Образования

Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации. Это справедливо по отношению и к научной истине, и к истине моральной. Против[ники] единства истин этики ссылались на разнообразие и даже на противоположность взглядов разных народов на нравственное и безнравственное, но с тем же успехом можно было бы отрицать и существование не обусловленных местом истин науки ввиду того, что народные массы в разных странах различным образом представляют себе или объясняют явления природы. Для развитого нравственного чувства то, что безнравственно в одной стране, остается таковым же и в другой, хотя бы жителями последней оно и не считалось безнравственным. Есть общечеловеческая этика, как есть и общечеловеческая наука, и внутренняя сила обоих не зависит от того, кем и где они признаются. (...)

Люди складываются в семьи, в общины, в нации, в государства, везде живут общественною жизнью, и везде, хотя бы и медленно и едва заметно для глаза, совершается своя история. (...)

Человеку не должно быть чуждо ничто человеческое, и всякий живой ум не может ограничить область своих интересов ближайшею обстановкою, не расширять своего духовного кругозора, не знакомиться, хотя бы по описаниям и рассказам только, с другими странами и с другими народами - и в настоящем, и в прошлом. Помимо того, что затронет при этом воображение и мысль человека, многое в описаниях и повествованиях из чужой жизни найдет отголосок в сфере нравственных эмоций, заставит звучать струны чувств любви к ближнему и справедливости, великодушия и чести, уважения к благородному подвигу и ненависти к неправде и притеснению. (...) Только вникая в идеи и стремления других народов посредством изучения их истории и чтения лучших произведений их литературы, мы поднимаемся на высоту общечеловеческого созерцания, приобщаемся ко всему человечеству не плотью только, но и духом. Как бы ни была нам дорога наша родная среда, мы не можем не знать того, что все, чем можно только в ней дорожить, не есть ни исключительное ее достояние, ни самостоятельное ее приобретение. У каждого народа есть свой язык, свои способы выражения волнующих человека чувств и его задушевных мыслей, свои поэтические образы, говорящие воображению и сердцу, свои песни и свои поэты, писатели, ученые, мыслители, словом, своя литература, в которой находит свое выражение народная душа, и кто по-человечески любит свою родину, тот легче поймет, за что и почему любят свою родину и другие народы, когда познакомится с тем человеческим и человечным, что только есть в жизни и в мысли чуждых народов. С другой стороны, лишь широкое гуманитарное образование может вполне раскрыть перед умственными очами человека ту истину, что ни у одного народа нет ничего хорошего, чем он не был бы обязан и другим народам и, следовательно, всему человечеству, часть которого он составляет. Перед человеком гуманитарное образование раскроет, наконец, и ту истину, что есть и некоторая общечеловеческая солидарность, и что люди разных национальностей могут не только знать одну и ту же истину и признавать одну и ту же справедливость, но и соединять свои усилия для осуществления в жизни одинаково понимаемого ими блага. (...)

У каждой нации органом передачи знаний подрастающим поколениям должен быть родной язык, орган всей духовной жизни нации - семьи и общества, религии и литературы, публицистики и науки. Язык есть не только орудие мысли, но и сама объективированная мысль и притом не только в своей лексике и грамматике, но и в своей литературе, особенно в образцовых произведениях великих писателей, с которыми не имеет права быть незнакомым образованный человек того или другого народа, хотя бы они и не имели мирового значения. Наконец, каждому должна быть знакома родная культурно-социальная среда в ее прошлом и настоящем, что выдвигает вперед требование лучшего ознакомления с отечественной историей и географией, - родная среда, в которой человек родился, воспитывается, живет и призван действовать. (...)

Литературный язык, который в конце концов только и может господствовать в школе, отличается от разговорного, имеющего множество местных оттенков и даже распадающегося на наречия. (...)

Истинно гуманитарное образование в научном и этическом духе должно создавать для всех людей разных стран и народов некоторую общую идейную атмосферу, живя в которой, человек будет чувствовать себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной. (...)