К которым оно приводит

(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому взаимодействию, и вместе с тем сама общественная жизнь ведет к все большему расширению и развитию психического взаимодействия между личностями.

(...) Основною формою психического взаимодействия в первом случае является подражание. Это подражание составляет отличительную господствующую черту во всех тех случаях, когда психологический автоматизм господствует в жизни личности безраздельно, и в той или другой форме оно играет роль, поскольку и в жизни нормальной личности имеют место процессы психологического автоматизма. В той мере, в какой личность является психологическим автоматизмом, она, вступая в психическое взаимодействие с другими личностями, имеет тенденцию подражать им во всем. (...)

Если это взаимодействие происходит в сфере мысли или идей, то личность начинает думать чужими мыслями, повторять чужие идеи, не перерабатывая их и не сравнивая с результатами своего собственного прошлого личного опыта и личного мышления, и не пытаясь примирить те противоречия, которые в данном случае могут существовать. Как автомат, она является эхом господствующих кругом нее идей. Если эти идеи хороши; если в них содержится хотя бы крупица правды и истины, то и мысли, которые высказывает данная личность, будут хорошими, но это - не собственные продуманные мысли, не продукт личной долгой и упорной работы, неутомимого искания истины, не результат интенсивного творчества, это - не настоящая монета, не слиток золота, а только одни блестки и мишура, за которыми не скрывается ничего сколько-нибудь ценного. (...)

Подобным же образом, если психическое взаимодействие между таким автоматом и окружающими его людьми происходит в области чувствований или эмоций, то он является отражением, зеркалом тех чувствований, которые переживают окружающие его люди. Его настроение изменяется с настроением окружающих лиц. Его чувства поэтому крайне изменчивы, не глубоки и поверхностны, нисколько не затрагивая самой интимной стороны его души. Они сильны и непосредственны в своем выражении, потому что не встречают противовеса со стороны сознательной и разумной воли и не сдерживаются другими чувствованиями, но являются не столько отражением личности, сколько окружающей среды. Они имеют, если можно так выразиться, внешний характер, - в них недостает сердечности и задушевности, характеризующих всякое истинное чувство, насколько в нем принимает участие та творческая психическая сила, которая составляет интимное ядро личности. Подобный автомат может обнаружить, по-видимому, и самые героические, возвышенные чувства, но наряду с этим он может проявить и такие дикие, отвратительные эмоции, которые граничат с преступлением. Это можно наблюдать, напр., на действиях толпы. (...) Толпа часто совершает, как показывает история, изумительные подвиги самоотвержения, но вместе с тем проявляет часто возмутительную жестокость и бывает необузданна в своем гневе. Нередко бывает достаточно самого ничтожного толчка, чтобы настроение толпы переменилось прямо в противоположное.

(...) Психическое взаимодействие в области практической деятельности или поступков, поскольку оно совершается на почве психологического автоматизма, будет иметь своим последствием подчинение личности чужой воле. Как психологический автомат, вступая во взаимодействие с другими, она делается орудием их воли, она хочет того, чего хотят другие, и слепо повинуется им. Воля чуждого и остающегося чуждым ей существа делается для личности законом ее поведения, насколько между нею и этим существом устанавливается психическое взаимодействие. (...)

Копирование другого в области мысли, чувства и действия, подражание, пассивная симпатия и рабское повиновение, - вот к чему сводится психическое взаимодействие, поскольку оно происходит на почве психологического автоматизма. (...)

Если бы не было обмена мыслей, если бы человек в интеллектуальном отношении являлся изолированным существом, то объективное знание, или наука, никогда бы не возникло и человек никогда бы не вышел за пределы узкого миросозерцания, выработанного на основании только личного опыта и личного мышления. Только при помощи обмена мыслей личный опыт отдельной личности и результаты ее умственной обработки этого жизненного опыта могут становиться общим достоянием, могут сравниваться и сопоставляться с таковым же личным опытом и результатами мышления других людей. Знание есть социальный продукт, и только благодаря обмену мыслей человек может приобщиться к той богатой сокровищнице умственных благ, которые человечество накопило в продолжение своего развития и продолжает накоплять все в более возрастающем размере. Чем шире обмен мыслей, чем он интенсивнее, тем быстрее может идти рост научного знания как в отдельной личности, так и в целом человечестве. И все, что задерживает этот обмен мыслей, все это является препятствием для умственного прогресса, составляющего необходимое условие и для развития человека как в эмоциональном отношении, так и в отношении воли.

Вслед за обменом мыслей идет то, что может быть названо обменом чувствований или эмоций. Человек может не только передумывать мысли других людей, сравнивать их со своими собственными, критически проверять, приводить во взаимную гармонию и делать таким образом их своим собственным умственным достоянием, - он может также переживать волнующие этих последних чувства и страсти и испытываемые ими удовольствия и страдания, и переживать не внешним образом, не пассивно, а так, что при этом затрагиваются самые интимные, самые сокровенные струны его души. Благодаря психическому взаимодействию не только мысль других, критически проверенная и приведенная в гармонию со всем строем нашего миросозерцания, может стать нашею мыслью, но и чувство, переживаемое другим, может стать нашим чувством, будучи не просто пассивно воспринято, но переработано до степени активного стремления. (...)

Таким образом, наряду с обменом мыслей, делающим возможным развитие объективного знания, всегда существует обмен чувств или эмоций, делающий возможным развитие деятельной симпатии или активного альтруизма. Если бы не было обмена чувств, человек никогда бы не вышел за пределы узкого одностороннего эгоизма. Активные альтруистические чувствования, деятельная симпатия рождаются на почве той формы психического взаимодействия, в которой играет роль сознательная творческая воля, и представляют такой же социальный продукт, как и объективное знание. Вместе с расширением круга этой формы психического взаимодействия растет и деятельная симпатия, и пределы этому развитию указать так же трудно, как трудно указать пределы для развития объективного знания. Симпатия к непосредственно близким людям, окружающим данную личность, стремится постепенно расшириться на все больший и больший круг людей. (...) Благодаря обмену чувств человек может неизмеримо расширить свою личность в эмоциональном отношении: его жизнь делается многосторонне и богаче, потому что он становится участником эмоциональной жизни других людей все в более и более широкой степени.

Наконец, наряду с обменом мыслей и чувств идет и делается, благодаря им, возможным обмен желаний, хотений и идеальных стремлений. Можно не только передумывать мысли других людей, можно не только переживать волнующие их чувства, - можно также их волю сделать предметом своей воли, их желания своими желаниями, их идеалы своими идеалами. И сделать это не в смысле пассивного подчинения воле других, а потому что воля, желания и идеалы других согласуются с лучшими нашими творческими стремлениями, являясь их расширением, завершением и дополнением. (...) Благодаря этой форме психического взаимодействия, о которой мы говорим теперь, мотивами, двигающими человеческую волю, могут быть не только личные желания, но и справедливые желания других: я могу сознательно и свободно хотеть, что хотят другие, и хотеть этого для них, а не только для себя.

Таким образом становится возможной общая воля, общие желания, общие идеалы и общественная деятельность, направленная на их осуществление. И эта общая воля создается не на почве подчинения одной части людей другим, но ее основанием служит признание ценности за каждою индивидуальною волею, входящей в ее состав. Продуктом обмена мыслей было объективное знание, продуктом обмена чувствований была все шире разрастающаяся активная симпатия; подобно этому продуктом обмена в области воли будут общечеловеческие стремления и объективный, коллективный, урегулированный труд для их достижения. (...)

 

VII. Характеристические черты среды,