ПРАВА ДЕТСТВА

(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)

 

(...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общения с взрослыми, манеры, которые он приобретает, его навыки, его привычки - все складывается из двух начал: его личной индивидуальности при рождении и общественного влияния окружающей среды. Занятия и игры ребенка, как и игры молодых животных, также создаются и развиваются лишь в обществе себе подобных. В дальнейшем наиболее продуктивная жизнь и деятельность ребенка складывается также в обществе и через него. (...)

В воспитательном отношении семья давно уже не выполняет и не может выполнить своих функций. Присматриваясь к семьям состоятельных классов, мы видим в России и в Европе значительное ограничение в деторождении: всюду царит Zwei, а то и Ein-Kindersystem. Что же вносит эта новая семья с одним, много с двумя детьми? Несомненно, что тот общественный характер воспитания, который можно было представить себе в семье многочисленной, теперь исчезает. Там ребенок как ни как играл, работал и развивался бок о бок с братьями и сестрами, почти ровесниками себе; круг интересов и запросов был понимаем и дополняем ими, желанья и стремления сталкивались и боролись, уступали или побеждали их желания и стремления. Теперь ребенок растет почти одиноким. Взрослые, правда, больше холят его, он поставлен в центр всего дома, он часто маленький хозяин его. Но, по существу, он одинок, потому что живет в духовной атмосфере взрослых. Он становится рано старичком и притом эгоистом, потому что весь строй жизни, все его воспитание в семье только и может быть эгоистично. (...)

В России число женщин-работниц значительно возрастает, а в деревне благодаря уходу из нее молодежи, мужчин женщина настолько перегружена работой, что если она и не отсутствует, то фактически не в состоянии как следует накормить, а не то что воспитывать своих детей. (...)

Это растущее отсутствие семейной атмосферы, с одной стороны, и сама неудовлетворительность в общественном отношении семейного воспитания - с другой, требует, чтобы дело воспитания было взято на себя кем-то другим. Это - никто иной, как общество. Дети ведь тоже члены общества и даже более правомочные члены, чем взрослые и старики, с точки зрения будущего, потому что они-то будут творить жизнь непосредственно за взрослыми и будут осуществлять то, что сейчас намечается в обществе. Демократизирующееся общество является наиболее заинтересованным в том, чтобы эти работники “будущего” росли и развивались наилучшим, наиболее здоровым, физически и духовно, образом.

Демократизация жизни - установленный факт. А ребенок с его правами остался как бы вне этого процесса. А между тем, как член общества, он требует, чтобы эти права были распространены на него и чтобы, с другой стороны, его права были включены в партию свобод и прав.

По существу, права эти сводятся к признанию за каждым периодом жизни самодовлеющего значения, т.е. признания за детством права быть детством самим по себе. До сего времени детство считается служебным временем, - временем подготовки к жизни, которая якобы наступает лишь со времени зрелости человека. Поэтому вся забота обучения и воспитания сводится к тому, чтобы начинить ребенка как можно большими практическими знаниями и навыками, нужными ему, с точки зрения взрослых. Нравственное воздействие также сводится к тому, чтобы направить развитие ребенка в якобы практически полезную для него сторону. При этом забывается, что только в свободном проявлении и развитии душевных сил и даже технических умений могут должным образом развиваться душевные способности ребенка, и что для дальнейшей жизни, для периода юности и зрелости, как раз и важно такое истинное глубокое развитие. Но, всецело имея в виду зрелый возраст, люди забывают, что предпосылкой сильных и цельных активных людей должны быть таковые же юноши, а для такого юношества прежде всего должны быть свободными дети. (...)

Это не значит, что отныне должно наступить полное царство детей, что взрослые и их жизнь должны устраниться, замереть и т.д., как это удобно понимают противники освобождения ребенка, сторонники всякого рода несвобод и защитники отживших форм жизни и отношений. И взрослые будут жить своей жизнью и даже до известной степени будут влиять на детей. Потому что жизнь есть ведь комплекс взаимоотношений. Но надо, чтобы наименее способная к сопротивлению сторона - ребенок - также могла проявляться, также могла развиваться и, исходя из этого своего развития, вступать во взаимоотношение с взрослыми. Взрослые могут многое заимствовать у детей, так что взаимоотношение может быть не понимаемо иронически: где больше непосредственности чувств и переживания, где у человечества больше радости бытия, искренности и веселья, веры в жизнь и в идеал, как не у молодежи? И если взрослые так радуются детям, то именно ввиду всех этих качеств. И черпать их оттуда может и должен зрелый человек. Охранить эти качества от раннего увядания, дать им возможность естественно произрастать, доставить всем детям возможность развиваться свойственным их природе общественным путем, - вот вытекающие из признания прав детства требования, сводящиеся к охране детства. (...)

