внутренне содержание юношеской субкультуры . Первое связано с огульным отрицанием молодым поколением всего социального опыта предыдущих , обособлением их от других общностей , противопоставлением « Мы » - « Они » . Оно заключается в атрибутах , символах , споре , жаргоне , стиле поведения , внешнем виде членов группы . Внутреннее содержание - это ее нормы , ценности , идеалы , образ жизни , которые непосредственным образом влияют на формирование личности , становление ее мировоззрения . Каждый юный человек , вступающий во взрослую жизнь, должен не воспринять ценности общества механически , но подвергнуть все сомнению , проверить на прочность , на соответствие новым условиям действительности . В рамках общенациональной или многонациональной культуры всегда имеются какие - то частные специфические субкультуры , выражающие особенности интересов и стиля жизни тех или иных социальных групп или слоев населения . Имеет свою субкультуру ( и даже не одну ) и молодежь . Являясь частью целостной культуры , субкультура содержит яркие отличительные признаки , играющие особую роль в объединении конкретной группы людей . Субкультура - результат постоянного взаимодействия людей , протекающего в особенных условиях ( 7 , С . 33 ) . Поскольку юношество , молодежь является неоднородной общественной группой , термин « молодежная субкультура » , на наш взгляд , стоит сохранить вслед за И.С.Коном для обозначением культуры отдельной группы молодежи . Различные публикации показывают , что в отечественной науке в настоящее время устанавливается понимание процесса развития субкультур , как проявления естественного закономерного усложнения культуры , ее внутренней дифференциации ( 7 , С . 87 ) . Таким образом , знакомство с психолого - педагогической литературой позволяет нам увидеть , что данная проблема не имеет комплексного исследования , хотя есть работы по отдельным аспектам поставленного вопроса . Под ценностями мы понимаем систему жизненных приоритетов личности . Через индивидуальную систему ценностей личности , сформированную на основе жизненного опыта , уловий воспитания , воздействия среды , усваиваются нормы . Формирование личности предполагает становление определенной системы норм и жизненных ценностей человека . Юношеская субкультура , внутреннее содержание которой составляет особые нормы , ценности , идеалы , непосредственным образом влияет на это становление . ГЛАВА 2 . ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ . 2 . 1 . Основные потребности юношеского возраста . Понятие « юность » означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости , что предполагает , с одной стороны , завершение физического , в частности , полового созревания , с другой - достижение социальной зрелости . Юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости , индивидуальности , непохожести на других , в отрицательном же варианте возникает диффузное , расплывчатое « Я » , ролевая и личностная неопределенность . Типичная черта - диапазон выполняемых ролей расширяется , но юноша не усваивает эти роли окончательно , а как бы пробует , примеряет их ( 42 , С . 89 ) . Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично , чем детское . Юность - возраст горячих споров , предметом которых может быть все , что угодно , поисков формулы счасть и формулы любви . Юность особенно чувствительна к собственному « Я » и вообще внутренним психологическим проблемам . Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира . Ранняя юность ( 15 - 18 лет ) - в буквальном смысле слова «третий мир » , существующий между миром детства и взрослостью . Биологически это период завершения физического созревания . Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными , на его долю выпадает задача многочисленных « доделок » и устранения диспропорций , обусловленных неравномерностью созревания . Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет некоторые особенности его психики . Юношей еще остро волнуют проблемы , унаследованные от подросткового этапа собственная возраст ная специфика , право на автономию от старших и т.п но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых , сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире . Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов это требует развитие механизмов самосознания , выработки мировоззрения и жизненной позиции (12 , С . 67 ) . Важнейшими социальными и психологическими потребностями юношеского возраста являются потребности в общении и обособлении , в достижении и поиске , в самоутверждении , самореализации и самостоятельности ( 29 , С . 11 ) . Потребность в общении в юношеском возрасте объясняется постоянным умственным и физическим развитием , и в связи с этим расширение и его интересов , рост интересов к миру и себе самому . Потребность в деятельности находит свое удовлетворение в общении . В юности особенно возрастает необходимость в новом опыте , а с другой - в признании защищенности , в интимной реакции . Это определяет рост потребности в общении с людьми , потребность быть признанным ими и чувствовать уверенность в их признании . Говоря о потребности в обособлении , надо иметь в виду , что развитие личсоности можно рассмотреть как двуединый процесс . С одной стороны - это уподобление себя в чем - то другим людяям в результате общения , а с другой - отличие себя от других в результате обособления . Потребность в обособлении - это потребность в нахождении своей позиции , своего « Я » в общении с другими людьми . Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом « Мы » , т.е. образом сверстника своего пола , но нкогда не совпадает с этим « Мы » полностью . Своейственное многим старшекласникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит , но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала . Чем человек более развит , тем более он находит различие между собой и сверстниками . Осознание своей непохожести на других предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи с окружающими людьми и единства с ними . Ощущение необходимости в признании и утвнрждении своей личности , активный поиск путей и средств для самоутверждения являются важными характеристиками юношеского возраста . Самоутверждение личности может иметь разнообразные формы . Они могут быть социально ценными , социально полезными , асоциальными , антисоциальными . Самоутверждение в юности мыслится в первую очередь как достижение самостоятельности ( 29 , С . 23 ) . И.В. Дубровина замечает , что внутренняя позиция юноши состоит из следующих характеристик : • возникновение особого комплекса потребностей , выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых ; • появление потребности соответствовать не только уровню требований окружающих , но и собственным требованиям к самооценке ; • общение со сверстниками , сравнение себя с другими , интерес к собственной личности создают благоприятные условия для развития самосознания; • потребность найти и занять свое место в коллективе сверстников ; • особое отношение к будущему ( 46 , С . 16 - 18 ). К тому же , юношеский возраст принято считать периодом закрепления основных психических структур и личностных образований . Итак , молодой человек , стоящий на пороге самостоятельного пути , делает свой жизненный выбор : профессиональный , личностный , общественный . Для того , чтобы стать полноправным членом общества , ему необходимо , чтобы и он , и социальная среда воспринимали друг друга , причем без ущерба для обоих . Поэтому молодому человеку приходится решать сложнейцшие вопросы , связанные с соотнесением своих интересов , потребностей с требованиями окружающего его социума . Процессу социализации способствует система воспитания , которая помогает человеку успешно проходить этот процесс . Поэтому , если система воспитания где - то не срабатывает , то процесс вхождения личности в социальную среду будет деформированным . Можно сказать , что такой системой является и юношеская субкультура , представляющая три важнейшие сферы , в которых происходит становление личности . Это деятельность , общение , самосознание . 2 . 2 . Роль сообщества сверстников в становлении личности молодого человека . Одна из главных тенденций юношеского возраста - переориентация общения с родителей , учителей , вообще старших,на ровестников , более или менее равных по положению.

Общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации ; специфический вид межличностных отношений . Взаимоотношения строятся на принципиально равных началах , где статус надо заслужить и надо уметь поддержвать ; вид эмоционального контакта . Осознание групповой принадлежности , солидарности дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости ( 12 , С . 126 ) . Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих молодых людей в стадное чувство . Мотивы , скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиплиации ( потребность к принадлежности к какой - то группе людей) индивидуальны и многообразны . Один ищет в обществе сверстников подкрепление самоутверждения , признания своей человеческой ценности . Другому важно чувство эмоциональной сопричастности , слитности с группой . Третий удовлетворяет потребность властвовать . Большей частью эти мотивы переплетаются ( 12 , С . 131 ) . В компании сверстников молодой человек ощущает себя равным , принятым , а стало быть ценным . Это крайне важное ощущение , без которого трудно расставаться с детством , рвать пуповину , связыающую с родителями ( 32 , С . 43 ) . Где собирается много сверстников молодые получают возможность с одной стороны , почувствовать и наглядно ощутить ощутить свою принадлежность к нему и , таким образом утвердить себя через эту похожесть . С другой стороны , здесь же можно убедиться в своей отличности от людей более старших . Общество сверстников позволяет им ощутить принадлежность к группе людей , причастность к ее нормам и ценностям . Молодой человек приходит в ту или иную группу сообразно своим ценностным ориентациям , пристрастиям , интересам . Бывает , что он не раз меняет группу пока не найдет свою « среду обитания » . Принеся с собой в новую группу все , что составляет его индивидуальность , субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше , чем освоить действующие в группе нормы и овладеет теми приемами и средствами деятельности , которыми владеют другие члены группы . У него возникает объективная потребность « быть таким как все » ( 36 , С . 80 ) . Адаптировавшись к нормам и ценностям общности , превратив их в личностные образования , юноша начинает искать способы и средства для обозначения своей индивидуальности ( 36 , С . 81 - 82 ) . Типичная черта юношеских групп - чрезвычайная конформность . Яростно отстаивая свою независимость от старших , юноши зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям своей группы и ее лидеров . Неокрепшее , диффузное « Я » нуждается в сильном « Мы » , которое в свою очередь утверждается в противоположности каким - то « Они » . Желание « быть как все » ( все - это исключительно свои ) распространяется на одежду , на эстетические вкусы , на стиль поведения . Группы бщения свертников возникают каждый раз заново в истории становления каждого нового поколения со времен выделения молодежи как отдельной группы в структуре общества . Согласно данным американских социологов , неучастие в группе равных на этапе вхождения во взрослую жизнь зачастую в дальнейшем приводит к жизненному неуспеху, отклоняющемуся поведению ( 20 , С . 30 ) . Функциями любого объединения свертников является следующее : 1. Условия для свмореализации , самоутверждения , субъективного воплощения . 2. Инструментальная . Группа есть инструмент для достижения сознательно или несознательно , но вполне конкретных результатов . 3. Компенсаторная . Участие в группе компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах . 4. Эвристическая , заключающаася в творческом самовыражении ( 40 , С . 93 ) . Таким образом общество сверстников становится для юноши референтной группой . Для него становятся значительными норы и ценности , стиль поведения и одежды , образ жизни и мышления , принятые в группе . В силу возрастных особенностей юноша принимает их до конца не осознавая и неосмысливая их значение . Нормы и ценности субкультуры становятся личностными образованиями . Уже приобщившись к взрослой жизни многие осталяют старые контакты , сохраняют субкультурные стиль общения , язык . Они сохраняют идеал юности , продолжают использовать субкультурные критерии оценки . Молодежную субкультуру характеризуют : • набор ценностей и норм поведения ; • особый диалект ; • своеобразные увлечения и вкусы ; • чувство групповой общности и групповой солидарности ; • наличие специфического группового статуса ; • способы поведения , неподконтрольные взрослым ; • характерные особенности полового поведения . Таким образом , наиболее оптимальное развитие для личности в юношеском возрасте происходит в молодежной субкультуре как явление незаформализованном , менее контролируемым , более свободном , чем другие институты социализации . Приобщаясь к нормам и ценностям субкультуры , молодой человек имеет возможность оценить и выразить свое отношение к ценностям культуры большинства людей . В переходный период от детства к взрослости у молодежи повышается потребность в эмансипации от контроля старших и , как следствие этого, потребность в расширении общения со сверстниками . Этот канал человеческих взаимоотношений дает широкий диапазон выбора межличностных , деятельных , творческих отношений , в рамках которых происходит знакомство молодого человека с новыми условиями среды обитания , и где происходит заявление о его индивидуальности , о его собственном « Я » . Этот процесс наиболее полно реализуется в молодежных группах , групировках , объединениях , сообществах . Именно здесь открывается простор для заявления юноши о себе , для его творческого и личностного развития . Здесь он приобретает социальный опыт и соизмеряет свои интересы , запросы , потребности с нормами , требованиями окружающей его микроструктуры , через которую в то же время идет приобщение и к макроструктуре , ко всему социуму . ГЛАВА 3 . СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ . 3 . 1 . Классификации и типологизации молодежных групп . Многомерноять явлений в молодежной среде не позволяет дать или уложить в единственную объясняющую схему . В современной психолого - педагогической литературе термином « неформальная группа » обозначаются сразу несколько объектов , социальная природа которых различна . В .Ф . Левичева отмечает , что « наиболее эффективным способом выделения юношеских объединений является указание на характер общественных отношений , на тот социальный тип взаимодействия , который определяет некую социальную целостность » ( 16 , с 21 ) . А признаки образа жизни , способов общения , внешних манер поведения , которые исследователи кладут в основу типологий вторичны , хотя во многом характеризующи . В . Т . Лисовский считает , что наиболее адекватным в изучении юношеской субкультуры является употребление термина « самодеятельное движение молодежи » , потому что оно складывается на принципе добровольности и организационно самостоятельно . ( 16 , С . 31 ) . Клиссифицируя молодежные группы по социально - правовому признаку он выделяет антисоциальные , асоциальные , просоциальные . Многие исследователи принимают эту классификацию , анализируя деятельность той или иной субкультуры . Типологизация В.Т.Лисовского неформальных групп молодежи выглядит следующим образом : • общественно- политические ; • социально - культурные , творческие ; • прикладного характера ; • клубы социальной помощи ; • религиозные ; • экологические ; • спортивные ; • спортивные и музыкальные фанаты ; • асоциальные в сфере свободного времени; • антисоциальные ; • националистические ; • историко - патриотические . В основе данной типологизации лежит характер направленности деятельности того или иного объединения . Причем , причастность и деятельность какой - либо группы может выражать : • способ времепровождения ( музыкальные , спортивные фанаты, металлисты , люберы и т.д. ) ; • социальную позицию (когда участие есть выражение определенной социальной позиции - группы содействия различным политическим движениям , экологии и д.р. ) ; • образ жизни ( когда совместное общение становится образом жизни , переходит в единственно возможную форму существования ) ; • альтернативное творчество ( 40 , С . 96 ) И.К. Соенцева разделяет молодежные объединения на основе отношений их с обществом . Выделяется три основные группы : 1. Объединения с преобразовательной или критической программой , ставящие своей целью повлиять на развитие общества . 2. Объединения , имеющие целью уход от проблем , не желающие иметь с обществом никаких формализованных отношений . 3. Объединения намеренно агрессивного характера , которые делятся на истинно агрессивные , в программу которых входит непосредственое применение силы вплоть до уголовного преступления и демонстративно агрессивные , проявляющие агрессию через внешние атрибуты и поведение . ( 16 , С . 57 ) В.Писарева выделяет три разновидности субкультур , руководствуясь типом взаимоотношений субкультуры и макрокультуры : конформистскую , культивирующую какие - либо элементы господствующей культуры , нонконформистскую , демонстративно отрицаующую некоторые ее элементы , и индифферентную , отличающуюся безразличным отношением к образцам господствующей культуры . По степени интенсивности они подразделяются на агрессивные и пассивные субкультуры . Для большей ясности проиллюстрируем их примерами : агрессивно - конформистская ( « люберы » , « коммунары » и т.