И душевных болезней

 

В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него?

Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на эти вопросы, но среди них есть один уже бесспорно несомненный, уже не поддающийся не только опровержению, но даже возражению, - до того очевидна и несомненна его истинность.

Этот ответ элементарно прост: какие бы ни были воспитание и школа, но самое меньшее, чего мы можем от них требовать, это чтобы они не вредили здоровью детей, не делали их калеками духовными и физическими. Изречение: “mens sana in corpore sano”, живет уже больше двух тысяч лет, успело уже стать разменной, бесцветной, ходячей монетой.

В нем выражено и наше минимальное требование к воспитанию. А между тем его опровергает вся существующая школа: если к ней добросовестно и сполна последовательно приложить двухтысячелетнюю латинскую пословицу, как меру ее достоинств, она не выдержит испытания.

Воспитательный и учебный строй, порождающий хронические эпидемии самоубийств учащихся, вызывающий поголовное физическое и духовное их переутомление и истощение, ничему так не враждебен, как старейшему и справедливому требованию: “Здоровая душа в здоровом теле”, и потому наиболее действительной, наиболее ясно и неоспоримо обнажающей все злокачественные язвы существующей школы и воспитания, критикой является критика не педагога, не социолога, не моралиста, но врача. Только ему, вооруженному неоспоримой мерой здоровья тела и духа для измерения успешности школы и воспитания, раскроется вся патология современной школы и воспитания.

С другой стороны, в сфере положительных требований, которые должны предъявляться к воспитанию и образованию, наиболее достоверными, выясненными, определенными будут опять-таки требования не педагога, моралиста или социолога, но врача, так как гигиена тела и гигиена души, в применении их к воспитанию, являются самыми разработанными, научно обоснованными отделами педагогики. (...)

Надо только приветствовать всякую попытку уяснить, с точки зрения гигиены души и тела, чего мы вправе требовать от школы и чего мы можем ожидать от современной школы.

Такую попытку представляет прекрасная работа д-ра В.В. Рахманова “Основы здорового душевного воспитания”. (...)

При современном состоянии педагогической науки “воспита-ние есть искусство, которое спорится лишь в руках призванных талантов”, справедливо замечает д-р Рахманов, а “жизнь требует твердых практических указаний, так как воспитанием призваны заниматься все, а не только таланты...”

Отсюда автор выводит необходимость, соображаясь с требованиями жизни и современным состоянием педагогики, наметить тот minimum требований, который мы должны предъявлять к школе и воспитанию и который научно точен и обоснован. Этим minimum¢ом является мерка душевного здоровья, равно как и здоровья физического.

“Если бы удалось наметить определенные руководящие принципы для воспитания душевноздоровых людей и провести эти принципы в жизнь, то этим был бы сделан громадный шаг вперед в деле воспитания, несмотря на всю кажущуюся скромность и ограниченность этой задачи”. (...)

“Критерием душевного здоровья может служить устойчивость и уравновешенность личности”; “гармоническая цельность и проистекающие отсюда уравновешенность и устойчивость личности, - вот главный признак душевного здоровья”; “гармоническое единство есть характерная черта личности идеально развитой в умственном и нравственном отношении”.

В этих трех определениях - вся суть основной идеи д-ра Рахманова. (...) Он весь смысл воспитания видит в развитии личности, а всю задачу здорового воспитания - в гармоническом соотношении, в полном единстве всех свойств человеческой природы, образующих личность. (...)

Вся гигиена душевного здоровья сводится к тому, чтобы от ребенка (или взрослого) было устранено или, по крайней мере, парализовано все, что так или иначе препятствует правильной организации личности, не прекращающейся, в сущности, всю жизнь, - и, наоборот, чтобы вокруг ребенка, в среде, его окружающей, и в испытываемых им воспитательных и иных влияниях было в наличности все, содействующее безболезненному развитию всех сторон личности и установлению правильного гармонического соотношения между ними, ведущего к единству, целостности личности.

