Агрессия в младшем дошкольном возрасте

ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ Что такое «педагогика»? Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые се¬годня придают этому слову.Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-ни¬будь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют при¬вычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспи¬тывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели.

Зна¬чит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности.Однако всегда ли такой чело¬век отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обу¬чения другого? Почему это происходит? Когда эта дея¬тельность становится сознательной? Когда работа по об¬разованию и воспитанию человека превращается в искусство? «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, чтобы уже ничего не оставалось на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заста¬вить его думать». Ш. Монтескье «Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и фи¬лософским наследием античной цивилизации и педагоги¬ческими ценностями Византии и других стран.Столь об¬ширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их при¬общением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика». В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера.

А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления. Педагогика — совокупность знаний и умений по обу¬чению и воспитанию, эффективных способов передачи на¬копленного опыта и оптимальной подготовки подраста¬ющего поколения к жизни и деятельности.Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки под¬растающего поколения к жизни и деятельности.

Потребность передавать опыт от поколения к поколе¬нию появилась, наряду с другими потребностями челове¬ка, на самом раннем этапе возникновения общества. По¬этому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего по¬коления к младшему.Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий тру¬да. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых вы¬ражений.

Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагоги¬ки вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаут¬ках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях- хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, историче¬ских преданиях, народных приметах. Только затем, с появ¬лением письменности, они обрели более «сухую», не ино¬сказательную форму, и стали носить характер Советов, не¬писаных Правил и Рекомендаций.Педагогика представля¬ет собой науку о сущ¬ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Так, например, известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в дру¬гом не любишь, того и сам не делай», «С кем хлеб-соль во¬дишь, на того и походишь», «Доброе братство сильнее бо¬гатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», «Повторение — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи — век учись», «Учение — красота, а неучение — сухота». С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых ме¬сяцев жизни ребенка.

Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выража¬лась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир. Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровож¬дала мать движения ребенка в первые месяцы его жизни: Потягушки, потягушки! А в ручки хватанушки, Поперек толстонушки.

А в роток говорок, А в ножки ходонушки. А в головку разумок.Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка (из язычества), развитие слуха, эстетического чувства и спо¬соба общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, желание двигаться, слушать и говорить. Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений.

Именно че¬рез народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.В. И. Даль в свое время собрал воедино свод народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь примет¬лив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные пра¬вила-наставления можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.

Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси. Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания де¬тей феодальной знати.В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кор¬мильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом корми¬лец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспи¬танника.

В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нрав¬ственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к госу¬дарственным делам.Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребен¬ка принимал на воспитание детей родной сестры.

В результате создавались ориги¬нальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянни¬ков в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родите¬лей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и мате¬рью. Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мас¬теров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвеще¬ния и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте.

Как пра¬вило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церк¬вах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать.История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, прохо¬дит три периода: церковный, государственный и общественный.

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспита¬ния обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках пись¬менности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Сло¬во о пользе учения», «Сборник афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента Смо-лятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков.

Богата традициями русская педагогическая мысль. Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писа¬телей, философов и ученых. Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в рабо¬тах великих древних философов — Платона и Аристотеля.В рамках становящей¬ся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодиза¬ции и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдаю¬щегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое при¬знание, Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — по¬учающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии. С 1613 г благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики. Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различ¬ных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основа¬нию специальных учебных заведений по подготовке педагогов.

Таким образом «Пе¬дагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные за¬ведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились на¬правления дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обу¬чения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и про¬фессионального развития, поскольку: 1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей; 2) во многих странах создана система непрерывного образования человека; 3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессио¬нальной подготовки и курсов повышения квалификации.

Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века. Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке,она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.