п.); агрессивно - нонконформистская ( « наци » и т.п.) ; пассивно - нонконформистская ( « хиппи » , « брейкеры » , и т.п.). ( 26 , С . 42 ) . По целям и способам их достижения разделяет юношеские объединения доктор юридических наук Е.Н. Савинкова . К первой группе относятся объединения с социально -одобряемыми целями и правомерными способами их достижения - социально - инициативные и творческие ( движение « милосердие » , интердвижение и т.п. ) . Ко второй группе относятся объединения социально - одобряемыми и социально - нейтральными целями и противоправными способами их достижения . К объединениям , сформировавшимся с досуговыми целями , но приобретающими в ряде случаев асоциальную направленность , относятся спортивные фанаты , качки , рекеры , металлисты . Третью группу составляют объединения социально и нравственно вредными целями и правомерными способами достижения . Это группы представителей элитарных молодежных слоев ( нопперы , хайлафисты и т.п. ) . К четвертой относятся объединения с асоциальными целями и противоправными способами их достижения . В настоящее время такие группы среди молодежи достаточно распространены и всегда связаны с криминальными структурами . Таким образом , юношеские группы , молодежные объединения формируются на разных основах и бывают разного содержания . Приведем примеры . • Практически везде существует территориальное деление групп, дополняемое социально - экономическим делением , где идет противопоставление « Мы » и « Они » . К таким группам относятся « радикалы » , « люберы » , « моталки » и т.п. • Конформисты - « коммунары » , « законики » и т.п. Такой субкультуре присущ некий внутренний консерватизм , как своего рода защита против новых элементов , разрушительных для культуры , и чем больше таких элементов , тем агрессивнее оно по отношению к ним ( 26 , С . 40 - 46 ) . • Фашистские команды . К таким группам относятся тем , которым нужен лидер железной руки . Их враги - националсты и либералы ( 35 , С 49 - 56 ) . К этому же типу можно отнести и нацистов . • Спортивных болельщиков объединяют любовь и приверженность к какой - либо команде , спортсмену ( см . подробнее 35 , с . 40 - 41 ) . • В клубы самодеятельной песни идут ребята , которые сочиняют и поют свои произведения , которым важна коммуникация на таком эмоциональном духовном уровне . • Поклонников « тяжелого » рока - «металлистов» , «панков» привлекает как сама музыка , так и ее внешние отрибуты , образцы поведения . • Общественно - политические группы распространены в больших городах . Во многом они копируют поведение взрослых политиков . Среди них выделяются « экологи » , организованные в мелкие группы в составе международных организаций • Религиозные группы - « Общество сознания Кришны » , « Белые братья » , « Дзенбуддисты » , « Сатанисты » . Цель : поиски мистического смысла во всех событиях , каждый считает свою доктрину тайной , попытка поменять мир . • Есть и такие группы , название которых отражает содержание их деятельности . Это « Спасение » , « Мир » , « Молодежь за милосердие » и др. В зависимости от того каких интересов , взгляддов придерживается молодой человек , каковы его духовные и культурные запросы , он пойдет в ту или иную группу . Юноша может переходить из одной общности в другую , пока не найдет приемлемую для себя . 3 . 2 . Некоторые напраления в изучении неформальных групп молодежи . Бум « неформалитета » привел к тому , что многочисленные исследования молодежных объединений как бы отталкиваются от имиджа неформалов , в массовом сознании принявшего форму стереотипа . Главным образом изучаются либо криминогенные группировки , либо политизированные молодежные сообщества , которые активно участвуют в политической жизни . Изучением неформальных подростково - молодежных групп по месту жительства занялась в 90 - х годах группа петербургских социологов и педагогов ( 15 , С . 82 - 86 ) . При чем под неформальной группой понимался определенный тип молодежного сообщества , возникшего и существующего ради удовлетворения потребностей и интересов его членов , чья деятельность не регламентирована правовыми документами и не подотчетна государственным и общественным организациям . По оценкам некоторых исследователей около 50% молодежи в возрасте до 30 лет входит в неформальные объединения , а в группы асоциального характера - примерно 9% ( 18 , С . 