На первых же порах своего существования личность встречает властные влияния, не благоприятствующие ее гармоническому развитию. Сюда относятся неблагоприятные влияния наследственности (...), среды, внешних влияний (напр., атмосфера ужаса, борьбы, душевного пригнетения, порожденных событиями последних лет) и т. д.

Отсюда вытекает необходимость для воспитания парализовать эти вредные влияния, устранить их действия, разрушающие личность, и отсюда же становится понятной вся важность задачи, предстоящей в этой области воспитания. Каждый ложный шаг, каждая ошибка может повести здесь к разрушению личности. Если мы не сумеем противопоставить вредным, убивающим душевное здоровье влияниям наследственности, среды и т.д. здоровые, обезвреживающие и уничтожающие их влияния разумного воспитания, мы тем самым увеличим в жизни и без того огромное число людей больных, слабых, односторонне развитых, нервных, - мы не создадим личностей целостных и гармоничных, не обновим жизни. (...)

Д-р Рахманов делает следующий вывод: “Для большинства наших детей воспитание может быть или добрым гением, делающим их здоровыми и счастливыми, или же, наоборот, оно может быть причиною их окончательной гибели, причиною такой жизни, которая будет в тягость им самим и всем окружающим...” К этому нельзя прибавить ничего большего, чтобы выразить всю важность, какую имеет воспитание для всей последующей жизни подрастающего поколения.

Свой вывод д-р Рахманов подтверждает словами такого авторитета, как покойный психиатр С. С. Корсаков, признававшего, что “при благоприятных условиях воспитания наследственно предрасположенные дети могут вырасти здоровыми, и, наоборот, плохое воспитание может повести к предрасположению к душевным заболеваниям”.

“Проследить за тем, как проявляются и видоизменяются болезненные зачатки под влиянием различных условий в жизни ребенка, как эти зачатки усиливаются под влиянием одних условий и, наоборот, понемногу уменьшаются и исчезают под влиянием других условий, - это значит наметить основы психической гигиены воспитания”. (...)

Особенно много внимания д-р Рахманов уделяет рассмотрению возбудителей нервной системы, видя главную задачу гигиены душевного воспитания в том, чтобы совершенно устранить заведомо вредные возбудители, заменить их возбудителями естественными и установить известную гармонию, известное соотношение между теми и иными возбудителями. В том, чтобы “уметь дозировать количество раздражителей”, необходимых для интенсивной психической жизни, для правильной деятельности души ребенка, в том, “чтобы ребенок получал необходимое ему количество нормальных здоровых возбуждений, чтобы отнюдь не подвергался действию ненормальных или чрезмерных возбудителей”, - г. Рахманов справедливо видит насущнейшую задачу воспитания.

Совершенно должен быть отвергнут из области воспитания страх, устрашение, обличенное в форму наказания, как возбудитель, - это возбудитель, разрушающий душу, волю, ум, чувство ребенка. “Страх подобен сильному яду. В очень малых дозах он возбуждает; в дозах же побольше он парализует и убивает. Никогда не следует в деле воспитания прибегать к этому сильно действующему средству”.

Эмоции (страх, гнев, радость и т. д.), переходя на степень аффектов, чрезвычайно вредно отражаются на личности человека, разрушая ее, и тем более надо стремиться изгнать аффекты из воспитания. Между тем “к помощи аффектов в деле воспитания прибегают чрезвычайно часто; особенно к аффекту страха, начиная от простого запугивания наказанием за грехи, гневом Бога, дьяволом и кончая жестоким телесным наказанием”...

Признавая, что только упражнение и привычки служат к прочной организации психической жизни личности, д-р Рахманов уделяет много внимания рассмотрению вопроса о внушении в воспитании. Внушение как воспитательное средство до сих пор признается еще многими. Л.Н. Толстой приходит даже к заключению в своих педагогических статьях, что все воспитание есть не что иное, как бессознательное внушение. (...)

