Значение творчества в жизни ребенка и взрослого

(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше преподавание ввести возможно больше творческого элемента. Это даст ученику самостоятельность прежде всего, потом инициативу и уверенность в свои силы.

Самодеятельность и проявление творческих запросов мы наблюдаем с первого проблеска сознания у ребенка, и это является главной основой его физического и умственного развития. Но с 7 - 8- летнего возраста, как только родители отдают ребенка в школу, начинается насилие над природой его. Ребенок в школе должен вполне подчиняться требованиям учителя и делать не то, что требует его природа, а то, что требует учитель. Уже с детства ребенок порабощается, и нет ему возможности развернуть свои силы, в его жизни нет весны в то время, когда расцвет и проявление его душевных физических сил доставляет ему самому и окружающим отраду и счастье.

Подавляя самодеятельность ребенка своими неуклонными требованиями, мы в это же самое время подавляем его самостоятельность.

По мысли Руссо, еще грудному ребенку следует дать принадлежать самому себе. Полезно ребенка оставить одного лежать в люльке спокойно. Сам ребенок найдет себе дело: он сперва будет заниматься своими ручками, ножками, и его окружающая обстановка даст ему достаточно материала к изучению окружающей действительности и к развитию своих органов чувств.

Не спешите дать ребенку новые предметы, пока он не изучит тех, какие его еще интересуют, - иначе он станет требовательным, плаксивым и в конце концов всякие игрушки не будут в силах удовлетворить ребенка, и его присутствие станет тягостным для окружающих.

В детском возрасте, мы знаем, человек получает из окружающего, из своих наблюдений и опытов громаднейший курс знаний, и это бывает, главное, благодаря тому, что он был предоставлен самому себе, своим горьким опытом добывать знания. (...)

В основе такого естественного метода развития ребенка лежит его творческая деятельность.

Творчество проявляется с первых дней жизни, оно выражается во всей самостоятельной деятельности ребенка.

Под творчеством следует понимать ту деятельность человека, которая совершается им по собственному почину, хотя бы результатом этой деятельности и явились создания такого же облика, как и у других, и ничего из себя не представляющего в отношении оригинальности. Таким не оригинальным творчеством отличается ребенок, когда он только начинает учиться пользоваться своими органами движения и чувств. Ум ребенка интенсивно работает вначале в областях изучения и исследования. Чтобы ребенку научиться говорить, ему нужно много наблюдательности, нужно развитие слуха и глаза; чтобы ребенку определять расстояние, ему нужно достаточное развитие осязания и т.п. Вот почему с самого детства мы должны давать возможность человеку все исследовать осязанием, слухом, зрением, обонянием и вкусом. Пусть наши дети все, что видят, имеют возможность исследовать своими 5-ю чувствами. Как безрассудно, когда родители наказывают своих детей за то, что они трогают вещи. Исследовать все своими пятью чувствами необходимо ребенку. Как ребенок научится видеть, если ему не дают возможности в этом упражняться, лишая его возможности наблюдать краски, смену и движение предметов? Как ребенок изучит расстояние (пространственное протяжение предметов) и свойства предметов, если все это будет отдалено от него? Как ребенок будет развивать вкусовые органы, если они не будут упражняемы? Пусть ребенок сладким и горьким опытом изучает природу, ее явления и предметы. Позволим ребенку до всего дотрагиваться, все пробовать, исключая того, что может принести существенный вред. Дайте возможность ребенку самому исследовать действительность на самых свободных началах.

Творческий, пытливый дух ребенка сделает самые точные, подробные исследования. Не приходилось ли вам наблюдать, с какой настойчивостью и терпением ребенок занимается самостоятельным исследованием? Не приходилось ли вам быть около ребенка, когда его полный покой в люльке указывал, что ребенок спит, но, взглянув на него, вы видели, что глаза ребенка широко раскрыты - и сна следов нет. Не говорит ли это за то, что ребенок или слушал звуки и старался различать их, или всматривался в предметы и изучал их. Пусть ребенок смотрит и трогает все: ему это необходимо для духовного развития. Мы, взрослые, и то чувствуем непреодолимое желание тронуть совершенно незнакомую нам вещь, хотя бы для зрения она была нам вполне доступна. Если у взрослых замечается стремление исследовать предметы всеми чувствами, то тем более это должно замечаться у детей.

И если мы не будем удовлетворять этому желанию детей, то этим мы замедлим их духовное и телесное развитие. Гармоничное развитие пяти чувств ребенка должно начинаться с первых дней жизни, а к школьному возрасту это развитие должно быть достаточно широко и глубоко, и учителю остается не забывать природу ребенка и вести его и в школе по тому пути, по какому пошла разумная материнская школа.

Школа должна продолжать развитие всех духовных сил, а главное, тех, которые в данный момент ищут свое проявление. Ученик первого отделения с большим интересом и с большей продуктивностью будет участвовать в тех упражнениях в школе, какие связаны с применением его мускульного чувства. Мускульное чувство в душевной жизни ребенка играет громаднейшую роль, а мы применением его в школе не только пренебрегаем, но часто и не догадываемся о его громадном значении. Сухое слово для детей всегда будет чуждо, если оно не связано с образом. Вот почему дети ищут образы или их символы, создают их и тогда уж - называют; им скучны и непонятны слова без образов.