25 - 25 ) . Если общественные организации и незарегистрированные общественные объединения приводят свою нормативно - ценностную структуру в соответствии с официально регламентированной , то неформальные молодежные объединения подчеркнуто развивают собственную субкультуру . Было проведене конгкретное исследование молодежных групп по месту жительства в районах Санкт - Петербурга методами анкетного опроса , интервьюирования , включенного наблюдения , что позволило опровергнуть некоторые стериотипы . Всего анонимно было опрошено 345 юношей и девушек , которые отнесли себя к 47 различным группам . Опрос производился в местах « тусовог » - подъездах , подвалах , парках , дворах . Авторы исследования сознательно не ориентировались на поиск определенного типа и выявили широкий спектр : дружеские компании одноклассников , группы по досуговому занятию , криминогенные группы . Количественный состав респондентов колебался от 4 - 5 до 25 - 30 человек в группе . 31 % составили школьники , 26 % - учащиеся ПТУ , 10 % - студенты техникумов , 6 % - студенты ВУЗов , 23 % - работающие , 6 % - нигде не работающие и не учащиеся . Для получения более объективной социологической картины понадобилось определить социальные факторы , способствующие « уходу » молодежи в неформальные группы - невозможность самореализации в семье , школе , общественных организациях , конфликты с родителями и преподавателями . Мотивы вхождения и пребывания в группе следующие : совместные развлечения - 45 % опрошенных , просто желание провести свободное время - 42 % , отсутствие взрослых и контроля - 34 % , необычные приключения и переживания - 31%, общие интересы с членами группы - 29 % , возможность поговорить с теми , кто тебя понимает - 27 % , 23 % опрошенных ответили , сто члены группы « очень интересные ребята » . В то же время внешние причины вхождения в группы по месту жительства весьма показательны : 43 % - внутреннее одиночество и желание найти друзей , 31 % - « все надоело » , 16% - ссоры с родителями , 11 % - конфликты в школе , на работе, 10 % не верят взрослым и разочарованы в окружающих , 9 % - протистуют против лжи и неспроведливости , 12 % - « просто не знали , как жить дальше » ( 15 , С . 83 ) . Для сравнения можно привести результаты комплексного исследования , проведенного в Волгограде в 1991 г . Исследование включало в себя анкетирование учащихся школ и ПТУ , техникумов , выборочное интервьюирование , анализ материалов ИДН , КДН и показало , что ведущими мотивами , определяющими учпстие юношей в молодежных группах , являются сплоченность , возможность защитить своих членов ( 52 % - учащиеся ПТУ , 20 % - школьники ) , независимость от взрослых - родителей , педагогов ( 48 % - учащиеся ПТУ , 25,5%-школьники ) , возможность проявить себя ( 30 % - учащиеся ПТУ, 25 % - школьники ) ( 16 , С . 170 ) . На вопрос « отметьте , где вам удается добиться признания , проявить себя как личность ? » не более 10 % ответили : в учебе , на работе , в семье , зато на досуге - 21 % , среди одноклассников - 19 % , среди друзей по группе - 52 % ( 15 , С . 83 ) . Говоря о наиболее важных жизненных ценностях , 65 % назвали верных друзей , 56 % - любовь между юношей и девушкой , 39 % - уважение окружающих . Наименее важным из 18 предложенных ценностей ( методика М.Рокича ) оказались : познание окружающего мира и людей - 5 % , ощущение красоты природы и искусства - 5 % , активная творческая деятельность - 4 % . При этом удовлетворены тем , как складывается их жизнь - 28 % , 25% - неудовлетворены , 36 % - затруднились ответить . Подавляющее большинство ( 64 % ) довольны своим времяпрепровождением в группе , причем наиболее распространенная форма досуга - тусовка , затем - посещение дискотек , 32 % ответили , что гуляют по городу , 15 % «сидят в подвале , подъезде » ( 15 , С . 84 ) . Ориентация молодых людей на те или иные ценности и образцы поведения зависит от множества объективных и субъективных факторов : возраста ( наибольшая субкультурная активность наблюдается в 16 - 17 лет и снижается к 25 г . ) , интеллектуального потенциала личности , социального происхождения ( уровня образования и характера ценностных ориентаций родителей ) , особенностей общения со сверстниками ( наличие и направленность неформальной группы , качества ее лидера ) , места жительства . Вообще субкультурная активность молодежи характерна , главным образом , для больших городов . Это не случайно , поскольку именно город предоставляет обилие социальных связей , а , следовательно , и реальную возможность выбора , лежащую в основе субкультурной активности . Однако действительный выбор поведения индивида зависит от специфики той социокультурной микросреды , в которую он включен . Интересные исследования в области изучения молодежных субкультур , ценностей и нормативного поведения их носителей были проведены научными сотрудниками Беларусского гос . университета И.Н.Андреевой , Н.Я. Голубковой , Л.Г.Новиковой.