Д-р Рахманов, кладя во главу угла своей работы личность и ее свободное развитие, памятуя постоянно о благе личности как главенствующей задаче воспитания, относится к применению внушения в воспитании с величайшей осторожностью.

“Имея дело с детьми, - пишет он, - надо хорошо помнить об их огромной способности к внушаемости. Если внушенная идея гармонирует с душевным складом ребенка, то она не производит разлада в его личности, и эти случаи дали повод некоторым психологам (Тома, Гюйо) горячо защищать внушение в деле воспитания. Однако не надо забывать, что могут быть и обратные случаи, когда внушенные идеи не гармонируют со свойствами всей личности и потому нарушают ее единство, влекут за собой разлад и могут быть причиною психоза, например тяжелой истерии. Внушая детям ту или другую идею, разве могут быть уверены воспитатели в том, что она не ворвется в душу резким диссонансом? Надо быть до легкомыслия самонадеянными, чтобы думать, будто бы душа ребенка так хорошо известна воспитателю, что подобной ошибки не может случиться, и, кроме того, процесс вырабатывания собственных идей и есть акт творческой мыслительной деятельности души, который представляет саму суть ее жизни. Кто же может красть у ребенка эту наиболее важную сторону его жизни и навязывать ему свои идеи и мысли?”

Исходя из этих соображений, д-р Рахманов признает, что в воспитании внушение “можно, пожалуй, еще допустить, как лечебное средство, но и то с величайшей осторожностью, лишь в руках врачей-специалистов”.

Но сильнее внушения сознательного, преднамеренного, внушение бессознательное, - внушение семьи, товарищей, родных, прислуги и т. д., внушение, определяемое теми или иными интересами, взглядами, профессией, характером, степенью здоровья или болезни окружающих ребенка людей. Тут “дело воспитателя оградить ребенка от нежелательного внушения”, пробуждением мысли и воли в ребенке оградить его от бессознательного подчинения внушению других людей, могущего вредно отразиться на личности ребенка.

Резюмируя основные выводы своей работы, д-р Рахманов намечает следующие “основные задачи здорового воспитания”:

“Во-первых, надо стараться о том, чтобы не нарушать гармонического единства развивающейся личности ребенка. Во-вторых, надо зорко следить за тем, чтобы ребенок имел достаточное количество нормальных, здоровых раздражителей и чтобы он отнюдь не подвергался действию раздражителей чрезмерных, нездоровых. В-третьих, надо приложить все меры к тому, чтобы ребенок был окружен здоровой психической средой как со стороны людей, находящихся около него, так и со стороны книг и зрелищ, которые он читает и видит”. Тогда, и только тогда, “у ребенка создадутся сами собой здоровые привычки, если все эти основные требования здорового душевного воспитания будут удовлетворены”. (...)

Нельзя не повторить вместе с д-ром Рахмановым: “Первая задача, которую должна поставить себе современная педагогика, - это воспитание не нравственное и не умственное, а воспитание физически и душевно здорового поколения. Если в этом отношении будут выполнены все требования гигиены, то уже этим самым будет сделан громадный шаг вперед в деле умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения, и будет много сделано для создания лучших социальных условий”.

Современная школа должна стремиться к тому, чтобы перестать быть источником душевных болезней и стать источником душевного здоровья, - это тот minimum, который она должна исполнить, если не хочет окончательно уничтожить всякий смысл своего существования.

Но в полной мере осуществить этот идеал, сделать школу источником не только физического и душевного, но и умственного, нравственного, эстетического здоровья грядущих поколений суждено иной школе, выросшей из иных начал и существующей на иных началах, чем существующая, - осуществить этот великий идеал суждено новой, грядущей свободной школе.

 

Свободное воспитание. 1908-1909. № 10 - С.81-92.