V. Наука и политика в деле образования

(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личности как самостоятельного я, по собственному выбору определяющего свои мысли и поступки, - и расширением умственного горизонта, в обоих отношениях при помощи научного знания и мышления с их для многих случаев относительностью и для всех случаев критицизмом. Ввиду этого школа не должна быть орудием политической партийности, так как задача ее по отношению ко всякой политике может заключаться только в доставлении обществу умственно зрелых людей, способных вполне сознательно и совершенно самостоятельно производить лично для себя выбор между общественными партиями и их формулами и руководствоваться в своих действиях главным образом собственными убеждениями о том, что истинно и что справедливо. (...)

Равным образом и образование только тогда приносит благие политические результаты, подготовляя хороших граждан, когда школа воспитывает в общих принципах чести и долга, а не навязывает каких-либо догматов, которые должны быть приняты на веру. (...)

Внутренняя политика всех государств всегда подвержена колебаниям, которые не должны отражаться ни на науке, ни на ее преподавании. В политике нередко то, что вчера еще считалось ересью, сегодня признается за истину, и школа не угналась бы за этими переменами общих веяний и частных взглядов. В конце концов эти перемены суть перемены партий у власти, и то, что с точки зрения одной партии имеет значение политической истины, другою партией может быть забраковано. (...)