V. Нравственное воспитание

Переходим к воспитанию нравственному.

Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется несомненно наиболее важной, потому что все люди, даже те, кого называют преступниками, знакомы более или менее с лежащими в природе человека основами нравственности, но далеко не все умеют согласовать с ними свое поведение.

Заметим вдобавок, что воспитание должно иметь в виду отнюдь не ходячую общественную мораль нашего времени, но должно стремиться к пониманию морали, возвышающейся над общественными правилами и представлениями из области нравственной. (...)

Дитя как существо общественное ощущает потребность жить в согласии и единении с людьми, окружающими его, и потому стремится согласовать свои желания с желаниями других. Оно достигает этого лишь постепенно, встречая большие препятствия со стороны своего эгоизма, но ему приходится делать усилия в этом направлении, потому что отсутствие гармонии между ним и другими людьми причиняет ему страдание. Вначале он замечает лишь отдельные, разрозненные факты, но по мере развития способностей перед ним обнаруживается их взаимное отношение и намечается стремление найти какие-нибудь руководящие основы поведения. С ним случаются маленькие приключения, из которых он выводит ошибочные заключения. Впоследствии, пробуя применить к делу эти заключения, он замечает их несостоятельность и заменяет другими, продолжая ошибаться за отсутствием связи в наблюдениях; но, ошибаясь, он все-таки будет удаляться более и более от первоначального своего эгоизма. Неизбежно ребенок начнет отдавать себе отчет в природе различных фактов, в отношениях, существующих между ними, и в обстоятельствах, их сопровождающих. Из последовательных заблуждений, из страданий, с ними сопряженных, рождается необходимость в более широкой руководящей основе поведения, которую можно было бы применить к наибольшему числу случаев. В сущности, потребность такой нравственной основы уже приводит его на путь создания для себя нравственного закона. Если среда благоприятна, то закон этот будет непрерывно совершенствоваться, потому что развивающиеся способности ребенка будут содействовать внутренней работе, в нем совершающейся.

Важная сторона воспитания заключается в приспособлении естественных стремлений к условиям среды. Следовательно, надо, чтобы ребенок находился в нравственном соответствии с обстоятельствами той жизни, какая сложится в школе. (...)

При предложенной нами системе воспитания мы также предоставляем воздействовать на него [на ребенка] школе ее нравственно здоровою жизнью.

(...) Самым главным делом (...) остается развитие нравственной воли. Надо, чтобы ребенок мог естественно, без усилий согласовать свои поступки с теми обязанностями, которые он сумел сам себе создать. И вот тут особенно видна вся несостоятельность современного воспитания. Положим, ребенку говорят: “Не надо лгать, это гадко”. Ребенок ничего не понимает и продолжает лгать. Его наказывают. Хороша логика! Не лучше ли было бы постараться отыскать естественную причину тяготения ребенка ко лжи, причину его неспособности понять налагаемый закон, - это помогло бы воздержаться от несправедливого и тупо жестокого отношения к детям.

Ведь, с какой бы стороны ни подойти к вопросу, обнаруживается, что всякое знание, всякое умение добывается путем целого ряда усилий и заблуждений; поэтому необходимо понять, что ребенок не может поступать, как сложившийся человек, что он далек от совершенства, но что в то же время он способен совершенствоваться, и лучшим помощником его в этом деле служит именно заблуждение, которое заставляет его страдать. Никакое наставление не может дать ему того, что даст опыт.

Простое соображение указывает, если не чувству, то разуму, каковы должны быть наши обязанности по отношению к ребенку. Мы должны быть терпимы. Каждый его эгоцентрический и даже злой поступок может вызвать в нас лишь чувство покойного сострадания. Его беспомощное состояние и без того часто доставляет ему горе, не будем же отягощать его лишним горем, памятуя, что он виноват, если его поведение плохо согласуется с нашими взглядами.

(...) Мы должны знать, что он может стать дурным или хорошим, смотря по тому, как мы будем с ним обращаться. Будем терпеливо переносить его недостатки и постараемся дать ему силы их преодолеть. Постараемся, чтобы он стал человеком, понимающим различие между хорошими и дурными поступками и желающим действовать согласно с правдой и справедливостью.

Будем добры. Доброта непобедима. Она спокойным взглядом останавливает буйный порыв. Ее кроткое и тихое вмешательство побеждает свирепые инстинкты. Ее жертвоприношение могущественнее страха. Она обезоруживает.

Но маленькие дети многого не требуют. Они нуждаются в теплой и тихой атмосфере, где бы им жилось легко и привольно. Им нужна мать ровная и любящая, которая поддержит в минуту слабости, утешит и ободрит в горе, которая не порицает и прощает, а лишь бережет их силы для предстоящей борьбы.

Наказания и награды подрывают силы. Угроза наказания, так же как и обещание награды, действует расслабляющим образом на характер детей. Люди становятся неспособными управлять сами собой и чувствуют постоянную потребность идти по проторенной дороге. Современное воспитание приучает детей соображаться с внешними предписаниями, вместо того чтобы приучать их справляться с собственными указаниями и собственной волей. Требуют от детей хорошего поведения и в то же время делают их самих неспособными вести себя.

Гартман говорит, что поведение, определяемое послушанием посторонней воле, не имеет само по себе никакого нравственного значения. Нравственной можно назвать только такую волю, которая сама себя определяет и сама налагает на себя законы. Наше воспитание препятствует расцвету естественных сил, которые привели бы к самостоятельному и единственно ценному представлению добра.

Соображение, в силу которого ребенку дают нравственные предписания, покамест он не в силах сам себе создать таковых, кажется нам чересчур поспешным, потому что оно оставляет в силах все те воздействия, которые именно отнимают возможность осуществления намеченной цели.

Это все равно, что сказать: пока ребенок не выучится ходить его надо носить. Но ведь таким образом он никогда не выучится ходить.

Наоборот, надо всячески содействовать тому, чтобы в самом ребенке явилась потребность в нравственных поступках, заранее допуская ошибки с его стороны. Разумеется, между ним, другими детьми и взрослыми, окружающими его, будут происходить неизбежные столкновения. Дело воспитателя - разрешать их в сторону, наиболее соответствующую благу ребенка.

Простые детские недостатки, зависящие исключительно от его нравственной неразвитости, считаются у нас пороками, например ложь или проявление буйства и даже жестокости; между тем первая объясняется излишком фантазии, а второе есть признак атавизма. И вот для борьбы с этими воображаемыми пороками вооружаются средствами, которые сами порождают уже настоящий порок во всей его гнусности: ложь заменяют лицемерием, жестокость - низостью и предательством; и в чистом детском сердце вырастают злоба и ненависть. Уничтожьте же эти средства, установленные невежеством и предрассудками, и дети останутся при своих маленьких недостатках, которые исчезнут сами собой.

Повторяем еще раз: все зло в дурном воспитании, в тех негодных средствах, с которыми оно приступает к делу. Не исправлять недостатки призвано оно, а лишь препятствовать их проявлению, и незачем давать волю гневному чувству там, где нужно чувство светлое и тихое.

______________

 

Мы полагаем, что путь, указанный здесь, есть единственный, дающий человеку не только возможность согласовать свое поведение с нравственным началом без помощи посторонних предписаний, но ведущий к высшему пониманию добра и к стремлению содействовать движению человечества вперед.

 

Клечковский М. Современное воспитание и новые пути. Изд. 2-е. - М.: Тип. Товарищества И.Н. Кушнерев и К, 1907. - С. 25-35, 39-61, 86-91.


А. А. Клопов*