Характер ребенка, все его привычки и навыки складываются в дошкольный период, в возрасте 7 лет. Значит в школу он уже приходит готовым человеком. Если окружающая атмосфера воспитала в нем отрицательные свойства - эгоизм, неумение действовать, неуверенность, подавленность, то или эти свойства должны поневоле школой дальше развиваться, или она должна бороться с ними и таким образом тратить часть времени, которое продуктивно должно быть использовано для дальнейшего развития ребенка, для исправления прошлых грехов его воспитания до школы. А, в большинстве случаев, время идет просто на пополнение невоспитанности детей масс, вытекающей из материальной невозможности давать какое-либо воспитание детям. (...)

Рассмотрим, каковы должны быть учреждения для дошкольного возраста, затем для школьного и послешкольного и есть ли между последними резкие границы. А, главное, выяснить те основные принципы воспитательные и организационные, которые должны быть положены во все эти учреждения, чтобы они стояли в соответствии с целью охранять детство и осуществлять его права.

Учреждения для дошкольного возраста должны быть - ясли, детские сады, детские дома, детские площадки, колонии и т. д. и т. д.

Во всех этих учреждениях дети могут бывать, когда и сколько им угодно, в зависимости от желания ребенка, а также от условий семейных. Посещение их может начинаться приблизительно с трех лет, - до этого времени желающим можно предоставить право приносить или приводить детей в ясли, которые должны примыкать к детскому дому.

Основой занятий всюду должна быть детская игра, сопровождаемая пением. К этой игре, групповой или коллективной, могут примыкать свободные беседы, а также и труд в различнейших применениях, начиная с огородничества, ухода за животными и растениями и кончая рисованием и лепкой. (...)

Во всех учреждениях должны быть введены только те игры, занятия, развлечения, которые соответствуют наклонностям, запросам и интересам детей. Посещения и занятия должны быть вполне свободны. Возможно представить себе даже некоторую индивидуализацию учреждений одного и того же типа, в зависимости от местных условий жизни, характера и склонностей большинства детей и т. д. Для возможности осуществления этого необходимо широкое применение принципа самоуправления детской общины, в котором только и могут вполне свободно проявляться организаторские способности молодежи. Отношение руководителей этих учреждений к детям должно покоиться на доверии и уважении к личности ребенка. Это одно лишь гарантирует им доверие и уважение со стороны детей. (...)

Кто же должен нести на себе заботы организации всех этих учреждений? (...) Они должны быть обществом, городскими, земскими, просветительными учреждениями, также широкой частной инициативой. Жизнь их должна протекать лишь под совместным контролем организации просветительных родительских собраний, учащих и самой молодежи. (...)

Нужно лишь удивляться и относить за счет жизнерадостности детского возраста то, сравнительно небольшое, количество преступлений и нарушений общественных законов, которое именуется “детской преступностью”. С этой преступностью современное общество борется достаточно крутыми и жесткими мерами, не принимая во внимание, что наказуемые дети часто даже не сознают и не имеют понятия об ответственности или противозаконности своих поступков, а главное не получают от общества ничего такого в моральном смысле, что бы создало в них известные моральные и этические устои, которые могли бы противостоять жизненным тяготам и злоключениям. Не тюремными наказаниями и исправительными приютами с почти тюремным режимом (за немногими исключениями) может общество бороться с возрастающей детской преступностью, а освобождением ребенка от тягот и бремени непосильного труда, нести которые ему не по силам ни морально, ни физически. Создавая общественно-воспитательные учреждения, которые дают детям возможность правильно развиваться в общественном смысле, общество тем самым может и должно укрепить и развить чувство ответственности и солидарности детей, которые являются фундаментом общественной, жизни и предохранять их таким образом от отступлений от общественных норм.

Такие учреждения могут бороться и с другой язвой нашей жизни: самоубийствами детей и юношей. Вся обстановка жизни ребенка и юноши настолько мало окрашена в светлый цвет, настолько в ней мало радости, что первые неудачи жизни, часто несущественные неудачи в школе, являются лишь последней каплей в полной чаше детской души. Если будут созданы такие учреждения, в которых ребенок не только будет правильно развиваться, - а это одно уже внесет громадное удовлетворение, - а и наслаждаться, понимая под этим наслаждение общей разумной игрой, музыкой, пением, театром, книгой, природой, то элемент радости уже будет противопоставлен в значительной мере тому пессимизму, который в конечном счете ведет его к прекращению жизни. (...)

Насущной необходимостью детства является организация новых воспитательно-просветительных учреждений для детей дошкольного, школьного и послешкольного возраста.

Теоретическая разработка основ организации, методов, применяемых в этих учреждениях, должна примыкать по существу к их организации и должна в свою очередь дополниться освещением вопросов развития детской психики, социально-психической структуры ребенка, углублением понимания проявлений детей с самого раннего возраста.

Задачи достаточно сложные, но достойные труда тех, кому действительно дорого развитие человека , для кого близки и кто действительно хочет видеть осуществление прав детства.

 

Свободное воспитание. - 1913-1914. - .№ 7. - С. 59-68, 75-78.

 


И. Накашидзе*