Ребенок, обогатившись немногим запасом образов и слов, обозначающих эти образы, никогда с охотой не будет их механически перечислять, но с удовольствием сам будет их в своем воображении комбинировать и этим, выражая свою творческую деятельность, укажет нам верный путь в преподавании. (...)

Всякое преподавание тогда будет наиболее продуктивно, когда результатом его будет самостоятельная работа мысли, а каждую свою самостоятельную мысль ребенок старается выразить не только словами, но и попытками реальными предметами воплотить ее в действительности. (...)

Все игры детей и есть не что иное, как творческая переработка своего опыта и знаний или же самостоятельная попытка к удовлетворению своей любознательности и упражнение своих органов чувств.

Игры большею частью есть подражание жизни взрослого человека, и они же часто являются отражением какого-нибудь общественного явления. Ребенок берется помогать своей матери чистить посуду, стряпать и хозяйничать. Разумная мать дает что-нибудь своему ребенку мыть или чистить в то время, как производит свою работу. Ребенок с увлечением и забавной серьезностью долго трет суконкой по какой-нибудь кастрюле или конфорке от самовара. В это время не нужно смотреть на работу ребенка, как на игрушку, а если подошла очередь закончить работу, то следует сказать ребенку: “Дай я тебе помогу!”, а не грубо и насильно вырывать из его рук. (...)

Подражание взрослым и общественным явлением иногда доходит до курьезов. (...)

Игры есть стремление ребенка упражнять свои органы чувств. (...)

Иной раз слышишь, как та или другая мать грозит своему сыну и зовет его в дом, но не слышит проказник-сынишка, - он рад случаю дать упражнение своему осязанию и мускульному чувству. Этим же можно объяснить любовь детей к лазанью на деревья, заборы, дома.

Ребенку взрослый не дает разумного занятия, не хочет создать другие условия жизни, где бы ребенок развивал себя всесторонне. Раз этого нет, ребенок сам ищет себе упражнений, и часто проказы ребят и есть те упражнения, какие необходимы ребенку.

Мы наказываем за проказы детей, озлобляем их этим и не считаем в этих проказах виновными себя. (...)

Мы, воспитатели и учителя, должны стараться, чтобы творческие запросы детей и юношей находили себе разумное выражение.

И хорошо, если кто нашел разумный выход своим силам, но если он все свои силы тратит другим способом, например, когда в разгуле, пьянстве и разврате часто юноша теряет не только физическую силу, но умственную и нравственную. (...)

Неужели у нашей молодежи нет разумных стремлений, неужели она от природы испорчена? Я глубоко верю, что молодежь, где бы она ни была и чья бы она ни была, всегда склонна по первому же призыву идти к доброму, честному, прекрасному. Каждый юноша, начиная жизнь, мечтает сделать много хорошего в жизни; он мечтает сам, по-своему устроить жизнь, но школа не дает возможности упражнять юноше свои силы в проявлении их в творческом духе.

Воспитание инициативы и самостоятельности в молодежи настоящего времени особенно необходимо самым настойчивым образом. Юношам, лишенным самостоятельности и инициативы, даже самые незначительные натиски жизненных бурь кажутся тяжелыми и непреодолимыми. Часто в этом пробеле кроется трагедия молодой, еще только начинающейся жизни, - приводящая порою к самоубийству. Такие юноши, предоставленные самому себе, не имеют собственной инициативы для жизни, не имеют самостоятельности, чтобы найти то, из-за чего бы можно было жить.

Юноша выходит из школьных стен прямо в жизнь, а жизнь требует того, чтобы каждый из живущих сам творил эту жизнь; она отвергает тех, кто не в силах создавать ее. И юноши, непризнанные жизнью, всеми своими высокими порывами, но бессильные в их осуществлении, с отчаянием опускают руки, - мир пред их светлыми душами тускнеет все больше и больше и наконец превращается в большую, мрачную могилу. Эти юноши делаются вечно не удовлетворенными пессимистами. Но порой и тут творчество спасает их. (...)

Юноша 18 лет так говорит о значении своей творческой работы:

 

Кому поешь, душа моя,

Ты песенки твои?

Кому поешь, усталая,

Про горестные дни?

Кому нужна печаль твоя,

Твой скорби полный звук?

Кому нужны страдания,

Твой гнет житейских мук?

Себе пою, себе одной, -

При них полегче мне.

Порой невзгод забвение

Приносят мне они.

(Н. Щербаков)

 

Хорошо, когда школа не заглушает этого творчества, которое вспыхивает под тлением жизни. Но в тысячах случаях она парализует и заглушает творчество в целом, его источник.

На этом я остановлюсь и закончу эту главу своей статьи, которая имеет своей целью дать хоть некоторые отрывочные данные о значении творчества в жизни физической и духовной, как ребенка, так и юноши.

 

Свободное воспитание. - 1915-1916, - № 10-11. - С. 45-60.

 


Н. К. Крупская*