По данным их исследования , к различным субкультурным группировкам принадлежит 28,4 % опрошенных ( в Минске почти треть респондентов ) . Наиболее популярными оказались группы любителей современной музыки и отдельных исполнителей ( 14,4 % ) . Наименьшей популярностью пользуются объединения , занятые какой - либо созидательной деятельностью ( 1 , С . 52 ) . Бытует устойчивый миф о повальном увлечении молодежи рок - музыкой . Однако , по данным исследования , только 53,7 % респондентов являются ее поклонниками . Из них 4,4 % - фанатичные приверженцы « хеви металл » , не признающие других форм культуры . Единственной группой , где рок - музыка занимает первое место среди увлечений учащиеся ПТУ. В качестве культурного « кода » здесь превалирует зук , а не слово . Это косвенно подтверждается и такими данными : вербальная деятельность характеризует совместный досуг 82 % школьников , 65 % студентов , 44 % учащихся ПТУ ( 1 , С . 52 ) . Отвечая на вопрос « Есть ли связь между уровнем духовной культуры , ориентации на определенные виды досуговой деятельности и образцми социально негативного поведения ? » исследователи отвечают , что , несомненно есть . Культурная неразвитость сужает диапазон духовных интересов , что ведет к концентрации внимания на каком - то одном ( случайно выбранном или наиболее доступном ) виде деятельности . Формируется прямолинейное , некритическое отношение к своему хобби , которое со временем становится заменителем духовной жизни , видом наркотика . Такое « монокультурное » развитие на определенном этапе может потребовать искусственного взвинчивания нервной системы для полного эмоционального переживания своего любимого занятия . Далее , культурная ( духовная ) ограниченность сопровождается , как правило , нетерпимостью к любому инакомыслию , агрессивным отношением ко всему , что выходит за рамки собственных представлений . Так 7,8 % учащихся ПТУ ответили , что могут ударить человека за то , что он « болеет » за другую спортивную команду , среди школьников такой ответ дали 4,5 % , среди учащихся техникумов - 3,7 % , студентов - 0,8 % . К силе , как способу решения всех конфликтов , апеллируют 1,3 % студентов, 2,9 % учащихся техникумов , 9,2 % учащихся ПТУ . ( 1 , с . 53 ) . С помощью факторного анализа были изучены основные жизненные ценности респондентов . В результате для каждой категории учащихся было получено три фактора , значимо характеризующих ценностную структуру их сознания . Первый фактор , названный потребительским , представлен в старших возрастных группах (студентов вузов , техникумов ) такими переменными , как карьера , секс ; у школьников - деньги , секс , у учащихся ПТУ - рок - музыка , карьера , сила . Второй фактор во всех группах , кроме студентов , составили ценности : учеба , творчество , уважение к старшим ; третий - лбюовь и стремление создать семью . У студентов вузов эти два фактора в силу возрастных особенностей поменялись местами по значимости . Особым направлением в изучении неформальных юношеских объединения является описание механизма образования стихийных или неформальных подростковых и юношеских групп . Данный механизм включает в себя как бы два блока как подросток , юноша отчуждается от традиционных групп социализации и почему онм объединяются в группы с антисоциальной ориентацией . Механизм формирования таких групп представил Г . И . Забрянский . ( 16 , с . 47 ) . МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИСОЦИАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ И ЮНОШЕСКИХ ГРУПП Потребность в самоутверждении есть возможности возможности ограничены расслоение подростков заниженная ощущение чувство самооценка ущербности ненужности Аутсайдерство Конфликты с педагогами с семьей с коллективом класса , группы Поиск неофициальных групп, представляющих возможности для самоутверждения Освоение способов самоутверждения, предлагаемых группой невыпол- нарушение аморальное право- нение соци- принятых в поведение нарушение альных обществе обязанностей стандартов поведения.

– Конец работы –

Используемые теги: Молодежная, субъкультура0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Молодежная субъкультура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Молодежная субкультура
Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная от народной, аристократическая от демократической, христианская от… Некоторые образования культуры отражают социальные или демографические… Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Судьбу человека, который нарушил заветы,…

Неформальные молодежные объединения
Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время в… Очевидно, что этих законов и программ не достаточно. С учетом выявленных… Предметом исследования является сущность социально педагогической работы с неформальными молодежными…

Неформальные молодежные объединения
А я сам отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д.… Кроме того я считаю что эта тема неформалов очень актуальна в наши дни, она… Эту работу можно сравнить с фотографией яхт на море сделанной с берега можно увидеть их очертания, общее количество,…

Молодежное движение 60-х. Этап первый: HIРРIES
Была предпринята попытка опрокинутьсложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры - Эры Любви. Молодежьхотела иных взаимоотношений между… Beatles были их гимном, Керуак - философией, а битловское же All you needis… Чрезвычайно интересны воспоминанияписателя Василия Аксенова об этом времени, которые я приведу максимальнополными…

Молодежное движение 60-х. Этап первый: Hippies
Десятки тысяч молодых людей в Старом и Hовом свете одновременно порвали демонстративно с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из… Beatles были их гимном, Керуак - философией, а битловское же "All you need is… И называли они себя странно: хиппи. Чрезвычайно интересны воспоминания писателя Василия Аксенова об этом времени,…

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде
В пособии акцентированы основные направления психопрофилактики деструктивного стресса в молодежной среде. Пособие адресовано специалистам по работе с молодежью, практическим… В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов…

Девиантное поведение в молодежной среде
ПСИХИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой- то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от… К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих… Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты…

Молодежная преступность в условиях мегаполиса
Уникальным потенциалом для решения данной задачи обладает такой многоплановый, комплексный и неоднозначный феномен, как культура, формирующая… С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности… Можно объективно констатировать деформацию процесса преемственности национальных культурных традиций, культурную…

Государственная молодежная политика
Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых,… Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена… В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании…

Молодежная субкультура
И все таки тот мир, который описан ниже, уже стал историей. Итак, теперь, кгда данная тема несколко остыла, хи- повская Система может бвть… И наоборот зависимость структуры отношений в сообществе от значений,… Но все-таки существует ярко выраженное деле- ние на своих и чужих, общие символы и их стандартные интерпретации, свои…

0.044
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Неформальные молодежные объединения А я сам отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д.… Кроме того я считаю что эта тема неформалов очень актуальна в наши дни, она… Эту работу можно сравнить с фотографией яхт на море сделанной с берега можно увидеть их очертания, общее количество,…
  • Неформальные молодежные объединения А я сам отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д. Но… Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения,… Рассматривая неформальные объединения, я попытаюсь определить роль и место самодеятельных общественных формирований в…
  • Информационно-общественный портал молодежи и молодежного правительства Астраханской Области Уже сейчас можно предположить в каком направлении пойдет дальнейшее развитие информационных технологий: то, что еще лет десять назад казалось… К сожалению, наша страна долгое время сильно отставала в распространении… Цели у них различны. Кто-то приходит просто пообщаться с друзьями из других городов и стран, кто-то проверить…
  • Планирование и организация рекламной кампании для продвижения молодежной одежды При общем экономическом подъеме легкая промышленность имеет отрицательную динамику. Рост числа малых предприятий не компенсирует потерь, так как в… Поэтому выбывание оборудования опережает обновление в 15 раз. Где уж тут… Хотя предложения вносились по 44 аналогам. Но и эти меры принесут более 4 млн. долларов, которые могут быть направлены…
  • Маркетинговое исследование кафе "Молодежное" Наиболее распространенные причины обращения к сегментационному исследованию рынка: Изучение рынка и потребителя для внедрения нового продукта/услуги… Различные предложения для разных типов потребителей; Поиск наиболее свободного… Как показал опыт его широкого применения в условиях административно-командной системы, данный подход является…